Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"
методическая разработка на тему

Кораблёва Лариса Александровна

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.

Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, посредством которого формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и  особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podprogramma_razvitie_rechi.rar16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная программа

дополнительного образования

детей

«Малая гимназия»

Подпрограмма

« Развитие речи»

Автор: Кораблёва Лариса Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия№2» Великого Новгорода

Пояснительная записка к подпрограмме «Развитие речи»

Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, посредством которого формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и ее особенности. Подпрограмма разработана с учетом программ «От слова к букве» и «Риторика для маленьких» Н.А. Федосовой, которые входят в программу «Преемственность», предназначенную для подготовки детей 5-6 лет к обучению в школе. Данная подпрограмма не дублирует указанные, а углубляет и расширяет их в соответствии с Законом об образовании ст. 45 п.3.

Данная подпрограмма оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в МАОУ «Гимназия № 2» города Великий Новгород.

Новизна подпрограммы дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» выражается в том, что в ходе ее реализации последовательно решаются вопросы подготовки детей к обучению чтению и письму, ведется работа по совершенствованию устной речи.

Педагогическая целесообразность данной образовательной подпрограммы обусловлена тем, что овладение языком, речью рассматривается как необходимое условие общего развития личности ребенка. В ходе изучения подпрограммы происходит интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, формируется готовность использовать языковые явления в самостоятельной речи, активизируется использование словарного запаса детей, диалогической и монологической форм речи.

Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» является актуальной в настоящее время, так как, исходя из педагогического опыта многих учителей, овладение устной и письменной речью вызывает наибольшие трудности на первом году обучения в школе. Данная подпрограмма поможет педагогу создать условия для подготовки дошкольников к обучению чтению и письму и смягчит грядущие трудности и проблемы. Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный загтс, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности. Данный курс не дублирует программу 1 класса, а позволяет дошкольникам в дальнейшем успешно овладевать навыками чтения и письма.

В основу отбора содержания подпрограммы положен практикоориентированный подход, при котором обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер, предполагающий активную речевую деятельность учащихся в ситуациях бытового, игрового и учебного общения.

Особое значение при таком подходе приобретают речевые игры, конструирование, практическая работа. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение и используются на каждом занятии для закрепления изученного на элементарном уровне лингвистического материала. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму, развивает их аналитические способности. Работа по конструированию происходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации. Практическая работа связана с использованием полученных в ходе занятий первичных представлений о строении языка и речи в повседневном общении со сверстниками и взрослыми.

    Цель подпрограммы дополнительного образования для детей шестилетнего возраста

«Развитие речи» - создание условий для формирования психологической и интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в первом классе гимназии через пробуждение интереса детей к собственной речи и речи окружающих, формирование желания общаться с взрослыми и сверстниками.

Эта цель определяет основные задачи подпрограммы:

  1. развитие умений говорения, слушания и чтения;
  2. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  3. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
  4. развитие грамматического строя речи;
  5. развитие   умения   оперировать   единицами   языка:   звуком,   слогом,   словом, словосочетанием, предложением;
  6. развитие звуковой культуры речи.

Возраст детей, участвующих в реализации данной подпрограммы дополнительного образования, - 5-6 лет.

Сроки реализации образовательной подпрограммы - 1 год обучения (с октября по апрель), 28 учебных часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Формы и режим занятий. Содержание подпрограммы ориентировано на добровольные

одновозрастные группы детей, наполняемостью до 20 человек.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение   дифференцированного   подхода  к   учащимся,   так   как   в   связи   с   их индивидуальными способностями результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Ожидаемый результат и способы определения результативности:

К завершению обучения по подпрограмме дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» дети должны:

  1. Правильно произносить все звуки.
  2. Отчётливо и ясно произносить слова.
  3. Выделять из слов звуки.
  4. Находить слова с определённым звуком.
  5. Определять место звука в слове.
  6. Соблюдать орфоэпические нормы произношения.
  7. Составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.
  8. Составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин.
  9. Пересказывать  сказку,  рассказ  (небольшие  по  содержанию)  по  опорным иллюстрациям.
  10. Соблюдать элементарные гигиенические правила.
  11. Ориентироваться на странице тетради.

Формой подведения итогов реализации данной программы является психолого-педагогическая диагностика, определяющая готовность детей к школьному обучению, проводимая в апреле учителями и психолого-логопедической службой гимназии.

Содержание подпрограммы «Развитие речи»  Тема1. Речь - средство передачи мыслей и чувств. (3 часа)

Теория: Расширение словарного запаса детей, обогащение активного словаря. Речь устная и письменная. Деление слов на тематические группы. Образование однокоренных слов различных частей речи. Переносное значение слов. Диалогическая и монологическая речь.

Практика: Сравнение предметов по существенным признакам ( материал, форма, цвет, размер). Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказки с опорой на иллюстрации. Описание предметов окружающего мира.

Подготовка к обучению письму: Обведение контура предмета. Обведение общих элементов в предметах.

Тема 2. Грамматический строй речи. (5 часов)

Теория: Слово - главная единица языка. Образование и изменение слов. Разнообразие имен и их форм. Слова, обозначающие признак и действие предмета. Предложение как способ выражения законченной мысли.

Практика: Работа с синонимами и антонимами в различных частях речи. Сопоставительный анализ однокоренных слов. Речевые игры «Подскажи словечко», «Составь слово». Составление предложений со словами, обозначающими признак и действие предмета, к сюжетной картинке.

Подготовка к обучению письму: Штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство.

     Тема 3. Фонетический строй речи. (12 часов)

Теория: Различение звуков по их качественным характеристикам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие). Порядок звуков в слове, выделение отдельных звуков.

Практика: Звуковой анализ слов. Артикуляционная гимнастика. Заучивание чистоговорок. Стихи для автоматизации звукопроизношения. Составление звуковых схем слов. Конструирование печатных букв.

Подготовка к обучению письму: Пальчиковая гимнастика. Штриховка предметов.

Тема 4. Развитие и совершенствование речи. ( 4 часа)

Теория: Речевая деятельность в ситуациях бытового, игрового и учебного общения. Этикетные формы выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы.

Практика: Упражнение на группировку слов по темам «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Детеныши животных». Игры на развитие коммуникативных навыков. Игра «Снежный ком».

Подготовка к обучению письму: Обведение по контуру узоров и букв различной конфигурации.

Тема 5. Художественно-творческая деятельность. (4 часа) Теория: Алгоритм описания предмета, времени года. Практика: Описание времени года по алгоритму: осень, зима. Составление рассказа по теме «Моя любимая игрушка». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Чтение сказки с придумыванием продолжения.

Подготовка к обучению письму: Составление узоров по аналогии и самостоятельно. Дополнение и штриховка предметов.

Учебно-тематический план к подпрограмме «Развитие речи ».

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Речь-средство передачи мыслей и чувств.

3

1

2

2.

Грамматический строй речи.

5

2

3

3.

Фонетический строй речи.

12

3

9

4.

Развитие и совершенствование речи.

4

1

3

5.

Художественно-творческая деятельность.

4

2

2

Итого

28

9

19

Список литературы для педагогов.

  1. Программа «Преемственность» (Москва, ИОО Минобразования РФ, 1999 г.) Автор: Федосова Н. А.
  2. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. - Самара. 2005.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М., 1996.
  4. Волина В. В. Учимся играя. - М., 1994.
  5. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. - М., 2006.
  6. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 1995.
  7. Тарабарина Т. И., Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. -Ярославль, 1997.
  1. Гурьева Н. А. Обучаем грамоте. - С-Пб., 2006.
  2. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М., ВАКО, 2006.
  3. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль, 1996.
  4. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль, 1996.
  5. Климанова Л. Ф. Читалочка. - М., 1994.

Методическое обеспечение подпрограммы дополнительного образовании детей шестилетнего возраста « Развитие речи ».

Обеспечение подпрограммы методическими видами продукции:

  1. Дидактические речевые игры: «Полслова за вами», «Опиши предмет», «Я знаю», «Расшифруй письмо», «Сочини сказку о предмете», «День-ночь», «Составь слово», «Разложи по порядку», «Буква заблудилась», «Молоточки», «Когда это бывает?», «Исправь ошибки».
  2. Скороговорки, чистоговорки, загадки
  3. Тесты для диагностического и итогового контроля.

Рекомендации по проведению практических занятий:

          В ходе обучения по подпрограмме во все занятия включаются игры по развитию речи,      занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические, вводятся сказочные персонажи, сюрпризные моменты и даже подвижные игры. Это необходимо потому, что именно игра является наиболее эффективным способом обучения детей шести лет и оказывает большое влияние на развитие их речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё, определенной способности к коммуникации, в процессе игры возникает необходимость понимать словесные инструкции, и это стимулирует потребность ребенка к активному использованию своих речевых навыков.

Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, учат делать логические умозаключения. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).

Много внимания педагог должен уделить развитию и совершенствованию речи учащихся, которое включает уточнение и обогащение активного словаря детей, развитие диалогической и монологической форм речи. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, с этой целью в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек. Все это помогает усвоению орфоэпических норм литературного языка. Необходимо также достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.

Подготовка к обучению письму - процесс очень сложный. Он требует хорошей подготовки двигательного аппарата ребенка, развитой мускулатуры руки, развитых слуховых ощущений. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаза и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки. Поэтому подпрограмма включает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. На каждом занятии проводятся упражнения для развития мелкой моторики рук и развития умения воспроизводить образы и их элементы.

Для того чтобы избежать переутомления учеников во время занятия, необходимо менять виды учебной деятельности детей. Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки.

Дидактический материал представлен:

  1. Панно букв.        
  2. Демонстрационные буквы для панно букв.
  3. Наглядный и раздаточный материал в виде карточек по темам:

  1. Овощи, фрукты, ягоды.
  2. Деревья, листья, грибы, цветы.
  3. Рыбы, насекомые.
  4. Птицы.
  5. Звери.

  1. Таблица «Времена года».
  2. Таблица «Дикие и домашние животные».
  3. Счётные палочки для конструирования букв.
  4. Сюжетные картины для составления рассказов.
  5. Пособие «Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики».                   Автор: Я.Ю. Позднякова

•        Книги из серии «Скоро в школу»: «Первые буквы», «Пропись-штриховка».

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

  1. доска - 1 шт.
  2. парты - 15 шт.
  3. учительский стол - 1 шт
  4. стулья - 31 шт.
  5. софиты-12 шт.
  6. шкафы для хранения методической литературы и дидактических пособий - 2 шт.
  7. компьютер - 1 шт.
  8. проектор - 1 шт.
  9. экран - 1 шт.
  10. жалюзи - 3 шт.

Инструменты и приспособления: указка, магниты.

Материалы: тетради, ручки, карандаши, фломастеры, мел, скотч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольная комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»

Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Реализация программы "Здоровье" в ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга

В статье дан анализ реализации программы "Здоровье" за последние три года. Проведен мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии, указаны виды работы и обмен опытом по реализации данной прогр...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Программа «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инвалида»

В составе рабочей группы в Казенном учреждении ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инва...