Методы и формы достижения метапредметных результатов
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье рассматриваются методы и формы достижения метапредметных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_dostizheniya_metapredmetnyh_rezultatov.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы достижения метапредметных результатов:

  1. Метод проектов, основанный Д. Дьюи.

Это метод, при котором дети вместе с учителем проектируют один из вариантов решения какой – либо жизненно важной задачи, в ходе которого они приобретают универсальные знания умения и навыки исследовательской деятельности. Работа ведется в группах по составленному заранее плану.

  1. Кейс-метод – обучение путем обсуждения ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и принятия решения. В работе используются в основном практические кейсы, которые отражают реальные ситуации. При разработке кейсов можно выделить три части:
  • вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
  • описание конкретной ситуации;
  • задания к кейсу.

Пример практического кейса:

Тема: «Загрязнение океана»

Задача (описание ситуации). Уже в течение нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом – как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей, всего лишь, по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.

Вопросы к кейсу.

  • Сформулируйте проблему.
  • Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.
  • Человек – друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.
  • Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.
  • Что можешь сделать ты?
  • Вывод.
  1. Метод наблюдения – самый распространенный пример метапредметной деятельности.
  2. Бинарные уроки. Тема «Природные комплексы» – география и биология, тема «Химическая промышленность» – география и химия, тема «ЭГХ Великобритании» – география и английский язык.
  3. Занимательные и ситуационные задачи.
  4. Исследовательская деятельность осуществляться может и в урочную, и во внеурочную деятельность. В значительной степени формированию исследовательских умений способствуют учебные наблюдения и эксперименты, которые позволяют отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Работу проводится в группах в два этапа: 1) самостоятельная работа по теме исследования; 2) представление исследований.
  5. Творческая работа с последующим представлением сообщений, коллажей, газет.
  6. Комплексные разно уровневые контрольные работы.

Достаточный уровень – тестовые задания. Средний уровень – практические задания. Высокий уровень – задания с развернутым ответом, нахождение причинно-следственных связей, анализ материала.

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

  • управление процессом обучения учителя;
  • вовлечение в учебную работу как подготовленных учеников, так и не подготовленных;
  • непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Следует помнить, что новое знание не дается в готовом виде, а выстраивается пошагово в определенной логике с опорой на результаты продуктивной работы учащихся. Поэтому фронтальные способы работы для организации продуктивной деятельности учащихся не подходят. Важно добиться, чтобы каждый ученик пытался думать и создавать требуемый продукт. У него может не получаться, он может ошибаться – это не так важно, главное – не отсиживается за спинами одноклассников. Режим работы в зависимости от предлагаемой ситуации может различаться – индивидуальный, парный, групповой. Учитель же должен постоянно следить за работой учеников, особенно пока они не привыкли к такой форме работы. Уметь оказать помощь каждому персонально, чтобы вывести из тупика, но при этом не подсказать, сохранить ситуацию самостоятельного мышления – одна из важных компетенций учителя. Подводя итоги работы на уроке необходимо обсуждать результаты обучения учащихся, а затем (в зависимости от ситуации) провести анализ деятельности.

Успешность достижения учащимися образовательных результатов во многом зависит от того, как устроена система оценки. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью;
  • контроль и коррекция;
  • инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

  • речевая деятельность;
  • навыки сотрудничества.

Познавательные:

  • работа с информацией и учебными моделями;
  • использование знаково-символических средств, общих схем решения;
  • выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • итоговые проверочные работы;
  • комплексные работы на межпредметной основе;
  • мониторинг сформированности основных учебных умений;
  • портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;
  • оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;
  • тестирование;
  • оценка открытых и закрытых ответов обучающихся;
  • оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.);
  • портфолио обучающегося;
  • выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Выделим особенности системы оценки деятельности обучающихся:

  • комплексный подход;
  • системно-деятельностный подход;
  • динамика образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио).

Таким образом, вырабатывается формирующее оценивание, позволяющее судить об индивидуальных успехах обучающихся. Постоянно необходимо вести мониторинг учебного процесса. Следует помнить о разнице между оценкой и отметкой, оценивания достижения учеников. Для оценки каждого метапредметного, личностного результата рекомендуется использовать уровневую шкалу, например, трех уровней: высокий, средний, достаточный. При этом важно, найти возможность искренне похвалить ученика за что-либо, авансировать успешность.

Список литературы

  1. Данилов, Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов. М.: Баласс, 2006. – 207 с.
  2. Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьников» «Просвещение», Москва, 1976 г.
  3. «Оценивание в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта»/ М.А. Пинская М. Педагогический университет «Первое сентября», 2013, pedportal.net
  4. «Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС». Вебинар (Webinar.ru) О.Б. Логинова, к.п.н. научный консультант НОЦ. «Просвещение».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010г., № 1897г.
  6. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm 
  7. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? Видеолекция («Всероссийский интернет-педсовет») Е. Ямбург, д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов. Мастер-класс . Опарина О.Н., Клюшина Е.Н.

Основная цель нашего мастер – класса – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проекто...

Семинар-практикум. Тема: «Новые методы и формы оценки: метапредметные результаты обучения».

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУДЗадачи:Раскрыть и осмыслить понятие метапредметные УУДРассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформиро...

Использование современных технологий, приемов и методов для достижения метапредметных результатов

Материал содержит информацию о современных технологиях, приемах и матодах для достижения метапредметных результатов...

Статья «Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра о...

Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...