Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОПК | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных
культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»для 4 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др. по «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры».
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения . Содержание предмета направлено на формирование культурологических понятии и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- изучение православной религиозной традиции;
- изучение истории христианства;
- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
- изучение православной этики;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устроения православного храма;
- ознакомление с основными видами православного богослужения;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- возрождение православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недель).
Учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Издательство "Просвещение".
- Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального по
ведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз- личных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и 9 пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к раз- личным явлениям действительности.
2.Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Раздел 1 | 34 | 34 |
1.Россия – наша Родина.
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
2.Культура и религия.
Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной культуры. Связь культуры народа и его религии. Значение православной культуры в жизни людей, общества.
3.Человек и Бог в православии.
Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.
4.Православная молитва.
Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды молитвы. Отличие материальных благ от духовных радостей. Происхождение молитвы «Отче наш», смысл входящих в нее слов и выражений.
5.Библия и Евангелие.
Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Структура Библии. Библия как обращение Бога к человечеству.
Проповедь Христа.
6.Проповедь Христа.
7.Христос и Его Крест.
Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.
8.Пасха.
Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь Иисуса Христа. Суть Воскресения Христова. Празднование Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные открытки.
9.Православное учение о человеке.
Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека. Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
10.Совесть и раскаяние.
Раскаяние. Совесть. Различать добро и зло человеку помогает совесть. Значение покаяния в православной культуре. Разница между покаянием и признанием ошибки.
11.Заповеди.
Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей и значение. Заповеди помогают людям различать добро и зло. Выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
12.Милосердие и сострадание.
Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское значение слова «ближний».
13.Золотое правило этики.
Грех. Неосуждение. «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к согрешившему человеку.
14.Храм.
Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем. Православные храмов родного края.
15.Икона.
Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись как достояние мировой художественной и духовной культуры. Особенности иконописного изображения. Различия в написании иконы и картины. Способы и средства изображения в иконе духовного мира. Отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
16.Подведение итогов.
Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся
17. Как христианство пришло на Русь.
Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.
18.Подвиг
Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.
19.Заповеди блаженств.
Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.
20. Зачем творить добро?
Самоотверженность. Святой.
21.Чудо в жизни христианина.
Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.
22.Православие о Божием суде
Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бесмертии.
23.Таинство Причастия.
Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.
24.Монастырь.
Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.
25.Отношение христианина к природе.
Ответственность за мир. Христианское милосердие.
26.Христианская семья.
Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.
27.Защита Отечества.
Оборонительная война. Подвиг. Герои.
28.Христианин в труде.
Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.
29.Любовь и уважение к Отечеству.
Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.
31-32.Подведение итогов.
Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся.
33-34.«Мой мир — мое Отечество».
Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость.
3.Тематическое планирование
№ урока четв. | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по теме | Корр-ка |
1 | Введение | 1 | |
2 | Россия — наша Родина | 1 | |
3 | Культура и религия | 1 | |
4 | Культура и религия | 1 | |
5 | Человек и Бог в православии | 1 | |
6 | Православная молитва | 1 | |
7 | Библия и Евангелие | 1 | |
8 | Проповедь Христа Пасха | 1 | |
9 | Христос и Его крест | 1 | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | |
11 | Заповеди | 1 | |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | |
13 | Золотое правило этики | 1 | |
14-15 | Храм | 2 | |
16 | Икона | 1 | |
17 | Итоговая творческая работа 1. Защита творческих проектов. | 1 | |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | |
19 | Подвиг | 1 | |
20 | Заповеди блаженств | 1 | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | |
23 | Православие о Божием суде | 1 | |
24 | Таинство причастия | 1 | |
25 | Монастырь | 1 | |
26 | Отношение христианина к природе | 1 | |
27 | Христианская семья | 1 | |
28 | Защита Отечества | 1 | |
29 | Христианин в труде | 1 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |
31-32 | Итоговая творческая работа 2 Защита творческих проектов «Христианские заповеди». | 2 | |
33 | Мировые религии | 1 | |
34 | Мой мир, Мое Отечество | 1 |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В преподавании « Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе словарей, творческих работ и исследовательских проектов на завершающем этапе.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе: текущего и систематического собеседования по основным разделам программы; составления банка работ, выполненных в учебном процессе; защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ; выставки работ учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Рабочая программа по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
В программу включены планируемые результаты по окончанию изучения курса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...