Урок окружающего мира "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Томко Татьяна Викторовна

Урок окружающего мира "Охрана животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_zhivotnyh.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата ___________                                                                            Окружающий мир

Урок 21

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

Педагогические цели

познакомить детей с животными, которые внесены в Красную книгу; воспитывать экологическую культуру учащихся.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Третьеклассники узнают, почему многие животные стали  редкими, как нужно охранять животных. Научатся оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы.

Личностные
результаты

Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь па схему; работать в парс: анализирован» схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Ход урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Настройтесь на урок.

– Проверим готовность к уроку                                         СЛАЙД 2

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний (Проверка дом. задания)

Фронтальный

Практический.

- соотнесите по смыслу значения столбцов, дополнив их

Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

Личинка- куколка- взрослое насекомое

Рыбы

Мечут икру

Икра- малек- рыба

Земноводные

Откладывают икру

Икра- головастик- лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Маленькие ящерицы(змейки, черепашки, крокодильчики)- взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Птенцы- птицы

Млекопитающие

Рождают детенышей

Детеныш-взрослое- животное

СЛАЙД 3

Работают по таблице. Отвечают на вопросы.

Осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения

Наблюдение.

III. Самоопределение к деятельности

Фронтальный

Практический. Словесный.

- С каждым годом на земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияет вырубка лесов, осушение болот, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.

- Прослушав стихотворение, догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.

 Все-все на свете

Нам нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете !

Нужны все подряд    - кто делает мёд,

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно ошибкой окажется.

                                             (Борис Заходер)

- Да, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об охране животных.

Слушают учителя.

Формулируют тему урока совместно с учителем

IV. Работа по теме урока

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя. Наглядный. Презентация

В парах

Начиная с 1600 г.  на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.  

СЛАЙД 4

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Международная Красная книга, впервые изданная в 1966 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений.

Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась Красная книга СССР. Спустя 6 лет появилось второе издание, более полное. Был значительно расширен круг животных, нуждающихся в охране. Кроме млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий в нее были включены рыбы, насекомые, моллюски и даже черви.

– Редкими стали белый медведь, морж, уссурийский тигр, бобер, соболь, орел-беркут, фламинго, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка, жук-красотел и другие животные.

Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера, степи – это дом.

Животные играют большую роль в природе. Необходимы они и людям.

– Как вы думаете, для чего?

Беседа

Охрана животных

- Какое значение имеют животные для растений?

(без животных растения не могли бы расселяться и размножаться)

- Какое значение имеют животные для человек?

(животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте)

- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных, а не убивать их. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?

- Посмотрите на доску, почему на ней изображены именно эти животные: белый медведь, зубр, морж, лебедь, фламинго? Слайд

(они занесены в красную книгу)

- Для чего нужна Красная книга?

(она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности)

- Что делают люди для охраны животных?

(создают заповедники, национальные парки)

Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе.

Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.

- Давайте познакомимся с некоторыми заповедниками.

(учитель раздает распечатки текстов о заповедниках. Ученики готовят сообщения и выступают)

Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, хорьков, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом.  Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. Затем, охота на этих зверей было запрещена.  Их стали заселять в заповедники и расселять по стране. 

СЛАЙД 6

Лес на Ворскле. Расположенный в юго-западной Белгородской области, близ районного центра Борисовка. Основная лесная порода дубравы - дуб черешчатый с небольшой примесью других широколиственных пород. Летом преобладают осока волосистая, ячменник пахучий, медуница неясная, фиалки. В лесной дубраве выделяют до 200 лесных ассоциаций. В заповеднике есть небольшие участки сосны и экзотов - бархата амурского, лиственницы сибирской, уксусного дерева и др. Лесные поляны отличаются обилием мезофильных луговых трав. Из водных растений в Ворскле обычны плавающие, образующие заросли у берегов- кубышка жёлтая, кувшинка белая,  ряска, роголистник. Из сорных растений подмаренник цепкий, крапивы двудомная и жгучая, горец птичий, лопух большой, чистотел, щирица запрокинутая.

СЛАЙД 7

Астраханский заповедник. В нем обитают пеликаны и цапли.  Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось… только благодаря полному запрету на охоту на них, птиц удалось спасти.

СЛАЙД 8

- Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие друге птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли, и не пожалели сил, чтобы их спасти.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником, презентацией.

Учатся формулировать тему урока, прогнозировать содержание материала.

Беседа

Физкультминутка                           СЛАЙД 9

Практическая

Электронная

Выполняют движения.

Наблюдение

V. Продолжение работы по теме урока

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя. Наглядный. Презентация

- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки. Их жизнь часто зависит от вас. От вашего поведения в природе.

- Давайте еще раз вспомним, как выглядят эти животные.

Информация о животных сопровождается иллюстрациями.

Дятел. Жизнь дятлов теснейшим образом связана с лесами. Эти птицы превосходно лазают по вертикальным стволам деревьев, часто долбят их. Все дятлы истинные строители. Выдолбленные ими дупла, в которых дятлы выводят птенцов, впоследствии служат убежищами и местом гнездования для многих птиц. Дятлы еще и музыканты. Это единственные в наше стране птицы, которые для выражения чувств используют "музыкальные инструменты", т.е. сухой резонирующий сук, по которому бойко выстукивают свою "механическую песню".

СЛАЙД 10

Белка. это обитатель лесов и парков. Она предпочитает жить в хвойных лесах. Эти грызуны проявляют дневную активность, в период которой практически все время проводят в поисках корма. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. У белки, как, впрочем, и у любого другого грызуна, поразительно прочные зубы.

СЛАЙД 11

Еж. это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обыкновенный ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы.

СЛАЙД 12

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником, презентацией.

Беседа

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

Групповая.  Словесный. Наглядный

Самостоятельная работа

Экологические правила

- А сейчас давайте проверим, знаете ли вы экологические правила. Соотносите правило с соответствующим знаком.

1. Не разоряй птичьи гнезда.

2. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лес или парк. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных зверей.

3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.

4. Подкармливай птиц зимой, делай для них скворечники.

5. Не лови бабочек, шмелей и стрекоз.

6. Не разоряй муравейники.

Выполнение заданий в ТПО

С. 63 №  2; С. 64 № 3

Работают с тетрадью.

Работают с текстом.

Беседа по вопросам

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Бабочку не трогай!

Будем помнить мы всегда –

Их не так уж много!

- Оцените свою работу на уроке.

-Что нового Вы узнали на уроке?

СЛАЙД 13-14

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VIII. Домашнее задание.

С. 106-111(у); с. 65, задание 6 (т)

СЛАЙД 15

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание
и способы выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....

Урок окружающего мира "Животные нашего леса"

На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....

Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"

Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.

Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....