Использование речевых физминуток при работе с детьми, имеющими нарушения речи.
статья по логопедии

Закирова Наталия Сайдуллаевна

При систематическом использовании речевых физминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, поставленные звуки быстрее автоматизируются , прочнее входят в речь ребенка и легче используются им в собственной речевой практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rechevye_fizminutki.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевых физминуток

при работе с детьми, имеющими  нарушения речи.

При систематическом использовании речевых физминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, поставленные звуки быстрее автоматизируются , прочнее входит в речь ребенка и легче используется им в собственной речевой практике.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому с удовольствием выполняют во время физминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. Игровые упражнения всегда вызывают у детей интерес, поэтому и правила выполнения их быстро усваиваются всеми ребятами. В дальнейшем дети используют эти упражнения, стараясь правильно и четко произнести все звуки.

В процессе проведения физминуток, во время которой разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и не навязчиво воспитываются поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. В умело подобранном несложном стихотворении(песне,считалке) отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью.

На логопедических занятиях широко используются различные физкультминутки с целью эмоциональной разрядки, снятия статическогой нагрузки, предупрежлдение переутомления.

Двигательная активность как переключение на новую деятельность, обеспечивает своеобразный отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создают у детей с нарушениями речи уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подьор речевого материала, доступный комплекс двигвтельных упражнений. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка коооржинируют движения определенных мышечных групп(рук,ног,головы, корпуса) с его речью. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физминуток музыкальное сопровождение, элементы логоритмики: отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки; пение и рассказывание в сопровождении  соответствующих движение, танцы, речевые игры.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям:

- быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

- включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающую функциональную деятельность всех органов и систем( на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

- эмоциональными, достаточно интенсивными(подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

 Связанными с содержанием занятий( с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты- быть доступными детям.

Особое значение на физкультминутках приобретает использование всевозможных игр и игровых приемов. Необхоимо чтобы игровой элемент стимулировал детей на новые успехи, вызывал интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения детей- логопетов сопровождается речью,  материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текстов подбирались нами с соответствии с речевыми возможностями детей с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия- от простого к сложному.

Наблюдения показывают,что дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них недоступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху в работы по развитию общей и мелкой моторики. Отнимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые на конкретном  звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.

 Исходя из опыта  логопедической работы с детьми можно выделить 2 вида физминуток: лексические (на активизацию и усовершенствование имеющегося словаря)занятии и фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь). Приожу примеры физминуток на различные группы звуков. Они рассчитаны на детей 6- 7 лет, проводятся на подгрупповых и групповых занятиях.

В начале работы целесообразно, чтобы логопед был ведущим при проговаривании текста, а дети проговаривали только часть слов(двигательные упражнения при этом выполняют все)

В дальнейшем дети произносят текст самостоятельно. При многократном повторении у детей складывается своеобразный автоматизм движений на определенный словесный сигнал.

Учитывая принцим последовательности работы над звуком, мы подбираем материал для физминуток соответствен 4 этапам: подготовительному для вызывания звуков, его автоматизации, дифференциации и введению в связную речьребенка.

  1. На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова. Приступая к занятиям, в первую очередь необходимо уточнить произношение гласных звуков. Затем более легкие в произношении парные звонкие- глухие  звуки, потом свистящие, сонорные, йотированные.
  2. На втором этапе проводятся физминутки для автоматизации звуков в речи ребенка.тексты насыщены словами с автоматизированным звуком(но не содержит звуков неправильно произносимых ребенком), котрый в данной физминутке встречается в разных позициях: слогах открытых, закрытых, со стечением согласных.
  3. На этапе дифференциации звуков используются более длинные и сложные тексты, сопровождаемые разными по объему движениями. Большое внимание уделяется наиболее часто смешиваемым звукам : с-ц, с-ш, ш-ж, р-л и др.
  4. Четвертый этап является заключительным в работе над произношением, когда правильно произносимый звук вводится в связную речь.

Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что систематическое многоплановое использование физминуток, способствует эффективному прочному закреплению результатов логопедической работы.

Любое логопедическое воздействие нен ограничивается только коррекционной работой, полэтому речевые физминутки могут использоваться на уроках учителями, способствуя осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование квиллинга в работе с детьми особой заботы»

Как сделать так, чтобы ребёнок с ОВЗ  мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное ...

Возможности использования сказки в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная публикация описывает личный опыт использования в социально-реабилитационной работе воспитателя сказкотерапии. В материале представлены авторские разработки дидактичекого материала по воспитател...

Использование психогимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста.

Психогимнастика  нужна  в  основном  работникам,  имеющим  дело  с  детьми, у  которых  чрезмерная  утомляемость, истощаемость, непоседливость, в...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться исп...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

laquo;Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»СократСегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - эт...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Использование комьютера в работе с детьми младшего школьного возраста В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информац...

Использование комьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использо...