Педагогические практики на основе цифровых образовательных технологий
консультация (4 класс)

Пережогина Елена Васильевна

Тема «Природная зона лесов» входит в раздел «Природа России» и является важной для ознакомления детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Раздел предоставляет большие возможности для использования различных способов поиска и обработки информации об окружающем мире (в том числе в энциклопедической литературе, Интернете). Эффективности учебной и контрольно-оценочной деятельности способствуют условия, организованные и реализуемые на основе цифровых образовательных материалов с привлечением электронных учебников. Представленный урок ориентирован на решение проблемы объективности результатов учебной деятельности за счет применения цифровых образовательных материалов (далее по тексту – ЦОМ), разработанных на основе инструментов онлайн-конструктора ЦОМ – платформы CORE.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovoy_urok.odt269.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра информационных технологий

(ГБОУ ДПО НИРО)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема урока

«Природная зона лесов»  

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс (курс)

4

Цифровые образовательные материалы для урока (ЦОМ)

ссылка ДЛЯ УЧЕНИКА:

https://coreapp.ai/app/player/lesson/61715604e1a62f3e4f8e6b0a 

ссылка ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/61967fda46486f59b834f5c6 

Аннотация

Тема «Природная зона лесов» входит в раздел «Природа России» и является важной для ознакомления детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Раздел предоставляет большие возможности для использования различных способов поиска и обработки информации об окружающем мире (в том числе в энциклопедической литературе, Интернете). Эффективности учебной и контрольно-оценочной деятельности способствуют условия, организованные и реализуемые на основе цифровых образовательных материалов с привлечением электронных учебников. Представленный урок ориентирован на решение проблемы объективности результатов учебной деятельности за счет применения цифровых образовательных материалов (далее по тексту – ЦОМ), разработанных на основе инструментов онлайн-конструктора ЦОМ – платформы CORE.

Информация о разработчике (авторе)

ФИО (полностью): Пережогина Елена Васильевна

Место работы: МБОУ «СОШ №6 им.К.Минина»

Должность: учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

Стаж педагогической работы (общий): 25 лет

Базовый учебник (УМК)

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс (в 2 частях) «Просвещение»

Цель урока (этапа)

контроль качества подготовки обучающихся по теме «Природная зона лесов» и корректировка знаний и умений обучающихся

Тип урока

урок проверки и коррекции знаний и умений обучающихся

Задачи урока

- способствовать формированию целеполагания  как постановки учебной задачи;

- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны»,  «Арктика», «Тундра», «Зона лесов»;

- способствовать формированию  смыслового чтения;

- развивать умение структурировать информацию;

- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;

- развивать  готовность к самостоятельной учебной деятельности;

- формировать у учащихся представление о географическом положении зоны лесов,  видах лесов, растительном и животном мире зоны лесов;

- воспитывать  бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;

- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- развивать рефлексивные процессы.

Планируемые результаты:

находить и показывать на физической карте зону лесов России;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

приводить примеры растений и животных зоны лесов, в том числе внесённых в Красную книгу России;

выявлять экологические связи в зоне лесов, изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать деятельность людей в лесной зоне, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России

Используемые педагогические технологии

Перевернутый класс, технология смешанного обучения

Необходимое техническое оборудование

возможны варианты на выбор учителя: стационарное устройство и(или)мобильные устройства (ноутбуки, планшеты), интерактивная доска (панель) и др.

Соответствие урока санитарно-гигиеническим нормам

Соответствует

(на уроке обучающийся использует 1 устройство (ноутбук / планшет / стационарный ПК); время работы с ЦОМ на уроке составляет не более 15 минут; на уроке предусмотрены разные виды деятельности (с печатными материалами, устная работа, с ЦОМ; проводится не менее 1 гимнастики для глаз (или физкультминутки)

Основные критерии эффективности учебной деятельности

  • Увеличение % обучающихся (от общего количества в классе), результат обучения которых по окружающему миру отражает положительную динамику, учитывающую их индивидуальные потребности и возможности здоровья вследствие использования цифровых ресурсов по окружающему миру (цифровые симуляторы, электронные учебники, онлайн-конструкторы цифровых образовательных материалов)
  • Повышение уровня учебной мотивации обучающихся по предмету окружающий мир
  • Повышение уровня учебной самостоятельности обучающихся по предмету окружающий мир
  • Увеличение доли обучающихся (от общего количества в классе (группе)), удовлетворенных качеством учебной деятельности по предмету окружающий мир

ХОД    УРОКА:

ы, ссылки)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Стадия вызова
  • Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших  умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по природным зонам России.

«Сбор ассоциации»

- Какие ассоциации у вас возникают,  когда вы слышите слово лес?

В зависимости от ответов детей составляется схема

- Что означает слово «дремучий лес»?

- Но не все леса такие. Есть березовые рощи, где светло, потому что деревья растут редко и здесь много солнечного света.

Это густой, труднопроходимый лес.

  • Стадия осмысления

Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте в учебнике природную зону лесов.

- Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

  • Какая поверхность у зоны лесов?

  • Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

- Площадь леса в России составляет 8 млн. 800 тыс. км² .

- Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

Учащиеся показывают на карте.

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.

Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

Зона лесов расположена на Восточно - Европейской и Западно - Сибирской  равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.

Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.

https://okrmir1234.ru/wp-content/uploads/2018/10/18-6-2.jpg

Сегодня я прошу вас на время урока забыть, что вы простые ученики 4 класса. А представьте, вы ученые, профессионалы в сфере , ботаники, зоологии. Вы прибыли на экспедицию ученых, для того что бы осветить вопросы  «Растительного, животного мира, хозяйственной деятельности, и природоохраны в зоне лесов России. Но, чтобы вам было легко принять участие в этой экспедиции , давайте поделим наш класс на 3 микрогруппы исследователей природы.

Ребята садятся по группам. На столах для каждой группы разложены карточки с заданиями и нужными материалами для выполнения заданий.

Вам помогут учебники стр.98-103, книга «От земли до неба», дополнительный материал, который вы готовили к уроку

1.первая группа

 карточки – «помогайки»

Что называют тайгой?

Природные условия тайги;

Что общего у всех растений тайги?

Какие растения растут в тайге?

А что растёт в смешанных лесах и широколиственных лесах расскажет

2. вторая группа

Расположение смешанных и широколиственных лесов;

Природные условия этих лесов;

Что объединяет растения этих лесов?

Какие растения растут в этих лесах.

https://drive.google.com/file/d/0BzOaiV5sq2YGb3YydVMtd2w0Y28/view?resourcekey=0-1Sp4x0eKi77msr3BJXaDEQ

Им поможет учебник стр. 100-101, книги, дополнительный материал

3.третья группа  расскажут нам о животном мире лесной зоны.

 карточка-«помогайка»

Птицы тайги, что их объединяет;

Животные тайги, что их объединяет;

Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах).

Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?  

Выступление детей, которое сопровождается презентацией.(результат работы получается виден на доске)

Чтение с пометами.

Над разделом «Лес и человек», я предлагаю поработать вам самостоятельно, используя учебник.

А теперь проверим, как вы усвоили материал, для этого пройдите тест.

Учащиеся проходят тест на платформе learningapps

https://learningapps.org/watch?v=pfoqkd7jj21

  • Стадия рефлексии

 Дополните каждую фразу устно:

Что нового я узнал на уроке ___________________________

Что мне понравилось_______________

Коллективное выставление отметок.

Ответы детей

  • Домашнее задание:

- Сегодня вы работали ударно. Спасибо за урок. Домашнее задание к следующему уроку у вас будет творческим: подготовить иллюстрации и краткие сообщения об одном растении леса и об одном животном леса.

Литература:

  1. Учебник 4 класс “Мир вокруг нас” М: Просвещение А.А. Плешаков.
  2. Плешаков А.А. От земли до неба Атлас-определитель
  3. Методическая литература к уроку Окружающий мир 4 класс
  4. Растительный мир тайги http://www.3planet.ru/nature/biology/1660.htm
  5. Тайга. Географический словарь http://www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/828.htm
  6. Википедия. Тайга http://wapedia.mobi/ru/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B0
  7. Леса России http://lesarossii.narod.ru/
  8. Леса России http://forest-russia.narod.ru/lesbog.htm
  9. Растения и животные леса http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_2_mir/6672-rasteniya-i-zhivotnye-lesa-oxrana-lesa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к обучению - основа современных образовательных технологий

Слово «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соотве...

Статья "Использование цифровых образовательных технологий в современной школе."

Статья  помогает расширить информацию по данному вопросу,систематизирует знания....

Цифровые образовательные технологии в специальном (дефектологическом образовании) Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 28 марта 2022 г. Бирск

В сборнике представлены материалы Всероссийской очной научно -практической конференции «Цифровые образовательные технологии в специальном (дефектологическом) образовании». Авторами материа...

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья о том, как повысить мотивацию учащихся через цифровые образовательные технологии...