Презентация № 1 - "Четырехугольная пирамида"
календарно-тематическое планирование (1,2,3,4 класс) по теме

Материал для программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

«Развитие пространственных представлений младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»

                                                           

                                                 

Великий Новгород  2010 год

Пояснительная записка

Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МАОУ «Гимназия №2» на кружке моделирования «Геометрика». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

        Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

        Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

          С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  1. ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
  2. формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
  3. развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
  4. овладение навыками пространственного ориентирования;
  5. вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
  6. развитие воображения, умения фантазировать.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.

Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся -  1 раз в неделю, 36 занятий в год.

Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит  из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Ожидаемый результат:  1 класс (7 – 8 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. иметь представление о различных видах многоугольников;
  2. ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
  3. анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
  4. составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
  5. конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
  6. вычислять периметр фигуры практическим путем;
  7. иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

Ожидаемый результат:  2 класс (8 - 9 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
  2. иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
  3. конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
  4. ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
  5. вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
  6. иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
  7. конструировать симметричные фигуры;
  8. придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.

Ожидаемый результат:  3 класс (9 - 10 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. уметь работать со схемами и лабиринтам;
  2. иметь представление о различных видах призм и пирамид;
  3. измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
  4. решать задачи логического характера;
  5. конструировать различные виды призм и пирамид;
  6. иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
  7. конструировать фигуры с центром симметрии.

Ожидаемый результат:  4 класс (10 - 11 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. конструировать по образцу и по собственному замыслу;
  2. уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
  3. конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;
  4. уметь работать по схемам различной сложности;
  5. иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности.

Продолжительность занятий:

 7 лет –  30 минут,  8 –11лет –  40 минут.

Способами определения результативности программы являются:

  1. Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  2. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Учебно-тематический план

Класс

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 класс

36

18

18

Плоскостное конструирование

10

5

5

Плоскость и объем

5

2,5

2,5

Конструирование по собственному замыслу

5

2,5

2,5

Логический квадрат

2

1

1

Периметр

2

1

1

Симметрия

1

0.5

0.5

Тематическое конструирование

11

5,5

5,5

2 класс

36

18

18

Плоскостное конструирование

5

2.5

2.5

Плоскость и объем

10

5

5

Конструирование по собственному замыслу

6

3

3

Периметр

2

1

1

Объем геометрических тел

2

1

1

Симметрия

2

1

1

Тематическое конструирование

9

4,5

4,5

3 класс

36

18

18

Многогранники

17

8.5

8.5

Конструирование по собственному замыслу

5

2,5

2,5

Симметрия

2

1

1

Объем

2

1

1

Тематическое конструирование

10

5

5

4 класс

36

18

18

Многогранники

14

7

7

Конструирование по собственному замыслу

5

2,5

2,5

Объем

2

1

1

Изучение основ теории  вероятности

2

1

1

Изометрические проекции

2

1

1

Симметрия

2

1

1

Тематическое конструирование

10

5

5

Итого по программе

144

72

72

Содержание

1 класс

Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (10 ч)

Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».

Тема № 2: «Плоскость и объем» (5 ч)

Теория: понятия «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».

Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 3:  «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 4:  «Логический квадрат» (2 ч)

Теория: правила составления логического квадрата.

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».

Тема № 5: «Периметр» (2 ч)

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.

Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.  

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).

Тема № 6: «Симметрия» (1 ч)

Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».

Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».

Тема № 7: «Тематическое конструирование» (11 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

2 класс

Тема № 1: «Плоскостное конструирование»  (5 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.

Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».

Тема № 2:  «Плоскость и объем» (10 ч)

Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».

Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (6 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 4: «Периметр» (2 ч)

Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.

Практическое задание: конструирование выпуклых  и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.

Материалы:  конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 5: «Объем» (2 ч)

Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).

Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».

Тема № 7:  «Тематическое конструирование» (9 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.

Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

3 год обучения

Тема № 1:  «Многогранники» (17 ч)

Теория: понятия «многогранник», «четырехугольная пирамида», «октаэдр».

Практическое задание: конструирование октаэдра, исследование многогранника, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), тетради для исследований.

Тема № 2:  «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: -

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.

Тема № 3: «Объем» (2 ч)

Теория: формула вычисления объема куба.

Практическое задание: сравнительный анализ объемов разных видов четырехугольных призм.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

Тема № 4: «Симметрия» (2 ч)

Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе центральной симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 5:  «Тематическое конструирование» (10 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Космодром», список фигур для конструирования.

Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнительный анализ объема фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель,

4 год обучения

Тема № 1:  «Многогранники» (14 ч)

Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр».

Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований.

Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: -

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.

Тема № 3: «Объем» (2 ч)

Теория: понятие «мера объема».

Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель.

Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч)

Теория: знакомство с элементами теории вероятности.

Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, тетрадь.

Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)

Теория: проекции куба на плоскость.

Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

Теория: осевая и центральная симметрия.

Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 7: «Тематическое конструирование» (5 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования.

Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

Рекомендации

  1. Использование на занятиях набора «Геометрия» в сочетании с набором «Школьник» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
  2. Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4  классах работу в тетрадях.
  3. В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
  4. Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется  разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО» (кружок моделирования «Геометрика»)

           Обеспечение программы методическими видами продукции:

     1. Мультимедийные презентации занятий –

             - «Многоугольники»

- «Четырехугольники»

- «Логический квадрат»

- «Периметр многоугольника»

- «Куб»

- «Объем»

- «Симметрия»

- «Каталог геометрических фигур и тел»

- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».

                  Дидактический материал представлен:

  1. Схемы плоскостных фигур
  2. Схемы разверток многогранников

                Материально-техническое оснащение занятий:

  1. Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 20 штук;
  2. Столы – 10 штук;
  3. Стулья – 20 штук;
  4. Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука;
  5. Мультимедийное оборудование.

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/  -  программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрика».                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Тайна третьей пирамиды". Сопка "Племянник".

Данная презентация подготовлена для городского конкурса исследовательских работ....

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

урок математики во 2 классе "Пирамида" с презентацией

Конспект урока по математике во 2 классе ("Перспектива") по теме "Пирамида" с  презентацией...

Презентация к уроку окружающего мира "Невидимая сеть и невидимая пирамида"

Презентация разработана к УМК А.А.Плешакова. 3 класс "Школа России"...

Конспект урока математики "Развертка пирамиды. Изготовление модели пирамиды" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения отличать плоские геометрические фигуры от объемных; обобщение умений учащихся соотносить объемную геометрическую фигуру с ее разверткой.Планируемые резул...

Презентация: «ПИРАМИДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

Презентация: «ПИРАМИДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ» Джураева Шаходат Шадмановна  Воспитатель ГПД, ГБОУ школа № 561   Калининского района города Санкт - Петербург...

Презентация к уроку математики по теме "Пирамида"

Презентация к уроку математики по теме "Пирамида" 4 класс...