Русский с ПРЕДДИПЛОМКИ
план-конспект урока (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
русского языка, данного в 3 классе
МБОУ «Тельченская СОШ»
студенткой 4 курса группы «Б»
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Болховского педагогического колледжа
Майоровой Ангелиной Александровной
Дата: 23.01.2023
Класс: 3
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель: Формирование умений различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.
Задачи:
- познакомить с понятиями собственные и нарицательные имена существительные.
- развивать умения анализировать собственную деятельность
- воспитывать эмоциональную адекватность, интерес к уроку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
Метапредметные:
регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
познавательные:
- извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Оборудование: учебник «Русский язык», В.П.Канакина УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч., компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Мотивационно-ориентировочный этап. | . Приветствие -Здравствуйте ребята, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ангелина Александровна. 2.Психологический настрой. - Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться. - Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! - Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку. - Начнём наш урок. | - Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку. |
II. Поисковый этап | 1.Минутка чистописания. -Сядьте правильно, спина касается спинки стула, ноги стоят ровно на полу. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас «Двадцать третье января». Слово январь, словарное слово. По середине строки пишем «Классная работа». Обратите внимание на удвоенную букву «с» Я прочитаю загадку про букву, которой мы посвятим минутку чистописания. «Здесь родился, живёшь, Уезжаешь- скучаешь Как зовут это, место, знаешь» - Сегодня мы будем писать заглавную букву «Р» в соединении со строчной буквой. - Скажите , что знаете об этой букве? - Объясняет поэтапное написание заглавной и строчной букв р в соединение. - Сейчас я прочитаю загадку про букву, которой мы посвятим минутку чистописания. «Здесь родился, живёшь, Уезжаешь- скучаешь Как зовут это, место, знаешь» - Сегодня мы будем писать заглавную букву «Р» в соединении со строчной буквой. - Скажите , что знаете об этой букве? - Объясняет поэтапное написание заглавной и строчной букв р в соединение. 2. Словарный диктант. - Отступите строчку. - Сейчас мы проведём словарный диктант. На слайде представлены слова, в которых пропущены буквы, вставьте буквы в пропуски и запишите в тетрадь, потом я проверю ваш диктант и поставлю вам оценки. (Аккуратно, альбом, алфавит, берег, быстро, вместе, вокруг, ворона, восемь, восток, вторник). - Заканчиваем. - А сейчас прочитайте слова, записанные на экране. - …, прочитай вслух (Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Какой частью речи они являются? (именем существительным) - Почему вы так решили? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) - Как можно разделить данные существительные на две группы? (Одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? - Молодцы! Правила вы знаете, а сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах. 3. Работа в парах по карточкам. - Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. - Вспомним правила работы в парах. - Давайте их с вами прочитаем. У вас на столах лежат карточки. На карточке изображена таблица из 4 колонок. Давайте с вами назовем. - Распределить данные слова по группам.
- Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую. (Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов) - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? - Давайте мы с вами сравним. (СЛАЙД) - А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание. - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. 4. Определение темы и задач урока. - Как вы думаете какая тема нашего урока? - Какие же задачи мы перед собой поставим? Узнаем… - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать. | - Соблюдают правила посадки. - Подписывают число и классную работу. -Отгадывают загадку (Родина) -Буква «ЭР» даёт звуки[р ]и [рь ], он согласный, звонкий непарный, мягкий. - Выполняют каллиграфическую Минутку. - Записывают слова Читают слова с экрана. - Именем существительным. - Они обозначают предмет, и отвечают на вопросы «Кто? Что?». - Одушевлённые и неодушевлён. - Они обозначают людей и животных и отвечают на вопрос «Кто?» - Обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос «Что?» Повторяют правила работы в парах. Выполняют задание. 1 – Аня, Миша; 2 – Ивановна, Алексеевна, Петрович; 3 – Попов, Кузнецов. 4 – ученик, дом. - Оценивают свою деятельность. - Тем, что в последнем столбике слова обозначающие предметы. - Имена. Слушают учителя. - Имена существительные собственные и нарицательные. - Какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным - Их различать. - Применять их и писать правильно. |
III. Практический этап | 1. Фронтальная работа. - Ребята, вы знаете что обозначают термины «собственные имена существительные» (Это названия, принадлежащие кому-либо, чему-либо) - «Нарицательные имена существительные»? (Ими называют однородные предметы, которые имеют что-то общее) - С какой буквы пишутся имена собственные? 2. Работа по ученику. - Откройте учебник на странице 15 и прочитайте правило, (…) читает вслух. - Как вы его поняли? - Какие группы имён собственных вы запомнили? - Кто сможет привести пример имён нарицательных? - Кто сможет привести пример имён собственных? - На какие группы делятся имена существительные? (Собственные и нарицательные) - Что относится к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественных произведений) - А что относится к именам нарицательным? (Все остальные существительные) - Посмотрите на слайд, где тут имя собственное, а где нарицательное?(собака Дружок) - Как на письме отличаются собственные имена существительные от нарицательных? 3. Физкультминутка. - А сейчас встаём, немного тело разомнём. Слушайте внимательно! Потом я вам задам вопрос. - Рано утром в парк ходили, Там снеговика лепили. А потом с горы катились, Веселились и резвились. В Кирилла бросили снежком, В Полину бросили снежком, В Семена бросили снежком. Получился снежный ком. Холодно гулять зимой, побежим скорей домой! - Тихонько садимся. - Были ли в физкультминутке имена собственные? Какие? - Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными. 4. Первичное закрепление Хорошо! А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные, найдите упражнение №22 на странице 15. - Давайте его прочитаем по цепочке, начиная с первой парты. - (…), прочитай первый вопрос. (Какие из этих слов собственные имена существительные, а какие -нарицательные? Как вы это определили? Почему имена существительные получили название собственные?) - Кто хочет ответить на этот вопрос? - (…), прочитай второй вопрос (Подберите к данным нарицательным именам другие имена собственные, объясните их значение.) - Давайте его прочитаем по цепочке, начиная на ком мы остановились - Кто хочет выйти к доске и выполнить последнее задание, только мы его немного изменим. - Спишите нарицательные имена существительные, подчеркните в словах изученные орфограммы. Остальные работают в тетради. - Ребята, вы согласны? - Чему мы с вами научились? 5. Работа в рабочих тетрадях. - Откройте рабочие тетради на печатной основе, на странице 13. Давайте самостоятельно выполним упр №23 - Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Закончили. - Какие же буквы мы с вами вставили, а какие слова подчеркнули? 7. Работа с учебником. - Сейчас посмотрите на упражнение № 24, на странице 16. - Прочитайте задание. - Кто написал данные произведения? - Как записаны названия произведений? - В чём особенность в записи имени авторов? - Для чего нам нужно уметь записывать названия произведений и имена авторов? - Да, правильно, это умение пригодится вам в старших классах при написании сочинений, таблиц, оно нужно сейчас каждому образованному человеку. - А теперь давайте прочитаем правило на странице 16, сверим наш вывод с правилом из учебника. - Как пишутся названия художественных произведений? - Как пишутся имя и отчество авторов? - Обратите внимание как пишутся кавычки, в печатном тексте кавычки на одном уровне, а в письменном первые кавычки внизу строки, вторые вверху - Посмотрите на упражнение №25. - Прочитайте задание. - Найдите первую картинку, (Саша), прочитай образец. - Теперь первый ряд запишет предложение ко 2 картинке, второй к 3, третий к 4. - Проверим, что у вас получилось, первый ряд кто нам прочитает своё предложение и скажет, как вы записали инициалы автора и название произведения. | - Собственные имена — это имена людей, названия городов… - Нарицательные это остальные имена. - С большой буквы. Изучают правило в учебнике - Какие бывают имена собственные и нарицательные. - Названия городов, улиц… - Мяч, ёлка, снег. - Юля, Москва, Чёрное море. Изучают правило. - Собственные (определение) и нарицательные (определение) - Имена, клички, названия улиц… - Все остальные существительные. - «собака» - нарицательное, а «Дружок» - собственное. - Собственные имена пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой, если не стоят в начале предложения. Выполняют физические упражнения. - Да были! Имена: Кирилл, Полина, Семен. - Оценивают свою деятельность. - Читают упражнение по цепочке. Читает вопрос. - Собсв.: Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус. Нариц.: Поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора. - Потому что, это названия городов, стран, озёр и имена. - Поэт Александр Сергеевич Пушкин и т.д. Выполняют задание у доски ив тетрадях. поэт, улица, город, озеро, гора, богатырь, корова, страна - непроверяемые и проверяемые безударные гласные мальчик, площадь - мягкий знак как показатель мягкости девочка - сочетание чк город, кот - звонкие и глухие согласные в конце слов Выполняют самостоятельную работу Улетел орёл за город Орёл Артем Арбузов купил пять арбузов. «Берёза» - Есенин, «Стрекоза и муравей» - Крылов, «Акула» – Толстой, «Аленький цветочек» - Аксаков. - С большой буквы и в ковычках. - Первые буквы и отчества написаны с большой буквы. - На уроках чтения, в бибилиотеке. - Антон Павлович Чехов. - С большой буквы в кавычках. - Буквами. «Берёза» - Есенин, «Стрекоза и муравей» - Крылов, Акула – «Толстой», «Аленький цветочек» - Аксаков. Выполняют задание. - Да! |
IV. Рефлексивно-оценочный этап | 1. Подведение итогов. - Какие существительные мы называем собственные? - С какой буквы они пишутся? - Какие существительные мы называем нарицательные? - С какой буквы они пишутся? 2.Рефлексия и объяснение домашнего задания. -Ребята, наш урок подходит к концу. Обратите внимание на ваших столах лежат смайлики. Поднимите смайлики, обозначающие ваше настроение. - Сегодня вы, действительно, были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. стр. 15-16 выучить правило. Р.Т стр 12. | - Учитель проводит итог урока - Дети оценивают свою работу на уроке - Дети записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...