Развитие письменной коммуникации школьников в информационно-образовательной среде
методическая разработка
В настоящее время учителя-логопеды, учителя-дефектологи и методисты центров дополнительного образования вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность в дистанционном формате, осуществлять учебный процесс в информационно-образовательной среде. Интернет-коммуникация соединяя в себе и устную и письменную речь дает большие возможности для введения новообразований в русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие письменной коммуникации в информационно-образовательной среде | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие письменной коммуникации школьников в информационно-образовательной среде
В настоящее время для успешного освоения образовательных программ обучающимися с нарушениями речи учитель-логопед может осуществлять учебный процесс в электронной информационной образовательной среде с использованием различных образовательных технологий, в том числе с применением электронного и дистанционного обучения. Поскольку интернет-коммуникация соединяет в себе черты как устной, так и письменной речи, пользователи интернета используют все возможности, предоставляемые русским языком, для создания новообразований. Это и игры с фонетикой, с рифмами и созвучиями, и игры с графикой (кириллицей и латиницей), с орфографией, шрифтами, пробелами, прописными и строчными буквами и др. Интернет - коммуникация обладает не только большими возможностями для создания новообразований, но и гораздо большими возможностями отслеживания времени появления нового слова, частоты его употребления, особенностей функционирования и степени освоенности русским языком.
Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может в себя включать:
- разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
- online-занятие, видеолекция, оnline-консультация;
- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
- инструкции по выполнению практических заданий;
- дидактические материалы/ технологические карты;
- тестовые задания;
- контрольные задания.
Образовательный процесс может реализовываться в разных режимах (как в режиме on-line, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время).
Коммуникативная ситуация в современной информационной среде формирует определенный стиль общения, языковую и речевую компетенции. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, с применением дистанционного обучения учитель-логопед сталкивается с определенными трудностями – с трудностями удержания внимания, с переключаемостью внимания, с быстрой утомляемостью, учащиеся могут выбирать любую социальную роль, использовать интернет‐сленг, выражать свои эмоции при помощи знаков и символов, а также в любой момент оборвать коммуникативный акт. Это приводит к обеднению речи, неспособности продуктивно общаться в «живой» среде из‐за боязни коммуникативной неудачи.
Для формирования и развития коммуникативной компетенции в информационной образовательной среде, на наш взгляд, целесообразно применять разные методы обучения, определяя их как «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающую усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Вопрос формирования письменной коммуникации школьников на сегодняшний день является актуальным, так как условия формирования коммуникативной компетенции учащихся, конкретные технологии и методы позволяют успешно развивать данную коммуникацию в условиях информационно-образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья в сборнике научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Казань.2013...
Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г
Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....
Творческая работа «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в моем образовательном учреждении, создание единой информационно-образовательной среды школы»
Творческая работа для участия в краевом этапе "Учитель года-2015"...
Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО
Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...
Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды
Первоначально социализация ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе. Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.В этом возрасте происходят ...
Информационно - образовательная среда учебного предмета ОРКСЭ как условие развития информационной культуры младшего школьника
Карта мастер-класса...
Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды
Умение добывать нужную информацию – ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством интернета можно развивать любознательность ребёнка, обучать его чтению, математике, обучать...