Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму
методическая разработка по теме
Статья о системе работы по подготовке руки ребенка к письму и развитии мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_i_podgotovka_detey_k_pismu.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму
Федорова JI.B.
МБДОУ Детский сад №124, г. Рязань
От подрастающего поколения в конечном итоге будет зависеть наша жизнь, осуществление надежд, помыслов, дел, судьба наших завоеваний. Мысль о развитии интеллектуальных способностей становится все более популярной.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед педагогами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Ускорение научно-технического прогресса напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты любой деятельности.
Генетики Ю. Г. Шевченко, Н. П. Дубинин утверждают, что духовное развитие фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется с каждым новым поколением. Решение данной задачи чрезвычайно значимо в дошкольные годы, т. к. данный возраст составляет в жизни каждого человека крошечный по времени период и одновременно, по существу, является наиважнейшим для всей последующей жизни.
Наш современник академик А. Н. Амосов сказал: «Убежден, что правильно поставленная работа с дошкольниками поможет существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа».
Рука изучает мир вещей. Тонкая моторика — это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы часто сталкиваемся с проблемой слабого развития пальцев рук и поэтому практические действия быстро приводят к утомлению, часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки.
Проблема развития мелкой моторики детей привлекает к себе не ослабевающий интерес отечественных и зарубежных физиологов, психологов, педагогов-практиков. В XX веке такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Интеллектуальная готовность к школе это не наличие у ребенка, каких-то определенных сформированных знаний или умений, а наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития. Все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, должны уметь сосредоточить внимание, например на написание элементов букв. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета развития мелкой моторики.
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (подготовительная группа) представляет собой решение проблемы обновления содержания обучения и воспитания с целью их качественного улучшения. Разработана она на основе типовой программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой М. А. и опыта работы по проблемам мелкой моторики дошкольников.
Система задач и заданий выстраивается в порядке возрастания их трудности и постепенного, и своевременного формирования навыков мелкой моторики рук ребенка.
Цель — развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму.
Задачи: 1) формирование мышечного сустава кисти руки; 2) развитие силы, тонуса, точности движений; 3) совершенствование внимания зрительно-пространственного восприятия, памяти; 4) создание благоприятных условий для учебной мотивации; 5) развитие чувства ритма, координации; 6) развитие ручной умелости; 7) восприятие навыка правильной речи.
Формы и методы: тренировка мелких мышц руки осуществляется в различных видах деятельности на занятиях по развитию речи, математики, по обучению грамоте, рисованию, аппликации, лепке, конструированию, комплексных занятиях, а также вне занятий.
Систему упражнений, используемых на занятиях, условно можно разделить на зри составляющие: пальчиковая гимнастика; упражнения, игры для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов и без них; отработка графических навыков.
Используемые приемы: рисование, игра «Замечательный художник» — подобрать слово с изучаемым звуком и нарисовать его; схема-рисунок, схемы-подсказки, пальцевые игры, диктант-рисование; «Расскажи стихи руками» — прием образного развития мелкой моторики, конструирование букв из основных элементов; шнурование букв; раскрашивание и штриховка; предметная деятельность. Особая роль в подготовке детей письму уделяется рукоделию (вышивание). Оно требует точности движений, способствует тренировке мышц руки. Тренировка мелких мышц руки происходит и в настольной игровой деятельности (изготовлении масок для инсценировки сказок, вырезание различных силуэтов для теневого театра).
Большое место отводится кукольному и пальчиковому театру. Репетируя действия персонажей, дети учатся координировать движения руки, пальцев.
Оформлена картотека пальчиковых игр, упражнений и пальчиковой гимнастики, которые использовались в свободное время деятельности между занятиями перед прогулкой в утреннее и вечернее время, в форме групповых и индивидуальных занятий.
Так как группа была подготовительная, на занятиях особое внимание уделялось работе в тетради. На занятиях «творческая мастерская» работали с бисером, изготовляли разные поделки: брошки, миниатюры, сувениры. Практически каждое занятие прослеживает прямую и косвенную цель развития мелкой моторики детей — подготовка руки к письму (тренировка грех пальцев).
В течение года постоянно дополнялась развивающая среда по данной проблеме. На основе «обследовательских» движений рук дополнили среду играми-упражнениями: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Что в черном ящике?», «Чудесный мешочек».
Много работали с книжками-раскрасками, которые приобретались родителями, индивидуально выполняли домашнее задание в тетради: «Нарисуй по точкам и раскрась», «Нарисуй от заданной точки» и т.д. Для родителей оформлена рубрика «Готовим руку к письму», ежемесячно обновляемые «Пальчиковые игры» — практический материал, с помощью которого можно самостоятельно в домашних условиях играть, развивая пальчики у детей.
На основе обобщения опыта и анализа методической литературы строилась работа по развитию мелкой моторики в средней группе, с учетом создания максимально благоприятной воспитывающей среды, обеспечивающей комфортное самочувствие детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности, период адаптации к детскому саду.
Для развития мелкой моторики использован материал, сделанный своими руками. Работа заключалась в раскладывании предметов в аналогичные по цвету емкости, нанизывание бусин и т.п. При работе обращали внимание на то, как дети берут предметы (правой рукой, гремя пальчиками), как раскладывают (слева — направо).
Хочется отметить то, что дети в средней группе накапливают потенциал, насыщают свою познавательную потребность. Ребенок может «потрогать мир руками, глазами, носом». В начале года дети неуверенно держали различные мелкие предметы, роняли их, неправильно держали ложку для пересыпания крупы, сыпали мимо чашки. К концу года дети научились уверенно держать предметы, работать тремя пальчиками и соблюдать последовательность в работе; но результатам диагностики лучше развита ручная умелость, пространсгвенная ориентация на листе бумаги и в общих направлениях движения; стало более развито чувство ритма, умение сглаживать ритм и темп движений, слово и жест; улучшилось развитие изобразительных и графических умений детей.
Для определения степени подготовленности к обучению и овладению навыками письма целесообразно планировать и внедрять в систему работу по подготовке детей к обучению в щколе, а также проводить итоговую диагностику, которая позволяет увидеть результат работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....
Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...
Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству
Задачи:- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме-провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников-создать условия, способствующие...
Проект: Развитие мелкой моторики «Волшебные пальчики» для детей с ТМНР
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессо...
Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ"
Цель: повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.Задачи:- рассказать о важности использования метод...
«Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
Любые поражения зрения откладывают негативный отпечаток на развитие ребенка. Дефект зрения затрудняет накопление чувственного опыта, ведет к неполноценному восприятию окружа...