Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИ
Цикл коррекционных занятий, направлен на реабилитацию подростка к обучению в школе, его социализацию среди сверстников и профилактику девиантного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственная организация образования
Кузбасский региональный центр психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи
«Здоровье и развитие личности»
«ПОДРОСТОК»
Индивидуальная коррекционная программа социально-педагогической реабилитации подростка к обучению в школе
Принята: Составитель:
На педагогическом совете Шилкина Р.М. -
Протокол № 1 от 01.09. 2015г. педагог – психолог
первой категории
Утверждена:
Приказ № 326
От 01.09. 2015г.
Киселевский городской округ, 2015
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………3
Структура программы……………………………………………………...4
Тематический план…………………………………………………………8
Содержание программы…………………..………………………………10
Список литературы………………………………………………………..40
Пояснительная записка
Разработка индивидуальной коррекционной программы социально -психолого - педагогической реабилитации подростка к обучению в школе
продиктована необходимостью возникшей проблемной ситуации в школе, связанной с правонарушениями несовершеннолетнего подростка Иванова Петра (фамилия изменена) и отбывавшего наказание в ЦВИМ.
Задача состоит в том, чтобы оказать грамотную квалифицированную помощь несовершеннолетнему, провести цикл коррекционных занятий, направленных на реабилитацию к обучению в школе, его социализацию и реабилитацию среди сверстников, предупреждение дальнейшего отклонения в поведении подростка.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 – ФЗ от 24.06.1999 г., Конвенции о правах ребенка (Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06. 1990 г. № 1559-1, а также с учетом Устава МБОУ «СОШ № 28» и опыта работы школы по данной проблематике.
Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетнемупосле отбывания наказания в ЦВИМ.
Участник программы: несовершеннолетний подросток - Иванова Петр, обучающийся 6 класса.
Цель программы: реабилитация подростка к обучению в школе, его социализация среди сверстников и предупреждение дальнейшего отклоне-ния в поведении.
Задачи программы:
- Обучение подростка навыкам саморегуляции поведения.
- Развитие чувства ответственности по отношению к другим.
- Обучение приемам контроля своих внешних поведенческих проявлений и внутреннего психического состояния.
- Формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.
- Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных жизненных ситуациях.
Структура программы:
Программа рассчитана на 7 занятий. Длительность одного занятия от 1 академический час.
Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участника его состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры которой могут проводиться в начале, середине или конце встреч.
В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы (отношение к происходящему, собственный вклад в него и т. п.), а также диагностика (состояния участника, понимания им тренинговой ситуации. Очень важно привлечь внимание подростка к тем результатам, которые были получены в ходе встречи, сделать акцент на осознании того, что подросток увидел в себе, что почувствовал, выполняя то или иное упражнение, что произвело на него большое впечатление.
Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего "Я", что является основанием для продуктивного общения.
Программа коррекционно - реабилитационых занятий состоит из 4-х этапов:
- 1 этап – диагностический. Сбор проблематики для последующей коррекции.
- 2 этап – коррекционно-реабилитационные занятия с целью предупреждения дальнейшего отклонения в поведении подростка; помощи в преодолении возникшего кризиса и самостоятельного изменения своей жизненной позиции.
- 3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетнего.
- 4 этап – консультативное психолого-педагогическое сопровождение.
Программа содержит:
- учебно-тематический план;
- описание диагностических методик;
- краткое описание занятий, содержащее в себе: цель, время, используемые материалы, инструкция, анализ.
Условия проведения: занятия проводятся на базе школы в индивидуальной форме, в отдельном кабинете. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Периодичность занятий:
1 раз в неделю в течении 2-х месяцев.
Продолжительность занятий: 1 академический час.
Выбор упражнений для тренинга:
- предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения;
- после каждого упражнения обязательно следует обсуждение, обмен мнениями, чувствами, впечатлениями;
- от предлагаемых упражнений подросток должен получать только положительные эмоции.
Используемые методы и методики:
- «Тест цветовых предпочтений» (М. Люшер);
- «Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности» (Г. Айзенк);
- «Характерологический опросник» (К. Леонгард);
- «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн);
- «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл);
- «Методика диагностики показателей и форм агрессии» (А. Баса и А. Дарки);
- Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса;
- метод опроса (беседа);
- Рисуночный тест «Моя семья»;
- Рисуночный тест «Несуществующее животное».
- Схема – характеристика учащегося (от классного руководителя)
- Состояние эмоциональной сферы. Характер поведения и настроения (метод наблюдение).
Сроки и этапы реализации программы:
- 1, 3 этап – диагностические ( апрель,июнь)
Первичная диагностика на этапе начала тренинговых занятий, итоговая диагностика по завершению тренинговых занятий. - 2 этап — коррекционно-реабилитационные занятия с целью раскрытия личностного потенциала подростка, осознание и проявление своих сильных сторон, развитие способности к целеполаганию (апрель-май).
- 4 этап — консультативное психолого-педагогическое сопровождение – оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий и до конца учебного года).
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Улучшение психоэмоционального состояния несовершеннолетнего правонарушителя, снижение уровня тревожности, положительное изменение образа «Я», позитивное отношение подростка к окружающему миру .
- Формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.
- Приобретение навыков адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
- Повышение способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
- Сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социализации личности.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
- Наличие адекватной самооценки;
- способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству;
- адекватное проявление активности, инициативы и самостоятельности;
- соответствие норме уровня тревожности, агрессии;
- стремление к саморазвитию, здоровый образ жизни.
Тематический план
№ | Название занятия | Цель | Количество часов |
1 | Вводное занятие « Я изучаю себя» | Установление эмоционального контакта педагога–психолога с подростком; Развитие умения делать комплименты и с достоинством отвечать на них. Определение своего реального и идеального Я. | 1ч |
2 | «Мои роли в жизни» | Определение своей жизненной роли; Формирование здорового образа жизни. | 1ч |
3 | «Я - личность» | Оказание помощи подростку в создании представления о себе как о личности. Формирование чувства ответственности за свое поведение и поступки. | 1ч |
4 | «Самооценка» | Способствование развитию адекватной самооценки, рефлексии. | 1ч |
5 | «Темперамент» | Определение своего типа темперамента, развитие умения использовать положительные характеристики своего типа и контролировать отрицательные. | 1ч |
6 | «Чувства и эмоции» | Формирование знаний о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений; тестирование на уровень тревожности; обучение умению выражать эмоции социально приемлемыми способами. | 1ч |
7 | «Преодоление обиды» | Работа с негативными установками и эмоциями | 1ч |
8 | Заключительное занятие «Жизненные ценности» | выявить ценностные ориентации подростка, показать варианты жизненных ценностей, соотношение жизненных ценностей и успеха в жизни. Подведение итогов работы. | 1ч |
Итого: | 8часов |
Список литературы
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПБ.: Речь, 2002. – 251 с.
- Базмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - 4-е издание. - М.: Издательство магистраль, 1999. – 96 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно- издательский центр Консорциума « Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.
- Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 431 с.
- Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб.: Генезис, 2002. – 348 с.
- Богословская В.С., Янчий А.И Программа САН: ( Самочувствие, активность, настроение). - Минск.: УП «ИВЦ Минфина» - 2004. - 121 с.
- Вересов Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. – М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 1998. – 122 с.
- Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991. - 254 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Издательство Моск. ун-та, 1987. - 496 с.
- Десев Л.К. Психология малых групп. – М.: Просвещение, 1995. – 171 с.
- Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
- Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня тревожности и его влияние на личностные особенности. - М.: Генезис, 1995. - 188 с.
- Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2005. - 248 с.
- Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис , 1997. – 288 с.
- Кумар В. Кто я? Какой я? - СПб.: Питер Пресс, 1997. – 128 с.
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 146 с.
- Левашова С.А. Психолог и подросток: Коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002. – 160 с.
- Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 368 с.
- Лютова К.К., Монина Г.Б Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
- Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе: пособие для учителей. – М.: московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. – 64 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
- Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер, 2003. – 282 с.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. -144 с.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: Генезис, 1999. – 272 с.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 154 с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 1998. - 240 с.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. – 270 с.
- Черепанова Е. Насилие рождает монстров // Психология. – 2006 - № 11. - с.138-141.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе сам. - М.: Академия. – 1999. - 138 с.
- Шадура Ю Эмоции // Издательский дом - Первое сентября: Школьный психолог - 2002. - № 23. - с. 15- 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...
Рабочая программа социально-педагогического сопровождения учащихся МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале первая ступень обучения
В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, с...
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Учимся читать"(обучение чтению)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, социально-педагогической направленности «Учимся читать» (обучение чтению), стартовый уровень, возраст учащихся:...
«Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»
Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возмож...
Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»
Содержание: Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с огр...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
Участие родителей, или лиц их заменяющих в реализации индивидуальной коррекционной программы обучения
В работе раскрываются основные задачи и направления организация взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....