КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_byt_chitatelyami.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную в образовании и развитии личности ребенка. К сожалению, в наш век, когда господствуют телевидение и компьютерные игры, дети потеряли интерес к книге.
Как увлечь детей чтением? Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
Работа учащихся в рамках программы «Любознательный читатель» будет способствовать как более глубокому изучению предмета «Литературное чтение», так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними).
С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.
Цель: расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей с книгами, доступными их кругу чтения;
- создать условия для формирования привычки, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать те детские книги, которые им нужны и интересны;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- воспитывать в детях любовь к добру, бескорыстным и благородным поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать труд людей;
- приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Ожидаемые результаты изучения программы:
Личностные:
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
Метапредметные:
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– задавать вопросы;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметные:
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Формы подведения итогов реализации программы «Любознательный читатель»: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков.
Планирование рассчитано на 68 часов - 2 часа в неделю.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(68 ч, 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема | ч | Изучаемые тексты | Методические приёмы, формы работы с текстом | Дата |
Искусство быть читателем. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 3 | Книги, прочитанные летом | Что находит в чтении вдумчивый читатель. Обсуждение летнего чтения. Презентация читательских дневников | ||
Словари, справочники, энциклопедии | 2 | «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. | Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энцикло-педии. Детская энцикло-педия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справоч-никах. | ||
Страницы старины седой | 2 | . «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. | Былины, былинщики. . Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. | ||
Мифы народов мира | 2 | Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». | Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки- тайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. | ||
Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | Русские баснописцы И. Крылов, А. Измай-лов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. | Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). | ||
По произведениям Э.Успенского | 2 | Э.Успенский серия «Трое из Простоквашино» «Про Веру и Анфису» | Рассказ о творчестве писателя. Выставка книг. Игровые и занимательные задания. | ||
Книги о родной природе | 2 | Сборники стихотворений о родной природе | Слушание стихотворений, обмен мнениями. Конкурс чтецов. | ||
«О братьях наших меньших» (по произведениям Н.И.Сладкова и Б.Бианки) | 3 | Произведения Н.И.Сладкова и Б.Бианки | Слово о писателях. Обзор книг. Беседы о животных и об охране окружающей среды на примере личных наблюдений и прочитанных произведений. Викторина по произведениям В.Бианки. | ||
Странички дневника нашего детства | 2 | И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», | Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини. | ||
Детские журналы. | 2 | «Мурзилка», «Почему», «Миша» идр. | Обзор детских журналов. Сравнение книги и журнала по предложенным параметрам. Анализ рубрик. Подготовка творческого проекта «Классный журнал». | ||
Книги о детях и для детей. | 2 | Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. | Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». | ||
Родные поэты | 3 | Чтение и слуша-ние стихотворений о Родине А.С. Пушки-на,М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Руб-цова, И. Бунина. | Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». | ||
Животные осенью. | 2 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» | Рассказ о писателе. Антиципация. Самостоятельное чтение. Характеристика главного героя. Творческое задание: придумать продолжение приключений зайчика. | ||
Книги Л.Н. Толстого для детей | 2 | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). | ||
Сказочное путешествие | 2 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературная викторина. | ||
С.Я.Маршак – поэт, сказочник, переводчик. | 2 | С.Я.Маршак Стихи, переводы, пьеса-сказка «12 месяцев» | Презентация «Творчество С.Я.Маршака», выставка книг. Выразительное чтение стихов. Художественные особенности сказки-пьесы «12 месяцев» | ||
«Здравствуй, гостья-зима!» | 2 | Стихи русских поэтов-классиков. | Конкурс чтецов. | ||
Книги о ровесниках | 2 | Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг». | ||
Друзья моего детства. | 2 | A. Барто, Стихи | Выставка книг о животных. | ||
Книги зарубежных писателей | 2 | Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди). | Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару- бежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | ||
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | 2 | Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов» | Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Чтение, выбор информации, определение жанраи темы. | ||
Защитникам Отечества посвящается | 2 | Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. | Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Фотографии, письма, воспоминания, рисунки. | ||
Человек и природа в детских произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка. | 2 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Приёмыш», | Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателе. | ||
Книги о маме | 2 | Д.Д.Нагишкин «Айога», Емельянов «Обида» и др. | Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. | ||
Вдохновение – сила искусства. | 2 | Ю.Визбор «Стихи», Р.Казакова «Вдохновение» | Связь литературы и музыки. Слушание и самостоятельное чтение. Творческие и игровые задания. | ||
Русские писатели-сказочники | 4 | Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, В. Гаршина. | Фольклорные корни сказок. Час читателя. Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений. | ||
Веселые произведения для детей. | 2 | Рассказы Н.Носова, Ю.Сотникова, В.Голявкина, В.Драгунского. | Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Игровые задания. | ||
Книги о весне. | 2 | Б.Заходер «Птичья школа», Э.Шим «Чем встречают весну?» | Выразительные средства лирического произведения. Творческие задания | ||
День Победы. | 2 | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С.Ларионов «Елка деда Архипа», В.Василевская «Изба под березами», С.Баруздин «Шёл по улице солдат» и др. | Обзор книг. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов. Анализ качеств главных героев рассказов. | ||
Моя Родина. | 2 | Ю.Яковлев «Слово Родина», Е.Пермяк «Чужая калитка», М.Пришвин «Моя Родина» и др. | Выставка книг. Работа над выразительным чтением произведения. | ||
«Папа, мама, я – читающая семья». | 2 | Любимые книги для домашнего чтения. | Выставка книг. Работа над выразительным чтением произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарный тематический план по Классному часу 1 класса. РФ для Кыргызстана
Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...
Календарный тематический план по Классному часу 2 класса. РФ для Кыргызстана
Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...
Календарный тематический план по классному часу 3 класса. РФ для Кыргызстана
Специально подготовленный, профессионально и интересно проведенный классный час, групповое или коллективное дело, в ходе которого каждому ученику представляется возможность проявить себя творчески, вы...
Календарный тематический план по Классному часу 4 класса. РФ для Кыргызстана
Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними....
Календарный тематический план по Классному часу 1 класса по программе КР
Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...
Календарный тематический план по Классному часу 2 класса по программе КР
Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...