"Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы"
статья (1,2,3,4 класс) по теме
Статья содержит обобщение и анализ накопленного опыта по проведению диагностических работ с 1 по 4 класс. Диагностика выполнялась по программе "УМК школа XXI века" (под ред.Н.Ф.Виноградовой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika_v_rabote_uchitelya_nachalnoy_shkoly.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
«Диагностика»
Педагогическая диагностика
в работе учителя начальной школы.
Современное общество ставит перед образованием новые задачи. На первый план выходит развитие ребёнка, его продвижение по дороге познания мира относительно себя прежнего. Но возникает вопрос: как отследить развитие каждого ученика, его интеллектуальное продвижение на разных этапах обучения в школе? Ведь от этих знаний во многом зависит построение личностно-ориентированного учебного процесса. Одним из таких инструментов для учителя может стать педагогическая диагностика. Я использую эту методику на протяжении четырёх лет, и сейчас уже могу сказать, что это очень эффективный инструмент для проектирования педагогической деятельности, учитывающей продвижение каждого ученика в классе.
Что такое «педагогическая диагностика»?
Для того, чтобы школьное обучение стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого школьника.
Все показатели готовности детей к обучению можно разделить условно на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики. Интеллектуальную и личностную готовности оценивают психологи. Личностная готовность оценивается по показателям, характеризующим ориентировку в окружающем, запас знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, степень развития потребности в общении, умение установить контакт с детьми, взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к обучению может быть определена по следующим показателям: состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и мелких движений пальцев и кисти руки, состояние развития психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.
Однако, если в школе есть психолог, который может определить готовность ребят к обучению, нужно ли проводить ещё и педагогическую диагностику? Да, но только под ней подразумевается не проверка предметных знаний, умений и навыков. Намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, того, что является основой усвоения этих предметов.
Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе её проведения для осуществления индивидуально-
дифференцированного подхода в обучении.
Итак, педагогическая диагностика, проводимая учителем в начальной школе, ориентирована, прежде всего на интеллектуальную и личностную готовность ребёнка к обучению. Последующие диагностические исследования нацелены на освоение учебной деятельности учеником, а именно:
- учебно-познавательная мотивация;
- принятие и решение учебной задачи, и учебные действия, с помощью которых эта задача может быть решена;
- оценка и самооценка;
- контроль и самоконтроль.
В процессе обучения учитель должен обязательно учитывать уровень достижений своих учеников к систематическому овладению письменной речью и математикой. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость.
Проведение диагностической работы.
Педагогическая диагностика проводится с первого по четвёртый класс. Три раза в год. Конкретные сроки определяет сам учитель. Я провожу такие работы на второй неделе сентября, в двадцатых числах декабря и до майских праздников (20-30 апреля).
Тексты исследовательских работ разработаны авторами программы XXI век. Они предполагают исследования детей в двух предметных областях: русский язык и математика.
Это даёт возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребёнка или они были поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно двигаться дальше.
В середине года педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение каждого ученика и что нужно изменить в его обучении в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
Диагностика, проводимая в конце года, даёт возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает школьное обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.
Только в начале первого класса проводится единое исследование, нацеленное, как уже говорилось, на выявление интеллектуальной и личностной готовности ребёнка к обучению. Это объясняется тем, что успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определённого уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребёнка.
Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координаций, определённый уровень дочисловых представлений.
Следовательно, выявляется много общего в готовности детей к овладению языком и математикой.
Методика проведения диагностического исследования проста. Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. После анализа результатов, я беседую с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок. Педагогическая диагностика в первом классе отличается от всех последующих тем, что диагностические задания вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.
Перед каждым заданием я даю необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность группового диагностического обследования по одному уроку на русский язык и математику.
Во время выполнения детьми диагностических заданий, как ни велико искушение, нельзя помогать тому или иному ребёнку, подсказывать, отвечать на вопросы: в ходе диагностической работы мои ученики всё должны выполнять самостоятельно.
Анализ первого диагностического обследования.
Эта единственная диагностическая работа, которую ребёнок выполняет 30-35 минут. Данные диагностики заносятся учителем в таблицу. Оценивание каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).
В приложении №1 показаны результаты класса после первого диагностического исследования. Проанализировав эту таблицу, я сделала следующие выводы. 14 человек из 27 смогли выполнить первую работу на 90 и более процентов. Это достаточно высокий уровень готовности к обучению. Выявились и такие ребята, которые затруднялись в выполнении заданий. Низкий уровень готовности показали 4 человека. Следовательно, при построении учебного процесса я буду ориентироваться на достаточно высокий уровень учеников в классе, но необходимо также предусмотреть систему компенсирующих и вспомогательных упражнений и заданий для отдельной группы ребят.
После общего анализа результатов, я приступаю к работе над итогами каждого задания. В этом мне помогает таблица.
№задания | Выполнение в % | Направленность задания |
1. | 54% | Зрительное восприятие. |
2. | 94% | Пространственное восприятие. |
3. | 91% | Представление об операциях сложения и вычитания. |
4. | 91% | Сравнение множеств. |
5. | 91% | Классификация. |
6. | 82% | Фонематический слух. |
7. | 86% | Предпосылки к звуковому анализу. |
Самый низкий процент выполнения у ребят класса показало задание №1. его целью было выявление умения передавать форму фигуры. Кроме того, задание позволяло судить о твёрдости руки ребёнка, его готовности к письму. Делаю для себя пометку: в этом классе необходимы упражнения на тренировку зрительного восприятия (различные зрительные, слуховые графические диктанты, рисование по клеточкам, штриховка и т.д.).
Внимания также заслуживают такие направления в работе, как развитие фонематического слуха и работа над звуковым анализом слов. Здесь я сочла уместным обратиться за помощью к школьному логопеду для дополнительного обследования учеников класса. Оно показало, что 10 человек нуждаются в специальной помощи логопеда при произношении и различении звуков.
Таким образом, диагностическое обследование класса уже на первой неделе обучения может стать хорошим помощником в проектировании работы педагога с классом, учитывая его не только общие, но и индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны.
Анализ последующих диагностических работ.
Все остальные диагностические работы обрабатываются по схожей схеме. Начинаю с составления сводной таблицы по классу. Пример одной из таких таблиц дан в приложении №2. Это обследование было проведено 13 и 15 декабря 2007 года. 3 класс. 2 обследование за год.
По таблице сразу можно увидеть 3 группы детей: с высоким уровнем, средним и низким выполнения работы. Например, выполняя задания по русскому языку, 7 человек показали высокий уровень овладения учебными умениями и знаниями. Для этих ребят на последующие уроки мне необходимо было подобрать задания повышенного уровня сложности, носящие обобщающий, систематизирующий характер, а также задания, погружающие в мир русского языка, особенности его строения. 3 человека в классе выполнили работу практически на 60%. Это достаточно низкий уровень. Он требует более тщательной отработки практических умений и навыков в изучаемых темах русского языка. Кто-то возразит мне. Ведь невозможно, готовя урок, учитывать столько разнообразных групп детей по подготовке и восприятию учебного материала. В программе «XXI век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой предусмотрено несколько видов рабочих тетрадей на печатной основе для предметов Математика и Русский язык, где учитель может найти весь необходимый материал для развития как сильного, так и слабого ребёнка.
Далее провожу более тщательный анализ полученных результатов. Достаточно низкий уровень выполнения 7 задания (74%)и 13 (73%) по математике говорит о том, что у ребят класса ещё недостаточно сформировано умение составлять условие задачи в виде схемы и необходимо обратить внимание на пространственные представления у учащихся. Для этого планирую дополнительную работу по составлению схем к задачам, рассказыванию задач по готовым графическим схемам, составлению различных видов схем к одному условию. На уроки математики ввожу работу с «Танграммом», различные задания на конструирование, разрезание и составление различных геометрических фигур.
Русский язык обращает внимание на фонетический анализ слова, в частности, знание функции йотированных букв (71%). Это достаточно конкретное знание, к которому нужно будет ещё раз обратиться на уроках в различных заданиях. 73% ребят справились с определением членов предложения. Эта тема только началась изучаться на уроках русского языка, она будет иметь своё продолжение в 3 и последующем 4 классе. Следовательно, в данный момент у класса вполне оправданный результат.
Ещё об одной особенности класса можно судить на основании сравнений результатов диагностических работ, проводимых в конце года и начале следующего. Как уже говорилось выше, такие работы не отличаются по содержанию. Цель исследования в конце года — это установить успешность обучения по русскому языку и математике, развитие умений использовать полученные на уроках знания в нестандартной ситуации, выяснить, насколько обучение способствовало общеинтеллектуальному развитию учащихся и становлению их учебной деятельности. Точно такая же работа, проводимая в начале следующего учебного года, в первую очередь, преследует цель выяснить, насколько прочны были полученные знания и умения. К повторению каких разделов необходимо обратиться в первую очередь. Увидеть результаты сравнения мне помогает таблица.
№ задания | Конец года. 2 класс. | Начало года. 3 класс. | ||
русский язык | математика | русский язык | математика | |
1. | 76% | 76% | 85% | 75% |
2. | 81% | 67% | 89% | 64% |
3. | 84% | 95% | 75% | 96% |
4. | 87% | 91% | 78% | 87% |
5. | 91% | 79% | 44% | 31% |
6. | 89% | 76% | 76% | 74% |
7. | 86% | 67% | 71% | 72% |
8. | 89% | 84% | 92% | 88% |
9. | 68% | 83% | 56% | 53% |
10. | 100% | 99% | 97% | 74% |
11. | 87% | 87% | 46% | 82% |
12. | — | 67% | — | 62% |
13. | — | 100% | — | 88% |
Из сравнения полученных результатов, можно сделать вывод, что за три месяца летних каникул теряется определённый процент знаний, а значит, они были кратковременными, требующими дополнительного закрепления и работы с ними. Учитель получает информацию о том, какие знания, умения и навыки, а так же в каких областях науки в начале года требуют более тщательного повторения и отработки, а на какие знания можно опираться при дальнейшем изучении материала.
Составление диаграммы развития каждого ученика.
Работа с диагностическими листами не ограничивается только описанными выше возможностями. Поскольку это исследование проводится систематически и отражает определённый уровень интеллектуального развития каждого ребёнка на данном конкретном этапе, я имею возможность наглядно проследить за продвижением в развитии каждого ученика в классе. Для этого я использую такую работу, как составление диаграмм.
Такие графики составлены у меня на каждого ученика. Рост, конечно же, доставляет удовольствие, а вот спады в развитии требуют от педагога особенного внимания, а так же совместной работы по выявлению причин учителя, психолога и родителей.
Диагностические работы моих учеников не только многое рассказывают о них самих, помогают планировать личностно-ориентированную учебную деятельность в данном классе, но и могут рассказать обо мне, как об учителе. Но это уже в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Диагностика в работе учителя начальных классов"
Статья посвящена роли диагностических исследований в работе учителя начальных классов....
Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы.
Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы. Материал может быть использован при подготовке к урокам, выступлениям на методических объединениях школы....
Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия, которые обеспечивают овлад...
Статья на тему «Возможности персонального педагогического сайта в работе учителя начальных классов»
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От того, как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально, творчески, талантливо, преданно от...
Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)
Наиболее эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...
Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
В материале представлены диагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их уровня обученности и воспитанности....
О педагогических технологиях в работе учителя начальных классов
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определенные требования к школе. Главн...