Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»
рабочая программа на тему

Елена Анатольевна Галкина

Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»

       

        Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей.      Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.

        Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в группах наполняемостью от 15 до 20 человек. Срок реализации программы –

8 месяцев (с октября по май).

        Программа рассчитана на ______ часов, 2 занятия в неделю.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

использование игровых методов преподавания;

смена видов деятельности;

положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

         Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки к школе ведётся предметное преподавание.

         Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.         

         Задачами программы подготовки к школе являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

       

           Организация предшкольного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений развития школы, выполняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, является в структуре общего образования предшкольной ступенью.

          Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются: 
• личностно-эмоциональная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• физиологическая готовность.
     
Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
     
Общение. В программе  используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.
     
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
     
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
      Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, иными словами,
интеллектуальная готовность.
     
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти,  целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения.
     
Обучение математике начинается с дочислового изучении математики. Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх, практических опытах, с использованием загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поисковых задач.
     
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому цель занятий - научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.
Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
       Частью
физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
       Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

Основные знания и умения обучающихся по окончании курса

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающихся будут уметь:

         соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

свободно считать в пределах 10;

сравнивать числа в пределах 10;

знать «соседей» числа;

решать простые задачи (в одно действие);

на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);

составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

пересказывать небольшие тексты;

правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

выполнять на слух инструкции для обучающегося;

правильно писать печатные буквы;

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

копирование рисунка;

ориентировка в межклеточном пространстве;

решение простых математических задач с графическим изображением ответа;

тест на развитие фонематического слуха;

выделение главного признака предмета.

Учебный план

 

Наименование курса

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов год

1.

«Раз –ступенька, два – ступенька…»

2

64

     2.

«По дороге к Азбуке»

2

64

     3.

Конструирование и художественный труд

1

32

     4.

     5.

 

                                            Итого:

Содержание курсов

    Содержание и структура курса «По дороге к Азбуке» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Это позволяет ознакомить детей с явлениями окружающего мира и родного языка в доступной для них форме. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям. С этой целью также введены главные герои (Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова), которые сопровождают ребёнка в его «путешествиях» по станциям пособия.

       В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.

      Ко времени завершения курса дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, овладевают сложным звуковым и слоговым анализом, усваивают грамматические нормы родного языка, владеют обширным словарём, связной речью, умением читать слоги.

      Основные упражнения в системе подготовки руки к письму – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

      Учебно-методическое пособие «Раз –ступенька, два – ступенька…» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.

Перечень учебников и пособий

 Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет

Л. Г.Петерсон, Н. П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.

Тематическое планирование по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…»

64 занятия, 2 часа в неделю

№ занятия

Дата

Тема

Кол-во занятий

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

5

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

Пространственные отношения: на, над, под

1

Пространственные отношения: справа, слева

2

Пространственные отношения: справа, слева

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)

1

Пространственные отношения: между, посередине.

1

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один-много.

1

Число1 и цифра 1

1

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

Число 2 и цифра 2. Пара

1

Представления о точке и линии

1

Представления об отрезке и луче

1

Число 3 и цифра 3

1

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях

1

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

1

Число 4 и цифра 4

1

Представления об углах и видах углов

1

Представления о числовом отрезке

1

Число 5 и цифра 5

1

Пространственные отношения: впереди, сзади

1

Сравнения групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше.

2

Сравнения групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше.

Временные отношения: раньше, позже

1

Числа 1-5. Повторение.

3

Числа 1-5. Повторение.

Числа 1-5. Повторение.

Число 6 и цифра 6

2

Число 6 и цифра 6

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Число 7, цифра 7

3

Число 7, цифра 7

Число 7, цифра 7

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

3

 Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Число 8 и цифра 8.

3

Число 8 и цифра 8.

Число 8 и цифра 8.

Представления об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2

Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Число 9 и цифра 9

3

Число 9 и цифра 9

Число 9 и цифра 9

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка)

2

Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка)

Число 0 и цифра 0

2

Число 0 и цифра 0

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

Знакомство с пространственными фигурами: шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1

Знакомство с пространственными фигурами: пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

1

Символы

1

Повторение. Игра-путешествие в страну Математику

1

Повторение. Игра «Скоро в школу».

1

Тематическое планирование по программе «По дороге к азбуке.»

64 занятия, 2 часа в неделю

№ занятия

Дата

Тема

Кол-во занятий

1

Звуки и буквы

1

2

Слова. Звуки

1

3

Звук [А]. Рассказ по сюжетной картинке

1

4

Звук [О]

1

5

Звук [Э]

1

6

Звук [И]. Рассказ по сюжетной картинке

1

7

Звук [Ы]

1

8

Дифференциация звуков [И] – [Ы]

1

9

Звук [У]

1

10

Гласные звуки и их дифференциация

1

11

Звук [М]. Согласные звуки. Слоги

2

12

Звук [М]. Твердые и мягкие согласные

13

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

1

14

Звук [Н]

2

15

Звук [Н]

16

Звук [П]

2

17

Звук [П]. Рассказ по сюжетной картинке

18

Звук [Т]

2

19

Звук [Т]

20

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Пересказ текста.

1

21

Звук [К]

2

22

Звук [К]

23

Звук [Х]

2

24

Звук [Х]. Пересказ текста.

25

Дифференциация звуков [К] – [Х], [К] – [Х]

1

26

Звук [Ф]

2

27

Звук [Ф]

28

Звук [Й]

1

29

Звук [ЙО], [ЙУ]. Двойные звуки

2

30

Звук [ЙО], [ЙУ]. Двойные звуки

31

Звуки [ЙА], [ЙЭ]

1

32

Дифференциация звуков [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА]

33

Звуки [Л] и [Л]

1

34

Дифференциация звуков [Л] и [Й]

1

35

Звуки [В] и [В]

1

36

Дифференциация звуков [В] – [Ф], [В] – [Ф]

1

37

Звук [Ч]

1

38

Звук [Щ]

1

39

Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]

1

40

Звуки [Б] и [Б]

1

41

Дифференциация звуков [Б] – [П], [Б] – [П]

1

42

Звуки [Д[ и [Д]

1

43

Дифференциация звуков [Д] – [Т], [Д] – [Т]

1

44

Звуки [С] и [С]

2

45

Звуки [С] и [С]. Пересказ текста.

46

Звук [Ц

1

47

Дифференциация звуков [Ц] – [С], [Ц] – [Ч]

1

48

Звуки [Г] и [Г]

1

49

Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г] – [К]

1

50

Звук [З]

2

51

Звук [З]

52

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Комбинированный рассказ.

1

53

Дифференциация звуков [С] – [З], [С] – [З].

1

54

Свистящие согласные звуки

1

55

Звук [Ш]

1

56

Дифференциация звуков [Ш] – [С], [Ш] – [Щ]

1

57

Звук [Ж]. Пересказ текста.

1

58

Дифференциация звуков [Ж] – [Ш], [Ж] – [З].

1

59

Шипящие согласные звуки

1

60

Звук [Р]

2

61

Звук [Р]

62

Дифференциация звуков [Р] – [Л], [Р] – [Л]

1

63

Повторение. Игра «Встреча с Азбукой»

1

64

Повторение.

1

Примерное планирование занятий по конструированию и

художественному  труду.

32 занятия

занятия

Дата

Тема

Кол-во

занятий

1

Оригами. Домик

1

2

Лепка. Грибы в корзинке.

1

3

Конструирование. Весёлый крокодил.

1

4

Худ. труд.   Цветы в вазе

1

5

Аппликация.   Ёжик.

1

6

Оригами.  Кораблик. Парусник.

1

7

Худ. труд.  Плетение  из полосок.

1

8

Лепка. Чайный сервиз

1

9

Худ. труд. Шахматное плетение

1

10

Конструирование.  Самолёты.

1

11

Аппликация. Алые паруса

1

12

Оригами. Лягушка

1

13

Аппликация. Игрушки из мятой бумаги

1

14

Конструирование.   Цветок

1

15

Худ. труд. Узор из семян.

1

16

Лепка. Учимся лепить зайцев

1

17

Оригами. Лодочка.

1

18

Лепка  Ёлочка.

1

19

Аппликация.  Ёжик

1

20

Аппликация. Узор в круге.

1

21

Работа с природным материалом.

1

22

Конструирование.  Белая лилия.

1

23

Оригами.  Мухомор

1

24

Конструирование.  Тюльпан.

1

25

Худ. труд. Косое плетение

1

26

Лепка. Кораблик.

1

27

Аппликация. Дачный домик.

1

28

Оригами. Колобок.

1

29

Конструирование. Рыбки в аквариуме.

1

30

Лепка. Летающие кораблики.

1

31

Аппликация. Узор из листьев

1

32

Конструирование. Машины.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе музыкальных занятий в группе подготовки к школе.

Разработка программы музыкальных занятий для детей дошкольного возраста....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...