УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
учебно-методический материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
План конспект урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 А
Тема: В.А. Осеева «Хорошее»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: создать условия для формирования восприятия и осознания художественного текста через чтение рассказа Осеевой «Хорошее».
Задачи:
обучающие: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;
развивающие:
-развивать умения анализа и осмысления текста;
-умения анализа отдельных эпизодов, системы образов героев;
воспитательная: воспитать чувство прекрасного, умение видеть красоту
Планируемые результаты: личностные:
-формировать навыки выразительного и осознанного чтения,
-уметь видеть внутренний мир героев произведения;
метапредметные:
регулятивные: уметь объективно оценивать свою деятельность;
-сравнивать и обобщать; делать выводы; высказывать и отстаивать свою точку зрения;
коммуникативные: уметь планировать свою работу;
-задавать и отвечать на вопросы; вступать в учебный диалог с учителем;
- формулировать свои мысли;
познавательные: развивать умения анализировать произведение;
-читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материале учебника;
Предметные:
- знать содержание литературного произведения;
-уметь читать произведение выразительно, с интонацией;
-уметь анализировать произведение
Ресурсы: презентация, учебник «Литературное чтение», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, 2 класс, 2 часть, раздаточный материал
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная
- Организационный этап
Приветствие, знакомство
Здравствуйте, ребята, меня зовут Эмилия Ильнаровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Эмоциональный настрой к уроку
Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу. Представим, что у нас в руке одуванчик, и каждая частичка этого одуванчика - это позитивные эмоции. Давайте подуем на него. Сильнее. Наш класс наполнился положительными эмоциями. Садитесь.
Проверка готовности к уроку
Сегодня на уроке пригодятся учебник, рабочая тетрадь, ручки. Все ли готово? Хорошо.
- Проверка усвоения материала прошлого урока
Ребята, давайте вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке? (Есенин Сергей Александрович, обязательно спросить полное имя) Что запомнили про Сергея Есенина? (годы жизни 1895-1925) Какие его стихотворения вы запомнили? О чем писал Есенин? Хорошо, спасибо за ваши ответы.
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
- Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
- А сейчас мы с вами сделаем речевую разминку, внимание на экран.
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
- Ребята, посмотрите на портрет (на слайде) Вы знаете этого человека?
- Это Валентина Александровна Осеева .
Ребята, вы знаете, кто она такая? Знакомы с его творчеством? (нет)
Название нового произведения……………., с которым мы сегодня познакомимся, вы сможете определить, если прочитайте слова с задом на вперед:
еешорох
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
2. Целеполагание.
- Тему урока вы определили. Установите его цель. (познакомиться с В.А Осаевой. и с ее произведением «В.А Осаевой»)
VI. Организация познавательной деятельности
- Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)
Чтобы добиться цели, давайте определимся с последовательностью действий на уроке. В этом нам помогут слова – подсказки. Попробуйте продолжить предложения
ПОЗНАКОМИТЬСЯ (с автором произведения В.А Осаевой )
ПРОЧИТАТЬ ( произведение «В.А Осаевой»)
Молодцы!
- Поиск решения («открытие» нового знания)
Подготовка к первичному восприятию текста
А теперь откройте ваши тетради и напишите Валентина Александровна Осеева его годы жизни (на экране). Пока вы пишете, я раздам вам его портрет, который вы должны приклеить в тетрадях
Закончили? Хорошо.
Давайте познакомимся с Валентина Александровна Осеева! (по слайдам)
(Произносим его ФИО 3 раза)
Валентина Александровна Осеева — советская детская писательница.
Родилась 15 (28) апреля 1902 года в Киеве в семье инженера (инспектора на элеваторе), мать работала корректором в газете. Родители участвовали в революционном движении и часто переезжали.
По окончании средней школы училась до 1923 года на актёрском факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко, однако не окончила учёбу. После семья переехала в Москву.
В 1924–1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду села Байки, Караидельского района, Башкирской АССР.
С 1952 года вместе с мужем, писателем-фантастом В. Д. Охотниковым, проживала в Крыму, в посёлке Изюмовка, недалеко от города Старый Крым.
Наиболее крупными произведениями писательницы являются её трилогия «Васёк Трубачёв и его товарищи» и автобиографическая повесть «Динка», которую автор посвятила своей матери и сестре Анжеле.
Умерла 5 июля 1969 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
3. Первичное закрепление.
А сейчас я хочу проверить, внимательно ли вы меня слушали. Для этого проведем небольшой блиц-опрос. (парная работа)
- С биографией какого писателя мы познакомились (………….)
- В каком году он родился? (………..)
- В каком городе он родился? (…………….)
Молодцы, ребята, я рада, что вы запомнили.
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)
Словарная работа
В произведении есть малознакомые слова, которые вы видите на экране. Определите, какие это слова, установите их значение.(на слайде слова с картинками) (групповая работа)
де мы можем узнать значение непонятных слов? (в словаре, интернете)
У.Мне бы хотелось, чтобы вы нашли значение слова «колодец»
Словарная работа: героический поступок – это поступок, который можно совершить, проявив смелость, поборов свой страх
(Одна парта) работа со словарём Ожегова – находят значение слова
« колодец», с остальными
-А мы с вами поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки: на слайде
солнце
что-нибудь
что, его, у него
-Итак, каково значение слова «колодец».
Первичное восприятие текста
- Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
-Чтобы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
-Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ?
- Наши предположения совпали? Какое из них оказалось более точным?
- Скажите, о чем это произведение? (ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Почему?
-Чтобы понять это, нам необходимо повторно внимательно и вдумчиво прочитать произведение.
У. Сейчас проведём гр работу
Чтение с пометками
самостоятельно шёпотом прочитайте рассказ и, отметьте карандашом в тексте предложения, о чём мечтал Юра.
У. Проверим.
Кто прочитает о первой мечте Юры?
1-я «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?».
-Ребята, поднимите руки у кого так?
У.А какая была у Юры 2 мечта?
2-я мечта: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
-Ребята, поднимите руки у кого так?
3-я мечта: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»).
У.Ребята, кто согласен- поднимите руки.
У.Если вы нашли все 3 мечты Юры, то в карте самооценки поставьте плюс.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Соотнесение результатов урока с поставленной целью
Итак, ребята, какую цель мы с вами поставили в начале урока? Смогли ли мы ее достичь? Давайте похлопаем себе.
С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? Какое произведение читали? О чем идет речь в этом произведении?
Самооценка учениками собственной учебной деятельности
На доске вы видите лестницу. Мы назовем ее лестницей успеха. Где вы видите себя после нашего урока? Если вам все было понятно– верхняя ступенька ваша, если кое – где ошиблись – вторая, ничего не поняли – нижняя. Поднимите руки, кто на 1 ступеньке? на 2? На 3? Сегодня активно работали … . Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
Презентация к конспекту урока литературы в 4 классе "Поклонник вечной красоты"
Смотреть в конспект урока....
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....
План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....
Эссе на тему : На уроке возникла проблема: ученик на уроке не стал выполнять индивидуальное задание, а готовился к следующему уроку литературы….. Как должен повести себя учитель?
--------------------------------------------------------------------------------------------...