Информационно - образовательная среда учебного предмета ОРКСЭ как условие развития информационной культуры младшего школьника
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Приложение 18
Областной форум «Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в начальной школе: опыт и перспективы развития»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Мастер-класс
Данные об учителе | ФИО Педагогический стаж Стаж работы в данном ОУ квалификационная категория профессиональные достижения адрес электронной почты контактный телефон | Адамбаева Людмила Анатольевна 28 лет 9 лет высшая Победитель Всероссийского дистанционного конкурса с Международным участием "Духовно - нравственное воспитание" (2014); лауреат IV Всероссийского конкурса "Моя педагогическая инициатива" (2014), лауреат IV Всероссийского конкурса "Моя педагогическая инициатива" (2015). adambayeva_lyudmila@mail.ru 89536064959; 89220374841 |
Тема | "Информационно - образовательная среда учебного предмета ОРКСЭ как условие развития информационной культуры младшего школьника" | |
Методическая цель | обеспечение условий для приобретения слушателями практического опыта в проектировании информационной деятельности, направленной на интеллектуальное и социально-культурное развитие обучающихся средствами предмета ОРКСЭ | |
Краткая информация о проекте мастер-класса |
| Современный урок 1. Организационный момент. Актуализация знаний (1 мин) 2. Презентация опыта (1 мин) 3. Представление системы работы по проектированию эффективной информационно - образовательной среды (3 мин) 4. Имитационная игра "Проектирование информационное -образовательной среды учебного предмета ОРКСЭ (теория через практику)". Моделирование (15 мин) 5. Афиширование (8 мин) 6. Рефлексия (2 мин) Главным ресурсом в современном мире выступает информация. Формирование у обучающихся умений работать с информацией - одна из значимых задач системы образования, и в частности, педагога, реализующего учебный курс ОРКСЭ. Большие объемы учебного материала являются причиной поверхностности восприятия, что приводит к «клиповости» мышления у обучающихся. Действенные приемы работы с информацией, применяемые педагогом на уроке ОРКСЭ, помогут в распределении и систематизации сведений у учащихся по данному предмету. Информация, определенная действиями, строится следующим образом: - на этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу. · на этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности; - на этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней); - на этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения. Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса – познавательное занятие с элементами деловой игры, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповое взаимодействие, самооценка по итогам работы); метод проблемно-развивающего обучения (монологический, эвристический). Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое). Глубокое исследование, посвященное вопросу соотношения между категориями «информация» и «культура» и возникновению понятия «информационная культура ребенка» проведено Е. Л. Харчевниковой [Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. – Владимир, 1999. – 172 с.]. Автором научного исследования предложено следующее определение: "Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне". Идея научиться быстро находить нужную информацию в различных источниках (в книге, компьютере, в окружающей природе, в общении), изменять форму ее представления для более удобного осознания, передачи, запоминания – близка и понятна детям, которые могут при должной подаче стать «соавторами» курса формирования собственной информационной культуры. Печатные пособия: раздаточный материал Материальные: возможен комплекс технических средств обучения (мультимедийное средство, персональный компьютер), нетбук для каждой группы (при проведении групповой работы), наличие локальной сети при представлении результатов групповой работы
наличие бумажного варианта используемого материала в мастер - классе 1. Организационный момент. Актуализация знаний (1 мин) Для слушателей: принять ситуацию как средство саморазвития, повышения профессионального мастерства Для мастера: настроить слушателей на конструктивное взаимодействие, определить проблемное поле в области знаний по организации предметных олимпиад младших школьников 2. Презентация опыта (1 мин) Для слушателей: актуализировать знания по концептуальным основам использования технологии работы с информацией Для мастера: представить научно - методическое сопровождение развития информационной культуры младшего школьника 3. Представление системы работы по проектированию эффективной информационно - образовательной среды (3 мин) Для слушателей: познакомиться с формой проектирования эффективной информационно - образовательной среды Для мастера: представить систему работы по проектированию эффективной информационно - образовательной среды 4. Имитационная игра "Информационное -образовательная среда учебного предмета ОРКСЭ (теория через практику)". Моделирование (15 мин) Для слушателей: проектирование приемов работы и вдов деятельности с информацией учебника Для мастера: оказывать направляющую или стимулирующую педагогическую поддержку в проектировании приемов и видов деятельности при работе с информацией учебника по учебному предмету ОРКСЭ 5. Афиширование (8 мин) Для слушателей: представление полученного результата группового взаимодействия. Для мастера: оказывает педагогическую поддержку, создает комфортную обстановку для представления результатов групповой работы. 6. Рефлексия (2 мин) Для слушателей: оценить полученный опыт на уровне личностной потребности профессионального самосовершенствования. Для мастера: способствовать организации рефлексивной деятельности полученного профессионального опыта в ходе работы педагогической мастерской. Свободный микрофон |
Предполагаемые риски и пути их преодоления |
| |
Прогнозируемый результат |
| Готовность педагогов использовать эффективные приемы и методы в организации информационно - образовательной среды в рамках учебного предмета ОРКСЭ в режиме представленных методических рекомендаций при формировании информационной культуры учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...
Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников
Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...
Особенности проектирования педагогической деятельности в условиях функционирования информационной образовательной среды.
Повышение качества образования связано не столько с развитой инфраструктурой — обеспечение учащихся компьютерами, скоростным Интернетом и т.п. — сколько с организацией единой, изолированной информацио...
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...
Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»
Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...
«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)
В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....
Использование ЭОР как условие создания информационной образовательной среды
В образовательной деятельности учителя уже не возможно представить урок без применения информационно коммуникативных технологий. Это и единая информационная конк...