Фронтальное занятие по развитию речи по теме:"Осень"
план-конспект занятия по теме

Занятие рекомендуется проводить для детей в возрасте 6 лет (подготовительная группа) с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_8.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Фронтальное занятие по развитию речи.                            

                          Тема:  Осень.

      Цель: Обучение составлению описательного рассказа.

      Задачи: Расширять и уточнять словарь существительных и прилагательных по теме; составление и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; практическое употребление существительных единственного и множественного числа; учить составлять описательный рассказ с опорой на сюжетные картинки.

      Орг. момент: Игра « Назови, не ошибись».

Инструкция: Каждый называет по одному осеннему месяцу вначале по порядку, а затем в обратной последовательности и садиться за парту.

      Введение в тему (определяем тему совместно).

                                            Загадки:

«Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.

 Когда это бывает?» - Осенью.

«Листья опадают, птицы улетают, дождик поливает.

 Когда это бывает?» - Осенью.

     Взрослым зачитывается стихотворение как подведение итога о теме.

                             «Портрет осени»

   Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льётся-

Это время года осенью зовётся!

     Оборудование: Сюжетные и предметные картинки по теме: «Осень».

Расширение и уточнение словарного запаса:

1.Повторение признаков осени и по предметным картинкам (существительные и глаголы)

   А) Картинка « Солнце» (Солнце мало светит и греет)

   Б) «Зонтик чёрного цвета» (Часто идут холодные дожди).

   В) «Дерево с разноцветными листьями, лист под деревом» (Листья желтеют и опадают).

   Г) « Трава зеленого и жёлтого цветов» (Трава вянет и жухнет)

   Д) «Птицы, летящие косяком» (Птицы улетают в тёплые края)

2.Расширение словаря прилагательных.

« Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А изменились не только листочки, но и всё вокруг»

             Игра «Самый внимательный».

   Какие стали листья? – жёлтые, оранжевые.

Какая стала трава? – жёлтая, сухая.

Какое стало небо? – серое, хмурое.

Какой стал ветер? – холодный, резкий, сильный.

Какой стал дождь?- холодный, частый, долгий.

 3. Работа над грамматическим строем.

  А. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Зазвонил телефон, на проводе Гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и даёт детям задание. У них в стране всё маленькое-маленькое и поэтому всё зовётся ласково. А как?

(говорят дети).

   Инструкция: Взрослый называет слово по теме – дети придумывают с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-еньк, -очк, -ечк, -чк, -очек.)

Дождь – дождик – дождичек;  трава – травка – травушка; солнце – солнышко; тучка – тучечка – тученька; лист – листик – листочек; ветка – веточка; лес – лесочек; ветер – ветерок – ветерочек.

   Б.  Образование множественного числа существительных.

 Игра «Один и много».

Инструкция: Взрослый предлагает слова в единственном числе, дети образовывают во множественном.

Лужа – лужи, лист – листья, дерево – деревья, туча – тучи, птица – птицы, дождь -  дожди.

   Физкультминутка.

   Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на пальчиках, руки в сторону)

Листья нам под ноги ложатся

 (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(движения руками вправо- влево)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются и кружатся).

  4.  Развитие связной речи (составление рассказа).

   На доску выставляются картинки: «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дорогах», «деревья с разноцветными листьями», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц».

Инструкция:  К каждой картинке придумайте красивое предложение. Один ребёнок рассказывает про первые три картинки, второй – про вторые три, третий про остальные.

      Взрослый зачитывает эталонный рассказ:

«Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идёт холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают в тёплые края».

   Дети рассказывают по цепочке затем кто-то полностью.

   Итог занятия. Оцениваются все рассказы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)

Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...

Методическая разработка занятия по развитию речи на тему сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Теремок».Цель и задачи  занятия – развивать устную речь учащихся, повторить  русскую народную сказку «Теремок», научить детей рассказывать сказку, правильно  вы...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Осень».

Конспект занятия по развитию речи рассчитан на детей старшего возраста с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи по теме "Текст"

Конспект внеурочного занятия в 1 классе...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ«ВРЕМЕНА ГОДА.ЗИМА»

В данной разработке предтавлены конспекты тематических занятий по развитию речи для детей 5-8 лет. Занятия построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами, что исключает п...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «Осень» Е.Трутнева

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...