Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
учебно-методический материал
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться: предметные метапредметные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в период обучения в начальной школе осуществляется
Формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности –
умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться: предметные метапредметные результаты.
Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков, но и оценку степени овладения УУД.
В системе учебников «Начальная школа 21 века» в качестве такой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Такой комплект предусмотрен для каждого класса.
Диагностика в широком смысле слова – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. Согласно словарю С.И. Ожегова, «диагностика – это учение о способах диагноза». Педагогическая диагностика с родни медицинской. Если вовремя и правильно определены признаки заболевания и причины его возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения.
Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик.
Педагогическая диагностика в рамках учебников «Начальная школа 21 века» строится на материале двух основных учебников – русского языка и математики и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объёма знаний по этим предметам. Но и прежде всего выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности.
В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности полноценной учебной деятельности у младшего школьника, её формирование будет продолжаться, но своевременная оценка успешности овладения учебной деятельности позволяет выявить трудности, установить их причины и своевременно внести коррективы. Что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.
В чём проявляется особое значение педагогической диагностики? Её результаты
позволяет учителю:
- выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
- выявить способы работы, которыми овладели ученики;
- пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;
Именно этим педагогическая диагностика отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, которые выясняют лишь предметную подготовку.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждая работа включает в себя три блока заданий:
- 1 – задания, проверяющие как учащиеся усвоили знания, как применяют знания в обычной, стандартной ситуации, как применяют знания в нестандартной ситуации;
- 2 – связан с диагностикой мыслительных операций (классификация, группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных);
- 3 – задания, которые характеризуют уровень математического и языкового развития (не связаны с программным материалом, но важны так как характеризуют уровень языковой культуры ребёнка, как влияет обучение на общее математическое и языковое развитие).
Следующая особенность - оценивание выполнения задания педагогической диагностики.
В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. При оценивании используются не две оценки (верно/неверно), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика.
Например:
- Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ ∩ €
пригорок поход подруга
мальчик кафе поляна
0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме,
правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных.
1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме.
2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет.
3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.
Педагогическая диагностика проводится три раза в год:
- начало учебного года (вторая неделя сентября);
- середина учебного года (декабрь – январь);
- конец учебного года (апрель).
Данные диагностики заносятся учителем в таблицу. Оценивание каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).
Сводная таблица результатов проверки по математике
Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итоговый балл |
Иванов Ваня | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 | |||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | ||||||
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 8 | ||||||
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | ||||||
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 8 | ||||||
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 | ||||||
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||||||
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 8 | ||||||
Итого по строке | 8 | 13 | 12 | 11 | 12 |
После общего анализа результатов, я приступаю к работе над итогами каждого задания. В этом мне помогает таблица.
Качество выполнения заданий
№ задания | Выполнение в % | Направленность задания |
1. | 67,9 | Умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры |
2. | 89,7 | Умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий. |
3. | 73 | Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания. |
4. | 56,4 | Умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации. |
5. | 89,7 | Умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчет. |
6. | 96,1 | Умение находить основание, по которому может быть произведена классификация, и в соответствии с этим определить место объекта. |
7. | 60,2 | Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. |
8. | 43,6 | Степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. |
Такой подход дает возможность иметь достаточно достоверное представление о том, какое предметное умение сформировано и в какой мере. Также это дает возможность
отследить динамику формирования конкретного умения у каждого учащегося.
Можно выделить следующие критерии определения уровня овладения знаниями и
умениями:
высокий уровень - 95-100% выполнения;
выше среднего - 75-94% выполнения;
средний уровень - 50-74% выполнения;
ниже среднего - 30-49% выполнения;
низкий уровень - менее 30% выполнения.
Результаты каждой работы я переношу в индивидуальный оценочный лист, который вклеивается в дневник.
Диагностическая работа начало учебного года
Дата проведения-
Фамилия ученика:
№ задания | Диагностируемые учебные умения | Общий балл (макс.24) |
1. | Умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры | 1 |
2. | Умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий. | 3 |
3. | Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания. | 0 |
4. | Умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации. | 3 |
5. | Умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчет. | 0 |
6. | Умение находить основание, по которому может быть произведена классификация, и в соответствии с этим определить место объекта. | 3 |
7. | Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. | 3 |
8. | Степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. | 3 |
с | Всего баллов | 16 |
Процент от максимального балла | 66,6 |
Ещё об одной особенности класса можно судить на основании сравнений результатов диагностических работ, проводимых как в течение года, так и в конце года и начале следующего. Как уже говорилось выше, такие работы не отличаются по содержанию. Цель исследования в конце года — это установить успешность обучения по русскому языку и математике в данном классе.
№ задания | Начало года. 2 класс. | Середина года. 2 класс. | Конец года 2класс | |||
русский язык | математика | русский язык | математика | русский язык | математика | |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. |
Результаты данной таблицы позволяет построить индивидуальную программу развития каждого учащегося. Хорошо видно, что у ребенка получается хорошо, а над чем ему нужно работать. Какую коррекционную работу нужно провести, над какими темами нужно поработать на уроках математике и русского языка.
Точно такая же работа, проводимая в начале следующего учебного года, в первую очередь, преследует цель выяснить, насколько прочны были полученные знания и умения. К повторению, каких разделов необходимо обратиться в первую очередь. Увидеть результаты сравнения мне помогает таблица:
№ задания | Конец года. 2 класс. | Начало года. 3 класс. | ||
русский язык | математика | русский язык | математика | |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. |
Проведение педагогической диагностики, её анализ - дело трудоёмкое. Но если учитель хочет достичь определённых в новом стандарте результатов, среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно оценить.
Результаты педагогической диагностики позволят нам:
-установить уровень овладения учебной деятельностью;
-выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
-как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
-выявить способы работы, которыми овладели ученики;
-обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;
-проверяет умения школьников применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим, и воспитывающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы"
Статья содержит обобщение и анализ накопленного опыта по проведению диагностических работ с 1 по 4 класс. Диагностика выполнялась по программе "УМК школа XXI века" (под ред.Н.Ф.Виноградовой)....
Статья "Диагностика в работе учителя начальных классов"
Статья посвящена роли диагностических исследований в работе учителя начальных классов....
Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы.
Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы. Материал может быть использован при подготовке к урокам, выступлениям на методических объединениях школы....
Статья на тему «Возможности персонального педагогического сайта в работе учителя начальных классов»
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От того, как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально, творчески, талантливо, преданно от...
Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)
Наиболее эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...
Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
В материале представлены диагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их уровня обученности и воспитанности....
О педагогических технологиях в работе учителя начальных классов
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определенные требования к школе. Главн...