Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды
статья
Умение добывать нужную информацию – ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством интернета можно развивать любознательность ребёнка, обучать его чтению, математике, обучать алгоритмам поиска нужной информации.
Но возникает резонный вопрос: с какого возраста можно начинать знакомство с компьютером и сколько?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды
Процесс социализации младших школьников является в настоящее время одним из актуальных проблем современной педагогики.
Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества;
Самореализация – реализация потенциала личности.
Информационно-образовательная среда – это совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, программного и методического обеспечения.
Первоначально социализация ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе.
Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.
В этом возрасте происходят огромные изменения в жизни ребёнка, связанные с поступлением ребенка в школу, т.к. меняется ведущий вид деятельности с игровой на учебную, меняется его окружение, меняется отношение ребенка к миру взрослых и самому себе.
Если в советское время школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то в настоящее время средства массовой информации, Интернет.
Эта информация часто имеет агрессивный, бессистемный характер, оказывает негативное влияние на психику ребенка, его личностное развитие.
Компьютеры, гаджеты, интернет – все это сегодняшняя реальность, которую нельзя игнорировать.
И вот тут наша главная задача – научить детей правильно использовать эти богатые возможности, научить использовать их как дополнительные средства обучения.
Тема сегодняшнего педсовета «Реализация социальных инноваций в образовательной среде с использованием умного образовательного пространства для формирования конкурентноспособной личности». Но пока мы не можем применять Умную образовательное пространство в полном объёме, так, как это было задумано. И всё же мы стараемся максимально использовать возможности информационно образовательной среды.
Умение добывать нужную информацию – ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством интернета можно развивать любознательность ребёнка, обучать его чтению, математике, обучать алгоритмам поиска нужной информации.
Но возникает резонный вопрос: с какого возраста можно начинать знакомство с компьютером и сколько?
Врачи и психологи рекомендуют не давать ребенку компьютер хотя бы до 3-х лет. Считается, что до этого возраста ребенок еще не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Он не отличает виртуальный мир от реального.
Для детей от трех до пяти лет общее время у экрана компьютера, телефона, планшета и т.д. не должно превышать 1 часа в день, при этом продолжительность одного сеанса должна быть не более 7 минут.
С 5 лет суточную норму можно постепенно(!) увеличивать до двух часов, а продолжительность непрерывного пользования компьютером – до 20 минут.
К моменту поступления в школу дети хорошо знакомы с и с телефоном, и компьютером.
Как мы стараемся использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе с пользой?
Просто решать примеры – это утомительное и однообразное занятие для ребёнка. Чтобы сделать такую работу более интересной и увлекательной, мы используем математический онлайн тренажёр Мат-решка. Удобная среда обучения предоставляет каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Она предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с ОВЗ. Тренажёром Мат-Решка достаточно заниматься всего 30 минут в неделю!
Онлайн-площадка Учи.ру это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. Все задания разработаны профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу.
Использование на уроках интерактивной доски
Неотъемлемый атрибут любого учебного кабинета - школьная доска. Интерактивная доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.
Яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Самое же важное - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними.
Интерактивная доска объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводя процесс обучения на новый качественный уровень.
Наши дети привыкли к ярким и часто меняющимся картинкам. Поэтому у современных детей гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Интерактивная доска улучшают мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников, позволяет ученикам лучше понять материал.
Функции и возможности интерактивной доски безграничны.
С её помощью можно проводить устный счет, словарную работу, работать с тренажерами, создавать класстеры и т.д. На одной доске могут одновременно работать несколько человек, разделив ее на зоны и взаимодействуя между собой.
По сравнению с прошлыми поколениями, современные дети мало читают. Интернет и телевидение вытесняют чтение как познавательную и художественно ценность. Конечно дети не стали менее любопытными, просто они привыкли получать знания легким путём. А ведь через чтение художественной литературы в том числе можно реализовать задачу социализации учащихся. Правильно организованная работа с книгой, уроки внеклассного чтения позволяют привить любовь к книге, к чтению. Если десятилетие назад уроки внеклассного чтения было очень сложно проводить из – за бедности наших библиотек, то сейчас есть огромные возможности найти любую книгу любого автора в онлайн библиотеке. Тщательно подхожу к выбору литературы. Наши дети другие и книги им нравятся другие. Прежде чем дать задание на внеклассное чтение, сама читаю произведение, смотрю отзывы о нём в интернете. После чтения детьми и бурного обсуждения произведения мы, используя возможности оргтехники, создаём рисованные фильмы, накладываем на них музыку. Причем дети сами не только рисуют иллюстрации, но сканируют рисунки, переносят их в презентацию. Делаем это на уроке технологии в модуле «Работа на компьютере». Готовый фильм дети смотрят завороженно, ведь результат своей работы они видят на большом экране. Рисованный фильм – продукт совместной деятельности учителя, учащихся, а иногда и родителей.
В результате чего происходит:
- более глубокое усвоение материала;
- воспитывается любовь к книге, к чтению;
- развитие творческих способностей;
- знакомство с возможностями компьютерной техники.
Одним из инструментов для самореализации и социализации обучающихся дает метод проектов. Он позволяет формировать социальные компетенции, учат проявлять инициативу, работать самостоятельно и в группе, учит брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, учит осваивать новые знания и применять их.
Ведь в ходе работы над проектом происходит непосредственное взаимодействие всех участников, неформальное общение. В результате системной работы ребенок становится социально-адаптированным, обладает набором качеств и знаний для самореализации, ощущает свою значимость в социуме.
Конечно же любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью.
Проект «Первые шаги в профессию» знакомит детей с различными профессиями на примере их родителей и работников школы. Очень часто на вопрос: «Где работают твои родители?» - отвечают: «На работе». Побеседовав с родителями, дети узнали, на какой же работе они работают, нравится ли им профессия, чем? Провели анкетирование с работниками столовой, бухгалтерии, опросили библиотекарей об особенностях их работы. Этот проект способствует социализации и профориентации.
Работая над проектом «Двор моей мечты» мы узнали о проблемах детских площадок в нашем поселке, увидели их печальное состояние, узнали чем они опасны и куда обратиться для решения этого вопроса. Дети нашли информацию и подготовили сообщения о современных требованиях к детским площадкам. Н уроке технологии создали коллективный проект «Макет детской площадки».
С этим проектом мы выступили на областном семинаре по ЖКХ.
Проект «Гости нашего двора» мы готовили в 1 классе на конкурс, объявленный Воронинским заповедником. Дети узнали о зимующих птицах, зачем их нужно кормить, чем их можно кормить, чем нельзя. Совместно с родителями ребята смастерили кормушки.
Раз мы постоянно отправляем детей в путешествие по безграничным просторам интернета, то в обязательном порядке говорим о безопасности в сети интернет с детьми и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Преемственность как принцип обучения физике в условиях информационной образовательной среды".
Преемственность можно понимать как взаимосвязь разных этапов обучения на базе единых психолого-педагогических характеристик. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи, дидактические принци...
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...
Этнокультурная модель социализации младших школьников в условиях сельской этнической среды (татарской национальности) «Школа традиций»
Данная модель предполагает осуществление этнокультурного образования через учебный и воспитательный процесс. В учебном процессе через предметы гуманитарного цикла базисного учебного пла...
Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды
Первоначально социализация ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе. Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.В этом возрасте происходят ...
Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации....
Развитие одаренности младших школьников в условиях современной образовательной среды
Диагностика одарённости обучающихся...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы....