Технологическая карта урока литературы "Русская народная сказка: Журавль и цапля" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки “Журавль и цапля”
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление об устном народном творчестве; 2. Формировать умение анализировать и составлять характеристику героев. | Предметные: 1. Оперировать навыком анализировать прочитанный текст; 2. Оперировать навыком составления характеристики героев. |
Развивающие: 1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 2. Развивать умение работать в парах. | Личностные: 1. Проявление уважительного отношения к ответам своих товарищей. 2. Проявление заинтересованности при выполнении заданий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к чтению. 2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 22.02.2024 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 3Б Урок: 3 Время: 9:50- 10:30 Кабинет: 221 | Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна Группа: 31 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки “Журавль и цапля”
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление об устном народном творчестве; 2. Формировать умение анализировать и составлять характеристику героев. | Предметные: 1. Оперировать навыком анализировать прочитанный текст; 2. Оперировать навыком составления характеристики героев. |
Развивающие: 1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 2. Развивать умение работать в парах. | Личностные: 1. Проявление уважительного отношения к ответам своих товарищей. 2. Проявление заинтересованности при выполнении заданий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к чтению. 2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам |
УМК: Литературное чтение. 3 класс. Матвеева Е.И. Система Эльконина-Давыдова 2-ч. презентация.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | Приветствует обучающихся, - проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Варвара Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь! - Возьмитесь за руки с соседом по парте, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу, пожелайте своему однокласснику успехов при работе на уроке. - Сегодня тем, кто будет себя вести дисциплинированно, и активно отвечать на вопросы, я буду выдавать смайлики. Поэтому постарайтесь сегодня, чтобы урок прошел на «Ура»! | Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса. Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный, индивидуальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | Мотивирование обучающихся к учебному процессу. -Ребята, для того, чтобы нам хорошо настроиться на работу. Давайте проведем речевую разминку. -Посмотрите на экран и медленно прочитайте скороговорку. -Хорошо, а теперь давайте ускорим темп. -Отлично, теперь читает только первый ряд. Второй ряд. И третий ряд. Все вместе. -Молодцы! -Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? - | Отвечают на вопросы учителя. -Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе. | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | Создает условия для определения учащимися темы и цели урока. -Ребята, чтобы догадаться, какая будет тема нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадки. - Длинноногий, длинношеий -Ребята, кто это? Верно, это журавль. - Целый день в работе, -Правильно, это цапля. -Ребята, посмотрите внимательно на экран. Здесь спряталась тема нашего урока. Назовите ее. -Верно, молодцы. Тема урока: Русская народная сказка “Журавль и цапля”. -Хорошо, а какую цель мы поставим? На экране представлено начало, вам необходимо продолжить фразу. -Отлично, а теперь давайте составим план урока. Дополните предложения на экране. 1. Познакомимся.... 2. Выполним..... 3. Подведем итоги.... -Отлично, молодцы! | Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя. -Журавль. -Цапля. -Журавль и цапля. -Тема урока: Русская народная сказка “Журавль и цапля” -Цель урока: познакомиться с русской народной сказкой “Журавль и цапля” -План урока: 1. Познакомимся с русской народной сказкой “Журавль и цапля” 2. Выполним самостоятельную работу; 3.Подведем итоги изученного материала. | К: - участие в учебном диалоге; формулирование ответов; - построение речевых высказываний. П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал Форма контроля: внешний контроль | Организовывает «открытие» новых знаний. -Ребята, а журавль и цапля это кто? -Верно, а что вы знаете об этих птицах? -Хорошо, сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент об этих птицах. -Ребята, что нового вы узнали о журавлях? -Хорошо, а что о цаплях? -Отлично, теперь откройте учебник на стр. 32. -Сейчас мы с вами будем читать нашу сказку по цепочке. Начнем с первой парты. -Хорошо. Ребята, давайте проанализируем сказку. -Какая это сказка? -Верно, а какие виды русских народных сказок существуют? -Хорошо, к какому виду мы можем отнести эту сказку? -Правильно, а встречались ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? -Предположите, что они значат? -Хорошо, значение этих слов, вы можете прочитать в сноске в учебнике и на экране. -Назовите героев сказки? Какие они? -Что происходит в этой сказке? О чем она повествует? -Как начинается сказка? Прочитайте. -Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга? –Хорошо, а почему журавль решил жениться? Прочитайте. –Сколько раз сватался журавль к цапле? -Почему цапля отправилась свататься к журавлю? -Почему цапля заплакала после отказа журавля? – Исполнилось ли его желание? Почему? - Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке? - Как закончилась сказка? Прочитайте. -Хорошо, вы молодцы! -Ребята, посмотрите на экран. Какой пункт плана мы сейчас выполнили? -Верно, продолжим. | Отвечают на вопросы. -Птицы, живущие на болоте. -Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Цапли — живущие на мелководье птицы. -Русская народная. -Волшебные, о животных, бытовые. -О животных. -Допекать, сударушка, вплоть. Смотрят видеофрагмент. Читают сказку по цепочке. -Да. -Журавль и цапля. -О том, что журавль и цапля хотели посвататься, но у них не получилось. - Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь верст болото - Невесело, одиноко стало журавлю: «скучно показалось жить одному». -Два. -Подумала, что ей тоже скучно жить одной. - Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда». -Нет. -Не смогли. -«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся». -Первый. | Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебная презентация, учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | Повторение материала. -Ребята, для того, чтобы закрепить материал, я предлагаю вам выполнить задание. -Его вы будете выполнять в группах. У вас на столах лежат карточки со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте словами из текста. Смешные; Нерешительные; Добрые; Умные; Горделивые; Несговорчивые; Придирчивые; Хвастливые; Честные; -Правила работы в группе, вы можете вспомнить на экране. -На это задание у вас будет 2 минуты. Можете начинать. -Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. -Отлично, спасибо вам за ответы. | Повторяют материал. | К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Учебная презентация , раздаточный материал |
Динамическая пауза(1 мин) | Летела сова – весёлая голова. (Взмахи руками в стороны) Вот она летела, летела и села, (Приседания) Да хвостиком повертела, (Повороты туловища влево-вправо) Да по сторонам посмотрела (Круговые вращения головой) И опять полетела… (Взмахи руками в стороны) | Выполняют движения. | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | Повторение изученного материала. -Ребята, для того, чтобы хорошо усвоить пройденный материал, я предлагаю вам подготовить пересказ сказки. -Но для начала вам в парах, нужно будет составить план сказки. -На это задание у вас будет 3 минуты. -Теперь давайте проверим, что у вас получилось. -Кто желает выйти к доске и рассказать ваш план? -Хорошо, молодцы! -Посмотрите на экран и сравните ваш план сказки с моим. -Хорошо. Теперь выберите отрывок в сказке, который вам больше всего понравился. -Вам нужно будет подготовить пересказ выбранного отрывка от лица журавля или цапли. -Для удобства, вы можете составить себе небольшой план. | Повторяют изученный материал. План сказки: 1. На болоте живет цапля и журавль. 2. Журавль сватается. 3. Отказ. 4. Цапля сватается. 5. Отказ. 6. Повторение. | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Учебная презентация, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу с проверкой. -Ребята, сейчас я даю вам 5 минут на подготовку пересказа. Можете начинать. -Время вышло. Кто желает выйти к доске и рассказать нам отрывок из сказки, который вы выбрали. -Спасибо, есть еще желающие? -Отлично, вы молодцы, хорошо поработали! -Давайте посмотрим на экран и определим, какой пункт плана мы выполнили? -Верно. | Выполняют самостоятельную работу. -Второй. | П: ориентироваться на разнообразие способов задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Ребята, все ли пункты плана мы выполнили? -Да, мы не подвели итоги. Самое время это сделать! - Какая тема была у нашего урока? - С какой сказкой мы с вами познакомились? - А какая была цель урока? -Верно. - Ребята, вы отлично поработали! Если вы считаете, что вы справились и этот урок не вызвал у вас затруднения, поднимите зеленый карандаш. Если вы справились, но были небольшие трудности – желтый. Если было трудно, поднимите красный. Спасибо вам за активную работу, урок окончен. | Подводят итоги урока. -Не подвели итоги урока. -Русская народная сказка “Журавль и цапля”. -Познакомиться с русской народной сказкой “Журавль и цапля”. | Р: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - анализировать и осмысливать свои достижения на занятии. П: работать по предложенному плану. К: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780837-1460452914.jpg)
Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс
Тема: «День народного единства»Цели деятельности учителя:1) содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-955458-1507815122.jpg)
технологическая карта урока "Русские народные сказки"
Технологическая карта урока внеклассного чтения для 1 классса по программе "Школа России" на тему "Русскик народные сказки"....
Технологическая карта урока "Что такое сказка? Русская народная сказка "Кот и лиса"
Технологическая карта педагогической мастерской поможет создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки "Кот и лиса", познакомить со зн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/07/picture-1369756-1638871620.jpg)
Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Городецкая роспись» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями городецкой росписи и их историей.Задачи урокаДидактические:Формирование знаний о значении понятий «городецкая роспись»;Формирование умений...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1378178-1643652313.jpg)
Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-1425435-1671107863.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ" 3 класс Тема: Бытовые русские народные сказки. «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Волшебный кафтан». Задачи урокаДидактические: 1. Развивать...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ" 3 класс Тема: Бытовые русские народные сказки. «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Волшебный кафтан».Задачи урокаДидактические:1. Развивать п...