«Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»
статья
Из опыта работы учителя «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на межмуниципальных педагогических чтениях, посвященных 235-летию со дня рождения А.П. Куницыну
«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях обновления содержания образования»
Тема: «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя» (из опыта работы)
2018 год
Слайд№1 На современном этапе развития общества важное место в образовательном процессе занимает качественное образование.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот краеведческая линия в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Слайд №2 Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.
Работа в краеведческом направлении преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя.
Слайд №3 Чтобы получить результат в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников я, как учитель, ставлю перед собой следующую цель – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- способствовать формированию личностного отношения учащихся к родному краю;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни.
Слайд №4 В своей воспитательной работе я определяю основные направления:
-духовно – нравственное,
-историко-краеведческое,
-гражданско-патриотическое,
-экологическое, которые неотъемлемо базируются на краеведческом материале.
Работа по данным направлениям помогает учащимся
- глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Слайд №5 Краеведческую работу в классе стараюсь вести по нескольким взаимосвязанным направлениям.
1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи.
2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения.
3. Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития.
4. История района. Историческое прошлое, особенности становления и развития района.
5. История области. Историческое прошлое и настоящее региона.
Пути и методы изучения родного края разнообразны. Комплекс используемых учителем методов и приёмов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей и задач проводимой работы.
Слайд №6-10 Остановлюсь на тех возможностях изучения краеведческого материала, которые использую в воспитательной работе с младшими школьниками:
- тематические классные часы «Мой родной край!», «Мои бабушки и дедушки», «Великая Отечественная: знать и помнить» с использованием краеведческого материала, «Герои в нашей семье» и др.;
- экскурсии по родному краю;
- участие в школьных конкурсах творческих работ (конкурсы рисунков «Моя малая Родина», «Цветы Победы», выставка поделок декоративно-прикладного искусства);
- посещение школьного историко-краеведческого музея «Малая Родина».
Ребята с удовольствием участвуют в оказании помощи в оформлении краеведческих экспозиций музея.
Ежегодно участвуем в митингах, посвящённых Дню Победы, которые проходят у обелиска воинам-участникам Великой Отечественной войны 1941 — 45 гг.;
- участие в проектно-исследовательских конкурсах:
- районный конкурс по курсу ОРКиСЭ «Наши земляки – герои Отечественной войны 1812 года»;
- межрайонный конкурс «Сокровища Тверского края»;
- участие в международном проекте конкурсных работ «Наукоград» в номинации «Краеведение» с работой «История одной церкви…»;
В своей работе я по возможности широко использую местные ресурсы - краеведческий музей, культурные учреждения и предприятия посёлка, памятные места:
- посещение Максатихинского краеведческого музея имени Антона Ефимовича Смусенка;
- экскурсия в местный краеведческий музей крестьянского быта в деревне Райково, организованного на базе сельского дома культуры. Экскурсовод красочно и со знанием своего дела рассказала о жизни и быте предков, тверских карел. Ребята увидели экспозицию «Карельская изба», коллекцию орудия труда и быта карелов, карельскую национальную одежду. Узнали, какие игрушки были в детстве у мам и пап, какую одежду носили бабушки и дедушки. Работники СДК напоили своих гостей горячим чаем и угостили карельским национальным блюдом - сульчинами, блинами из ржаной муки с начинкой.
Эти музеи мы стараемся посещать регулярно по мере обновления фонда, открытия новых экспозиций или проведения каких-либо мероприятий, организованных на базе данных музеев.
Краеведческая работа является неотъемлемой частью экологического воспитания школьников.
Работа в данном направлении также велась активно и разнообразно:
- экологические игры, викторины на краеведческую тематику;
- создание Красной книги растительного и животного мира Максатихинского района;
- активное участие в работе школьного лесничества «Лесной дозор»:
- участие в акциях « Кормушка»,
-участие в творческих конкурсах по экологии родного края: «Покорми птиц зимой», « Подари свой лес потомкам!» « Берегите лес от пожара!»
-Конкурс поделок « Чудеса леса»
-Встречи со специалистами Максатихинского отдела ГКУ « Удомельское лесничество»;
-проектно-исследовательская работа «Родник: откуда берёт своё начало река Ривица»;
Была организована поездка на областную станцию юных натуралистов (г. Тверь), где ребята увидели и узнали много интересного о растениях и животных Тверской области.
Слайд №10 Таким образом, работа по краеведению в системе воспитательной работы имеет большой потенциал для воспитания активной жизненной позиции учащихся, для формирования гражданской компетенции готовности адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота своей страны.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через систему урочной и внеурочной деятельности
Методическое выступление...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках школьной программы внеурочной деятельности
Направления программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности...
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духов...