Фронтальное занятие по развитию речи по теме:"Осень"
план-конспект занятия по теме
Занятие рекомендуется проводить для детей в возрасте 6 лет (подготовительная группа) с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_8.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное занятие по развитию речи.
Тема: Осень.
Цель: Обучение составлению описательного рассказа.
Задачи: Расширять и уточнять словарь существительных и прилагательных по теме; составление и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; практическое употребление существительных единственного и множественного числа; учить составлять описательный рассказ с опорой на сюжетные картинки.
Орг. момент: Игра « Назови, не ошибись».
Инструкция: Каждый называет по одному осеннему месяцу вначале по порядку, а затем в обратной последовательности и садиться за парту.
Введение в тему (определяем тему совместно).
Загадки:
«Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.
Когда это бывает?» - Осенью.
«Листья опадают, птицы улетают, дождик поливает.
Когда это бывает?» - Осенью.
Взрослым зачитывается стихотворение как подведение итога о теме.
«Портрет осени»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льётся-
Это время года осенью зовётся!
Оборудование: Сюжетные и предметные картинки по теме: «Осень».
Расширение и уточнение словарного запаса:
1.Повторение признаков осени и по предметным картинкам (существительные и глаголы)
А) Картинка « Солнце» (Солнце мало светит и греет)
Б) «Зонтик чёрного цвета» (Часто идут холодные дожди).
В) «Дерево с разноцветными листьями, лист под деревом» (Листья желтеют и опадают).
Г) « Трава зеленого и жёлтого цветов» (Трава вянет и жухнет)
Д) «Птицы, летящие косяком» (Птицы улетают в тёплые края)
2.Расширение словаря прилагательных.
« Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А изменились не только листочки, но и всё вокруг»
Игра «Самый внимательный».
Какие стали листья? – жёлтые, оранжевые.
Какая стала трава? – жёлтая, сухая.
Какое стало небо? – серое, хмурое.
Какой стал ветер? – холодный, резкий, сильный.
Какой стал дождь?- холодный, частый, долгий.
3. Работа над грамматическим строем.
А. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Зазвонил телефон, на проводе Гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и даёт детям задание. У них в стране всё маленькое-маленькое и поэтому всё зовётся ласково. А как?
(говорят дети).
Инструкция: Взрослый называет слово по теме – дети придумывают с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-еньк, -очк, -ечк, -чк, -очек.)
Дождь – дождик – дождичек; трава – травка – травушка; солнце – солнышко; тучка – тучечка – тученька; лист – листик – листочек; ветка – веточка; лес – лесочек; ветер – ветерок – ветерочек.
Б. Образование множественного числа существительных.
Игра «Один и много».
Инструкция: Взрослый предлагает слова в единственном числе, дети образовывают во множественном.
Лужа – лужи, лист – листья, дерево – деревья, туча – тучи, птица – птицы, дождь - дожди.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся
(дети кружатся на пальчиках, руки в сторону)
Листья нам под ноги ложатся
(дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят
(движения руками вправо- влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются и кружатся).
4. Развитие связной речи (составление рассказа).
На доску выставляются картинки: «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дорогах», «деревья с разноцветными листьями», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц».
Инструкция: К каждой картинке придумайте красивое предложение. Один ребёнок рассказывает про первые три картинки, второй – про вторые три, третий про остальные.
Взрослый зачитывает эталонный рассказ:
«Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идёт холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают в тёплые края».
Дети рассказывают по цепочке затем кто-то полностью.
Итог занятия. Оцениваются все рассказы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)
Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...
Методическая разработка занятия по развитию речи на тему сказка «Теремок»
Русская народная сказка «Теремок».Цель и задачи занятия – развивать устную речь учащихся, повторить русскую народную сказку «Теремок», научить детей рассказывать сказку, правильно вы...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»
Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Осень».
Конспект занятия по развитию речи рассчитан на детей старшего возраста с ОНР....
Конспект занятия по развитию речи по теме "Текст"
Конспект внеурочного занятия в 1 классе...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ«ВРЕМЕНА ГОДА.ЗИМА»
В данной разработке предтавлены конспекты тематических занятий по развитию речи для детей 5-8 лет. Занятия построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами, что исключает п...
Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «Осень» Е.Трутнева
Пояснительная записка Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...