Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

 Шилкина Раиса Михайловна

Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИ

Цикл коррекционных занятий, направлен на реабилитацию подростка к обучению в школе, его социализацию среди сверстников и профилактику девиантного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственная организация образования

Кузбасский региональный центр психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи

«Здоровье и развитие личности»

«ПОДРОСТОК»

Индивидуальная коррекционная программа социально-педагогической реабилитации подростка к обучению в школе

Принята:                                                                               Составитель:

На педагогическом совете                                                    Шилкина Р.М. -

Протокол № 1 от  01.09. 2015г.                                            педагог – психолог

                                                                                                 первой категории

Утверждена:

Приказ № 326

От 01.09. 2015г.                                          

Киселевский городской округ, 2015

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………3

Структура программы……………………………………………………...4

Тематический план…………………………………………………………8

Содержание программы…………………..………………………………10

Список литературы………………………………………………………..40

Пояснительная записка

Разработка индивидуальной коррекционной программы социально -психолого - педагогической реабилитации подростка к обучению в школе

продиктована необходимостью возникшей проблемной ситуации  в школе, связанной с правонарушениями несовершеннолетнего подростка Иванова Петра (фамилия изменена) и отбывавшего наказание в ЦВИМ.

Задача состоит в том, чтобы оказать грамотную квалифицированную помощь несовершеннолетнему, провести цикл коррекционных занятий, направленных на реабилитацию к обучению в школе, его социализацию и реабилитацию среди сверстников, предупреждение дальнейшего отклонения в поведении подростка.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями  Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 – ФЗ от 24.06.1999 г., Конвенции о правах ребенка (Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06. 1990 г. № 1559-1, а также с учетом Устава МБОУ «СОШ № 28»  и опыта работы школы по данной проблематике.

Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетнемупосле отбывания наказания в ЦВИМ.

Участник программы: несовершеннолетний  подросток - Иванова Петр, обучающийся 6 класса.

Цель программы: реабилитация подростка к обучению в школе, его социализация среди сверстников и предупреждение дальнейшего отклоне-ния в поведении.

Задачи программы:

  • Обучение подростка навыкам саморегуляции поведения.
  • Развитие чувства ответственности по отношению к другим.
  • Обучение приемам контроля своих внешних поведенческих проявлений и  внутреннего психического состояния.
  • Формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.
  • Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных жизненных ситуациях.

Структура программы: 

 Программа  рассчитана на 7 занятий. Длительность одного занятия от 1 академический  час.

 Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участника его состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения происходит рефлексия.  Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры которой могут проводиться в начале, середине или конце встреч.

В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы (отношение к происходящему, собственный вклад в него и т. п.), а также диагностика (состояния участника, понимания им тренинговой ситуации. Очень важно привлечь внимание подростка к тем результатам, которые были получены в ходе встречи, сделать акцент на осознании того, что подросток увидел в себе, что почувствовал, выполняя то или иное упражнение, что произвело на него большое впечатление.   

  Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего "Я", что является основанием для продуктивного общения.                                                                                                                      

Программа коррекционно - реабилитационых занятий состоит из 4-х этапов:

  • 1 этап – диагностический. Сбор проблематики для последующей коррекции.
  • 2 этап – коррекционно-реабилитационные занятия с целью предупреждения дальнейшего отклонения в поведении подростка; помощи в преодолении возникшего кризиса и самостоятельного изменения своей жизненной позиции.
  • 3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетнего.
  • 4 этап – консультативное психолого-педагогическое сопровождение.

Программа содержит:

  • учебно-тематический план;
  • описание диагностических методик;
  • краткое описание занятий, содержащее в себе: цель, время, используемые материалы, инструкция, анализ.

Условия проведения: занятия проводятся на базе школы в индивидуальной форме, в отдельном кабинете. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Периодичность занятий:

1 раз в неделю в течении 2-х месяцев.

Продолжительность занятий: 1 академический час.

Выбор упражнений для тренинга:

  • предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения;
  • после каждого упражнения обязательно следует обсуждение, обмен мнениями, чувствами, впечатлениями;
  • от предлагаемых упражнений подросток должен получать только положительные эмоции.

Используемые методы и методики:

  • «Тест цветовых предпочтений» (М. Люшер);
  • «Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности» (Г. Айзенк);
  • «Характерологический опросник» (К. Леонгард);
  •  «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн);
  • «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл);
  • «Методика диагностики показателей и форм агрессии» (А. Баса и А. Дарки);
  • Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса;
  • метод опроса (беседа);
  • Рисуночный тест «Моя семья»;
  • Рисуночный тест «Несуществующее животное».   
  •  Схема – характеристика учащегося (от классного руководителя)
  •  Состояние эмоциональной сферы. Характер поведения и настроения (метод наблюдение).

Сроки и этапы реализации программы:

  • 1, 3 этап – диагностические ( апрель,июнь)
    Первичная диагностика на этапе начала тренинговых занятий, итоговая диагностика по завершению тренинговых занятий.
  • 2 этап — коррекционно-реабилитационные занятия с целью раскрытия личностного потенциала подростка, осознание и проявление своих сильных сторон, развитие способности к целеполаганию (апрель-май).
  • 4 этап — консультативное психолого-педагогическое сопровождение – оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий и до конца учебного года).

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Улучшение психоэмоционального состояния несовершеннолетнего правонарушителя, снижение уровня тревожности, положительное изменение образа «Я», позитивное отношение подростка к  окружающему миру .
  2. Формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.
  3. Приобретение  навыков адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
  4. Повышение  способности  к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
  5. Сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социализации личности.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

  • Наличие адекватной самооценки;
  • способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству;
  • адекватное  проявление активности, инициативы и самостоятельности;   
  • соответствие норме уровня тревожности, агрессии;
  • стремление к саморазвитию, здоровый образ жизни.

Тематический план

Название занятия

Цель

Количество  часов

1

Вводное занятие

« Я изучаю себя»

Установление эмоционального контакта педагога–психолога с подростком;

Развитие умения делать комплименты и с достоинством отвечать на них.

Определение своего реального и идеального Я.

2

«Мои роли в жизни»

Определение своей жизненной роли;

Формирование здорового образа жизни.

3

«Я  - личность»

Оказание помощи подростку в создании представления о себе как о личности. Формирование чувства ответственности за свое поведение и поступки.

4

«Самооценка»

Способствование развитию адекватной самооценки, рефлексии.

5

«Темперамент»

Определение своего типа темперамента, развитие умения использовать положительные характеристики своего типа и контролировать отрицательные.

6

«Чувства и эмоции»

Формирование знаний о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений;

тестирование на уровень тревожности;

обучение умению выражать эмоции социально приемлемыми способами.

7

«Преодоление обиды»

Работа с негативными установками и эмоциями

8

Заключительное занятие «Жизненные ценности»

выявить ценностные ориентации подростка, показать варианты жизненных ценностей, соотношение жизненных ценностей и успеха в жизни. Подведение итогов работы.

Итого:

8часов

Список литературы

  1. Баева  И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.   – СПБ.: Речь, 2002. – 251 с.
  2. Базмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - 4-е издание.   -  М.: Издательство магистраль, 1999. – 96 с.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно- издательский центр Консорциума « Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.
  4. Битянова  М.Р.Организация психологической работы в школе. -  М.: Совершенство,  1997. -  431 с.
  5. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.  – СПб.: Генезис, 2002. – 348 с.
  6. Богословская В.С., Янчий А.И Программа САН: ( Самочувствие, активность, настроение). -   Минск.: УП «ИВЦ Минфина» - 2004. -  121 с.
  7. Вересов  Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе.  – М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 1998. – 122 с.
  8. Глассер  У. Школы без неудачников. -   М.: Прогресс,  1991. - 254 с.
  9. Гозман  Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -  М.: Издательство Моск. ун-та,  1987. -  496 с.
  10. Десев  Л.К. Психология малых групп. – М.: Просвещение, 1995. – 171 с.
  11. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
  12. Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня тревожности и его влияние на личностные особенности. -  М.: Генезис, 1995. - 188 с.
  13. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф.  Психология и психотерапия  насилия. Ребенок в кризисной ситуации.  - СПб.: Речь, 2005. - 248 с.
  14. Кривцова  С.В. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис , 1997. – 288 с.
  15. Кумар  В. Кто я?   Какой я?   - СПб.: Питер Пресс, 1997. – 128 с.
  16. Кураев  Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: учебное пособие. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.  - 146 с.
  17. Левашова  С.А. Психолог и подросток:  Коммуникативно-двигательный тренинг.  – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002. – 160 с.
  18. Лендрет  Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 368 с.
  19. Лютова  К.К., Монина Г.Б Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190 с.
  20. Макартычева  Г.И. Коррекция девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей.  – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
  21. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе: пособие для учителей. – М.: московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. – 64 с.
  22. Рогов   Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
  23. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер, 2003. – 282 с.
  24. Сартан  Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. -144 с.
  25. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80 с.
  26. Смид  Р. Групповая работа с детьми и подростками.  - М.: Генезис, 1999. – 272 с.
  27. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения  детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 154 с.
  28. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать?  -   М.: Генезис,  1998. -  240 с.
  29. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. -  Томск: Пеленг, 1993. – 270 с.
  30. Черепанова Е. Насилие рождает монстров // Психология. – 2006 - № 11. - с.138-141.
  31. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе сам. - М.: Академия. – 1999. -  138 с.
  32. Шадура  Ю Эмоции // Издательский дом - Первое сентября:  Школьный психолог  -  2002. -  № 23. -  с. 15- 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...

Рабочая программа социально-педагогического сопровождения учащихся МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале первая ступень обучения

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, с...

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Учимся читать"(обучение чтению)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, социально-педагогической направленности «Учимся читать» (обучение чтению), стартовый уровень, возраст учащихся:...

«Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»

Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возмож...

Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»

Содержание: Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с огр...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...

Участие родителей, или лиц их заменяющих в реализации индивидуальной коррекционной программы обучения

В работе раскрываются основные задачи и направления организация взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....