Программа подготовки к школе.
рабочая программа по теме

Гук Светлана Юрьевна

Разработки занятий с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КУРСА

“Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”.

Разработала: Гук С.Ю.

Основная общеобразовательная школа №33

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?

Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?

Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?

Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

Исходя из педагогического опыта многих учителей,  мы приходим к выводу, что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.

Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.

Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.

Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия. Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из блоков с 10-ти минутным перерывом.

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.

В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый курс развития речи и обучения грамоте, начальной математики,  дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы:

-  по-возможности, каждый ребенок хорошо учился;

-  не уставал;

-  не болел;

- был весел и жизнерадостен.

Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.

Данный курс содержит два комплектных блока:

• развитие речи и обучение грамоте.

• начальный курс математики и логика;

                

ПЕРВЫЙ БЛОК:

« Развитие речи и обучение грамоте»

ПЕРВЫЙ БЛОК: Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить:

• взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

• интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

• развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

• работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;

• научить осмысленно читать, говорить, писать;

• по-возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

• развивать интерес к учебным занятиям;

• расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;

• развитие фонематического слуха;

• дать элементарные понятия о звукобуквенном анализе слов, научить правильно, определять и давать характеристику звука;

• обогащение словаря учащихся, развитие их речи;

• правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

• научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.

Тематическое планирование

1 день.

Чтение.

  1. Ориентировка уч-ся в ближайшем окружении. Знакомство учителя с детьми. Выявление знания детьми своей фамилии, имени и отчества.
  2. Беседа о зимнем отдыхе детей. Выясняется, кто из детей, где отдыхал зимой, с кем отдыхал, чем занимался и т.д.
  3. Беседа на тему: «Здравствуй школа». В процессе беседы используется красочная настенная картина о приходе детей в школу. Беседа ведётся в виде вопросов учителя и ответов учеников по картине и по личным впечатлениям. В заключении дети рассматривают картинку на доске.
  4. Разучивание с голоса учителя стихотворения о школе.

Письмо.

  1. Выявление знаний и умений учащихся.
  2. Знания учениками отдельных букв, печатных и письменных.
  3. Умение списать с доски или с печатного текста отдельные буквы, слоги, слова, предложения (при этом отмечается характер списывания: по буквам, по слогам, простое копирование написанного).
  4. Рисование на альбомных листах палочек, кружков, обведение по шаблону круга и квадрата,  раскрашивание их. В процессе работы учитель выясняет, как дети умеют пользоваться карандашом, тетрадью, правильно ли располагают материал на бумаге, умеют ли обводить по шаблону, соблюдать пределы при раскрашивании, умеют ли пользоваться инструкцией учителя.

2 день

Чтение.

  1. Ориентировка учащихся в ближайшем окружении. Выявление знания детьми своего домашнего адреса, дороги до школы (с кем едет в школу, из школы, каким транспортом, сколько времени тратит на дорогу).

Знакомство с товарищами по классу. Выясняется, сколько человек в классе, как зовут каждого ребёнка. Знакомство с классной комнатой. По просьбе учителя дети показывают окружающие предметы: стул, стол, парту, доску, шкаф и др; называют их; с помощью учителя

  1. Уточняется назначение каждого предмета.

Как игровой материал используются трафаретки различных предметов (стол, стул, пату, доску, шкаф и др.) и изображения этих предметов на картинках, которые располагаются в порядке, предложенном учителем. Схематично можно изобразить уголок классной комнаты.

  1. Рассматривание рисунка «Классная комната». Узнавание и называние некоторых предметов, нарисованных на картинке.
  2. Школьный звонок. Вспомнить и воспроизвести звук школьного звонка. Послушать, как звенят другие звонки, принесённые учителем в класс (разные звоночки, часы-будильник, игрушечные колокольчики, ёлочные и др.), имитировать звук прослушанных звонков. Можно вспомнить, где дети ещё слышали звонки (в квартире, в трамвае, в театре, в кино). Определить назначение звонков (школьного, телефонного, дверного или других).

Игра «Угадай – ка»: определение на слух, какой звенит звонок.

Письмо.

Знакомство с наиболее распространёнными цветами (чёрный, белый, красный, синий, жёлтый, зеленый, коричневый).

  1. Упражнения для кисти и пальцев рук:
  1. сгибание кисти в кулак и разгибание двумя руками одновременно и по очереди, в позе супинации  и пронации;
  2. противопоставление пальцев;
  3. удерживание карандаша в руке.
  1. Выяснение знания детьми наиболее распространённых цветов при предъявлении предметов различной окраски (карандаши, яблоко, огурец, лимон…)

  1. Работа с цветными полосками (большого размера у учителя, меньшего у  каждого ребёнка)
  1. узнавание и называние цвета предложенных учителем полосок;
  2.  нахождение полосок того же цвета и расположение их в той же последовательности, что и у учителя;
  3.  нахождение полосок определённого цвета и расположение их по инструкции учителя.

 ( На первых уроках для расположения в определённой последовательности берутся полоски не более двух-трёх цветов).

  1. Обводка по шаблону фигур (яблоко и груша) и закрашивание их определённым цветом под руководством учителя.

3 день.

Чтение.

Школьные вещи. Понятие «слово». Условно-графическая запись отдельных слов.

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
  1. вдох-выдох-пауза (2-3 раза);
  2.  раскрывание и закрывание рта свободное и с сопротивлением рук.
  1. Школьные вещи( портфель, книги, тетради, ручка, карандаш, резинка и др.):
  1. демонстрация и называние учителем школьных вещей и правильное повторение их названий учениками;
  2. узнавание детьми предъявляемых учителем вещей;
  3. правильное называние вещей.
  1. Знакомство с понятием «слово»:
  1. предъявление и называние 2-3 вещей;
  2. понятие «слово» (показываем вещи или предметы, а называем их словами;
  3. определение количества предъявленных предметов и количества названных слов.

  1. Условно-графическое изображение слов полоской бумаги.
  2. Работа с картинками, на которых изображены школьные вещи:
  1. правильное называние изображённых предметов;
  2. определение количества названных слов;
  3. условно-графическая запись этих слов.
  1. Упражнение:
  1. определить количество слов, названных учителем (2-3), без соотнесения их с конкретными предметами или их изображениями на картинках;
  2. по заданию учителя назвать 2-3 предмета.
  3. Выяснение навыков чтения у учащихся (знание отдельных букв, чтение слогов или слов).

Письмо.

Работа с цветными полосками. Различение их по цвету.

  1. Упражнения для кисти и пальцев рук:
  1. сгибание кисти в кулак и разгибание её;
  2. противопоставление пальцев;
  3. удерживание в руке карандаша.
  1. Работа с цветными полосками:
  1. называние цветов, предъявленных учителем полосок или предъявление полосок определённого цвета по заданию учителя;
  2. расположение полосок учащимися на парте в той же последовательности и в том же положении, как на доске ;
  3. расположение на парте полосок по памяти, как было на доске (зрительный диктант).
  1. Обведение фигур по трафарету

 4 день.

Чтение.

 Игрушки. Обобщающее название «игрушка». Работа над понятием «слово».

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
  1. вдох-выдох-пауза;
  2. надувание щёк одновременное и попеременное.
  1.  (огурец, мяч), раскрашивание их.

  1. Повторение названий отдельных школьных вещей, нахождение их по заданию учителя, закрепление обобщающего понятия «школьные вещи».
  2. Показ знакомых игрушек (кукла, мишка, пирамидка, машина и др.). Уточнение названия и нахождение названных учителем игрушек. Обобщенное название «игрушки». Чтение стихотворений об игрушках.
  3. Работа над понятием «слово»:
  1. называние демонстрируемых игрушек, определение количества игрушек и количества соответствующих им слов, условно-графическое их обозначение;
  2. называние игрушек, изображённых на предметных картинках на доске, определение количества картинок и названных слов, условно-графическая запись данных слов;
  3. определение количества данных учителем слов-названий игрушек и условно-графическая их запись.
  1. Игра «Волшебный мешочек»:
  1. называние каждой находящейся в мешочке игрушки (звонок, колокольчик, кукла-неваляшка, кукла с пищалкой, дудочка, погремушка и др.);
  2. определение отдельных игрушек по их звучанию;
  3. по возможности имитации звучания некоторых игрушек.
  1. Выяснение навыков чтения.

Письмо.

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

  1. Упражнения для кисти и пальцев рук:
  1. супинация и пронация кисти одновременно двумя руками или по очереди, смена быстрая и медленная;
  2. отведение и приведение пальцев рук;
  3. удерживание карандаша в руке.

  1. Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок, например:

П          Н         Ш

  1. по образцу (сделать так, как на доске);
  2. по памяти (запомнить, как было на доске, и сделать так же, затем проверить, найти ошибку, объяснить и исправить её;
  3. по инструкции учителя.

  1. Обводка по трафарету квадрата и прямоугольника, штриховка их в заданном учителем направлении.

Успевающим ученикам дополнительно можно дать задание самостоятельно обвести шаблоны фигур (моркови, грибка) и раскрасить их.

5 день.

Чтение.

Семья. Закрепление обобщённых названий «учебные вещи» и «игрушки».

Работа над словом.

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
  1. глубокий вдох-полный выдох;
  2. оскал (для произнесения и).

  1. Ориентировка учащихся в ближайшем окружении:
  1. выявление знания фамилии, имени и отчества своих родителей, места их работы, специальности;
  2. знание состава своей семьи (брат, сестра, дедушка, бабушка и т.д.), рода занятий членов семьи.

  1. Беседа на тему «Семья»:
  1. выяснение содержания настенной картины «Семья» по вопросам учителя;
  2. использование учащимися в ответах обобщающих слов «учебные вещи» и «игрушки»;
  3. узнавание и называние изображённых на картинках предметов, их классификация.

  1. Игра «Четвёртый лишний»:
  1. называние изображённых на рисунках предметов;

определение лишнего для данного видового ряда предмета (например, портфель, книга, тетрадь, кукла; пирамидка, кукла, мишка, ручка и др.);

  1. объяснение учениками результатов выполнения задания с правильным использованием обобщающих слов.
  1. Определение кол-ва названных учителем слов, обозначающих игрушки и учебные вещи. Условно-графическая запись этих слов.
  2. Прослушивание короткой сказки или стихотворения о животных. Имитация голосов некоторых животных.

Письмо.

Различение по цвету двух комбинаций цветных полосок.

  1. Упр-ия для кисти и пальцев рук:
  1. супинация и пронация кисти, смена быстрая и медленная;
  2. отведение и приведение пальцев;
  3. упр-ие для держания карандаша.
  1. Сравнение сочетания цветных полосок в двух комбинациях:
  1. рассматривание предложенных учителем комбинаций цветных полосок, нахождение сходства и различия в этих комбинациях;

расположение цветных полосок в таких же и других комбинациях по образцу, по памяти (зрительный диктант), по словесной инструкции учителя. ш      ш       ш

  1. Обведение по шаблону круга и треугольника, штриховка их в заданном учителем направлении.

6 день.

Чтение.

Предложение. Составление и анализ предложений.

  1. Дыхательные упр-ия и артикуляционная гимнастика:
  1. глубокий вдох-полный выдох;
  2. вытягивание губ хоботком при вдохе (пьём воду).

  1. Составление предложений из двух слов:
  1. по непосредственно наблюдаемому  действию  (Саша пишет. Маша рисует);
  2. по действию, изображённому на картинке. Условно-графическая запись составленных предложений на доске.

  1. Составление предложений из данных учителем слов. Их анализ:
  1. сколько слов в предложении;
  2. какое первое слово, какое второе слово;
  3. повторение всего предложения.
  1. Составление предложений с использованием картинки.

  1. Разучивание стихотворения с голоса учителя про весну.

Письмо.

Различение расположения цветных полосок в двух сочетаниях.

  1. Упр-ия для кисти и пальцев рук:
  1. приведение и отведение кисти;
  2. свободное постукивание подушечками пальцев по парте;
  3. упр-ия для держания карандаша.

  1. Различие двух комбинаций цветных полосок по расположению Ш Е;
  1. нахождение сходства и различия в предъявленных учителем комбинациях цветных полосок;
  2. расположение цвет. полосок в такие же и другие комбинации по показу, по памяти, по словесной инструкции.

 

  1. Вычерчивание по контуру квадрата, треугольника, круга. Штриховка этих фигур в заданном направлении.

7 день.

Чтение.

Составление и анализ предложений.

  1. Дыхательные упр-ия и артикуляционная гимнастика:
  1. вдох - плавный и ровный выдох;
  2. вытягивание губ воронкой («задувание свечи», «надувание воздушного шарика»).

  1. Работа над предложением:

  1. составление предложений из двух слов на основе наблюдения непосредственного производимого действия и по сюжетной картинке;
  2. анализ и условно-графическая запись составленных предложений на доске;

условно-графическая запись предложений

  1. .

  1. Составление предложений с использованием картинок.

  1. Игра «Звуки вокруг нас»:

  1. послушать, о чём «говорит» коридор, улица;
  2. вспомнить звуки леса (шуршание листьев под ногами, шелест листьев от дуновения ветерка).

Письмо.

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей.

  1. Упр-ия для кисти и пальцев руки:
  1. круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах;
  2. свободное постукивание подушечками пальцев по парте;
  3. удерживание карандаша в руке.

  1. Работа с цветными полосками:
  1. рассматривание и анализ составленных из цветных полосок изображений отдельных предметов П    П ;
  2. разложение данных изображений на составные части;
  3. изображение предметов из отдельных частей (из цветных полосок) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

  1. Вычерчивание по опорным точкам квадрата и треугольника. Штриховка или раскрашивание их.

8 день.

Чтение.

Беседа на тему «Утро школьника». Составление и анализ предложений из трёх слов.

  1. Дыхательные упр-ия и артикуляционная гимнастика:
  1. вдох плавный, ровный выдох;
  2. «чмоканье».

  1. Беседа на тему «Утро школьника»:
  1. выяснение, как проводят утро отдельные дети в классе;
  2. беседа на ту же тему по картинкам;
  3. правильное называние предметов, изображённых на картинке, передача содержания картинки в виде ответов  на вопросы или (для сильных детей) самостоятельно.

  1. Работа над предложением:
  1. составление предложений из трёх слов ( по действиям и сюжетным картинкам);
  2. анализ и условно-графическая запись составленных предложений на доске и индивидуально на парте;
  3. составление предложений с использованием сюжетных картинок .

  1. Игра «Волшебные звуки»:
  1. угадать, где можно услышать такие звуки: ш-ш - ш…, ау! ау! ...;
  2. угадать какому животному принадлежат звуки: з з з…, ж ж ж…, ш ш ш…, га-га-га…, ква-ква…;
  3. по музыкальной мелодии определить звуки дождя или шуршание и шелест листьев.

Письмо.

Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).

  1. Упр-ия для кисти и пальцев рук:
  1. круговые движения кистями;
  2. надавливание подушечками пальцев одной руки на подушечки пальцев другой;
  3. удерживание карандаша в руке.

  1. Знакомство с геометрическими фигурами: квадратом, треугольником, кругом:
  1. демонстрация и называние каждой геометрической фигуры сначала учителем, затем учениками;
  2. нахождение изображения геометрических фигур по заданию учителя;
  3. называние предъявляемых учителем геометрических фигур и нахождение их у себя на парте;
  4. отбор и расположение геометрических фигур в той же последовательности, как на доске( по образцу), по памяти, по словесной инструкции.

  1. Вычерчивание от руки квадрата, треугольника, круга. (По контуру или опорным точкам эти фигуры чертят только ученики, у которых обнаруживается грубое нарушение моторики).
  2. Рисование контуров знакомых детям предметов (на выбор учителя)

9 день.

Чтение.

Составление и анализ предложений. Дифференциация сходных по звучанию слов.

  1. Дыхательные упр-ия и артикуляционная гимнастика:
  1. произнесение слов на одном выдохе;
  2. вибрация губ( «фырканье лошади» ).

  1. Работа над предложением:
  1. составление предложений на темы домашней жизни;
  2. составление предложений о домашней жизни по сюжетным картинкам;
  3. использование для составления предложений картинок;
  4. условно-графическая запись и анализ двух-трёх составленных предложений.

  1. Упр-ия на дифференциацию слов, сходных по звучанию (стол-стул, сон-сын, дом-дым и др.):
  1. называние учителем и учениками предметов и их изображений на рисунках;
  2. называние предъявляемых учителем предметов или их изображений.

  1. Прослушивание сказки в передаче учителя, ответы на вопросы по сказке.

Письмо.

Различение геометрических фигур.

1. Упр-ия для кисти и пальцев рук:

  1. отведение и приведение кистей рук;
  2. надавливание подушечками пальцев одной руки на подушечки пальцев другой руки;
  3. удерживание карандаша в руке.

2. Различение геометрических фигур (предъявляются геометрические         фигуры разных цветов и размеров):

  1. нахождение среди фигур только квадратов, треугольников, кругов;
  2. расположение отобранных фигур(например, квадратов) по цвету и размеру, по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

3.  Подготовка ребят к работе с тетрадью:

  1. ознакомление их с правилами посадки при письме и с правилами пользования письменными принадлежностями – расположение тетради на парте, держание карандаша;
  2. нахождение рабочей строки в тетради;
  3. нахождение начала каждой строки.

4.  Работа с тетрадью.        

  1. постановка точек ………………………….;
  2. постановка чёрточек - - - - - - - - - - - - - - -;
  3. рисование бордюра цветными карандашами - :  - : - : - : - :;

10  день.

Чтение.

Различение слов, сходных по звучанию.

  1. Дыхательные упр-ия и артикуляционная гимнастика:
  1. произнесение слов на одном выдохе;
  2. высовывание языка наружу «лопатой» (между губами, на нижней губе, между оскаленными зубами).
  1. Работа над предложением:
  1. составление предложений по ситуации или по сюжетным картинкам, связанным с игровой деятельностью детей (Саша играет в мяч. Оля качается на качелях.); 
  2. условно-графическая запись и анализ двух-трёх составленных предложений.
  1. Упр-ия в различении слов, сходных по звучанию(коза – коса, крыса – крыша и др.):
  1. называние учителем, затем учащимися изображённых на рис. предметов;
  2. различение на слух названий данных предметов и нахождение на рис. их изображений;
  3. составление предложений с использованием данных слов.
  1. Разучивание стихотворения с голоса учителя про игры или игрушки.

Письмо.

Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек.

  1. Упр-ия для кисти и пальцев рук:
  1. отведение и приведение кисти;
  2. щелчки пальцами рук;
  3. упр-ия для держания карандаша.
  1. Различение геометрических фигур и цветных полосок:
  1. по цвету (отобрать фигуры и полоски только одного цвета);
  2. по размеру (отобрать фигуры и полоски только одного размера);
  3. по форме (отобрать только квадраты, только треугольники, только круги или только полоски вне зависимости от цвета и размера).
  1. Работа с тетрадью – письмо палочек:
  1. по контуру;
  2. по ориентировочным точкам;
  3. по начальной точке;

самостоятельное написание палочек (1-2 строчки). Зарисовка бордюра

     

___        ____   ____

 ___:_____:_____:    

11-й день. 
Чтение.

  1.   Беседа на тему «Школьный сад». Понятие слог», или «часть слова».    Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
  1. на одном выдохе произнесение короткой фразы;      
  2. высовывание языка наружу «жалом».
  1. Выяснение содержания картины Школьный сад»  по вопросам учителя. Беседа о школьном саде. Прослушивание небольшого стихотворения про сад.
  2. Составление предложений на тему «Сад».
  1. Знакомство с частью слова — слогом (термин <слог», как уже говорилось выше, на первых порах можно не давать):
    Ученики слушают рассказ, связанный с ранее разобранной сюжетной картинкой: «Разбрелись дети по саду и зовут друг друга: «Ма-ша! Ни-на! Ка-тя! Са-ша!».

Беседа по содержанию рассказа:
— Как звали детей? (Маша, Нина, Катя, Саша.)
— Как дети говорили эти слова? (По частям.)
— Почему? (Так лучше слышно.)

— Посмотрите, сколько раз откроется рот при произнесении каждого из этих слов. (Два раза.)
— Приложите руку к подбородку и еще раз сосчитайте, сколько раз открывается рот. (Два раза.)
— Из скольких частей состоит каждое слово? Назовите первую часть, вторую часть.

  1. Определение количества слогов в двусложных словах— сначала в именах детей данного класса, а затем в любых других словах (ру-ка, ра-ма).
  1. Игра Угадай-ка: а) угадывание слова по первому слогу, данному учителем (па - ра); б) угадывание слова по второму слогу; в) загадывание слов по слогам самими учениками.
    Письмо.
    Различение геометрических фигур и полосок по цвету, размеру, взаимному расположению. Письмо палочек.
  1. Упражнение для кисти и пальцев рук:
  1. приведение и отведение кисти;
  2. «щелчки» пальцами рук
  3.    упражнение для держания карандаша.
  1. Различение геометрических фигур и цветных полосок:
  1. отбор фигур и полосок с учетом цвета и размера, как на доске;
  2. расположение их в той же последовательности;
  3. зрительный диктант;
  4. отбор и расположение фигур и полосок по инструкции учителя.
  1. Работа с тетрадью:
  1. письмо длинных и коротких палочек;
  2. бордюр.






    12-й день.

Чтение.
Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
  1. на одном выдохе произнесение короткой фразы;
  2. высовывание языка наружу попеременно <жалом> и <лопаткой;
  1. Беседа на тему «Огород» с использованием картинки:
  1. правильное называние предметов,  нарисованных на картинке;
  2. выяснение содержания картинки по вопросам учителя;
  3. передача содержания картинки с помощью вопросов учителя или самостоятельно.
  1. Составление одного-двух предложений с использованием сюжета картинки, условно-графическая их запись и анализ.
  2.  Деление слов на слоги:
  1.  деление на слоги слов, обозначающих имена детей;
  2.   условно-графическое обозначение слогов более короткими, чем для слов, полосками другого цвета;
  3.   слоговой анализ данных слов;
  4.   деление на слоги более сложных по составу слов, состоящих из слогов: закрытого и открытого, открытого и закрытого (кош-ка, бел-ка, ко-тик, домик и др.)
  5.  Игра «Угадай-ка». Определение слова по его первому или второму слогу.

Письмо.

Различение геометрических фигур и цветных полосок.
Письмо палочек с закруглением внизу.

  1.  Упражнения для кисти и пальцев рук:
  1.  супинация и пронация кисти, смена быстрая и медленная;
  2.   крючки для пальцев рук;
  3.   упражнение для держания карандаша.
  1.  Различение цветных полосок и геометрических фигур в процессе игры «Четвертый лишний»:
  1. четвертый лишний по цвету (три красные фигуры и одна синяя);
  2.    по размеру (три большие фигуры и одна маленькая);
  3. по форме (три квадрата и один круг) и др.
  1. Работа с тетрадью:
  1.  письмо палочек (больших и маленьких);
  2. письмо палочек с закруглением внизу;
  3. бордюр:

13-й день

 Чтение.
Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов.

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
  1. произнесение фразы сопряженно и отраженно с правильным дыханием, ритмом и интонацией;
  2.   движение сильно высунутого языка вправо и влево.
  1. Составление предложений с использованием картинок. Условно-графическая запись и анализ двух-трех составленных предложений.
  2. Деление некоторых слов из составленных предложений на слоги, анализ и их условно-графическая запись.
  3. Составление слов из предложенных учителем слогов.

Отгадывание загадки, называние только первой или только второй части слова-отгадки. 


              Письмо.
Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. Письмо палочек с закруглением вверху.

  1.  Упражнения для кисти и пальцев рук:
  1. круговые движения кистями рук;
  2.  «крючки» для пальцев рук;
  3.   упражнение для держания карандаша.
  1.  Разложение макетов, составленных из геометрических фигур, на составные части, и составление макетов из отдельных частей:
  1. рассматривание целого, анализ его и разложение на составные части;
  2. составление целого из составных частей по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Например:
  1. Работа с тетрадью:
  1. письмо палочек  с закруглением внизу;
  2. письмо палочек с закруглением вверху;
  3. бордюр.



     
14-й день. 

Чтение.
Составление рассказа. Понятие <звук>. Выделение из слова
звука а.

  1. дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
  1. присасывание спинки языка к нёбу («сосание конфеты»).
  1.  Составление рассказа на тему («Сад — огород» по вопросам учителя с использованием картинок)
  2.  Выделение звука, а из слова (для анализа берутся слова, обозначающие имена детей: А-ня,  А-ся.) Понятие звук речи» (звуки окружающей действительности и звуки речи). Место данного звука в слове (в начале слова). Условно-графическое обозначение выделенного звука в виде кружка или точки.
  3.  Игра: среди данных учителем слов услышать слова со звуком а в начале слова и поднять флажок (А-ня, Зоя, А-лик, Миша, А-ся, Оля) .
  4. Заучивание с голоса учителя четверостишия о школе.


    Письмо.

Разложение предмета на составные части и составление его из составных частей. Закрепление навыка написания палочек с закруглением внизу и вверху.

  1.  Упражнения для кисти и пальцев рук (из предложенных ранее на выбор учителя).
  2.  Работа по разложению и составлению целого из геометрических фигур и цветных полосок. Объекты для работы берутся по усмотрению учителя.
  3.  Работа с тетрадью:
  1.  написание строчки палочек с закруглением внизу;
  2.  написание строчки палочек с закруглением вверху;
  3. бордюр.

15-й день.

 Чтение.
Выделение звука в начале слова.

  1.  дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
    круговое облизывание губ кончиком языка.
  2.  Выделение звука а из слов, в которых звук стоит в начале слова и совпадает со слотом (повторение): А-ня, А-ся, А-лик, а-ист. Условно-графическое обозначение выделенного из состава этих слов звука.
  3.  Выделение звука  из слов, в которых этот звук входит в состав обратного слога (Ан-тон, Ал-ла). Условно-графическое обозначение этого звука.
  4.  Выделение звука  из данных учителем слов: аист, армия, астра.
  5.  Самостоятельное называние учащимися слов со звуком а.
  6. Отгадывание загадки: «Сам алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
    Определение первого звука слова

Письмо.


Письмо элементов букв р, у, д—длинная палочка и длинная палочка с петлей внизу.

  1.   Упражнение для кисти и пальцев рук (на выбор учителя).
  2.  Работа с тетрадью:
  1.  написание элемента буквы р — длинная палочка;
  2.  написание элемента букв у и д—длинная палочка с петлей внизу;
  3. бордюр.

16-й день,

Чтение.
Беседа на тему « В лесу». Выделение звука у.

  1.  Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика: закусывание зубами боковых краев языка, оставляя свободным только кончик языка.
  2.   Беседа на тему «В лесу» с использованием картинки. Выяснение содержания картинки по вопросам учителя.
  3.  Уточнение звука, который слышится в гудке паровоза ууу....
  4.  Выделение звука у из слов:
  1.   звук совпадает со слогом (У-ля, у-ши, у-сы);
  2.   со .звука начинается первый слог в слове (утка). Выделение голосом звука и условно-графическое обозначение его.
  1. Выделение звука у из данных учителем слов (улица, утро, удочка и др.).
  2.  Среди данных учителем слов услышать слова со звуком у и поднять флажок (Таня, У-ля, парта, у-лица и др.).
  3. Отгадывание загадки:
    Плывет пароход
    То назад, то вперед,
    А кругом такая гладь,
    Ни морщинки не видать.
    (У-тюг.).
    Определение первого звука слова-отгадки.
                                                           
    Письмо.
    Письмо первого элемента прописных букв Л, М, А.
  1. Упражнения для кисти и пальцев рук (на выбор учителя).
  2.  Работа с тетрадью:
  1. написание длинной палочки и длинной палочки с пётлей внизу;
  2. письмо первого элемента
    прописных букв
    Л, А, М:
  3. бордюр.
                                                 

17-й день.

 Чтение.
Выделение звука м.

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
    упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, многократно барабанить напряженным его кончиком по верхней десне
    —ттт....
  2.  Упражнения на повторение:
  1.   определение первого, звука в слове у-рок;
  2.   нахождение на предложенных учителем картинках предметов, в названиях которых первый звук у;
  3. называние учениками слов со звуком у в начале слова.

  1. Выделение звука м:
  1.   из звука, имитирующего мычание коровы: ммму...;

 

  1.   из слов, где звук м стоит в начале слова, сначала лучше из имен детей (Маша, Миша);
  2. условно-графическое обозначение, выделенного звука.
  1. Определение звука м в данных учителем ‘словах (Марина, Миша, Матвей; муха, машина, малина и др.).
  2. Нахождение на картинках предметов, названия которых начинаются со звука   м:  малина, мухомор, медведь.
  3. Отгадывание загадки и определение первого звука в слове-отгадке.
               Красная девица сидит в темнице,  а коса на улице.
    (Морковь.)  
  4. Разучивание стихотворения, в названии которого первый звук м (например, «Мишка» А. Барто).


                                         

   Письмо.
Письмо полуовала — элемента буквы с.

  1. Упражнение для кисти и пальцев рук (на выбор учителя).
  2. Работа с тетрадью:
  1. написание элемента прописных букв Л, А, М: ;
  2. письмо полуовала — элемента буквы с;
  3. бордюр.

18-й день. 


                                                              Чтение.
Рассказывание и работа по содержанию русской народной сказки «Репка».

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика (повторение).
  2. Повторение выделенных на предыдущих уроках звуков а, у, м:
  1.  называние слов с каждым из этих звуков;
  2. среди предлагаемых учителем слов нахождение слов с данными звуками;
  3. составление предложения с включением одного из этих слов, условно-графическая запись предложения, слоговой и звуковой анализ слова.
  1.  Рассказывание учителем сказки «Репка» с одновременным макетированием этой сказки. Выяснение содержания сказки по макету и вопросам учителя.
  2.  Упражнения на развитие внимания: из составленного макета убрать одного члена группы или поменять их местами. Учащиеся должны определить, что изменилось в макете.
  3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». Использование данных иллюстраций для передачи содержания сказки с помощью вопросов учителя или самостоятельно.

Письмо.
Письмо овала.

  1.  Упражнения для кисти и пальцев рук (на выбор учителя).
  2.  Работа с тетрадью:
  1.  написание полуовала:
  2.  письмо овала:
  3. бордюр:

19-й день.

 Чтение

Рассказывание и работа по содержанию русской народной
сказки «Колобок».

  1.  Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
    (повторение).
  2.  Повторение звуков а, у, м:
  1. называние всех предметов, изображенных на предложенных учителем картинках;
  2. определение среди них тех предметов, названия которых начинаются со     звуков а, у, м;
  3. составление предложения с использованием одного из этих слов, условно-графическая запись предложения;

слоговой анализ одного из слов, выделение знакомого звука в этом слове.

  1.  Рассказывание учителем сказки ‘Колобок». Выяснение содержания сказки Колобок» по вопросам учителя с одновременным макетированием сказки самими учениками (с помощью учителя).
  2.  Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок. Использование иллюстраций учениками при пересказе с помощью вопросов или самостоятельно
  3.  Передача содержания сказки учениками в лицах (выборочно).

Письмо.
Письмо овала с соединением.

  1. Упражнения для кисти и пальцев рук (на выбор учителя)’.
  2.  Работа с тетрадью:
  1.  написание овала;
  2.  письмо овала с соединением;
  3. бордюр.

20-й день. 

Чтение.
                                                                                                      

Закрепление содержания сказки «Репка или Колобок».

  1.         Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика (повторение). Повторение звуков а, у, м: называние слов, начинающихся с данных звуков, или подбор картинок с изображением предметов, названия которых начинаются с этих звуков (1-й ряд со звуком а, 2-й ряд со звуком у, З-й ряд со звуком м).
  2.  Передача содержания сказки «Репка» или «Колобок» (на усмотрение учителя) учениками с использованием иллюстрации .
  3.  Макетирование сказки учащимися (с помощью учителя) с одновременной передачей содержания в лицах.

Инсценировка сказки (исходя из возможностей состава данного класса).
                                               Письмо.
Письмо полуовала — элемента буквы э.

  1.  Упражнения для кисти и пальцев рук (на выбор учителя).
  2.  Работа с тетрадью:
  1.   написание овала с соединением:
  2. письмо полуовала — элемента буквы э:
  3.  бордюр.










ВТОРОЙ БЛОК:

«НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ И ЛОГИКИ»
















Второй блок: Начальный курс  математики и логики призван:

• вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

• дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

• целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

• развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

• научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

• развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

• развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;

• развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

• развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

• уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;

• развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

• развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

• оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;

• изучить натуральные числа от 1 до 10,0 на системе практических занятий с использованием наглядности;

• раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

• научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;

• научить слушать и выполнять работу самостоятельно.

Тематическое планирование

1-й день.

Выявление подготовленности детей к обучению математике. Счет предметов.

Цель: выявление исходного уровня математических представлений детей, полученных до школы.
Оборудование: подготовить всем ученикам лист бумаги для входной контрольной работы; 2 рисунка для входной контрольной работы; рисунок с изображением предметов.

  1.  Беседа о том, чем будем заниматься на уроках математики.
  1. Сколько тебе лет?
  2.  Сколько у тебя друзей?
  3.  Сколько лап у кота?
  4.  Чтобы все посчитать, нужно знать цифры. А вы знаете цифры?
  1.  Входная контрольная работа.


Вариант1.
1. Нарисуйте зеленым карандашом 4 огурца.
2. Нарисуйте столько красных палочек, сколько пальцев на левой руке.
З. Запишите все цифры, которые вы знаете.
4. Перерисуйте рисунок.


Вариант 2.
1. Нарисуйте 4 разноцветных воздушных шарика.
2. Нарисуйте столько красных кружков, сколько пальцев на правой руке.
З. Запишите все цифры, которые вы знаете.                                                               4. Перерисуйте рисунок.

  1.  Физкультминутка.

Мы считали и  устали,                                                                                                      Дружно все мы тихо встали,                                                                                 Ручками похлопали раз, два, три                                                                           Ножками потопали , раз, два, три,
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

  1.  Работа по рисунку.
  1.  Кого видите? Куда идут дети?
  2.   Сколько ребят стоит на крыльце?
  3.  Сколько ребят идет к школе?
  4.   Сколько девочек? Сколько мальчиков? Сколько пар детей?
  5.  Кто идет первым? Кто идет вторым? Кто идет последним?
  6.  Сколько букетов несут ребята?
  7.  За кем идут девочки?
  8. Сколько елочек растет около школы?
  9. Сколько березок? Сколько рябин? Сколько всего деревьев вы видит на картинке?

2-й день.

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.

  1. Беседа:
  1.  Чем будем заниматься на уроках математики?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Сколько у тебя друзей?
  4.  Сколько лап у кота? ……….. и т.д.
  5.  Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А вы знаете цифры?
  1. Физкультминутка.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали, раз, два.

Ножками потопали , раз, два, три,
Сели, встали, встали, сели.

 И друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

  1.  Работа по рисунку.
  1.  Кого видите? Куда идут дети?
  2.  Сколько ребят стоит на крыльце?
  3.  Сколько ребят идет к школе?
  4.  Сколько девочек? Сколько мальчиков? Сколько пар детей?
  5.  Кто идет первым? Кто идет вторым? Кто идет последним?
  6.  Сколько букетов несут ребята?
  7.  За кем идут девочки?
  8.  Сколько елочек растет около школы?
  9.  Сколько березок? Сколько рябин? Сколько всего деревьев вы видите на картинке?
  1. Сравнение предметов
  1. Найдите в ряду предметов два одинаковых (рисунок подготовить заранее).

3-й день.
Счет предметов.

  1.  Загадка. 
    Щиплет за пятки - беги без оглядки (гусь).
  2. Задача в стихах (на доске рисунок с изображением озера).
  1. Сколько маленьких утят                                                                                  Плавать и нырять хотят?
    Три уплыли далеко,
    два нырнули глубоко.                                                                              Сколько их всего в пруду?                                                                      Сосчитать я не могу.
    Кто поможет мне посчитать гусят?                                                                
    Учитель повторяет стихотворение и по ходу вставляет картинки с изображением гусят в прорези картины озера. Затем один ученик пересчитывает гусей. Весь класс следит за этой работой. Потом пересчитывает гусей учитель, стараясь сделать ошибку, посчитав одного гусенка дважды. Класс следит за счетом (дети заметят ошибку).
    Учитель просит одного из учеников пересчитать гусей слева направо, другого - справа, налево. Результат получается одинаковый (это задание дает возможность показать, что предметы можно считать в любом порядке, а также помогает формировать внимание).
  1. Счет предметов, изображенных на предметных картинках и выставленных на наборном полотне.
    Постановка вопросов, со словом “СКОЛЬКО?“(5 красных и 2 зеленых яблока, 6грузовых и одна легковая машина)
  1. Физкультминутка. 
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Все умеем мы считать,
    Отдыхать умеем тоже:
    Руки за спину положим,
    Голову поднимем выше,
    И легко-легко подышим.
  2. Работа с тетрадью.
  1. Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой;
  2. Изобразить в тетради столько точек, сколько гусят на пруду (5 точек);
  3. Нарисовать столько палочек, сколько учеников сидит за партой;
  4.  Выполнение узора по образцу учителя.

4-й день.

 Отношения “больше”, “меньше”, “столько же”.

  1.  Вступительное слово учителя о том, чем будут заниматься на уроке.
  2.   Практические упражнения по новой теме:
  1.  с использованием больших и маленьких кубиков (три больших и четыре
    маленьких);

    Сравните, каких кубиков больше, каких меньше (сначала кубики лежат на столе по отдельным кучкам; после ответа ученика поставить на каждый большой кубик маленький кубик; останется маленький кубик, значит, их больше, а больших кубиков меньше);
  2.  с использованием кругов разного цвета (4 красных и 5 зеленых) способом прикладывания к каждому кругу одного цвета круга другого цвета.

Один зеленый круг остался, значит, их больше, а красных  кругов меньше.
Учитель просит посчитать круги :

  1.  Сколько красных кругов?
  2.  Сколько зеленых кругов?
  3.  Каких меньше?
  4. Каких больше?

3. Физкультминутка.


Раз - подняться, потянуться
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка ‘
Головою три кивка.                                                                                                        На четыре - руки шире,                                                                                              Пять руками помахать,                                                                                                 шесть - за парту сесть опять.

4. Работа в тетрадях:

  1.  Поставить в тетради столько же точек, сколько на полотне красных кругов (5).
  2.  Нарисовать столько же палочек, сколько на полотне синих кругов (6).
  3.  Чего больше: точек или галочек?
  4.  А как сделать, чтобы точек стало столько же, сколько палочек? Продолжи узор (по клеткам тетради).

5-й день.

Налево. Направо.

  1. Счет предметов. Игра “Покажите столько же”. 

Учитель показывает предметную картинку, а ученики должны отсчитать у себя на парте столько же счетных палочек (или геометрических фигур: треугольников, кружков, квадратов).

  1.   Вводная беседа.
  1.  На поезде можно ездить по городу? Почему?
  1.  Какой транспорт ездит по городу?
    А вы на чем приезжаете в школу?
  2. А какие правила должен знать пассажир автобуса?
  3.  Какие правила должен соблюдать пешеход?
  1.  Работа по рисунку
  1.  Кого вы видите на рисунке? (Девочку с мамой, мальчика с папой, мужчину)
  2.  Почему папа задерживает сына?
  3.  Где стоит мужчина? (На середине проезжей дороги) И далее вопросы по правилам дорожного движения.
  4.  Что вы видите слева? (Легковую машину и троллейбус)
  5.  Сколько машин нарисовано справа? (две, легковая и грузовая)
  6.  Сколько легковых машин? Сколько грузовых? Каких больше?
  7.  Какого цвета дом слева? Справа?
  8.   С какой стороны стоят мама с дочкой? (Слева)
  9.  С какой стороны стоят папа с сыном?
  10.  Какие дорожные знаки слева? Справа? Сколько дорожных знаков слева? Справа? Всего?
  1.   Физкультминутка


АИСТ
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой.
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

  1.  Работа в тетрадях. 
  1. Нарисуйте слева чётыре кружка, а справа три треугольника.
  1. Нарисовать узор (по строчке каждую фигуру)

6-й день.

Вверх, вниз.

  1. Игра « Заметить все». 
    На наборном полотне в один ряд выставлены 7-8 предметных картинок с изображением предметов (домик, мяч, зайчик, матрешка, гриб, слон и т.д.), дети рассматривают их 10 секунд. Затем полотно с  картинками закрывается. Учитель просит перечислить предметные картинки, какие они запомнили. Сколько всего картинок? Что было слева? Что было справа последним? Что было слева от гриба? Справа от зайчика? и т.д.
    Учитель переставляет 2- 3 картинки местами и спрашивает у детей:
    — Что изменилось? Что находится слева от слона? Справа от мяча? И

т.д.

  1.  Новый материал.
  1. Загадка.

Сам вагон открыл нам двери,
В
 город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоят, она идет. (Эскалатор)

 Беседа о том, где можно встретиться с такой лестницей.

  1. Физкультминутка

ЦАПЛЯ.

Очень трудно так стоять,                                                                               Ножку на пол не спускать.                                                                              И не падать, не качаться,                                                                                За соседа не держаться.

Стихотворение повторить два раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз - на другой.

  1. .Игра “Фигуры высшего пилотажа”. 
    Рисунок с изображением самолета и таблица - маршрут самолета.
    Учитель рассказывает, что во время праздничных парадов летчики выполняют на самолетах разные фигуры высшего пилотажа; самолет то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; несколько самолетов образуют звезду или делают петли и т.д.
    Учитель выступает в роли летчика. Его самолет
    (рисунок) выполняет разные фигуры, меняя направление движения, а летчики-ученики от 1 ряда - дают изменение маршрута и по сигналу учителя (взмаху руки) хором указывают его, употребляя слова “вверх’, “вниз’, “направо’, “наивно”,. “справа  налево’, “слева направо” (по отношению к детям).
  2. Работа в тетрадях.

  1. Предварительно рассмотреть рисунок с изображением квадрата на доске, а затем выполнить его по образцу и под диктовку учителя в
    тетрадях.
  2.   Рисование флажков по образцу (один вправо, другой влево).
  3.  По образцу узор.

7-й день.

Раньше. Позже.

  1. Беседа.
  1.  Стихотворение В.Коркина “Я и солнышко”.
    Солнышко ясное встало.
    - Доброе утро! - сказало.
    - Доброе утро! кричу я прохожим,
    Веселым прохожим,
    На утро похожим...
    Но если проснешься,
    А дождик в окно
    Стучит да стучит
    И без солнца темно,
    Доброе утро,
    Друзья, все равно...
    Придумано мудро:
    - Доброе утро!


Учитель спрашивает, понравилось ли им стихотворение и чем. Затем
спрашивает у детей, как они просыпаются, какие они говорят слова и чем
занимаются потом, т.е. идёт беседа о режиме дня.

  1.  Работа по рисунку.
  1. Загадка “доскажи словечко”.
    Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей,
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.
    Он известен, знаменит,
    Это доктор ... (Айболит).
  2.  «Кто и где находится от Айболита»
    Рассматривается картинка, и дети отвечают на вопросы:
  3. Что находится слева от Айболита ? Где находится от Айболита медведь? Бегемот? И т.д.
    Сколько зверей вылечил доктор Айболит?
  4.  Сколько зверей находится слева от Айболита? Справа? Где больше? Где меньше?
  1. Игра «Внизу - вверху» (закрепление пространственных представлений).
    Учитель называет предметы в реальной обстановке, учащиеся выполняют определенные действия: если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если внизу, они приседают.
    Учитель говорит: «Самолет летит!» — дети поднимают руки вверх. Если самолет на аэродроме — ученики приседают. (Возможные варианты: «Солнце светит», «Ручей бежит», Облака плывут», «Пароход плывет», «Ракета летит», «Мальчик идет», «Собака бежит» и т.д.)
  1.  Работа в тетрадях.
  1.  По образцу
  2.  Составление узора по рисунку.
    У учителя образец дети его рассматривают. Посередине синий круг, внизу, наверху, слева, справа - розовые треугольники.
    Каждый ребенок воспроизводит рисунок в тетради, взяв из набора всего две фигуры круг и треугольник. Сначала обводит круг, затем, пользуясь одним трёугольником, обводит нижний треугольник, после чего кладет его сверху, тот же треугольник переносит влево и вправо от круга. Узор готов, дальше ребенок раскрашивает фигуры синим карандашом, а треугольники розовым.
    После того как дети выполнили работу, учитель опять вывешивает
    рисунок для самопроверки.

8-й день.

Перед. За. Между. Первый, второй...

  1. Физкультминутка. 
    Учитель предлагает детям встать так, чтобы
    спереди от них было окно, а сзади - стена со стенами (или цветами). Затем повернуться так, чтобы перед ними спереди оказалась классная доска, а сзади - стена. 
    А теперь пусть попробуют встать так, чтобы то, что было спереди, стало сзади, и, наконец, последнее «невыполнимое» задание -  встать таким  образом, чтобы спереди была классная доска, а сзади — окно (важно отметить тех детей, которые сообразят, что это задание выполнить нельзя, подчеркнув при этом, что учитель может шутить и даже иногда ошибаться)..
  2.  Чтение отрывка из произведения К.Чуковского «Тараканище» с использованием иллюстрации .
    Ехали медведи
    На велосипеде
    А за ними кот
    Задом наперед.
    А за ним комарики
    На воздушном шарике.
    А за ними раки
    На хромой собаке.
    Волки на кобыле.
    Львы в автомобиле.
    Зайчики в трамвайчике.
    Жаба на метле...
    Кто ехал
    перед комариками? После зайчиков? Между раками и львами? и т.д.
  3.  Физкультминутка “ЗЕРКАЛО”.
    Учитель, стоя лицом к классу, выполняет различные движения, а дети выполняют их зеркально наоборот.
  4.   Иллюстрация к сказке “РЕПКА”.

Учитель спрашивает у детей, знают ли они эту сказку, и просит, чтобы они сами составили вопросы по этому рисунку с использованием слов «перед», «за», «между».

 Работа в тетрадях.

  1.  Нарисовать четыре красных кружка и пять синих. Показать, каких
    кружков больше, соединив красные и синие парами.
  2.   Нарисовать шары по образцу (на доске заранее).
    Раскрасить большие шары так, чтобы маленький шар был между синим и красным, а красный был рядом с зеленым.

9-й день.

На сколько больше? На сколько меньше?


  1. Подготовить к рассмотрению «Сравнение двух групп предметов»:
  1. Сколько бабочек?
  2.  Сколько цветов?
  3. Чего меньше? Чёго больше?
  4.  Шесть собачек.
  5.   Семь кошечек.
  6.  Занимают одинаковую площадь.
  7.  Кого больше?
  8. После ответа ученика нужно соотнести «один к одному», и выяснить,
    что кошек больше.
  9.  Почему кошек больше?
  10.  Покажи лишних кошек, которым не нашлось пары. Сколько их?
  11.  Что нужно сделать, чтобы кошек и собак стало поровну?
  1.  Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот  здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!

  1.  Работа по рисунку.
  1.  Сколько ребят собирает яблоки?
  2.  Сколько девочек?
  3.  Сколько мальчиков?
  4.  Кого больше? Кого меньше?
  5.   На сколько девочек меньше, чем мальчиков?
  6.  На сколько мальчиков больше, чем девочек?
  7.  Сколько у них корзин? Сколько они наполнили ящиков яблоками?
  8.  Сколько яблонь на рисунке?
  1. Физкультминутка “ПОЖАЛУЙСТА”.
    Учитель отдает команды, но ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом ПОЖАЛУИСТА (встаньте, наклонив голову направо, руки на пояс, левую ногу вперед, подпрыгните 4раза сядь - те и т.д.).
  2. Работа в тетрадях.
  1.  Обвести в одной строчке столько клеток, сколько красных ягодок на ветке слева, а в другой - столько клеток,. сколько черных ягодок на ветке (по рисунку );
  2.  Письмо прямых и наклонных палочек по образцу (по клеточкам тетради).

10-й день.

Столько же, сколько...

  1.  Счет предметов Игра “ПОЧТАЛЬОН”.

На наборном полотне выставлено 10 домиков- это улица. Домикам
присваиваются при счете номера. Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов — почта с почтальоном- зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить?
Один из учеников говорит, что почтальон-заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, а другие ученики советуют считать дома с конца улицы. Учащиеся выполняют это  задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом, т.е. 10, 9,8.
Игра продолжается. Письмо
  надо доставить каждый раз в другой дом, решается новая математическая задача.

  1.  Сравнение групп предметов.
  1.  Учитель берет несколько ромашек и несколько васильков(предметные картинки) и ставит вопрос: “Как узнать, каких цветов больше?“ Если дети предлагают сосчитать, то важно отметить, что можно ответить на вопрос и не считая предметы. Васильки и ромашки надо выставлять парами (одна картинка под другой).
  2.  Сколько шаров у медведя?
  3.  В какой лапе шаров больше?
  4. На сколько?
  5. Что можно сделать, чтобы шаров стало поровну?
  6. Сколько детей на картинке?
  7.  Сколько девочек? (Две)
  8.  Сколько мальчиков? (Четыре)
  9. Кого больше? На сколько?
  10.  Сколько потребуется яблок, чтобы угостить детей?
  1.  Физкультминутка.


Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

  1. Работа в тетрадях (по клеточкам тетради).

11-й день.

Закрепление пройденного материала.

  1. Дидактическая игра. “Кто работает рано утром?“ 

 Стихотворение Б.Яковлева из книги. “Утро, вечер, день, ночь”.
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло вокруг, -
Что тебе не спится.
Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило.
Учитель говорит, что сегодня они совершат путешествие, чтобы увидеть, кто и как работает утром. Он помогает детям вспомнить, кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т.д.), вспомнить, что делают утром дети.

  1. Физкультминутка.

Раз - согнуться, разогнуться,
два - нагнуться, подтянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

  1. Чтение стихотворения Б.Яковлева ‘Утро, вечер, день, ночь”.

 Перед вами страница ночная,                                                                                        Столица окутана тьмой,                                                                                         Уходят на отдых трамваи,

Автобусы мчатся домой,
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Учитель задает вопрос: «Кто работает ночью?»
После ответов детей учитель говорит, что утром почтальон приносит газету, и она еще пахнет краской. «Когда же ее напечатали и кто?» - спрашивает учитель. Если дети, не назвали такие профессии, как пекарь, телефонисты, электрики, механики и т.д., то учитель сам их называет. А потом говорит, что они совершат еще путешествие к телефонистам, телеграфистам.
И проводится
игра в “телефонистов”; 
Учитель стучит карандашом по столу, учащиеся должны посчитать и положить на стол столько же квадратиков, треугольников. Потом учитель задает вопросы: чего больше (меньше), на сколько; что надо сделать, чтобы квадратиков стало столько же, сколько треугольников.

  1.  Работа в тетрадях (по клеточкам тетради).

12-й день.

Закрепление пройденного материала. Проверка знаний.

  1.  Счет предметов и сравнение двух групп предметов.
    На наборном полотне учитель выставляет семь зайчиков. Вызванные ученики считают их слева направо, затем справа налево и объясняют, почему получилось, то же самое число на нижней полочке учитель выставляет восемь морковок и предлагает выяснить, не считая, чего, больше:
    морковок или зайчиков (дети должны расставить картинки парами). По этой же иллюстрации можно выполнить уравнивание числа предметов, т.е. выяснить, как можно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну.
  2. Упражнения в порядковом счете на  уточнение порядковых отношений.
    Учитель ставит на наборном полотне предметные картинки:
  1.  разных видов транспорта (грузовую машину, легковую машину, такси, троллейбус, автобус, трамвай) и спрашивает: «Которым по счету будет троллейбус?» (Четвертым, третьим). Каждый раз выясняется, что ответ зависит от того, откуда вести счет: слева направо или справа налево.
  1.  Упражнения на уточнение понимания детьми выражений “столько же”.
  1.  Учитель выставляет на наборном полотне 7 картинок с изображением больших кругов. Дети пересчитывают их. Затем учитель обеими руками выставляет 7 картинок, на которых маленькие кружки (делать это надо быстро, чтобы дети не успели пересчитать маленькие кружки).
    Учитель спрашивает: «Сколько маленьких кружков? Почему вы так считаете?»
  2. Учитель предлагает детям положить 6 треугольников и столько же квадратов.
  1.  Физкультминутка .
    Потянитесь на носочках
    Столько раз,
    Ровно столько, сколько пальцев
    На руке у вас
    Раз, два, три, четыре, пять,                                                                                    Топаем ногами
    Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                           Хлопаем руками.
  2. Проверочная работа (выполняется в тетрадях).
  1.  Обведите на одной строчке З клетки; раскрасьте их так, чтобы между двумя красными была синяя клетка.
  2. Нарисуйте столько кружков, сколько апельсинов выставлено на наборном полотне; напишите столько палочек, сколько выставлено яблок.
  3. Рассмотрите рисунок и сделайте такой же в тетрадях (по клеточкам тетради),

13-й день.

Длиннее, короче.

  1.  Загадка. 


Волка злого обманула,
Пирожки пекла бабуле
Такая послушная лапочка,
А звать ее ...
(Красная Шапочка).


После того как ученики отгадали загадку, учитель спрашивает: «Почему волк добрался до бабушкиного дома раньше Красной Шапочки?»
Значит, предметы можно сравнивать по величине, они могут быть не только большими, маленькими, высокими, но и длинными и короткими.

  1.  Какой крокодил самый длинный?
  2. После того как дети найдут самого длинного крокодила, Учитель спрашивает: “Сколько в зоопарке крокодилов?“
  3.  Расскажи о животных.
    Используйте слова
    длиннее, короче.
  4. Учитель просит показать и назвать, у кого самая длинная шея, самые длинные ноги, самый короткий хвост.
  1. Физкультминутка
    ЗАРЯДКА
    Солнце глянуло в кроватку.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Все мы делаем зарядку,
    Надо нам присесть и встать
    Руки вытянуть пошире,
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Наклониться три, четыре,
    И
     на месте поскакать.
    На носок, потом на пятку.
    Все мы делаем зарядку.
  2.  Работа в тетрадях.
  1.  Обозначьте четыре точки разными карандашами (красным и синим)
    Пример: З да 1, 2 да 2, 1да З.
  2.  Письмо по образцу (по клеточкам тетради)


14-й день.

Прямая. Кривая. Отрезок.

  1. Игра “ВНИМАНИЕ”.
    Учитель вывешивает несколько карточек с геометрическими фигурами и проводит игру.

Игра может происходить по-разному, например:

  1.  Переставить одну из фигур и спросить, что изменилось?
  2. Убрать одну из фигур и спросить, что изменилось?
  3.  Нарисовать в одной из фигур дополнительную линию и спросить, что изменилось?
  1. Плакат с изображением различных линий.
  1. Разделите линии на две группы; назовите эти линии (прямые и кривые);
  2. Найти прямую, которая идёт сверху вниз: это вертикальная линия;
  3. Найти прямую, которая идёт справа налево (или слева направо) – это горизонтальные линии;
  4. А как можно назвать остальные линии (наклонные).
  1.  Физкультминутка. 
    Словно в пляске - руки в боки,
    влево, вправо, влево, вправо, влево, вправо,
    Получается на славу,
    Молодцы!
    Влево - вправо, влево - вправо.
  2. Работа в тетради.
  1. По образцу на доске.

15-день.

Числа 1 и 2.

  1.  Повторение пройденного.
  1.  Игра “Счет цепочкой”.
    Один ученик называет числа 1, 2; другой 3, 4 и т.д. до 10.
    Один ученик называет числа 1, 2, 3; другой —4, 5
    , 6 и т.д.
  2.  Игра “Ищи вопросы”                                                                                     Кто больше придумает Вопросов со словом “сколько” по сюжетной              картинке?
  1.  Новый материал.   
  1. Ранним утром солнце всходит,                                                                                  Сколько солнц над полём бродит?                                                                                                Вечером встает луна,
    Сколько в небе лун? (одна)
  2. Оставляю на бегу.                                                                                                                  Я лечу от них стрелой, 
    А они опять за мной (лыжи)
  3.  Упражнение в нахождении единичных предметов и групп, состоящих из двух предметов в окружающей обстановке (одна доска, одна дверь два ученика сидят за одной партой и т.д.).
    Учитель вводит слово
    “пара” и упражняет детей в его применении (пара рук, пара глаз и т.д.)
  4. Есть, ребята, у меня
    два серебряных коня
    Езжу сразу на обоих.
    Что за кони у меня? (Коньки)
  1. Физкультминутка « КОСАРИ».
    Тишина стоит вокруг,
    Вышли косари на луг.
    Взмах косой туда-сюда
    Делай раз и делай два.
    Имитируются движения косарей. Шаг вперед одной ногой движения
    прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища.
  2.   Закрепление нового материала по рисункам.                                                     Учитель предлагает посмотреть на рисунок: «Мама с сыном
    ходили за водой. Сколько ведер у каждого? Сколько ведер на рисунке? Сколько детей на рисунке? Домов? Сколько кур? Петухов? Сколько птиц всего?» И т.д.
    По последнему рисунку учитель просит ребят составить предложение
    со словом сколько.
    По рисунку с изображением геометрических фигур учитель спрашивает:
  1. Сколько больших кругов? Маленьких?
  2.  Сколько желтых кругов? Синих? Сколько всего кружков?
  3.  Сколько больших квадратов? Маленьких?
  4. Сколько розовых квадратов? Коричневых?
  5.  Сколько всего квадратов?
  1.  Работа в тетрадях.
  1.  Самостоятельная работа.
    Обвести в тетради одну клетку. Ниже, на второй строке, нарисовать два кружка.
  2. Работа по образцу на доске.

Зарядка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».                                                            Учитель говорит, что сегодня познакомились с числами
1 и 2. 
16-й день.

Числа 3 и 4.

  1.  Работа над новым материалом. 
  1.  Возьмите в левую руку две палочки, в правую руку одну палочку.
  2. Сколько всего палочек у вас в руках?
  3.   Как получили три палочки?
  4.  Знакомство с цифрой 3.
    Погляди на цифру 3 -
    Точно ласточка, смотри (Г. Виеру)
  5.  Знакомство с получением числа 4.                                                  Стихотворения.
    Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается?                                      Трое в саночках сидят,                                                                                                     Один дожидается?

На этой картинке                                                                                                                  Четыре котенка,
Три брата — в корзинке,
А рядом сестренка .

  1.  Сколько ребят сидит в саночках? Сколько дожидается? Сколько всех ребят? Как получили число 4?
  2.  Сколько котят в корзинке? Сколько находится рядом с корзинкой? Сколько всех котят? Как получили число 4?
  1.  Физкультминутка «САМОЛЕТ».
    Исходное положение - стойка, ноги врозь
    Руки в стороны - в полет (руки в стороны) -
     
    Отправляем самолет,
    Правое крыло вперед (поворот вправо),
    Левое крыло вперед (исходное положение),
    Раз, два, три, четыре (поворот влево),
    Полетел наш самолет (исходное положение).
  1. Закрепление
  1.  Сколько кубиков в первом столбике? (Один) Сколько кубиков во втором столбике? (два) Как получилось два кубика? Положите еще один кубик. Сколько стало? (Три) Сверху положите красный кубик. Сколько стало? Почему?
  2.  В четвертом столбике четыре кубика, если один кубик убрать, сколько останется? Убёрем голубой кубик. Сколько останется? Уберем еще один кубик. Сколько останется?
  3. Сколько зеленых кубиков в первом ряду? Сколько желтых? Каких больше? Каких меньше? Почему? Сколько голубых кубиков? Каких меньше, желтых или голубых? Каких больше, зеленых или голубых? Сколько красных кубиков?
  1.  Работа в тетрадях.
  1.  По образцу на доске;
  2.  Нарисовать через клеточку три треугольника и три кружка. Закрасить
    их двумя цветами. Затем проверить варианты работы.
  1.  Игра “ВНИМАНИЕ”.
    Учитель показывает карточку с изображением какой-либо фигуры, ученики должны запомнить то, что было на карточке, и зарисовать это в своей тетради (карточка находится перед глазами учеников не более 2 -3 
    секунд).

17-й день.

Знакомство с числом 5.

  1.  Новый материал. 
  1.  Учитель представляет своеобразную сказку по стихотворению               А. Барто и предметные картинки с изображением курицы и цыплят для знакомства с числом и цифрой 5:

Сидит Пеструшка на яйцах, сидит - удивляется: «Сколько времени сижу, ничего - не получается! Как это так!»
Вдруг перед ней яйцо -
крак! Словно из пеленочек выскочил цыпленочек (выставляет цыпленка на наборное полотно). Сидит он, озирается, других дожидается. Тут второе яйцо треснуло. Из домика тесного еще цыпленок - цвок! (Снова выставляет «цыпленка» на наборное полотно).
Затем спрашивает у детей: «Сколько стало цыплят? Как вы узнали?”»
Сказка продолжается:
Сидят вдвоем, озираются, других дожидаются. Из третьего яичка вышла сестричка.
Составьте пример на сложение.
Сидят втроем, озираются, других дожидаются. Еще яйцо -
квок! Еще цыпленок - скок!
Составьте пример на сложение.
Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются. А из последнего яичка - опять сестричка.
Вновь детьми составляется пример на сложение. Учитель последний пример тоже составляет на наборном полотне и знакомит с числом и цифрой
5. После составления примера учитель спрашивает : «Как получили число 5?”»

  1.  Закрепление проводится по рис. на доске:
    дети хором читают ряд чисел, записанный вверху. Затем учитель проводит беседу по вопросам:
  2.  После, какого числа стоит в этом ряду число 4?
  3.  После, какого числа стоит в этом ряду число 5?
  4.  Какое число стоит между числами 2 и 4; перед числом 5; послё числа
    2?
  5.  Игра «Где мое место?»
    Учитель раздает детям карточки с
     цифрами 1, 2, 3, 4, 5. По сигналу учителя дети выходят к доске, строятся в ряд (например, лицом к окну) и объясняют, как нашли свое место. Игру можно повторить.
  1.  Физкультминутка « РЕЧКА»
    К речке быстрой мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три, четыре,
    Вот так славно освежились.
    А теперь поплыли дружно, -
    делать так руками
     нужно                                                                                                                  Вместе - раз, это брасс.
    Одной, другой - это кроль,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, п...

Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»

Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей.     ...

Программа подготовки к школе

Программа может быть импользована для организации курсов подготовки к школе...

Рабочая программа "Подготовка к школе"

   Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. ...

Рабочая программа "Подготовка к школе"

Рабочая программа разработана для общеобразовательного учреждения лицея № 8 имени Н.Н.Рукавишникова города Томска для подготовки детей к школе.         Программ...

Программа подготовки к школе детей 5-6 лет (первый год обучения)

  Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована  на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.К программе прилагае...