Русский с ПРЕДДИПЛОМКИ
план-конспект урока (3 класс)

Кубышкина  Екатерина Александровна

Русский для образца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_23_01_23.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка, данного в 3 классе

МБОУ «Тельченская СОШ»

студенткой 4 курса группы «Б»

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Болховского педагогического колледжа

Майоровой Ангелиной Александровной

Дата: 23.01.2023

Класс: 3

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель: Формирование умений различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Задачи:

- познакомить с понятиями собственные и нарицательные имена существительные.
- развивать умения анализировать собственную деятельность
- воспитывать эмоциональную адекватность, интерес к уроку.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

Метапредметные:

регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

познавательные: 

- извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные: 

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Оборудование: учебник «Русский язык», В.П.Канакина УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч., компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

. Приветствие

-Здравствуйте ребята, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ангелина Александровна.

2.Психологический настрой.

 - Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Начнём наш урок.

- Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

II. Поисковый этап

1.Минутка чистописания.

-Сядьте правильно, спина касается спинки стула, ноги стоят ровно на полу.
- Какой у нас месяц? Число?

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас «Двадцать третье января». Слово январь, словарное слово. По середине строки пишем «Классная работа». Обратите внимание на удвоенную букву «с»

Я прочитаю загадку про

букву, которой мы

посвятим минутку

чистописания.

«Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь- скучаешь

Как зовут это, место,

знаешь»

- Сегодня мы будем

писать заглавную букву

«Р» в соединении со

строчной буквой.

- Скажите , что знаете об

этой букве?

- Объясняет поэтапное

написание заглавной и

строчной  букв р в

соединение.

- Сейчас я прочитаю загадку про букву, которой мы посвятим минутку чистописания.

«Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь- скучаешь

Как зовут это, место, знаешь»

- Сегодня мы будем писать заглавную букву «Р» в соединении со строчной буквой.

- Скажите , что знаете об этой букве?

- Объясняет поэтапное написание заглавной и строчной букв р в соединение.

2. Словарный диктант.

- Отступите строчку.

- Сейчас мы проведём словарный диктант. На слайде представлены слова, в которых пропущены буквы, вставьте буквы в пропуски и запишите в тетрадь, потом я проверю ваш диктант и поставлю вам оценки. (Аккуратно, альбом, алфавит, берег, быстро, вместе, вокруг, ворона, восемь, восток, вторник).

- Заканчиваем.

- А сейчас прочитайте слова, записанные на экране.

- …, прочитай вслух

(Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются? (именем существительным)

- Почему вы так решили?

(Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы? (Одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

Молодцы! Правила вы знаете, а сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

3. Работа в парах по карточкам.

- Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. 

- Вспомним правила работы в парах.

- Давайте их с вами прочитаем. У вас на столах лежат карточки. На карточке изображена таблица из 4 колонок. Давайте с вами назовем.

- Распределить данные слова по группам.

  • имя человека,
  • отчество,
  • фамилия.

- Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую.

(Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов)

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

- Давайте мы с вами сравним. (СЛАЙД)

- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали

собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. 

4. Определение темы и задач урока.

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какие же задачи мы перед собой поставим?

Узнаем…
Научимся…

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, 

научимся их различать.

- Соблюдают правила посадки.

- Подписывают число и классную работу.

-Отгадывают загадку

(Родина)

-Буква «ЭР» даёт

звуки[р ]и  [рь ], он

согласный, звонкий

непарный, мягкий.

-  Выполняют каллиграфическую

Минутку.

- Записывают слова

Читают слова с экрана.

- Именем существительным.

- Они обозначают предмет, и отвечают на вопросы «Кто? Что?».

- Одушевлённые и неодушевлён.

- Они обозначают людей и животных и отвечают на вопрос «Кто?»

- Обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос «Что?»

Повторяют правила работы в парах.

Выполняют задание.

1 – Аня, Миша; 2 – Ивановна, Алексеевна, Петрович;

3 – Попов, Кузнецов.

4 – ученик, дом.

- Оценивают свою деятельность.

- Тем, что в последнем столбике слова обозначающие предметы.

- Имена.

Слушают учителя.

Имена существительные собственные и нарицательные.

- Какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным

- Их различать.

- Применять их и писать правильно.

III. Практический этап

1. Фронтальная работа.

- Ребята, вы знаете что обозначают термины «собственные имена существительные»

(Это названия, принадлежащие кому-либо, чему-либо)

- «Нарицательные имена существительные»?

(Ими называют однородные предметы, которые имеют что-то общее)

- С какой буквы пишутся имена собственные?

2. Работа по ученику.

- Откройте учебник на странице 15 и прочитайте правило, (…) читает вслух.

- Как вы его поняли?

- Какие группы имён собственных вы запомнили?

- Кто сможет привести пример имён нарицательных?

- Кто сможет привести пример имён собственных?

- На какие группы делятся имена существительные?

(Собственные и нарицательные)

- Что относится к именам собственным?

(Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественных произведений)

- А что относится к именам нарицательным?

(Все остальные существительные)

Посмотрите на слайд, где тут имя собственное, а где нарицательное?(собака Дружок)

- Как на письме отличаются собственные имена существительные от нарицательных?

3. Физкультминутка.

А сейчас встаём, немного тело разомнём. Слушайте внимательно! Потом я вам задам вопрос.

- Рано утром в парк ходили,

Там снеговика лепили.

А потом с горы катились,

Веселились и резвились.

В Кирилла бросили снежком,

В Полину бросили снежком,

В Семена бросили снежком.

Получился снежный ком.

Холодно гулять зимой, побежим скорей домой!

- Тихонько садимся.

- Были ли в физкультминутке имена собственные? Какие?

- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

4. Первичное закрепление

 Хорошо! А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные, найдите упражнение №22 на странице 15.

- Давайте его прочитаем по цепочке, начиная с первой парты.

(…), прочитай первый вопрос.

(Какие из этих слов собственные имена существительные, а какие -нарицательные? Как вы это определили? Почему имена существительные получили название собственные?)

- Кто хочет ответить на этот вопрос?

(…), прочитай второй вопрос

(Подберите к данным нарицательным именам другие имена собственные, объясните их значение.)

Давайте его прочитаем по цепочке, начиная на ком мы остановились

- Кто хочет выйти к доске и выполнить последнее задание, только мы его немного изменим.

Спишите нарицательные имена существительные, подчеркните в словах изученные орфограммы.

Остальные работают в тетради.

- Ребята, вы согласны?

- Чему мы с вами научились?

5. Работа в рабочих тетрадях.

- Откройте рабочие тетради на печатной основе, на странице 13. Давайте самостоятельно выполним упр №23

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Закончили.

- Какие же буквы мы с вами вставили, а какие слова подчеркнули?

7. Работа с учебником.

- Сейчас посмотрите на упражнение № 24, на странице 16.

- Прочитайте задание.

- Кто написал данные произведения?

- Как записаны названия произведений?

- В чём особенность в записи имени авторов?

- Для чего нам нужно уметь записывать названия произведений и имена авторов?

- Да, правильно, это умение пригодится вам в старших классах при написании сочинений, таблиц, оно нужно сейчас каждому образованному человеку.

- А теперь давайте прочитаем правило на странице 16, сверим наш вывод с правилом из учебника.

- Как пишутся названия художественных произведений?

- Как пишутся имя и отчество авторов?

- Обратите внимание как пишутся кавычки, в печатном тексте кавычки на одном уровне, а в письменном первые кавычки внизу строки, вторые вверху

- Посмотрите на упражнение №25.

- Прочитайте задание.

- Найдите первую картинку, (Саша), прочитай образец.

- Теперь первый ряд запишет предложение ко 2 картинке, второй к 3, третий к 4.

- Проверим, что у вас получилось, первый ряд кто нам прочитает своё предложение и скажет, как вы записали инициалы автора и название произведения.

- Собственные имена — это имена людей, названия городов…

- Нарицательные это остальные имена.

- С большой буквы.

Изучают правило в учебнике

- Какие бывают имена собственные и нарицательные.

- Названия городов, улиц…

- Мяч, ёлка, снег.

- Юля, Москва, Чёрное море.

Изучают правило.

- Собственные (определение) и нарицательные (определение)

-  Имена, клички, названия улиц…

- Все остальные существительные.

- «собака» - нарицательное, а «Дружок» - собственное.

- Собственные имена пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой, если не стоят в начале предложения.

Выполняют физические упражнения.

- Да были! Имена: Кирилл, Полина, Семен.

- Оценивают свою деятельность.

- Читают упражнение по цепочке.

Читает вопрос.

- Собсв.: Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус.

Нариц.: Поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора.

- Потому что, это названия городов, стран, озёр и имена.

 - Поэт Александр Сергеевич Пушкин и т.д.

Выполняют задание у доски ив тетрадях.

поэт, улица, город, озеро, гора, богатырь, корова, страна - непроверяемые и проверяемые безударные гласные

мальчик, площадь - мягкий знак как показатель мягкости

девочка - сочетание чк    город, кот звонкие и глухие согласные в конце слов

Выполняют самостоятельную работу

Улетел орёл за город Орёл

Артем Арбузов купил пять арбузов.

 «Берёза» - Есенин,

«Стрекоза и муравей» - Крылов, «Акула» – Толстой, 

«Аленький цветочек» - Аксаков.

- С большой буквы и в ковычках.

- Первые буквы и отчества написаны с большой буквы.

- На уроках чтения, в бибилиотеке.

- Антон Павлович Чехов.

С большой буквы в кавычках.

Буквами.

«Берёза» - Есенин, «Стрекоза и муравей» - Крылов, Акула – «Толстой», «Аленький цветочек» - Аксаков.

Выполняют задание.

- Да!

IV. Рефлексивно-оценочный этап

1. Подведение итогов.

- Какие существительные мы называем собственные?

- С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные?

- С какой буквы они пишутся?

2.Рефлексия и объяснение домашнего задания.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Обратите внимание на ваших столах лежат смайлики. Поднимите смайлики, обозначающие ваше настроение.

- Сегодня вы, действительно, были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. стр. 15-16 выучить правило. Р.Т стр 12.
Урок окончен .До свидания!

- Учитель проводит итог урока

- Дети оценивают свою работу на уроке

- Дети записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...