«Использование интерактивных логопедических игр в работе с учащимися, имеющими ЗПР»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование интерактивных логопедических игр
в работе с учащимися, имеющими ЗПР»
Подготовила Швецова Майя Михайловна
учитель-логопед МОУ СОШ №15 г. Комсомольск-на-Амуре
Цель: развитие речи учащихся с ЗПР посредством использования интерактивных логопедических игр
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебного процесса. Интерактивные игры дают возможность разнообразить образовательную деятельность, учитывать возрастные и психологические особенности детей, повышать их познавательную активность. Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей [11, с. 47].
Интерактивная игра является частью интерактивных технологий. Проблема использования интерактивных технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах И.Ю. Устинова, А.П. Панфилова, Б.Ц. Бадмаева, С.С. Кашлева и др. Работы этих и других авторов говорят о том, что в теории вопрос использования интерактивных технологий в обучении достаточно хорошо разработан, однако не имеет эффективного практического применения, так как зависит от компетентностей педагога, от материально-технический оснащенности, от сложившихся условий взаимодействия логопеда, учащихся, родителей и т.п. [4, с. 32]. Поэтому, данная методическая разработка является весьма актуальной.
Актуальность методической разработки заключается в том, что использование интерактивных логопедических игр в образовательном учреждении является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Использование интерактивных средств обучения способствует повышению эффективности учения, это связано с тем, что: 1) развивает у детей более глубокий подход к обучению; 2) стимулирует расположение к учебным занятиям; 3) развивает навыки совместной работы; 4) стимулирует когнитивные аспекты учения; 5) разгружает умственную деятельность от рутинных компонентов; 6) повышает мотивацию детей дошкольного возраста к учению; 7) создает психологический комфорт для школьников; 8) способствует переходу от пассивного к активному способу реализации деятельности учащихся, которые становятся полноправными субъектами образовательной деятельности [3, с. 12].
Особое место интерактивные технологии и игры занимают в логопедическом процессе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (дети с ЗПР). Отклонения в развитии речи у детей с задержкой психического развития охватывают многие стороны речевой деятельности. Для большинства детей с ЗПР типичны нарушения фонетико - фонематической стороны речи, проблемы в воспроизведении звукового строения слова, ограниченность активного и пассивного словаря, неполное, недифференцированное применение слов, оригинальность словоизменения и словообразования, неразвитость синтаксического строения предложения, нарушения согласованности слов в предложении [8, с. 51]. Поэтому, логопедическую работу с данной категорией детей можно дополнять интерактивными играми, созданными посредством онлайн-сервиса LearningApps.org.
Игры на платформе LearningApps.org помогают развитию способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться; развитию мелкой моторики, мышления и речи; развитию воображения и конструктивного мышления; самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности; крупной и мелкой моторики; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно [1, с. 12]. .
Расширение коррекционно-развивающего процесса стало возможным за счет интеграции интерактивных логопедических игр, в рабочую программу по предмету «Коррекционный курс. Логопедические занятия» (ПРИЛОЖЕНИЕ, ссылка на игры https://learningapps.org/user/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%8F%20%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0). Разноуровневый характер заданий позволяет максимально индивидуализировать логопедическое воздействие, обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальному коррекционно - образовательному маршруту, разработанному в соответствии со стартовым уровнем и потенциальными возможностями развития речи.
Методика проведения уроков с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания. LearningApps.org позволяет непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать насыщенные игровые упражнения с мультимедийными эффектами, оформленные в единый модуль. Важно, чтобы их использование было дозированным, осуществлялось в соответствии с требованиями СанПиН, сочеталось со словесными методами и приемами обучения [1, с. 37].
Таким образом, интерактивные обучающие модули LearningApps.org позволяют решать разнообразные задачи в рамках профессиональной деятельности логопеда.
Используемая литература
- Бурачевская, О. В. Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр посредством LearningApps.org / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2017. — № 4 (10). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2731/
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Бином, 2005. - 349 с. 6.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько . - М., 2002. - 215 с.
- Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
- Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с.
- Попова Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе [Текст]: коллективная монография /Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. - Ростовна-Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229.
- Коржаева Е.Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР, М.: ТЦ СФЕРА, 2011
- Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, ПКИПКРО, 2007.
- Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения [Текст]: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2004. - 346 с.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование по программе коррекционного курса "Логопедические занятия",
1 дополнительный класс
Неделя | Раздел | Тема занятия | Виды учебной деятельности |
1-2 | Предложение (4 ч.) | Понятие о предложении. Различение слова и предложения. | Диагностическое исследование умения различать слова и предложение. |
3 | Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения | Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Упражнения в прослушивании и чтении предложений. Уточнение представлений о смысловой завершенности предложения. Анализ словесного состава предложений. Чтение предложений. Определение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Конструирование простых по составу предложений из слов, напечатанных на карточках. | |
4 | Составление предложения из трёх слов | Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Составление предложений с использованием опорных слов и на основе графических схем. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Интерактивная логопедическая игра «Составь предложение из 3х слов» https://learningapps.org/17602638 | |
5 | Слово (4 ч.) | Понятие о слове. Различение понятий слово – предложение. | Выделение слова и предложений из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов. |
Слова, обозначающие предмет | Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов. | ||
6 | Слова, обозначающие действие предмета | Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря. | |
7 | Слова, обозначающие признак предмета | Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость. | |
8 | Слоговой анализ и синтез слов (3 ч.) | Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков | Упражнения в воспроизведении слого-ритмической структуры слов с опорой на графические схемы. Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. |
9 | Составление слов из слогов. Деление двухсложных слов на слоги | Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Конструирование (путем использования букв разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью. Д/И «Составь слово», «Рассыпанные слова» | |
10 | Составление слов из слогов. Деление трёхсложных слов на слоги | Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Конструирование (путем использования букв разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью. Д/У «Слоговые цепочки», «Строители». | |
11 | Ударение (3 ч.) | Понятие ударения. Соотношение слова с его ритмическим рисунком | Упражнения в воспроизведении слого-ритмической структуры слов с опорой на графические схемы Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). |
12 | Место ударения в слове. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. | Упражнения в определении ударных слогов в словах. Задания на подбор слов с определенным местом ударного слога. Составление и последующее прочтение слов с голосовым выделением ударного слога. | |
13 | Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения | Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога (слова типа «зАмок- замОк»). Д/у «Путаница» | |
14 | Гласные звуки (2 ч.) | Гласные первого ряда. Образование гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э] | Наблюдение за работой органов речи (органы артикуляции, голосообразования, дыхания). Образование гласных звуков (сопоставление артикуляций и акустических характеристик гласных звуков). Интерактивная логопедическая игра «Буква потерялась» https://learningapps.org/2476036 |
Образование йотированных гласных: я, е, ю, ё. | Образование йотированных гласных звуков (сопоставление артикуляций и акустических характеристик гласных звуков). Выделение гласных звуков из ряда заданных звуков, слогов и слов. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. | ||
15 | |||
16 | Согласные звуки (3 ч.) | Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков | Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса. Упражнения в опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам. Интерактивная логопедическая игра «Звуковые домики. Гласные и согласные» https://learningapps.org/2475850 |
17 | Твёрдые и мягкие согласные. Выделение на слух твёрдого и мягкого звучания согласных. | Упражнения на уточнение и закрепление представлений о звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и о соответствующих им буквах. Задания на фонематический анализ (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности). Сопоставительные характеристики особенностей звучания и артикуляции твёрдых и мягких согласных. Интерактивная логопедическая игра «Твердые и мягкие согласные» https://learningapps.org/2475884 | |
18 | |||
19 | |||
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда | Упражнения со словами-паронимами («Толя-доля») – анализ изменения значений слов при включении звонкого или глухого звука; составление слов из букв разрезной азбуки; составление с этими словами предложений; запись пар таких слов и составленных с ними предложений. | ||
20 | Звонкие и глухие согласные (5 ч.) | Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов | Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков. Определение участия голосовых связок в звучании звонких звуков с помощью тактильных ощущений. Подбор пар звуков по звонкости-глухости. |
21 | Выделение звонких/глухих звуков в слогах и словах, предложениях. Обозначение звонких и глухих согласных звуков на письме (дифференциация соответствующих букв) | Соотнесение звонких и глухих звуков с соответствующими буквами. Составление слогов и слов со звонкими и глухими звуками с последующим прочтением и записью. Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по звонкости-глухости звуки. | |
22 | Дифференциация глухих-звонких звуков в слогах и словах | Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Повторение за логопедом словосочетаний, скороговорок с дифференцируемыми звуками. Дидактические игры и упражнения: «Раздай героям призы (например, Диме и Тиме и т.д.)» / «Разложи картинки по стопкам», «Вставь пропущенную букву, выделив буквы (Б-П) разными способами», «Запиши слова под диктовку в три столбика (с буквой В, с буквой Ф, с обеими буквами)» Интерактивная логопедическая игра «Звонкие и глухие согласные звуки» https://learningapps.org/17602841 | |
23 | Дифференциация глухих-звонких звуков в предложениях | Дидактические игры и упражнения: «Кто больше? (придумывание предложений со словами на заданные дифференцируемые звуки; индивидуально и в командах)», «Измени слова» (замена одной дифференцируемой буквы другой) и т.д. Буквенные и слоговые диктанты. | |
24 | Способы обозначения мягкости согласных на письме (ь) | Упражнения в произношении слов, заканчивающихся на мягкий согласный звук. Составление графических схем звуко-слогового состава таких слов. Чтение таких слов. Определение роли буквы Ь для обозначения мягкости согласного звука на письме. Составление аналогичных по структуре слов из букв разрезной азбуки с последующей записью. | |
25 | Свистящие и шипящие согласные (3 ч.) | Дифференциация свистящих/шипящих | Соотнесение картинок с заданными дифференцируемыми звуками в названии с соответствующими буквами (с опорой на звуковую линейку) Д/И «Самый внимательный», «Наоборот» |
26 | Дифференциация свистящих/шипящих в устной речи | Подбор пар слов со свистящими и шипящими звуками. Сопоставление значений слов, отличающихся свистящими и шипящими звуками в их составе. Профилактика специфических ошибок при чтении. Д/у «Ушки на макушке», «Гномы Савва и Шура», работа со звуковыми пеналами | |
27 | Дифференциация свистящих/шипящих в письменной речи | Составление и преобразование слогов со свистящими и шипящими звуками. Профилактика специфических ошибок на письме. Д/у «Лабиринт», «Звуковые верёвочки» | |
28 | Сонорные согласные (2 ч.) | Дифференциация сонорных звуков в слогах и словах | Подбор пар слов с сонорными звуками. Соотнесение картинок с дифференцируемыми сонорными звуками в названии с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с дифференцируемыми сонорными звуками (упр. «Помоги Незнайке») |
29 | Дифференциация сонорных звуков в предложениях | Сопоставление значений слов, отличающихся дифференцируемыми сонорными звуками в их составе (д/у «Исправь ошибку») Профилактика специфических ошибок в письме и чтении (упр. «Запусти ракету») | |
30 | Развитие связной речи (6 ч.) | Пересказ текста с опорой на вопросы | Слушание текстов заданной тематики, ответы на вопросы по их содержанию и выбор соответствующего изображения из ряда представленных на наборном полотне картин. |
31 | Пересказ текста с опорой на предметные картинки | Анализ содержания текста (ориентировка на смысл отдельных предложений текста) с опорой на предметные картинки. | |
32 | Пересказ текста с опорой на вопросы и предметные картинки | Анализ содержания текста (ориентировка на смысл отдельных предложений текста) с опорой на предметные картинки (с усложнением и добавлением лишних предметных картинок). | |
33 | Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку | Диагностическая работа. Работа с повествовательным текстом с опорой на вопросы, слова-действия, сюжетную картину Придумывание названия текста. Интерактивная логопедическая игра «Составь рассказ по серии сюжетных картин. ВЕСНА» | |
34 | Пересказ текстов (сказка, рассказ) с опорой на серию сюжетных картинок | Диагностическая работа. Работа со сказкой (рассказом) с опорой на вопросы, слова-действия и серию сюжетных картин. Вывод о признаках текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-22373-1535884326.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/04/picture-40693-1533388775.jpg)
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-125293-1419503972.jpg)
Использование речевых физминуток при работе с детьми, имеющими нарушения речи.
При систематическом использовании речевых физминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, поставленные звуки быстрее автоматизируются , прочнее входят в речь ребенка и легче используются ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/20/picture-66394-1374342143.jpg)
Дипломная работа на тему: «Работа с учащимися, имеющими нарушения письменной речи"
Специально организованная логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся 4 класса общеобразовательной школы....
Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития
Обучение и воспитание детей с ОВЗ необходимо строить таким образом, чтобы у них проявился интерес к знаниям, появилась потребность в глубоком усвоении учебного материала, развивалась инициатива и само...
Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.
Актуальность. В последнее время учителя-логопеды все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...
Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"
В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...