Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций
статья
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций основывается на системе традиционных дидактических принципов обучения, расширяя их возможности за счет организации образовательного процесса в цифровой форме.
Дидактические возможности использования цифровых технологий разнообразны и зависят от методов, средств и форм, используемых педагогическим работником.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций основывается на системе традиционных дидактических принципов обучения, расширяя их возможности за счет организации образовательного процесса в цифровой форме.
Дидактические возможности использования цифровых технологий разнообразны и зависят от методов, средств и форм, используемых педагогическим работником.
Организация обучения на основе использования цифровых технологий позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели обучающегося и выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию за счет информационной среды, требующей от обучающегося непосредственного участия в формировании своего уровня подготовленности, а также позволяющей организовать самостоятельную работу обучающегося в индивидуальном режиме, в том числе для неограниченного права многократного доступа к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля.
Дидактические принципы использования цифровых технологий:
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
Возможность поэтапного продвижения обучающегося к поставленной цели по различной степени сложности обучения;
Углубление межпредметных связей;
Осуществление контроля с обратной связью и с диагностикой ошибок;
Осуществление самоконтроля и самокоррекции;
Повышение наглядности представления учебной информации;
Моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений,
Развитие цифровой грамотности;
Развитие различных вида мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления).
Использование цифровых технологий предусматривает обеспечение реализации следующих компонентов:
Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития обучающихся, важнейшие из которых включают: исследовательскую деятельность, проектную деятельность и творческую деятельность. Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание технологий обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся, планирование, реализацию и мониторинг включения обучающихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.
Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента: гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения; партнерство педагогического работника и обучающегося; свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.
Пространственно-предметный компонент включает средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации обучения с использованием цифровых технологий средства: информационная образовательная среда; средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия; средства коллективной работы над материалами; виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента обучающимся и как средства творческого самовыражения обучающихся.
Основные дидактические возможности использования цифровых технологий включают:
Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальных особенностей (скорость и тип мышления, уровень развития памяти, другие особенности развития обучающегося);
Предъявление учебного материала и адаптацию его для конкретного обучающегося по уровню его подготовленности, психолого-педагогическим особенностям личности, личностному восприятию обучающимся информации;
Обеспечение корректного персонализированного диалога;
Управление познавательной деятельностью обучающихся: обеспечение интерактивного режима работы, возможности выбора собственной траектории обучения, необходимость неоднократного предъявления и повторения материала, возврат обучающегося в необходимую точку работы и учет показателей утомляемости и работоспособности;
Разнообразные виды контроля для реализации корректирующих воздействий по результатам обучения.
При организации занятий, как в традиционной форме, так и в цифровой форме, педагогический работник выполняет ряд общих дидактических требований:
Проведение анализа целей учебного занятия, его содержания и логики изучения учебного материала;
Формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности);
Разработка необходимого дидактического материала;
Выбор необходимых средств обучения в соответствии с целями занятия;
Разработка методики применения выбранных средств обучения.
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе цифровых технологий педагогические работники также должны учитывать следующие особенности психологических аспектов восприятия информации в электронной форме:
Сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитывающих более 3 слогов;
Объем кратковременной памяти равен 72 единицам (несвязных цифр, несвязных слогов или слов);
Объем кратковременной памяти позволяет удерживать в оперативной памяти информацию более чем по 59 объектам;
Продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;
Контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точность её распознавания и восприятия;
Обучение на основе слов и изображений эффективнее, чем на основе только слов.
Также можно отметить следующие педагогические аспекты передачи информации в электронной форме:
Обеспечение сжатости и краткость изложения основного текста;
Обеспечение максимальной информативности учебного занятия с учетом возраста обучающихся;
Обеспечение использования ясных, четких, лаконичных, однозначно трактуемых инструкций по выполнению заданий;
Обеспечение использования слов и сокращений, знакомых и понятных обучающемуся;
Обеспечение реализации принципа структурности, в частности обеспечение отсутствия нагроможденности, структурирование информации и объединение отдельных семантически связанных информационных объектов в целостно воспринимаемые группы;
Обеспечение применения кратких и емких заголовков, а также маркированных и нумерованных списков;
Обеспечение сочетания использования моделей, позволяющих обучающимся занять позицию персонажей, находящихся внутри ситуации, а также схем и диаграмм, позволяющих обучающимся занять позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации;
Обеспечение предъявления информации в визуальной форме, в том числе в виде образов, метафорически передающих суть изучаемых явлений и понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступнями обучения
Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей. Это возмож...
Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"
Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...
Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.
В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...
Использование ИКТ технологий в обучении и воспитании детей с НОДА
Статья на тему: Использование ИКТ технологий в обучении и воспитании детей с НОДАРассказывает вопрос использования ИКТ технологий, и пользу иноваций для образования детей с НОДА....
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы...
Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...
Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....