Главные вкладки
Федорова Людмила Викторовна
сайт учителя начальных классов
Профессия: Учитель начальных классов - воспитатель
Профессиональные интересы: Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму,психология
Увлечения: Вышивка,история,поэзия,садоводство
Регион: Рязанская область
Населенный пункт: г.Рязань
Место работы: НОУ "Частная школа "Рюминский лицей"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fedorova-lyudmila-viktorovna«Чаще приглашать на уроки Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога сна».
Я - Учитель, учитель начальных классов. Быть учителем не просто, так как учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Истинный учитель сам учится всю свою жизнь и учит других. Случайных людей в этой профессии быть не должно, так как учитель дарит детям не только знания, но и нравственную чистоту, доброе сердце, благородство поступков. Учитель учит всей своей жизнью. Он должен «гореть» сам и суметь «зажечь» учеников. Е. И. Рерих в книге «Три ключа» говорит о том, ученика надо научить владеть тремя ключами: Знанием, Красотой и Любовью, и тогда он «сможет открыть дверь входа, ведущего к светозарным источникам истины». «Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. А главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми»*. Согласитесь, стремиться к совершенству всю жизнь – не просто. Поэтому учитель должен ко многим проблемам относиться философски. Он должен пройти путь от знаний к мудрости, от рассуждений о жизни – к философии добра, созидания. Тогда он – Учитель!
О себе
Учитель! Хочется пофилософствовать об этой профессии, о её величии, благородстве... Нет, лучше просто о школе, детях… и о себе.
Первый урок в 1 классе… Я очень волнуюсь. Какими будут первые слова, с которыми я обращусь к детям? Каким голосом я их произнесу? Ведь на меня смотрят 10 пар глаз, и эти дети верят каждому моему слову! Наверное, прежде всего надо быть самим собой, всегда. Дети всё чувствуют. Они такие разные, неповторимые, но каждый со своим взглядом на мир, отношением к людям.
А как интересно с ними общаться! Они любят говорить, спорить, доказывать. Дети хотят «добывать» знания сами, хотят делать открытия. А чтобы так было – надо гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других и быть счастливой, когда твои ученики освещают тебя своим пламенем. Ещё в институте я прочитала замечательную книгу Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», где мне запомнились слова: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом». Теперь это не просто слова, это – девиз в моей работе.
Учителю совсем не трудно заинтересовать ребят, чтобы они хотели идти в школу, на урок. Нам всего лишь необходимо не забывать находить какую-либо изюминку (в погоде, тишине или шуме, причёске – у того, кто явно хочет, чтобы его заметили), пошутить, порадоваться человеку, совершившему подвиг, открытие.
У каждого педагога свой стиль взаимодействия с детьми. Он вырабатывается на собственном опыте и проявляется буквально во всём, даже в том, как учитель входит в класс и здоровается с детьми. В том, как он слушает ребёнка и что-то ему объясняет. В том, как реагирует на различные ситуации. Нам иногда кажется, что всё это мелочи. Но ведь именно в этих «мелочах» и заключено самое важное в нашей профессии – уважение, понимание, признание личности ребёнка. Встречаются иногда такие сложные ситуации в нашей работе, что порой не знаешь, как поступить. Я сразу мысленно ставлю себя на место ученика. Очень важно уметь это сделать, иметь желание познать детскую душу и помнить, что сам был когда-то ребёнком и учеником. Вот и получается, что мы помогаем детям познать азы письма и чтения, учим считать и умножать, а ещё дружить, не обижать слабого, а дети, в свою очередь, дают нам самое «высшее педагогическое образование».
Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
1. В. И. Аннушкин, Первая русская "риторика", Знание, М.: 1989.
2. В. И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование, М.: 1995.
3. Л. П. Федоренко, Принципы обучения русскому языку, М.: 1973.
Мой взгляд на мир
Я хочу начать словами великого русского писателя и педагога Льва Николаевича Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
-Какой же он современный совершенный учитель?
-Учитель. Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Ведь учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
- Я часто задаюсь вопросами. Какой я учитель? Какими смогу вырастить и воспитать своих учеников? Чему научу их? Какой след оставлю в юных сердцах? Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня зависит, как сложится дальнейшая школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими помощниками и единомышленниками. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И от меня зависит, какими будут эти воспоминания – добрыми и светлыми или тягостными и печальными. Поэтому для меня главное – не растерять то доверие учеников и родителей, которое они щедро мне дарят.
-Труд учителя нелегок. На одной из лекций я услышала, что по эмоциональной нагрузке его сравнивают с трудом начальника производственного цеха. Не знаю, почему они так решили? Мне-то кажется, что нагрузка учителя значительно больше. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, и искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит положительные плоды, когда общение вызывает у детей радость и неподдельный интерес.
- Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для них школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка. Вот такая большая ответственность ложится на мои плечи. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать любые детские начинания, зародить веру ребенка в себя, в то, что он многое сможет.
Мои достижения
Сертифицированные документы педагога:
Название документа | Содержание | Дата выдачи |
Сертификат | Участник городской предметной конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений | 2009 – 2010 г. |
Сертификат | Участник мастер – класс Молли Уайт « Методика « Portage» в работе с семьями имеющими детей с особыми образовательными потребностями» | №25/17 12 – 13 мая 2011 г. |
Сертификат | Участник 6-ой международной научно – практической конференции «Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей человека» | №25/76 12 – 13 мая 2011 г. |
Повышение квалификации:
Дата прохождения | Название курсов повышения квалификации | Количество часов | Полученный документ |
20.09.2004г. -07.02.2005г. | «Программа для воспитателей групп компенсирующего назначения» | 144 | Свидетельство №701 |
04.04.2006 – 06. 04 2006г. | Новые технологические приемы и методы обучения в прикладном творчестве» | 3 дня | Свидетельство №6 |
Наличие публикаций по проблеме обучения, воспитания, развития детей:
Год написания | Тема публикации | Место издания |
|
|
|
12 – 13 мая 2011г. | «Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму» | Материалы 6 международной научно-практической конференции, Рязань 2011г. |
Моё портфолио
Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму
Федорова JI.B.
МБДОУ Детский сад №124, г. Рязань
От подрастающего поколения в конечном итоге будет зависеть наша жизнь, осуществление надежд, помыслов, дел, судьба наших завоеваний. Мысль о развитии интеллектуальных способностей становится все более популярной.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед педагогами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Ускорение научно-технического прогресса напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты любой деятельности.
Генетики Ю. Г. Шевченко, Н. П. Дубинин утверждают, что духовное развитие фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется с каждым новым поколением. Решение данной задачи чрезвычайно значимо в дошкольные годы, т. к. данный возраст составляет в жизни каждого человека крошечный по времени период и одновременно, по существу, является наиважнейшим для всей последующей жизни.
Наш современник академик А. Н. Амосов сказал: «Убежден, что правильно поставленная работа с дошкольниками поможет существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа».
Рука изучает мир вещей. Тонкая моторика — это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы часто сталкиваемся с проблемой слабого развития пальцев рук и поэтому практические действия быстро приводят к утомлению, часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки.
Проблема развития мелкой моторики детей привлекает к себе не ослабевающий интерес отечественных и зарубежных физиологов, психологов, педагогов-практиков. В XX веке такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Интеллектуальная готовность к школе это не наличие у ребенка, каких-то определенных сформированных знаний или умений, а наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития. Все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, должны уметь сосредоточить внимание, например на написание элементов букв. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета развития мелкой моторики.
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (подготовительная группа) представляет собой решение проблемы обновления содержания обучения и воспитания с целью их качественного улучшения. Разработана она на основе типовой программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой М. А. и опыта работы по проблемам мелкой моторики дошкольников.
Система задач и заданий выстраивается в порядке возрастания их трудности и постепенного, и своевременного формирования навыков мелкой моторики рук ребенка.
Цель — развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму.
Задачи: 1) формирование мышечного сустава кисти руки; 2) развитие силы, тонуса, точности движений; 3) совершенствование внимания зрительно-пространственного восприятия, памяти; 4) создание благоприятных условий для учебной мотивации; 5) развитие чувства ритма, координации; 6) развитие ручной умелости; 7) восприятие навыка правильной речи.
Формы и методы: тренировка мелких мышц руки осуществляется в различных видах деятельности на занятиях по развитию речи, математики, по обучению грамоте, рисованию, аппликации, лепке, конструированию, комплексных занятиях, а также вне занятий.
Систему упражнений, используемых на занятиях, условно можно разделить на зри составляющие: пальчиковая гимнастика; упражнения, игры для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов и без них; отработка графических навыков.
Используемые приемы: рисование, игра «Замечательный художник» — подобрать слово с изучаемым звуком и нарисовать его; схема-рисунок, схемы-подсказки, пальцевые игры, диктант-рисование; «Расскажи стихи руками» — прием образного развития мелкой моторики, конструирование букв из основных элементов; шнурование букв; раскрашивание и штриховка; предметная деятельность. Особая роль в подготовке детей письму уделяется рукоделию (вышивание). Оно требует точности движений, способствует тренировке мышц руки. Тренировка мелких мышц руки происходит и в настольной игровой деятельности (изготовлении масок для инсценировки сказок, вырезание различных силуэтов для теневого театра).
Большое место отводится кукольному и пальчиковому театру. Репетируя действия персонажей, дети учатся координировать движения руки, пальцев.
Оформлена картотека пальчиковых игр, упражнений и пальчиковой гимнастики, которые использовались в свободное время деятельности между занятиями перед прогулкой в утреннее и вечернее время, в форме групповых и индивидуальных занятий.
Так как группа была подготовительная, на занятиях особое внимание уделялось работе в тетради. На занятиях «творческая мастерская» работали с бисером, изготовляли разные поделки: брошки, миниатюры, сувениры. Практически каждое занятие прослеживает прямую и косвенную цель развития мелкой моторики детей — подготовка руки к письму (тренировка грех пальцев).
В течение года постоянно дополнялась развивающая среда по данной проблеме. На основе «обследовательских» движений рук дополнили среду играми-упражнениями: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Что в черном ящике?», «Чудесный мешочек».
Много работали с книжками-раскрасками, которые приобретались родителями, индивидуально выполняли домашнее задание в тетради: «Нарисуй по точкам и раскрась», «Нарисуй от заданной точки» и т.д. Для родителей оформлена рубрика «Готовим руку к письму», ежемесячно обновляемые «Пальчиковые игры» — практический материал, с помощью которого можно самостоятельно в домашних условиях играть, развивая пальчики у детей.
На основе обобщения опыта и анализа методической литературы строилась работа по развитию мелкой моторики в средней группе, с учетом создания максимально благоприятной воспитывающей среды, обеспечивающей комфортное самочувствие детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности, период адаптации к детскому саду.
Для развития мелкой моторики использован материал, сделанный своими руками. Работа заключалась в раскладывании предметов в аналогичные по цвету емкости, нанизывание бусин и т.п. При работе обращали внимание на то, как дети берут предметы (правой рукой, гремя пальчиками), как раскладывают (слева — направо).
Хочется отметить то, что дети в средней группе накапливают потенциал, насыщают свою познавательную потребность. Ребенок может «потрогать мир руками, глазами, носом». В начале года дети неуверенно держали различные мелкие предметы, роняли их, неправильно держали ложку для пересыпания крупы, сыпали мимо чашки. К концу года дети научились уверенно держать предметы, работать тремя пальчиками и соблюдать последовательность в работе; но результатам диагностики лучше развита ручная умелость, пространсгвенная ориентация на листе бумаги и в общих направлениях движения; стало более развито чувство ритма, умение сглаживать ритм и темп движений, слово и жест; улучшилось развитие изобразительных и графических умений детей.
Для определения степени подготовленности к обучению и овладению навыками письма целесообразно планировать и внедрять в систему работу по подготовке детей к обучению в щколе, а также проводить итоговую диагностику, которая позволяет увидеть результат работы.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты