Семинар – практикум «Использование современных технологий, методов и приёмов на уроках для достижения метапредметных результатов»
статья на тему
«Формирование метапредметных связей на уроках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_09.12.2016god.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Милютинская средняя общеобразовательная школа
Семинар – практикум «Использование современных технологий, методов и приёмов на уроках для достижения метапредметных результатов»
Тема:
«Формирование метапредметных связей на уроках»
Учитель: Мушиц О.А.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» особо популярны, и это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
В широком значении термин «метапредметность» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле «метапредметность» связана с формированием универсальных учебных действий, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметный урок- это урок, целью которого является
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Метапредметный урок- это урок, на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.
Метапредметный урок- это урок, с помощью которого...
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:
- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "Проблема", "Знание", и др.);
- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений";
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Признаки метапредметного урока
· Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Организация внеурочной деятельности школьников:
-разработка и реализация надпредметных проектов:
-участие в исследовательской работе.
· Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
Способы деятельностина уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
Целеполагание как обязательный элемент урока.
· Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.
· формирование целостности восприятия картины мира;
- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;
- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
- "поучение" на примере, работа по алгоритму;
- моделирование;
· умение черпать информацию из всего.
- взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
-"присвоение" открытия в процессе познания
- мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт)
В своей практике я использую развивающие, здоровьесберегающие технологии, информационные, коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.
Именно работа на уроках формирует многие метапредметные связи.
Я учу различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.
Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Под влиянием изучения литературного чтения учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: окружающий мир, математике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.
Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:
- Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
- Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
- Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
- В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке.
Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.
"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться"
2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике, проведенного в рамках семинара-практикума «Использование интерактивных технологий в процессе формирования общеобразовательных компетенций младших школьников»
Конспект урока по математике, проведенного в рамках семинара-практикума «Использование интерактивных технологий в процессе формирования обще...
Трансляция опыта: Городской открытый семинар "Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов"
В этом разделе опубликована программа городского открытого семинара...
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста" знакомит коллег с приемами и методами развития речи.Ак...
Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»
На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...
Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.
Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....
Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016
Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников в условиях современной шк...