Статья «Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»
статья (3 класс)
Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно-познавательной деятельности. В рамках системно - деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
В новых стандартах обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, причем к предметным результатам добавились и «метапредметные».
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание учебного материала, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования.
· Метод смыслового видения;
· Метод вживания;
· Метод образного видения;
· Метод графических ассоциаций;
· Метод фонетических, художественных ассоциаций, комбинированный;
· Метод символического видения;
· Метод гипотез (рабочих, реальных);
· Метод наблюдений;
· Метод сравнений;
· Метод эвристических бесед;
· Метод ошибок;
· Метод регрессии.
Метапредметное обучение предполагает следующие формы работы с детьми:
Экспериментальная деятельность;
Исследовательская работа,
Организационно – познавательные игры,
Проект.
Основным принципом в метапредметном обучении является движение от простого к сложному:
первый этап – мотивация;
второй этап-достоверность, научность знаний;
третий этап – творчество.
Для развития мотивации способствуют решения задач, направленные на заинтересованность изучения предмета.
Переход к «научности» осуществляется путем усложнения заданий к эксперименту, помимо наблюдения появляется возможность определения объективности выводимых положений, а также обратный процесс: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов и их экспериментальная проверка.
Третий этап является следствием предыдущих двух, так как творчество без мотивации и научности невозможно. Здесь можно использовать как творческие задания, так и экспериментальные задачи.
Если посмотреть цель и задачи каждого вида метапредметного обучения, то можно убедиться , что они полностью совпадают с требованиями новых стандартов, т.к . в их основе изначально заложен системно- деятельностный подход.
При изучении школьного предмета перед учеником можно выделить три основные задачи:
освоить предметные понятия и термины,
научиться работать с применением универсальных учебных действий;
уметь прогнозировать, какой будет результат в определенных условиях.
Таким образом, при комплексном решении данных задач, ученик осваивает метапредметную технологию, которую можно применять не только при освоении предметов, но и в других областях. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.
В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Методы, направленные на развитие метапредметных результатов, способствуют развитию в школьниках интереса к предмету, самостоятельности, свободному общению, умению высказывать свою точку зрения, осознано воспринимать информацию. Только в процессе их собственной мыслительной деятельности и происходит максимальное усвоение знаний.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, , что реализация метапредметного подхода в обучении способствует не только созданию собственного мировоззрения и развитию творческого мышления обучающихся в области школьных предметов, но и приближают его к реальной жизни и повседневной практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО
Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...
Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"
Введение. 1.1. Запрос современного общества.Основная часть....
Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"
Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением. Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...
«Методики мониторинга метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с ц...
Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
ФГОС определяют в требованиях к результатам освоения знаний помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Знания, умения и навыки...
Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
ФГОС определяют в требованиях к результатам освоения знаний помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Знания, умения и навыки...
Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
В статье обсуждается решение задач, связанных с достижением учащимися метапредметных результатов, возможно при вовлечении обучающихся в метапредметную деятельность, которая может реализовываться разли...