Конспект занятия по развитию речи по теме "Текст"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи по теме «Текст».
Цель: Учить школьников находить в тексте главную мысль и обосновывать свою точку зрения, опираясь на цитаты из текста, продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его.
Задачи:
- способствовать усвоению понятий «текст», «тема текста», «заголовок текста»;
- развивать умение определять тему текста и подбирать соответствующий заголовок к данному тексту; развивать память, внимание;
- воспитывать интерес к русскому языку, литературе.
Планируемые результаты:
- Регулятивные (умение ставить цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, различать способ и результат действий
- Познавательные (самостоятельный поиск необходимой информации, умение рассуждать, делать выводы)
- Коммуникативные (учитывать разные мнения, формировать собственное мнение, умение работать в парах, группах)
- Личностные: проявлять интерес к изучению нового; проявлять уважительное отношение к русскому языку; проявлять уважительное отношение к товарищам; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на занятии.
- Предметные (научить составлять текст, озаглавливать его)
Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение.
Ресурсы: распечатки, компьютерная презентация
Ход занятия:
- Организация начала занятия.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Артикуляционные упражнения
- Ныряльщик. Вдохнуть, выдыхать постепенно, как ныряльщик под водой.
- Ветерок. Подуть как ветерок.
- Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
- Вкусное варение. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.
- Улыбка. Мышцы губ растянуть в улыбке.
- Маятник. Отклонять язык то вправо, то влево. При движении язык не прикасается к губам.
Скороговорка.
Перепелятник пойма
Перепела, перепёлку,
Перепелят и перепелятника.
IV. Актуализация знаний.
-У вас на столе карточки. Вы должны подобрать к половине пословицы из левого столбика подходящую по смыслу часть из правого столбика.
Объясните смысл пословицы.
Слайд 1. - Определите, что это записано? (1 – это предложения, 2 – это текст). Ты уже знаешь, что такое ТЕКСТ. Давай вспомним признаки текста.
(задание на листочках)
- Предложения в тексте (связаны) по смыслу.
- Предложения в тексте рассказывают об (одном) и том же.
- Каждое предложение в тексте имеет своё (место).
- К тексту можно придумать (заглавие).
- Изучение нового материала.
Слайд 2. – Выберете из предложенных групп предложений текст.
(Лось жил на берегу красивого озера. Бабушка всегда рассказывала очень интересные сказки. От усталости путники валились с ног. Без нитки да иголки шубы не пошить.)
(У самого берега жили два камня – два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца, и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.)
– Какая группа предложений является текстом?
– Почему?
Работа в парах на листочках.
- Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст. Работайте в парах, не забывайте о правилах работы в паре.
- Какие качества вам будут необходимы при выполнении этого задания? (взаимопомощь, терпение, успех). Проверка.
- Запишите получившийся текст.
- - Какие качества необходимы для выполнения этого задания? (Аккуратность, старание, успех). Определите тему текста и озаглавьте его.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
IV. Повторение ранее изученного материала.
«Играть играй, да дело знай»
- «Отгадай словечко».
- Первый, последний, школьный, телефонный, звонкий (звонок).
- Воздушный, ёлочный, земной (шар).
- Морской, речной, сахарный, мелкий, крупный (песок).
- Белый, чёрный, ржаной, пшеничный, мягкий, чёрствый (хлеб).
- Сильный, холодный, тёплый, северный, резкий (ветер).
- Большое, зелёное, красное, сладкое, кислое, наливное (яблоко).
Задание: Установите связь.
1. Крот не любит ясного солнца и свежего ветра.- (Крот живет под землей.)
2. У попугаев большой кривой клюв – кусачки.- ( Попугаи могут разгрызать крепкие орехи и плоды.)
3.У жирафа огромный рост. –( Жираф легко достает листья с больших деревьев.)
4.Бананы срезают зелеными.- (Созревшие бананы быстро портятся.)
5.У дятла липкий язык большой длины. –( Муравьи часто прилипают к нему.)
6.Арбузы растут в жарких странах.- ( Арбузам нужно тепло и долгое время для созревания.)
7.Большинство птиц строят себе гнезда.- (Гнезда защищают и яйца, и птенцов.и т.п.)
V. Итог занятия.
- Чему учились сегодня на занятии? (Определять тему текста и подбирать заголовок к тексту.)
VI. Рефлексия.
-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какое задание было самым интересным?
- Кому все задания показались лёгкими, кто с ними справился быстро без особых усилий, выберите смайлик «Солнышко».
- У кого некоторые задания вызвали затруднения, но, приложив усилия, всё же удалось справиться, выберите смайлик «Солнышко в тучках».
- Кому было очень сложно, всё время требовалась помощь, выберите смайлик «Тучка с дождиком».
Посмотрите, какая погода над нашим «Дворцом успеха». Что вы можете об этом сказать? (Для успешного завершения начатого дела необходимо хорошее настроение.)
-Урок окончен, спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».
Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...
Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
• расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" • развитие мышления д...
Конспект занятия по развитию речи в 3 классе КВН «Страна Словария» (Авторская программа «Речевая копилка»)
Конспект занятия по развитию речив 3 классеКВН «Страна Словария»...
Конспект занятия по развитию речи «Весну выручаем!»
Конспект занятия по развитию речи "Весну выручаем!"Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года.Задачи:- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;- закреплять н...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»
Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».
Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"...