Конспект занятия по внеурочной деятельность «Страх. Как его приручить?»
план-конспект занятия (4 класс)

Алутина Ирина Александровна

Конспект занятия предназначне для проведения в дистанционном формате. В ходе данного урока дети знакомяться с понятием страх, для чего он нужен, какие виды страха существуют, и как с ними можно бороться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_distantsionnogo_zanyatiya_alutina_i.a.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельность

«Страх. Как его приручить?»

Цель занятия: обучение эффективным способам преодоления страхов.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятием «страх», его функциями;

- изучить причины социальных страхов;

- освоить техники преодоления страхов.

Планируемые результаты:

- обучающиеся понимают, что страх – это нужная для самосохранения человека эмоция;

-  знают, какие способы реагирования на страх существуют;

 - имеют представления о том, что страхи могут быть не связаны с выживанием;

 - научились применять технику «Страхополагание» для совладания со страхом;

-  знают, как страх проявляется в теле, и получили представление о том, как контролировать телесные проявления страха.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Активные и интерактивные методы: презентация; видео- и аудиоматериалы;  авторские интерактивные задания, созданные при помощи сервиса LearningApps.org; опросник составленный с использованием сервиса Google Forms.

Ресурсы: компьютер с выходом в сеть Internet

Этап

Содержание работы

Время

1.

Кинезиологическая разминка

Упражнения «Колечко», «Пальчики шагают», «Рисование обеими руками»

2 мин.

2.

Актуализация знаний. Упражнение «Угадай эмоцию по описанию»

2 мин.

3.

Какие бывают страхи.

Обсуждение: как страх проявляется и

зачем он нужен. Что такое социальные страхи.

5 мин.

4.

Индивидуальная работа «Мои социальные страхи» Нужно соотнести установки, провоцирующие социальные страхи, и их

опровержения. Каждый составляет для себя актуальный лист «Я разрешаю себе…»

6 мин.

5.

Притча «Лекарство от страха». Вопросы для обсуждения: Какой страх победил человек? Какой страх человек приручил? С каким страхом он

смирился?

4 мин.

6.

Техника «Страхополагание». Знакомство с техникой, практика по её применению.

5 мин.

7.

Страх в теле.

Учимся использовать телесную концентрацию, дыхание и опоры для

стабилизации эмоционального состояния при страхе.

6 мин.

8.

Рефлексия.

1 мин.

I этап. Кинезиологическая разминка.

Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Перевёртыши». Теперь соединяем указательные пальцы обеих рук с большими. Потом разъединяем пальчики с одной стороны, а с противоположной проворачиваем и те, которые разъединили снова соединяем только с другой стороны. Получается, что пальчики как будто бы шагают. И так несколько раз

Упражнение «Симметричное рисование». Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: большой круг – маленький круг – два круга одновременно; большой квадрат – маленький квадрат – два квадрата одновременно; большое сердце - маленькое сердце - два одновременно.

II этап. Интерактивное упражнение «Угадай эмоцию по описанию»

https://learningapps.org/watch?v=pdi7ncy6521

 Нужно угадать эмоцию по её описанию и соединить с соответствующей картинкой, которая эту эмоцию обозначает. Правильно подобранные пары будут исчезать.

III этап. Знакомство с понятием «Страх».

Страх – самая древняя эмоция, которая помогает избежать опасности или выжить при столкновении с угрозой.

Существуют две основные реакции на опасность: бегство (страх/когда опасность сильнее тебя) или борьба (страх сменяется гневом/возникает, очевидна возможность справиться с опасностью).

Телесные «симптомы» страха:

 Потливость – происходит выброс адреналина, чтобы помочь организму спастись, а потение работает как реакция для охлаждения организма в ответ на повышение давления.

 Сердцебиение – учащается, чтобы скорее обеспечить всё тело адреналином.

 Учащение дыхание – обеспечение кислородом всех органов, чтобы они также могли выполнять программу спасения от опасности.

Спазмы в животе – организм готовится освободиться от лишнего, чтобы легче передвигаться.

Но разве в нашей жизни страх связан только с ситуациями, когда нам надо выживать? Существуют, так называемые, социальные страхи, то есть страхи, связанные с взаимодействием с другими людьми. Что же это за страхи и с какими потребностями они могут быть связаны?

Дело в том, что социальные страхи так сильно действуют на нас, потому что у нас есть определенные УСТАНОВКИ. Эти установки – это представления о том, как ДОЛЖНО быть. Мы усваиваем их и пользуемся в жизни даже тогда, когда они начинают нам мешать.

Главное средство от мешающих установок – это разрешение. Вы сами должны разрешить себе быть другими, изменить установку.

IV этап. Индивидуальная работа «Мои социальные страхи»

https://learningapps.org/view17924755

Просмотрите набор установок и набор разрешений. Необходимо соединить каждую установку с разрешением. Например: в ситуации с футболом установку «Я всегда должен только побеждать, чтобы со мной хотели дружить» нужно соединить с разрешением «Я разрешаю себе проигрывать, я имею на это право». Когда каждой установке будет подобрано разрешение, нужно выбрать установки, которые есть в вас самих. Затем напишите на листочке «Я разрешаю себе…» или «Я имею право…» и допишите только те фразы-разрешения, которые соответствуют установкам, которые вы обнаружили у себя.

V этап. Притча «Лекарство от страха»

Один трусливый человек хотел научиться справляться со страхами. Он пришёл к мудрецу.

Мудрец выслушал гостя и усадил его за стол.

- Пей чай, а когда закончишь – выходи во двор. Там я дам тебе лекарство от страха.

Гость допил чай и хотел выйти из комнаты. Но в коридоре оказался огромный тигр! Человек прождал несколько часов. Наконец тигр заснул, и гость смог на цыпочках проскочить мимо него в прихожую. По прихожей бродил дикий волк! Гость быстро бросил волку кусок печенья – хищник отвлёкся, и человек выскочил на крыльцо.

На крыльце свернулась огромная кобра. Она попыталась броситься на человека. Тут гость увидел прислонённый к перилам меч, схватил его и расправился со змеёй.

Наконец, бедолага добрался до мудреца, который всё это время терпеливо ждал.

- Страхи подстерегают повсюду, - сказал мудрец, - Но теперь ты знаешь, что нужно делать: некоторые страхи можно игнорировать и жить, несмотря на их присутствие. Другие страхи можно приручить. А какие-то страхи можно победить.

Какой страх победил человек? Какой страх человек приручил? С каким страхом он

смирился?

Существует несколько способов приручения страха.

VI этап. Техника «Страхополагание»

Чтобы справиться со страхом, нужно познакомиться с ним получше.

Например

Что, если я сделаю то, что меня пугает?

Ситуация: у тебя заболел зуб, и нужно пойти к врачу-стоматологу

Какие плюсы я получу, если преодолею свой страх?

Что случится со мной, если я дальше буду бояться?

Напиши худший вариант развития событий

Как это можно предотвратить?

А если это не поможет, то как можно исправить?

Ты сядешь в кресло, врач начнет сверлить зуб, и тебе будет очень больно

Попроси врача использовать обезболивающий спрей

Если спрей не поможет, и ты всё равно будешь чувствовать боль, то попроси сделать обезболивающий укол

Зуб перестанет болеть, тебе не нужно будет постоянно пить обезболивающие таблетки, твоё настроение улучшиться

Зуб начнет гнить, щека распухнет, будет болеть ещё сильнее, придётся идти к стоматологу-хирургу, чтобы удалить зуб

VII этап. Управление страхом в теле

Телу все равно, какая опасность перед нами – дикий зверь или необходимость отвечать у доски, оно на любой страх может реагировать подготовкой к бегству. Раз страх так тесно связан с реакциями тела, порой сначала надо успокоить своё тело, чтобы работать со страхом дальше.

Аудиозапись с инструкциями.

После проработки техники учитель кратко обозначает её главные принцип: почувствовать опору и успокоить дыхание.

Разбор техники.

Чтобы усмирить страх в теле, что важно сделать? Успокоить сердце, дыхание и мышцы. Для этого вы можете сделать следующее:

 Сосредоточить внимание на своих опорах.

 Нужно почувствовать, как стопы прикасаются к полу, как ягодицы и спина касаются стула, если вы сидите. Нужно сесть или встать максимально удобно и устойчиво. Уделить этому внимание!

Восстановить дыхание. Для этого нужно начать дышать глубже и медленнее. Чтобы это было проще сделать, используйте технику счета до 10. Делайте глубокий вдох, а на выдохе считайте про себя: «раз». Затем на выдохе же: «два». И так далее до 10. Высока вероятность, что к 10 счету вы уже успеете успокоиться.

VIII этап. Домашнее задание.

Еще один способ «приручения» страха. Самостоятельно просмотреть видео с техникой, попробовать применить на практике.

https://disk.yandex.ru/i/9No7glVh76gJ9g

IX этап. Рефлексия.

Оцените своё настроение и свою работу по итогам занятия

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdWsD7mZtPnOheUvRimzcNhgW-cugBuzITYsCnpSHGZVSiZnQ/viewform


Здравствуйте, ребята!

Прежде, чем мы с вами начнем занятие, сделаем небольшую разминку. Для этого нам понадобятся только наши ручки.

Для начала немного разомнем ладошки и разотрем их, пока не появится ощущение тепла между ними.

Далее выполним упражнение «Колечко». Для этого нужно одновременно на правой и левой руке попеременно с большим пальцем соединять все остальные пальчики вот в такие колечки. Начинаем с указательного. В прямом и обратном порядке.

Теперь соединяем указательные пальцы обеих рук с большими, чтобы получился вот такой прямоугольник. Потом разъединяем пальчики с одной стороны, а с противоположной проворачиваем и те, которые разъединили снова соединяем только с другой стороны. Получается, что пальчики как будто бы шагают. И так несколько раз.

И последнее упражнение. Представим, что указательные пальчики обеих рук – это мелки. Нарисуем ими на воображаемой доске сначала большой круг, потом маленький и одновременно два маленьких кружка. Далее большой квадрат, маленький и одновременно два небольших. И сердце, точно также: большое, маленькое и два одновременно.

 Молодцы! Стряхнем ручки и переходим непосредственно к занятию.

Сегодня мы продолжим изучать свой внутренний мир. На предыдущих занятиях мы уже выяснили, как важно уметь понимать свои эмоции, поэтому сейчас вы потренируетесь в этом деле. Перейдите по ссылке, которую я отправила вам в общий чат и выполните задание. Суть его в том, что нужно угадать эмоцию по её описанию и соединить с соответствующей картинкой, которая эту эмоцию обозначает. Правильно подобранные пары будут исчезать.

 https://learningapps.org/watch?v=pdi7ncy6521 

Вспомнили эмоции, поучились их распознавать!  Двигаемся дальше)

Посмотрите на экран, какая эмоция сегодня будет предметом обсуждения?

Вспомните, когда в последний раз вы испытывали чувство страха? Каким образом оно у вас проявлялось? Что именно вы ощущали в своём теле в этот момент? Расскажите о своих ощущениях. Что можно испытывать: дрожь во всём теле, сильное сердцебиение, неприятные ощущения в животе, общее напряжение. Хорошо, запомните, о чем мы сейчас сказали.

Теперь посмотрим, что же это за эмоция такая – страх, с точки зрения науки. Страх – самая древняя эмоция, которая помогает избежать опасности или выжить при столкновении с угрозой.

Существуют две основные реакции на опасность: бегство (страх/когда опасность сильнее тебя) или борьба (страх сменяется гневом/возникает, очевидна возможность справиться с опасностью.

Исходя из научного определения страха, подумайте, для чего же всё-таки нужен страх, и почему именно так он проявляется в нашем теле?  

Конечно, прежде всего он нужен для мобилизации нашего организма в момент потенциальной опасности, для того, чтобы мы могли убежать, спрятаться, а возможно и дать отпор, то есть, выжить, спасти свою жизнь и, желательно, не нанести урон своему здоровью.

Обобщая то, что мы уж сказали, посмотрим ещё раз, какими телесными «симптомами» страх может характеризоваться и для чего они нужны:

Дрожание ног – ноги готовятся к бегству.

 Потливость – происходит выброс адреналина, чтобы помочь организму спастись, а потение работает как реакция для охлаждения организма в ответ на повышение давления.

 Сердцебиение – учащается, чтобы скорее обеспечить всё тело адреналином.

 Учащение дыхание – обеспечение кислородом всех органов, чтобы они также могли выполнять программу спасения от опасности.

Спазмы в животе – организм готовится освободиться от лишнего, чтобы легче передвигаться.

Но разве в нашей жизни страх связан только с ситуациями, когда нам надо выживать? Ребята могут сами найти ответ на этот вопрос в газете – социальные страхи, то

есть страхи, связанные с взаимодействием с другими людьми. Что же это за страхи и с какими потребностями они могут быть связаны? Ребята могут привести примеры из газеты.

Учитель поднимает вопрос: но как же выбрать более полезную стратегию, если

страх толкает бежать, даже если ситуация не опасна для жизни? Далее учитель поясняет:

Дело в том, что социальные страхи так сильно действуют на нас, потому что у нас есть определенные УСТАНОВКИ. Эти установки – это представления о том, как ДОЛЖНО быть. Мы усваиваем их и пользуемся в жизни даже тогда, когда они начинают нам мешать. Вот, например, какая установка может помешать поучаствовать в матче? Человек, который отказывается от матча, думает: «Я всегда должен…» (дайте ребятам продолжить мысль). Действительно, он может думать так: «Я всегда должен выигрывать, иначе я ни на что не гожусь». Но вот в чем загвоздка: может ли человек всегда побеждать? Реально ли это? И нужно ли? Ведь, если человек проигрывает, он может потом сесть и проанализировать свои действия, а благодаря этому понять, чему ему стоит подучиться, в чём стать лучше. Главное средство от мешающих установок – это разрешение. Вы сами должны разрешить себе быть другими, изменить установку.

Учитель предлагает ребятам познакомиться поближе со своими установками и потренироваться изменять их. Учитель объясняет задание: Сейчас каждый из вас получит набор установок и набор разрешений. Ваша задача соединить каждую установку с разрешением. Например: в ситуации с футболом установку «Я всегда должен только побеждать, чтобы со мной хотели дружить» нужно соединить с разрешением «Я разрешаю себе проигрывать, я имею на это право». Когда вы соедините все установки и разрешения, выберете те установки, которые есть в вас самих. Затем напишите на листочке «Я разрешаю себе…» или «Я имею право…» и приклейте на листочек только фразы-разрешения, соответствующие тем установкам, которые вы обнаружили у себя.

Учитель предлагает им сохранить этот список разрешений и при необходимости вспомнить о том, что ребята имеют право быть разными в разных жизненных ситуациях.
способом предлагает познакомиться через технику «Страхополагание».

Учитель вместе с ребятами зачитывает пример работы с техникой «Страхополагание» на второй странице разворота. Можно не читать всю таблицу целиком, а вместе зачитать только ситуацию, а далее учитель будет зачитывать элементы техники, а ребята пробуют предположить, что там можно написать о ситуации, связанной с зубным.

Можно сказать, что техника полностью избавляет нас от страха и от неприятных ощущений? Нет, зуб, правда, может быть больно лечить. Но что помогает сделать техника? Ощутить контроль над ситуацией, начать ею управлять, создавать подходящие для себя условия, чтобы достигнуть нужного результата

Учитель спрашивает ребят, с чего они начали сегодняшнее занятие. Телу все равно,

какая опасность перед нами – дикий зверь или необходимость отвечать у доски, оно на  любой страх может реагировать подготовкой к бегству. Раз страх так тесно связан с  реакциями тела, порой сначала надо успокоить своё тело, чтобы работать со страхом  дальше.

После проработки техники учитель кратко обозначает её главные принципы:

почувствовать опору и успокоить дыхание.

Вариант краткого разбора техники.

Чтобы усмирить страх в теле, что важно сделать? Успокоить сердце, дыхание и мышцы. Для этого вы можете сделать следующее:

 Сосредоточить внимание на своих опорах.

 Нужно почувствовать, как стопы прикасаются к полу, как ягодицы и спина касаются стула, если вы сидите. Нужно сесть или встать максимально удобно и устойчиво. Уделить этому внимание!

Восстановить дыхание. Для этого нужно начать дышать глубже и медленнее. Чтобы это было проще сделать, используйте технику счета до 10. Делайте глубокий вдох, а на выдохе считайте про себя: «раз». Затем на выдохе же: «два». И так далее до 10. Высока вероятность, что к 10 счету вы уже успеете успокоиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по внеурочной деятельности (проектная деятельность)

Данный конспект разработан по программе Р.И.Сизовой , Р.Ф.Селимовой Учусь создавать проект в соответствии с ФГОС по теме: Изготовление визитки. 2 класс...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...