Программа подготовки к школе
календарно-тематическое планирование на тему
Программа может быть импользована для организации курсов подготовки к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_doroge_v_shkolu_2.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
Российская гимназия при Государственном Русском музее
Санкт-Петербург
Программа развития и обучения
« По дороге в школу »
Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей.
Программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст ребенка 4-6 лет.
Срок реализации 1 год.
Санкт-Петербург
2014
I
Пояснительная записка
Модифицированная программа, с элементами авторства, называется «По дороге в школу». Это программа развития и обучения дошкольников в условиях дополнительного образования. Программа образовательная и в тоже время развивающая, направлена на развитие психологической готовности дошкольника к учебной деятельности, формирование желания учиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебному. Готовность к обучению - это не только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебе. Но и это не все. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность.
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В связи с этим и разработана данная программа подготовки детей к школе. В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений, узнают, чем буква отличается от звука. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту форме.
Программа «По дороге в школу» написана с учетом возрастных особенностей и творческой активности детей, предполагает реализацию в процессе игровой деятельности. Разработанный материал программы предназначен для организации обучения детей с применением элементов инновационной игровой методики, который основывается на современные методические, педагогические разработки учебного методического комплекта «Школа России».
Девиз программы: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
Цель программы – планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Реализация программы будет способствовать решению
следующих задач:
- развивать познавательную сферу ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
- определить готовность детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
- формировать речевую активность детей через организацию занятий по развитию и формированию связной речи;
- обучить основам чтения;
- формировать элементарные математические представления через организацию специальных мероприятий;
- развивать творческие способности ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности на занятиях по развитию мелкой моторики рук;
- приобщать к навыкам здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.
Актуальность программы
Тема подготовки детей в школу как никогда актуальна в наше время. Сегодня любого родителя волнует вопрос – достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы? Конечно, им хочется как можно лучше подготовить ребенка к школе. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе конечно важно. Но не все родители понимают, что главное для ребенка 5-6 лет быть активным, сообразительным, раскрепощенным, уметь управлять своим поведением. Ведь любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Программа «По дороге в школу» дает возможность безболезненно, интересно, в игровой форме пройти этот сложный, но важный период в жизни дошкольника.
Режим занятий
Содержание программы предполагает 1 год обучения для детей 4-6 лет, Занятия проходят в форме урока – путешествия, урока – игры, с частой сменой деятельности, физкультминутками. При организации занятий учитываются возрастные, психологические и физиологические особенностей детей 4 – 6 лет, применяются в обучении в основном игровые технологии. Продолжительность занятий от 25 – 30 минут. Группы формируются с учетом психофизиологических особенностей детей. В группах от 12 - 15 человек.
Особенности организации занятий
Подготовка детей к школе ведется не путем усвоения ими «школьных технологий», а путем развития психологических процессов в результате развивающих, творческих играх и заданиях. «Заниматься» с ребенком нельзя, с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно. На всех занятиях присутствуют персонажи: домовенок Кузя и кукла Аня.
В дошкольном возрасте ребенок при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мирка в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. Поэтому основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:
- возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения (Л.С.Выготский);
- возникновение первых этических представлений (Л.С.Выготский);
- возникновение соподчинения мотивов (А.Н.Леонтьев);
- возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец);
- возникновение личного сознания.
Поэтому, во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов к деятельности учения.
Программа «По дороге в школу» так построена, что во время занятий, осуществляя разные виды развивающей, совместной и индивидуальной деятельности ненавязчиво прививаются детям новые ее формы.
Занятия проходят в игровой, занимательной форме. Вместе с игрушечными героями куклой Аней и домовенком Кузей, дети путешествуют по стране «Знаний». По дороге в школу они всесторонне развиваются и обучаются. Домовенок Кузя постоянно забывает что – нибудь или путает, обучается всему вместе с детьми и не дает ребенку огорчится из - за собственных ошибок и неудач. Ребенок успокаивается, ведь Кузя тоже ошибается и при этом не плачет, так у ребенка постепенно развивается чувство уверенности в свои силы, волевые качества. Дети, справившиеся со всеми заданиями, получают в конце занятия от куклы Ани приз, награду (открытку, календарик, наклейку и т. д.) В конце занятия необходимо дать всем положительную оценку, а затем отметить лучшие ответы. В конце учебного года на выпускном вечере вручается Диплом об успешном прохождении программы «По дороге в школу».
Формы организации образовательного процесса
Основной формой является занятие, в форме игры – путешествия, так как у шестилетнего ребенка необходимо начать развивать положительную мотивацию к процессу обучения. На занятии разыгрываются: путешествия с главными героями домовенком Кузей и куклой Аней, соревнования, конкурсы, викторины, творческие задания, отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме.
Приемы и методы организации образовательного процесса
- словесный;
- наглядный;
- игра – путешествие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, индивидуально – фронтальный.
Приемы
- игры;
- работа по образцу;
- показ иллюстраций, видеоматериалов.
Дидактический материал
Учебно – методический комплект «Школа России » таблицы; плакаты, сюжетные картины к рабочей тетради «Формирование и развитие связной речи», дидактические карточки, раздаточный материал.
Формы подведения итогов
Игры, практические задания, тесты, творческие задания, диагностика
(пособие Т.А.Ткачевой «Комплексное обследование ребенка»,
Т.В.Белова,В.А.Солнцева «Готов ли ребенок к школе?»)
Виды аттестации:
Текущая аттестация – оценка качества усвоения учащимися содержания компонентов какой – либо части образовательной программы на занятиях.
Промежуточная – оценка качества усвоения учащимися содержания какой – либо части, темы образовательной программы, по итогам полугодия, учебного года.
Итоговая аттестация – оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершению ее.
Формы проведения аттестации:
- оценка процесса и результата прохождения программы (тесты - задания);
- оценка качества личности;
- оценка социальной роли детей.
(Занятия проходят один раз в неделю по 30 мин, 10 минут перемена)
II
1.Программные задачи обучения 4-5 лет
- Образовательные:
- обучить приемам умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;
- способствовать обогащению активного, пассивного, потенциального словаря;
- развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;
- сформировать понятия: «звук», «слог», «слово», «буква». Способствовать развитию умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- сформировать у детей элементарные математические представления. Способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;
- расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
- активизировать навыки использования полученных знаний.
- Развивающие:
- развивать образную ассоциативную память, внимание, творческие способности, развивать воображение как основу творческой деятельности, развивать логическое мышление, вариативность мышления,
- развивать умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;
- развивать умение говорить и слушать, развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- развивать координацию, мелкой моторики рук;
- развивать чувство юмора.
- Воспитательные:
- воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;
- воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;
- воспитывать доброту, сочувствие, сопереживание, умения радоваться успехам других детей;
- воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, Родине;
- воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
- воспитывать привычку к аккуратности, порядку;
- воспитывать дисциплинированность, вежливость;
- воспитывать привычку следовать определенным правилам поведения в общественных местах.
2.Учебно- тематический план занятий
№1 | Темы разделов Год обучения | Количество часов |
Родительское собрание | 1 | |
Вводное занятие | 1 | |
1 | Формирование элементарных математических представлений «Игралочка» | 34 |
2 | Знакомство со звуками и буквами «По дороге к Азбуке» | 34 |
3 | Развлечения | 3 |
4 | Повторение пройденного материала, тестирование | 3 |
Всего часов | 76 час |
3.Тематическое планирование занятий по формированию математических представлений первого года обучения
№1 | Темы разделов Год обучения | Количество часов |
1 | Один - много | 1 |
2 | Столько же, больше, меньше | 4 |
3 | Счет до двух | 2 |
4 | Длиннее, короче | 1 |
5 | Круг | 1 |
6 | Шар | 1 |
7 | Шире, уже | 1 |
8 | Число 3.Цифра 3. | 2 |
9 | На, над,под. | 1 |
10 | Выше, ниже. | 1 |
11 | Раньше, позже. | 1 |
12 | Число4.Цифра 4. | 1 |
13 | Квадрат. | 1 |
14 | Куб. | 1 |
15 | Вверху, внизу | 1 |
16 | Слева, справа, посередине. | 1 |
17 | Число 5. Цифра 5. | 1 |
18 | Внутри, снаружи. | 1 |
19 | Впереди, сзади. | 1 |
20 | Пара. | 1 |
21 | Овал. | 1 |
22 | Прямоугольник. | 1 |
23 | Порядковый счет. | 2 |
24 | Повторение | 1 |
25 | Числа 1-5. | 2 |
26 | План. | 1 |
27 | Ритм.. | 1 |
28 | Цилиндр. | 1 |
29 | Конус. | 1 |
30 | Призма и пирамида. | 1 |
31 | Геометрические тела. | 1 |
32 | Число 6.Цифра 6. | 2 |
33 | Сравнение по длине. | 1 |
34 | Число7.Цифра 7. | 2 |
35 | Сравнение по ширине и толщине | 1 |
36 | Число 8.Цифра8. | 1 |
37 | Сравнение по высоте. | 1 |
38 | Измерение длины. | 3 |
39 | Число 9 .Цифра 9. | 1 |
40 | Сравнение по объему. | 3 |
41 | Число 0.Цифра 0. | 1 |
42 | Таблицы. | 1 |
43 | Число 10.Цифра 10. | 1 |
44 | Символы. | 2 |
45 | Провторение | 3 |
Всего: | 64 |
5.Тематическое планирование занятий по развитию и подготовки к грамотности
№1 | Темы разделов Год обучения | Количество часов |
1 | Знакомство с нашими героями | 1 |
2 | Игрушки | 1 |
3-4 | Части тела | 2 |
5-6 | Осень | 2 |
7-8 | Овощи | 2 |
9-10 | Фрукты | 1 |
11 | Овощи - фрукты | 1 |
12 | Геометрические фигуры | 1 |
13 | Загадка - описание | 1 |
14 | Дом | 1 |
15- 16 | Мебель | 2 |
17-18 | Электрические приборы | 2 |
19-20 | Семья | 2 |
21-22 | Посуда | 2 |
23 | Рабочие инструменты | 1 |
24-25 | Головные уборы | 2 |
26-27 | Одежда | 2 |
28-29 | Обувь | 2 |
30 | Зима | 1 |
31-32 | Звери | 2 |
33-34 | Домашние животные | 2 |
35-36 | Птицы | 2 |
37 | Животные жарких стран | 1 |
38 | Рыбы | 1 |
39 | Хлебные продукты | 1 |
40 | Молочные продукты | 1 |
41 | Мясные продукты | 1 |
42 | Магазины | 1 |
43 | Наземный транспорт | 1 |
44 | Водный транспорт | 1 |
45 | Воздушный транспорт | 1 |
46-47 | Город | 2 |
48 | Почта | 1 |
49 | Театр, музыкальные инструменты | 1 |
50 | Спорт | 1 |
51-52 | Весна | 2 |
53-54 | Профессии | 2 |
55 | Детский сад | 1 |
56 | Лес. Деревья | 1 |
57 | Плоды. Семена | 1 |
58 | Грибы | 1 |
59 | Садовые цветы | 1 |
60 | Полевые цветы | 1 |
61 | Насекомые | 1 |
62 | Лето | 1 |
63 | Ягоды | 1 |
64 | Прощание с героями | |
Всего: | 64 |
6. Содержание программы «По дороге в школу» от 4,5 – 6 лет.
Раздел №1
Формирование элементарных математических представлений по УМК «Школа Росии» «Игралочка»:
1. Количество и счет:
- знакомство с числами и цифрами от 0 до 10.
- количественный и порядковый счет от 1 до 10;
- состав чисел от 2 до 10;
- решение логических примеров и задач;
- понятие – пара;
- сравнение предметов по количеству один – много;
2. Величина:
- сравнение предметов по длине и высоте;
- сравнение предметов по ширине и толщине;
- сравнение предметов по форме;
- сравнение предметов по цвету;
- подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам;
- прием парного сравнения, методы наложения и приложения;
- измерение длины, объема.
4.Ориентировка в пространстве.
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад; посередине;
- формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко,
раньше, позже, шире, уже, длиннее, короче;
- использование предлогов: в, на, над, за, перед, между, внутри, снаружи;
- ориентировка в тетради;
- ориентировка по словесной инструкции и по плану;
- зеркальное отображение.
5. Ориентировка во времени.
- утро, день, вечер, ночь;
- название дней недели;
- месяцы времена года, год;
- сегодня, завтра, вчера;
- цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.
6.Простейшие геометрические понятия:
- точка, линия, луч, угол, отрезок;
- прямые горизонтальные, вертикальные;
- кривые, ломаные, разомкнутые и замкнутые линии;
- линейка, сантиметр;
- использование линейки.
7.Геометрические фигуры.
- плоские фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник;
- геометрические тела: шар, квадрат, куб, цилиндр, конус, призма;
- вершины, стороны, углы;
- практическое использование линейки для геометрических фигур и измерения длин их сторон;
- деление фигур на 2, 4, равные части и неравные;
- собирание целой фигуры из нескольких частей;
8. Графические работы.
- знакомство с тетрадью;
- графические диктанты;
- рисование по памяти;
- срисовывание по клеточкам и точкам;
- рисование недостающих частей предмета;
- штриховка и раскрашивание; - символы.
Раздел №2
Знакомство со звуками и буквами по УМК « Школа Росии» Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке».
Раздел включает в себя развитие речи и обучение грамоте с использованием элементов логопедической методики, цель которой – предупреждение ошибок при чтении и письме.
1.Лексическая работа:
- наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;
- обогащение словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед «Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т. д.
- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
- создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
2. Развитие грамматического строя речи:
- наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (по типу упражнения «Назови ласково»);
- наблюдения над однокоренными словами, выделения их из группы слов, подбор однокоренных слов;
- формирование навыка образования и употребления форм слов. Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Например, применяются упражнения: «Скажи со словами один, два.»; «Скажи со словами: новый, новая, новые» и т. д.
- практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
- знакомство с предлогами; подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.
3.Развитие связной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- обучение подробному пересказу текста;
- обучение составлению устной загадки – описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т. д.
Рекомендации к проведению занятий по развитию речи.
Занятия по развитию речи для детей 4 -5 лет включают в себя задачи на расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
II
1.Программные задачи обучения
- Образовательные:
– сформировать мотивацию к учению и интерес к самому процессу обучения;
- обучить приемам умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;
- способствовать обогащению активного, пассивного, потенциального словаря;
- развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;
- сформировать понятия: «звук», «слог», «слово», «буква». Способствовать развитию умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- сформировать у детей элементарные математические представления. Способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;
- расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
- активизировать навыки использования полученных знаний.
- Развивающие:
- развивать образную ассоциативную память, внимание, творческие способности, развивать воображение как основу творческой деятельности, развивать логическое мышление, вариативность мышления,
- развивать умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;
- развивать умение говорить и слушать, развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- развивать координацию, мелкой моторики рук;
- развивать чувство юмора.
- Воспитательные:
- воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;
- воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;
- воспитывать доброту, сочувствие, сопереживание, умения радоваться успехам других детей;
- воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, Родине;
- воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
- воспитывать привычку к аккуратности, порядку;
- воспитывать дисциплинированность, вежливость;
- воспитывать привычку следовать определенным правилам поведения в общественных местах.
Ожидаемые результаты
- повышение уровня готовности детей к школе;
- выработка навыков общения и поведения в коллективе;
-сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений;
- повышение уровня речевого развития;
- развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе;
- воспитание у детей навыков ЗОЖ и осознанного отношения к здоровью, развитие мелкой и общей моторики, общее оздоровление организма.
2.Темы разделов к учебно- тематическому плану занятий
5-6 лет
№1 | Темы разделов | Количество часов |
Родительское собрание | 1 | |
Вводное занятие | 1 | |
1 | Формирование элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька» | 34 |
2 | Формирование и развитие связной речи «Учимся правильно говорить» | 34 |
3 | Знакомство со звуками и буквами «По дороге к Азбуке» | 17 |
4 | Развитие мелкой моторики рук «Клетки, точки и штрихи» | 17 |
5 | Развлечения | 6 |
6 | Повторение пройденного материала | 4 |
Всего часов | 106ч. |
3. Тематическое планирование занятий по формированию математических представлений
5-6 лет
№ Занятия | Тема первое полугодие, по рабочей тетради «Раз – ступенька, два - ступенька», часть №1. | Колич. занятий | |
1-5 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 5 | |
6 -8 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 3 | |
9 | Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения. | 1 | |
10 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 | |
11- 12 | Пространственные отношения: справа, слева. | 2 | |
13 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | 1 | |
14 | Пространственные отношения: между, посредине. | 1 | |
15 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | 1 | |
16 | Число 1 и цифра 1. | 1 | |
17 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | |
18 | Число 2 и цифра 2.Пара. | 1 | |
19 | Представление о точке и линии. | 1 | |
20 | Представление об отрезке и луче. | 1 | |
21 | Число 3 и цифра 3. | 1 | |
22 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. | 1 | |
23 | Представление о ломаной линии и многоугольнике. | 1 | |
24 | Число 4 и цифра 4. | 1 | |
25 | Представление об углах и видах углов. | 1 | |
26 | Представление о числовом отрезке. | 1 | |
27 | Число 5 и цифра 5. | 1 | |
28 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 | |
29- 30 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. | 2 | |
31 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 | |
32 | Упражнения по выбору детей | 1 | |
Второе полугодие по рабочей тетради «Раз – ступенька, два - ступенька», часть №2. | |||
1- 2 | Повторение пройденного материала. | 2 | |
3- 4 | Число 6 и цифра 6. | 2 | |
5- 8 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 4 | |
9 - 11 | Число 7 и цифра 7. | 3 | |
12- 14 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). | 3 | |
15- 17 | Число 8 и цифра 8. | 3 | |
18 - 19 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). | 2 | |
20 - 22 | Число 9 и цифра 9. | 3 | |
23- 24 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 | |
25 - 26 | Число 0 и цифра 0. | 2 | |
27 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | |
28 | Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | 1 | |
29 | Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 1 | |
30 | Работа с таблицами. | 1 | |
31- 32 | Упражнения на повторение. | 2 | |
Всего: |
4. Тематическое планирование занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, подготовка к грамотности
5-6 лет
№ Занятия | Тема первое полугодие, по рабочей тетради «По дороге к Азбуке», часть №1. | Колич. занятий |
1 | Звуки и буквы | 1 |
2 | Слова. Звуки. | 1 |
3 | Звук (А) | 1 |
4 | Звук (О) | 1 |
5 | Звук (Э) | 1 |
6 | Звук (И) | 1 |
7 | Звук (Ы) | 1 |
8 | Дифференциация звуков (И) – (Ы) | 1 |
9 | Звук (У) | 1 |
10 | Гласные звуки и их дифференциация. | 1 |
11 | Звук (М). Согласные звуки. Слоги. | 1 |
12 | Звук (М*). Твердые и мягкие согласные | 1 |
13 | Звук (Н) | 1 |
14 | Звук (Н*) | 1 |
15 | Звук (П) | 1 |
16 | Звук ( П*) | 1 |
17 | Звук (Т) | 1 |
18 | Звук (Т*) | 1 |
19 | Звук (К) | 1 |
20 | Звук ( К*) | 1 |
21 | Звук (Х) | 1 |
22 | Звук (Х*) | 1 |
23 | Дифференциация звуков (К) – (Х), (К*) – (Х*). | 1 |
24 | Звук (Ф) | 1 |
25 | Звук (Ф*) | 1 |
26 | Звук (Й) | 1 |
27 | Звук (ЙО). Двойные звуки. | 1 |
28 | Звук (ЙУ). | 1 |
29 | Звук (ЙА) | 1 |
30 | Звук (ЙЭ) | 1 |
31 | Дифференциация звуков (ЙЭ), (ЙО), (ЙУ), (ЙА). | |
| Второе полугодие, по рабочей тетради «По дороге к Азбуке», часть №1. | |
32 | Звук (Л) | 1 |
33 | Звук (Л*) | 1 |
34 | Дифференциация звуков (Л*) и (Й) | 1 |
35 | Звуки (В) и (В*) | 1 |
36 | Дифференциация звуков (В) - (Ф), (В*) – (Ф*). | 1 |
37 | Звук (Ч*) | 1 |
38 | Звук (Щ*) | 1 |
39 | Дифференциация звуков (Ч*) – (Щ*) | 1 |
40 | Звуки (Б) и (Б*) | 1 |
41 | Дифференциация звуков (Б) – (П), (Б*) – (П*). | 1 |
42 | Звуки (Д) и (Д*) | 1 |
43 | Дифференциация звуков (Д) – (Т), (Д*) – (Т*) | 1 |
44 | Звук (С) | 1 |
45 | Звук (С*) | 1 |
46 | Звук (Ц) | 1 |
47 | Дифференциация звуков (Ц) – (С), (Ц) – (Ч*). | 1 |
48 | Звуки (Г) и (Г*) | 1 |
49 | Дифференциация звуков (Г) – (К), (Г*) – (К*) | 1 |
50 | Звук (З) | 1 |
51 | Звук (З*) | 1 |
52 | Дифференциация звуков (С) – (З), (С*) – (З*). Свистящие согласные звуки. | 1 |
53 | Звук (Ш) | 1 |
54 | Дифференциация звуков (Ш) – (С), (Ш) – (Щ*) | 1 |
55 | Звук (Ж) | |
56 | Дифференциация звуков (Ж) – (Ш), (Ж) – (З). Шипящие согласные звуки. | 1 |
57 | Звук (Р) | 1 |
58 | Звук (Р*) | 1 |
59 | Дифференциация звуков (Р) –(Л), (Р*) – (Л*). | 1 |
60 | Страна Азбука | 1 |
5.Тематическое планирование занятий по формированию и развитию связной речи «Учимся правильно говорить»
5-6 лет
№ Занятия | Тема первое полугодие, по рабочей тетради «По дороге к Азбуке», часть №1. | Колич. занятий |
1 | Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Рассказ «Игра» | 1 |
2 | Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Рассказ «Дежурные» | 1 |
3 | Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Рассказ «В раздевалке». | 1 |
4 | Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. «В спальне». | 1 |
5 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ «Вечер» | 1 |
6 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ «Кот - задира» | 1 |
7 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ «Два брата» | 1 |
8 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ «Щенок Бимка» | 1 |
9 | Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ «Лена и щенок». | 1 |
10 | Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картинок. Рассказ «Попугай Петруша» | 1 |
11 | Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Петя и собака» | 1 |
12 | Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Про девочку Машу и куклу Наташу». | 1 |
13 | Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Как Алеша хотел белку испугать». | 1 |
14 | Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Незнайкин подарок». | 1 |
15 | Заучивание стихотворений к Новому году | 1 |
16 | Пересказ сказок | 1 |
17 | Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Страшный зверь». | 1 |
18 | Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Надежный помощник». | 1 |
19 | Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Заботливая сестра». | 1 |
20 | Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Друзья». | 1 |
21 | Составление рассказа по одной сюжетной картине. Рассказ «Случай в лесу». | 1 |
22 | Беседа по картине №2 учебно- наглядного пособия Р.Б. Стеркиной «Будь осторожен на улице» | 1 |
23 | Беседа по картине №3 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Охраняй природу!» | 1 |
24 | Беседа по картине №5 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной « Не играй с огнем!» | 1 |
25 | Беседа по картине №6 учебно – методического пособия Р.Б. Стеркиной «Экстремальная ситуация, звони - 02» | 1 |
26 | Беседа по картине №7 учебно – методического пособия Р.Б.Стеркиной «Скороая помощь - 03» | 1 |
27 | Беседа по картине № 10 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Лекарства и витамины в нашей жизни» | 1 |
28 | Беседа по картине №8 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Умение правильно обращаться с некоторыми домашними предметами» | 1 |
29 | Беседа по картине №11 учебно – нагшлядного пособия Р.Б.Стеркиной «Устройство проезжей части». | 1 |
30 | Беседа по картине №12 учебно наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Зебра, светофор» | 1 |
31-32 | Беседа по кратине №14 учеебно наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Дорожные знаки» | 1 |
6.Тематическое планирование занятий по развитию
мелкой моторики рук,
5-6 лет
№ | Тема | Колич. занятий |
1 | «Клетки, точки и штрихи» по пособию Салминой. | 24 |
2 | Лепка из пластилина и соленого теста | 2 |
3 | Бумагопластика | 2 |
4 | Декоративное панно или открытка | 2 |
5 | Конструирование из «Лего» | 2 |
7. Содержание программы «По дороге в школу», для детей 5 – 6 лет
Раздел программы «Учимся говорить, слушать и читать»
В работе с детьми 5 -6 лет особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и восприятия, а также формированию умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму.
1. Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука; согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале слова, в конце, в середине. Определение положение звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
-составление прямых и обратных слогов.
3.Слова.
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушений последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4. Буквы.
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
-соотнесение букв и звуков.
На занятиях по развитию речи используются специальные задания на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т. д.
ПРИМЕЧАНИЕ*
Для того чтобы существенно расширить возможности работы по звуковому анализу слова, разработала систему «Букв – игрушек». Буквы – человечки. Мы их можем видеть, играть с ними, составлять слоги, слова. Звук мы не слышим. Но для того чтобы ребенок определял звуки, мы условились, что буквы обозначающие гласные звуки, красного цвета. Буквы, обозначающие согласные синего цвета. Буквы, обозначающие звонкие согласные «одевают» колокольчик. Буквы, обозначающие глухие согласные звуки без колокольчиков. У мягких согласных звуков, башмачки зеленого цвета. У твердых – синего. Такой способ наглядности позволяет детям быстро освоить звуковой анализ слов.
Раздел «Учимся считать», 5 -6 лет.
1. Количество и счет:
- один – много;
- числа и цифры от 0 до 10;
- прямой и обратный счет от 1 до 10;
- порядковый счет от 1 до 10;
- состав чисел от 2 до 10;
- знаки +, -, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- понятие столько же;
-решение арифметических примеров и задач;
- понятие пара;
- числовой отрезок.
2. Величина:
- сравнение предметов по размерам;
- сравнение предметов по длине и высоте;
- сравнение предметов по ширине и толщине;
- сравнение по массе;
- сравнение по объему;
- измерение объема;
- измерение площади;
- сравнение предметов по форме;
- сравнение предметов по цвету;
- подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам и свойствам;
- прием парного сравнения, методы наложения и приложения.
4.Ориентировка в пространстве.
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад;
- формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко;
- правильное использование предлогов: в, на, над, за, перед, между;
- ориентировка в тетради;
Ориентировка по словесной инструкции и по плану;
- зеркальное отображение.
5. Ориентировка во времени.
- утро, день, вечер, ночь;
- название дней недели;
- месяцы времена года, год;
- сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера;
- цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.
6.Простейшие геометрические понятия:
- точка, линия, луч, угол, отрезок,
- прямые горизонтальные, вертикальные;
- кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые линии;
- линейка, сантиметр;
- использование линейки.
7.Геометрические фигуры.
- плоские фигуры;
- многоугольник;
- геометрические тела;
- вершины, стороны, углы;
- практическое использование линейки для геометрических фигур и измерения длин их сторон;
- деление фигур на 2, 4, равные части и неравные;
- собирание целой фигуры из нескольких частей;
8. Графические работы.
- символы;
- знакомство с тетрадью;
- графические диктанты;
- рисование по памяти;
- срисовывание по клеточкам и точкам;
- рисование недостающих частей предмета;
- штриховка и раскрашивание.
10.Математические игры:
- классификация предметов;
- положение в пространстве;
- логическое формулирование ответов;
- занимательные вопросы;
- загадки, шутки;
- продолжить логический ряд;
- копирование и повторение форм и точек;
- игры на развитие памяти, внимания, воображения;
- лабиринты, калейдоскопы, кроссворды.
Раздел «Развитие мелкой моторики рук», 5-6 лет
В содержание данного раздела входят занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук из пособия Салминой «Клетки, точки и штрихи», а также занятия по лепке, бумагопластика, аппликация, конструирование.
Ожидаемые результаты
- повышение уровня готовности детей к школе;
- выработка навыков общения и поведения в коллективе;
-сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений;
- повышение уровня речевого развития;
- развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе;
- воспитание у детей навыков ЗОЖ и осознанного отношения к здоровью, развитие мелкой и общей моторики, общее оздоровление организма.
Механизм оценки результатов
1.Визуальный (метод наблюдения).
2.Психодиагностические методики эмоциональных состояний, когнитивных возможностей, коммуникативных связей.
3.Диагностика развития познавательных процессов, речевой готовности, сформированности элементарных математических представлений.
4.Тестирование по разделам программы.
5.Итоговый праздник «Путешествие в Букволандию».
ПРИМЕЧАНИЕ*
Занятия включают в себя игры по развитию речи и формированию математических представлений.
Такие игры направлены на:
- развитие внимательности;
- развитие логики;
- развитие чувства юмора;
- развитие фантазии и творчества;
- воспитание доброты;
- обучение играм и фокусам.
Рекомендации к проведению занятий с детьми 5 – 6 лет.
- все занятия должны иметь игровой характер;
- отсутствие принуждения,
- непродолжительность,
- ненавязчивое стимулирование,
- разнообразие,
- положительная оценка.
Материально - техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Специально – оборудованный кабинет, магнитофон, телевизор, магнитная доска
8. Прогнозируемая результативность
(Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?)
1.Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3.Свой домашний адрес.
4.Свой город и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6.Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7.Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9.Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
10. Транспорт наземный, воздушный, водный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские сказки.
13. Знать великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх –низ и т. д.).
16. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумывать) рассказ по картинке.
17. Запоминать и называть 6 -10 предметов, картинок, слов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «МАК», «ДОМ», «ДУБЫ», «ЗУБЫ».
21. Хорошо владеть ножницами. Резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы. Вырезать по контуру предметы.
22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 – 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (25 - 30 минут).
25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...
Программа подготовки к школе.
Разработки занятий с дошкольниками....
Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"
Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, п...
Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»
Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей. ...
Рабочая программа "Подготовка к школе"
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. ...
Рабочая программа "Подготовка к школе"
Рабочая программа разработана для общеобразовательного учреждения лицея № 8 имени Н.Н.Рукавишникова города Томска для подготовки детей к школе. Программ...
Программа подготовки к школе детей 5-6 лет (первый год обучения)
Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.К программе прилагае...