Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»
рабочая программа на тему
Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochey_programme_podgotovki_k_shkole.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»
Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в группах наполняемостью от 15 до 20 человек. Срок реализации программы –
8 месяцев (с октября по май).
Программа рассчитана на ______ часов, 2 занятия в неделю.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
использование игровых методов преподавания;
смена видов деятельности;
положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки к школе ведётся предметное преподавание.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.
Задачами программы подготовки к школе являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Организация предшкольного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений развития школы, выполняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, является в структуре общего образования предшкольной ступенью.
Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются:
• личностно-эмоциональная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• физиологическая готовность.
Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
Общение. В программе используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, иными словами, интеллектуальная готовность.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения.
Обучение математике начинается с дочислового изучении математики. Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх, практических опытах, с использованием загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поисковых задач.
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому цель занятий - научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.
Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Основные знания и умения обучающихся по окончании курса
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающихся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
свободно считать в пределах 10;
сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
правильно писать печатные буквы;
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:
копирование рисунка;
ориентировка в межклеточном пространстве;
решение простых математических задач с графическим изображением ответа;
тест на развитие фонематического слуха;
выделение главного признака предмета.
Учебный план
№ | Наименование курса | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов год |
1. | «Раз –ступенька, два – ступенька…» | 2 | 64 |
2. | «По дороге к Азбуке» | 2 | 64 |
3. | Конструирование и художественный труд | 1 | 32 |
4. | |||
5. | |||
| Итого: |
Содержание курсов
Содержание и структура курса «По дороге к Азбуке» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Это позволяет ознакомить детей с явлениями окружающего мира и родного языка в доступной для них форме. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям. С этой целью также введены главные герои (Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова), которые сопровождают ребёнка в его «путешествиях» по станциям пособия.
В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Ко времени завершения курса дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, овладевают сложным звуковым и слоговым анализом, усваивают грамматические нормы родного языка, владеют обширным словарём, связной речью, умением читать слоги.
Основные упражнения в системе подготовки руки к письму – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Учебно-методическое пособие «Раз –ступенька, два – ступенька…» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Перечень учебников и пособий
Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет
Л. Г.Петерсон, Н. П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.
Тематическое планирование по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…»
64 занятия, 2 часа в неделю
№ занятия | Дата | Тема | Кол-во занятий |
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 5 | ||
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | |||
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | |||
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | |||
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | |||
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 3 | ||
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | |||
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | |||
Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) | 1 | ||
Пространственные отношения: на, над, под | 1 | ||
Пространственные отношения: справа, слева | 2 | ||
Пространственные отношения: справа, слева | |||
Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале) | 1 | ||
Пространственные отношения: между, посередине. | 1 | ||
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один-много. | 1 | ||
Число1 и цифра 1 | 1 | ||
Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | ||
Число 2 и цифра 2. Пара | 1 | ||
Представления о точке и линии | 1 | ||
Представления об отрезке и луче | 1 | ||
Число 3 и цифра 3 | 1 | ||
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях | 1 | ||
Представления о ломаной линии и многоугольнике. | 1 | ||
Число 4 и цифра 4 | 1 | ||
Представления об углах и видах углов | 1 | ||
Представления о числовом отрезке | 1 | ||
Число 5 и цифра 5 | 1 | ||
Пространственные отношения: впереди, сзади | 1 | ||
Сравнения групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше. | 2 | ||
Сравнения групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше. | |||
Временные отношения: раньше, позже | 1 | ||
Числа 1-5. Повторение. | 3 | ||
Числа 1-5. Повторение. | |||
Числа 1-5. Повторение. | |||
Число 6 и цифра 6 | 2 | ||
Число 6 и цифра 6 | |||
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 4 | ||
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |||
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |||
Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |||
Число 7, цифра 7 | 3 | ||
Число 7, цифра 7 | |||
Число 7, цифра 7 | |||
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 3 | ||
Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |||
Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |||
Число 8 и цифра 8. | 3 | ||
Число 8 и цифра 8. | |||
Число 8 и цифра 8. | |||
Представления об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 | ||
Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |||
Число 9 и цифра 9 | 3 | ||
Число 9 и цифра 9 | |||
Число 9 и цифра 9 | |||
Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка) | 2 | ||
Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка) | |||
Число 0 и цифра 0 | 2 | ||
Число 0 и цифра 0 | |||
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | ||
Знакомство с пространственными фигурами: шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | 1 | ||
Знакомство с пространственными фигурами: пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 1 | ||
Символы | 1 | ||
Повторение. Игра-путешествие в страну Математику | 1 | ||
Повторение. Игра «Скоро в школу». | 1 |
Тематическое планирование по программе «По дороге к азбуке.»
64 занятия, 2 часа в неделю
№ занятия | Дата | Тема | Кол-во занятий |
1 | Звуки и буквы | 1 | |
2 | Слова. Звуки | 1 | |
3 | Звук [А]. Рассказ по сюжетной картинке | 1 | |
4 | Звук [О] | 1 | |
5 | Звук [Э] | 1 | |
6 | Звук [И]. Рассказ по сюжетной картинке | 1 | |
7 | Звук [Ы] | 1 | |
8 | Дифференциация звуков [И] – [Ы] | 1 | |
9 | Звук [У] | 1 | |
10 | Гласные звуки и их дифференциация | 1 | |
11 | Звук [М]. Согласные звуки. Слоги | 2 | |
12 | Звук [М]. Твердые и мягкие согласные | ||
13 | Составление рассказов по сюжетным картинкам. | 1 | |
14 | Звук [Н] | 2 | |
15 | Звук [Н] | ||
16 | Звук [П] | 2 | |
17 | Звук [П]. Рассказ по сюжетной картинке | ||
18 | Звук [Т] | 2 | |
19 | Звук [Т] | ||
20 | Составление рассказов по сюжетным картинкам. Пересказ текста. | 1 | |
21 | Звук [К] | 2 | |
22 | Звук [К] | ||
23 | Звук [Х] | 2 | |
24 | Звук [Х]. Пересказ текста. | ||
25 | Дифференциация звуков [К] – [Х], [К] – [Х] | 1 | |
26 | Звук [Ф] | 2 | |
27 | Звук [Ф] | ||
28 | Звук [Й] | 1 | |
29 | Звук [ЙО], [ЙУ]. Двойные звуки | 2 | |
30 | Звук [ЙО], [ЙУ]. Двойные звуки | ||
31 | Звуки [ЙА], [ЙЭ] | 1 | |
32 | Дифференциация звуков [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА] | ||
33 | Звуки [Л] и [Л] | 1 | |
34 | Дифференциация звуков [Л] и [Й] | 1 | |
35 | Звуки [В] и [В] | 1 | |
36 | Дифференциация звуков [В] – [Ф], [В] – [Ф] | 1 | |
37 | Звук [Ч] | 1 | |
38 | Звук [Щ] | 1 | |
39 | Дифференциация звуков [Ч] – [Щ] | 1 | |
40 | Звуки [Б] и [Б] | 1 | |
41 | Дифференциация звуков [Б] – [П], [Б] – [П] | 1 | |
42 | Звуки [Д[ и [Д] | 1 | |
43 | Дифференциация звуков [Д] – [Т], [Д] – [Т] | 1 | |
44 | Звуки [С] и [С] | 2 | |
45 | Звуки [С] и [С]. Пересказ текста. | ||
46 | Звук [Ц | 1 | |
47 | Дифференциация звуков [Ц] – [С], [Ц] – [Ч] | 1 | |
48 | Звуки [Г] и [Г] | 1 | |
49 | Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г] – [К] | 1 | |
50 | Звук [З] | 2 | |
51 | Звук [З] | ||
52 | Составление рассказов по сюжетным картинкам. Комбинированный рассказ. | 1 | |
53 | Дифференциация звуков [С] – [З], [С] – [З]. | 1 | |
54 | Свистящие согласные звуки | 1 | |
55 | Звук [Ш] | 1 | |
56 | Дифференциация звуков [Ш] – [С], [Ш] – [Щ] | 1 | |
57 | Звук [Ж]. Пересказ текста. | 1 | |
58 | Дифференциация звуков [Ж] – [Ш], [Ж] – [З]. | 1 | |
59 | Шипящие согласные звуки | 1 | |
60 | Звук [Р] | 2 | |
61 | Звук [Р] | ||
62 | Дифференциация звуков [Р] – [Л], [Р] – [Л] | 1 | |
63 | Повторение. Игра «Встреча с Азбукой» | 1 | |
64 | Повторение. | 1 |
Примерное планирование занятий по конструированию и
художественному труду.
32 занятия
№ занятия | Дата | Тема | Кол-во занятий |
1 | Оригами. Домик | 1 | |
2 | Лепка. Грибы в корзинке. | 1 | |
3 | Конструирование. Весёлый крокодил. | 1 | |
4 | Худ. труд. Цветы в вазе | 1 | |
5 | Аппликация. Ёжик. | 1 | |
6 | Оригами. Кораблик. Парусник. | 1 | |
7 | Худ. труд. Плетение из полосок. | 1 | |
8 | Лепка. Чайный сервиз | 1 | |
9 | Худ. труд. Шахматное плетение | 1 | |
10 | Конструирование. Самолёты. | 1 | |
11 | Аппликация. Алые паруса | 1 | |
12 | Оригами. Лягушка | 1 | |
13 | Аппликация. Игрушки из мятой бумаги | 1 | |
14 | Конструирование. Цветок | 1 | |
15 | Худ. труд. Узор из семян. | 1 | |
16 | Лепка. Учимся лепить зайцев | 1 | |
17 | Оригами. Лодочка. | 1 | |
18 | Лепка Ёлочка. | 1 | |
19 | Аппликация. Ёжик | 1 | |
20 | Аппликация. Узор в круге. | 1 | |
21 | Работа с природным материалом. | 1 | |
22 | Конструирование. Белая лилия. | 1 | |
23 | Оригами. Мухомор | 1 | |
24 | Конструирование. Тюльпан. | 1 | |
25 | Худ. труд. Косое плетение | 1 | |
26 | Лепка. Кораблик. | 1 | |
27 | Аппликация. Дачный домик. | 1 | |
28 | Оригами. Колобок. | 1 | |
29 | Конструирование. Рыбки в аквариуме. | 1 | |
30 | Лепка. Летающие кораблики. | 1 | |
31 | Аппликация. Узор из листьев | 1 | |
32 | Конструирование. Машины. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе музыкальных занятий в группе подготовки к школе.
Разработка программы музыкальных занятий для детей дошкольного возраста....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс Школа России
Школа России...
Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс Школа России
Школа России...
Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс Школа России
Школа России...