Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе
тест (1 класс) по теме
Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования, материалов газеты «Начальная школа» (приложение к газете «Первое сентября») №16, 2007год, материалов педагогической диагностики Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе
Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования, материалов газеты «Начальная школа» (приложение к газете «Первое сентября») №16, 2007год, материалов педагогической диагностики Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой
Цель проведения педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе - выявить уровень сформированности предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности.
Диагностика позволяет установить:
- уровень владения основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для её достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень её произвольности;
- интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
- фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на…», «меньше на…»), представление о счёте, упорядочивании, геометрических фигурах
Диагностика проводится учителем начальных классов и/или психологом фронтально. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.
При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил.
1. Если работа проводится без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.
2. На каждой парте для одного ребенка должны быть заранее подготовлены необходимые для обследования листы, набор цветных карандашей, простой карандаш.
3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.
4. Детям предлагается по одному сесть за парты. Если известно, что кто-нибудь из детей плохо видит или слышит, необходимо посадить его за первую парту.
5. Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Будьте внимательны. Слушайте первое задание".
6. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если вы явно видите, что дети вас не поняли, но нельзя отклоняться от текста. Никаких слов "от себя" добавлять не нужно.
7. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей закончили выполнение предыдущего. Если кто-то не успел выполнить задание, предложите этому ребенку вместе со всеми приступить к следующему. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Закончили работу над этим заданием. Слушайте следующее задание".
8. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 35 минут.
9. Во время работы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!", "Я вижу, у вас все замечательно получается".
Задание 1. «Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Назначение задания: выявить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведен образец узора, который ребёнок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Учитель ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узор каким бы то ни было образом называть элементы узоров «большая М, маленькая Л» и тому подобное.
Инструкция
«Посмотрите внимательно на рисунок. Здесь нарисован узор. (Учитель показывает на бланке место, где расположен узор). Возьмите простой карандаш и продолжите узор до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать». (Инструкция повторяется дважды)
Оценка выполнения задания
4 балла - ребёнок чётко удерживает последовательность в узоре, не привносит дополнительных углов при написании элементов. При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребёнка, а не «наводкой» учителя, которая недопустима). Допустим «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз.
3 балла –последовательность и величина элементов сохраняется, но строка уходит вверх или вниз более чем на 1 см.
2 балла – допущены единичные ошибки при выполнении первого узора (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допущен несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения.
1 балл – а) наличие ошибки в количестве элементов (например, маленьких «пиков» два, а больших – один);
б) упрощение графической программы (чередование большого и маленького «пиков»);
в) наличие изолированного написания элементов (разрывов);
0 баллов – а) не возможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определённой ритмики.
б) ребёнок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом.
Задание 2. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)
Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.
У каждого ребёнка должно быть шесть разноцветных карандашей. Работа состоит из двух частей:
1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.
Инструкция к первой части задания (повторяется два раза)
«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать»
Инструкция ко второй части задания
«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно» (Условие задания повторяется ещё раз медленно, каждое условие выделяется голосом)
Оценка задания (оценивается лучший вариант)
4 балла: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины (синий);
3 балла: учтены три любых условия;
2 балла: учтено два условия;
1 балл: учтено одно условие;
0 баллов: задание не выполнено.
Оценка самоконтроля
4 балла: а) задание сразу выполняет правильно; или б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3 балла: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2 балла: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; или б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
1 балл: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Задание 3. «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)
Назначение задания: выявить умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.
Инструкция
«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно раскрасить одинаковым цветом. Сколько найдёте групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. (Задание повторяется дважды).
Оценка задания
4 балла: классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных (названия треугольников даются для учителя)).
3 балла: допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевёрнутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);
2 балла: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);
1 балл: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников).
0 баллов - бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.
Задание 4. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)
Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).
Работа над заданием состоит из двух частей: обучающей и основной.
Инструкция к 1-й части задания
«Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать их вы будете не буквами, а кружочками». Далее разбирается образец. «Хором произнесите медленно слова РАК, а я под вашу диктовку запишу это слово кружочками:
Р-А-К= |
Проверим написанное, прочитаем кружки:
= Р-А-К
Всё правильно.
Инструкция ко второй части задания
Найдите на бланке задание 4 и «поле» в клеточку. Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово УМ . (Дети записывают). Теперь под этим словом запишите слово УХО. (Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова).
Всего для диктанта предлагается шесть слов, в которых не расходится количество звуков и букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются чётко, но без разделения на слоги: УМ, УХО, ЛАПА, СОСНА, ЗВЕЗДА, КАПИТАН.
Оценка задания
4 балла: правильно выполнены схемы всех шести слов;
3 балла: правильно выполнены 4-5 схем;
2 балла: правильно выполнены 2-3 схемы;
1 балл: правильно выполнена 1 схема;
0 баллов: не выполнено ни одной схемы.
Задание 5. «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)
Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).
Организация работы: Работа состоит из двух частей: обучающей и основной. Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены в разбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линиями.
Инструкция к первой части задания
«Сейчас вы попробуете «читать» слова, но записаны они не буквами, а кружками».
Далее разбирается образец. На доске две схемы.
Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.
Учитель: Кто нарисован на этом рисунке?
Д. Волк.
У. Какой набор кружков подходит к этому слову?
Читаем первую схему:
В-О-Л-К |
Она не подходит. Читаем вторую схему:
В-О-Л-К
|
Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок. Так же проводится чтение слова «сом».
Инструкция ко второй части задания
«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться». (Задание повторяется дважды).
Оценка задания
4 балла: правильно соединены с рисунками все пять схем;
3 балла: правильно соединены с рисунками 3- 4 схемы;
2 балла: правильно соединены с рисунками 2 схемы;
1 балл: правильно соединена с рисунком 1 схема;
0 баллов: все схемы соединены с рисунками неправильно.
Задание 6 «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)
Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.
Инструкция по выполнению задания
«Внимательно рассмотрите круги к заданию номер шесть. В одних точек много, в других – мало. У вас на рисунке эти круги расположены в беспорядке. Подумайте и нарисуйте эти круги в ряд по порядку. Когда будете искать тот или иной порядок, не забывайте, что на кругах есть точки. Круги рисуйте на линии».
Оценка задания
4 балла: задание полностью выполнено верно - круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке возрастания;
3 балла: в выстроенной последовательности кругов допущены 1-2 ошибки;
2 балла: в расположении кругов допущены 3-4 ошибки;
1 балл: в расположении кругов допущено 5 ошибок;
0 баллов: допущено более 5 ошибок.
Задание 7.
Назначение задания: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Инструкция по выполнению задания
Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. Маша нашла 4 белых гриба и 2 подосиновика. Сколько всего грибов нашла Маша? Нарисуйте столько кружков, сколько грибов нашла Маша. (Текст задачи можно повторить.)
2. На ветке висели 7 яблок. Два яблока упали. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько яблок осталось висеть на ветке. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
4 балла: выполнены верно обе задачи;
3 балла: одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
2 балл: выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
1 балл: есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
0 баллов: задание не выполнено
Приложение № 9
к письму ОГБУ «БелРЦОКО»
от 18.09.2012 г. №268
Фамилия, имя________________________________________________________
Дата обследования____________________________________________________
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы"
Статья содержит обобщение и анализ накопленного опыта по проведению диагностических работ с 1 по 4 класс. Диагностика выполнялась по программе "УМК школа XXI века" (под ред.Н.Ф.Виноградовой)....
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на пр...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"
Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИЦикл коррекционных занятий, направлен на реабилитаци...
Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия, которые обеспечивают овлад...
Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
В материале представлены диагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их уровня обученности и воспитанности....