Творческая работа «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в моем образовательном учреждении, создание единой информационно-образовательной среды школы»
опыты и эксперименты на тему
Творческая работа для участия в краевом этапе "Учитель года-2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_novaya.doc | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевой этап профессионального конкурса «Учитель года-2015»
Творческая работа по теме:
«Использование современных информационно-коммуникационных технологий в моем образовательном учреждении, создание единой информационно-образовательной среды школы»
Выполнила:
Дулина Анна Петровна
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 17»
п. Солнечнодольск
2015 год
Современный век называют веком информационных технологий. Компьютеры, интернет, спутниковое телевидение стремительно вошли в нашу жизнь. Без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо приобрести навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни. А где же уместнее и своевременнее всего можно приобрести подобные навыки? - Конечно же, в школе, в процессе обучения.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды, где одним из приоритетов является информатизация образования, и, в конечном итоге, создание единой информационно-образовательной среды (ИОС). ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.
В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального и общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Для создания информационно-образовательной среды необходим перевод на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении, для чего необходимо интегрировать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в педагогическую деятельность образовательного учреждения в целом.
Информационно-коммуникативные технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями.
Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете. Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Создаваемая в образовательном учреждении ИОС строится в соответствии со следующей иерархией:
- единая информационно-образовательная среда страны;
- единая информационно-образовательная среда региона;
- информационно-образовательная среда образовательного учреждения;
- предметная информационно-образовательная среда;
- информационно-образовательная среда УМК;
- информационно-образовательная среда компонентов УМК;
- информационно-образовательная среда элементов УМК.
Основными элементами ИОС являются:
- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
- информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
- информационно-образовательные ресурсы Интернета;
- вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура и т. д.
Это значит, что необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, будет условием достижения нового качества образования.
Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему.
Но чтобы эта модель работала, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей, законных представителей), поэтому на первый план выдвигаются проблемы формирования информационной культуры личности, использующей данный ресурс на тактическом и операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности в образовании.
Важно отметить, что информационно-коммуникативные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе школы. В методической работе нашей школы: на педагогических советах, семинарах, при аттестации педагогов - используются различные возможности ИКТ. Педагоги ведут собственные интернет-сайты и имеют возможность не только транслировать собственный опыт, делиться им с коллегами, но и взаимодействовать с учащимися по различным аспектам предметной и внеклассной деятельности. Электронная почта расширяет круг общения, позволяет принимать участие в конкурсах и проектах не только региональных, но и всероссийских и международных масштабов.
Информационно-коммуникативные технологии активно используются и в работе с родителями. Они позволяют не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. При проведении родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации. Благодаря таким презентациям учитель получает возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу о проведённых мероприятиях в классе и школе в целом. Современные компьютерные программы позволяют включить в презентацию не только графические картинки, но и звуковые файлы, и видеофайлы. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти.
Готовность использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач представляет собой ИКТ-компетенцию. Эффективность использования ИКТ, возможности индивидуализации образования существенным образом зависят от уровня ИКТ-компетентности учителя, от степени его готовности к использованию ИКТ в учебном предмете, в целостном образовательном процессе, но информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, выполняемые с помощью ИКТ (например, использование компьютерных презентаций вместо слайдов и видеофильмов). Ее главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.
В последние годы состав современных учебных изданий динамически пополняется за счёт электронных ресурсов. При том что этот процесс отвечает потребностям современного образования, следует отметить бессистемность как структуры этих продуктов, так и их применения в учебном процессе. Существующие электронные учебные издания часто ориентированы на индивидуальное использование в качестве тренажёра для отработки того или иного навыка и не могут найти своего применения в реальном учебном процессе. Эффективность использования электронных ресурсов в процессе обучения обуславливается системностью в разработке методического аппарата, а также возможностью использования продукта в рамках работы с определённым УМК. С этой точки зрения одним из самых эффективных видов электронных учебных изданий являются электронные приложения к учебникам, которые составляют неотъемлемую часть УМК. Электронные издания, входящие в УМК и оперирующие тем же научно-методическим аппаратом, что и сам учебник, образуют вместе с бумажными изданиями информационно-образовательную среду.
В информационно-образовательную среду УМК в зависимости от предмета входят:
• Печатные издания УМК
• Электронные приложения к учебникам (ЭП)
• Интерактивные плакаты (ИП)
• Электронные картографические пособия (ЭКП)
• Электронные интерактивные практикумы
• Видеодемонстрации
• Аудиоприложения к учебникам
• Интернет-ресурсы УМК
Общая особенность всех типов электронных изданий, составляющих ИОС УМК (ЭП, ИП, ЭКП и проч.), в том, что они предлагают учителю и ученику дополнительный материал, расширяющий содержание печатных изданий. При этом избыточность материала позволяет формировать индивидуальную траекторию прохождения материала, выбирать уровень изучения той или иной темы. Важной характерной чертой электронных изданий УМК является мультимедийность. Однако речь должна идти не столько о переходе на новые мультимедийные средства обучения, сколько о грамотном, эффективном и методически оправданном использовании мультимедийных технологий в процессе обучения.
Работая по программе Перспективная Начальная Школа (ПНШ), я, как и большенство учителей столкнувшихся со стандартом второго поколения, не могу представить свою работу без использования ИКТ. Данная программа рассчитана на непосредственную работу с интерактивной доской, просмотром и созданием презентаций, поиском необходимого материала в интернете. Начиная с первого класса я постепенно знакомлю своим учеников с компьютером, всеми сферами его использования. В программе ПНШ предусмотрено использование CD-дисков и интернет-ресурсов.
Особую функцию выполняет сайт УМК, который является открытой системой, обеспечивающей доступ к информации разного рода: методическим рекомендациям, отдельным учебным модулям, раздаточным материалам и проч.
Таким образом, тематическое и методическое единство электронных изданий УМК обеспечивает системность в формировании ИОС.
Реализуя программу информатизации, можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникативные технологии в условиях современной информационно-образовательной среды являются самыми перспективными технологиями XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Потребность в формировании ИКТ-компетентности учащихся выдвигает на первый план проблемы информатизации учебного процесса и моделирования процессов использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности, и компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности. Чем интенсивнее идет процесс информатизации школы, тем эффективнее сотрудничество учителя и ученика, способствующее повышению ответственности ученика за результаты своего обучения, при этом учитель осуществляет общее руководство различными видами работ, которые выполняет (инициирует) сам учащийся, учитель же побуждает школьника учиться в различных условиях: и в школе, и за ее пределами, в реальной и виртуальной (on-line) среде, в которой доминируют методические подходы, ориентированные на гиперсвязное, интерактивное, визуальное и активное усвоение материала.
Не последнее место в этой схеме занимает и ИКТ-компетенция родителей, законных представителей обучающихся, так как главным принципом создания единого информационного пространства стало обеспечение комфортности информационной среды для всех потребителей информации, а также определение наиболее эффективных условий взаимодействия всех субъектов информационного пространства. Для создания комфортного информационного пространства используются как хорошо знакомые пользователям информационные каналы, традиционные (печатные издания, пресса, теле- , радиоканалы), так и новые современные технологии (Интернет, телефонные справочники, электронные классные журналы и т. д.).
Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.
В нашей школе созданы все условия для максимальной открытости, прозрачности деятельности педагогического коллектива в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Функционирует сайт школьного учреждения. Структура сайта внятна, развёрнута, отражает различные аспекты школьной жизни. Сюда может зайти любой пользователь. Здесь можно ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется школа в своей работе: образовательной программой, учебным планом, локальными актами, списком образовательных и дополнительных услуг. На сайте размещается информация о конкурсах, объявления о проводимых мероприятиях – отражается вся школьная жизнь. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех событий.
Согласно требованием современной образовательной системы у меня есть личный сайт (http://nsportal.ru/dulina-anna-petrovna), на котором я размещаю созданные мною презентации, работы моих учеников, делюсь опытом с коллегами. Сайт может посетить любой человек - имеется ссылка на мою страничку с сайта школы. Это дает возможность родителям и всем желающим следить за моими профессиональными успехами, успехами моих учеников.
Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой ученика и учителя, она позволяет нацелить ученика на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.
Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...
«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».
В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...
«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».
В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
В статье рассказывается о внедрении ИКТ в учебную деятельность для повышения интереса по предметам и активизации учебной работы в новых условиях....
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
статья...
Использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в начальной школе
Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала об...
Статья «Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий в начальной школе».
XXI век – это время высоких компьютерных технологий. В современных условиях развития общества происходят очевидные преобразования, связанные с изменением роли информации в обществе и всех ...