Технологическая карта урока литературы "Русская народная сказка: Журавль и цапля" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки “Журавль и цапля”

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление об устном народном творчестве;

2. Формировать умение анализировать и составлять характеристику героев.

Предметные:

1. Оперировать навыком анализировать прочитанный текст;

2. Оперировать навыком составления характеристики героев.

Развивающие: 

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Проявление уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Проявление заинтересованности при выполнении заданий. 

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 22.02.2024

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок: 3

Время: 9:50- 10:30  Кабинет: 221

Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна

Группа: 31

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Тип урока: «открытие» нового знания 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки “Журавль и цапля”

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление об устном народном творчестве;

2. Формировать умение анализировать и составлять характеристику героев.

Предметные:

1. Оперировать навыком анализировать прочитанный текст;

2. Оперировать навыком составления характеристики героев.

Развивающие: 

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Проявление уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Проявление заинтересованности при выполнении заданий. 

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

УМК: Литературное чтение. 3 класс. Матвеева Е.И. Система Эльконина-Давыдова 2-ч. презентация.


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование 

Самоопределение к деятельности 
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

Приветствует обучающихся, - проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Варвара Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь!

- Возьмитесь за руки с соседом по парте, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу, пожелайте своему однокласснику успехов при работе на уроке.  

- Сегодня тем, кто будет себя вести дисциплинированно, и активно отвечать на вопросы, я буду выдавать смайлики. Поэтому постарайтесь сегодня, чтобы урок прошел на «Ура»!

Приветствуют учителя.

Выполняют эмоциональный настрой.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса.

Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный, индивидуальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

-Ребята, для того, чтобы нам хорошо настроиться на работу. Давайте проведем речевую разминку.

-Посмотрите на экран и медленно прочитайте скороговорку.

-Хорошо, а теперь давайте ускорим темп.

-Отлично, теперь читает только первый ряд. Второй ряд. И третий ряд. Все вместе.

-Молодцы!

-Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-

Отвечают на вопросы учителя.

-Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

Создает условия для определения учащимися темы и цели урока. 

-Ребята, чтобы догадаться, какая будет тема нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадки.

- Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.

-Ребята, кто это? Верно, это журавль.

- Целый день в работе,
Ловит лягушат  в болоте.
На ходулях, клюв, как сабля.
Кто скажите это? ...

-Правильно, это цапля.

-Ребята, посмотрите внимательно на экран. Здесь спряталась тема нашего урока.  Назовите ее.

-Верно, молодцы.

Тема урока: Русская народная сказка “Журавль и цапля”.

-Хорошо, а какую цель мы поставим? На экране представлено начало, вам необходимо продолжить фразу.

-Отлично, а теперь давайте составим план урока. Дополните предложения на экране.

1. Познакомимся....

2. Выполним.....

3. Подведем итоги....

-Отлично, молодцы!

Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя.

-Журавль.

-Цапля.

-Журавль и цапля.

-Тема урока: Русская народная сказка “Журавль и цапля”

-Цель урока: познакомиться с русской народной сказкой “Журавль и цапля”

-План урока:

1. Познакомимся с русской народной сказкой “Журавль и цапля”

2. Выполним самостоятельную работу;

3.Подведем итоги изученного материала.

К: 

- участие в учебном диалоге;

формулирование ответов;

- построение речевых высказываний. 

П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал

Форма контроля: внешний контроль

Организовывает «открытие»  новых знаний. 

-Ребята, а журавль и цапля это кто?

-Верно, а что вы знаете об этих птицах?  

-Хорошо, сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент об этих птицах.

-Ребята, что нового вы узнали о журавлях?

-Хорошо, а что о цаплях?

-Отлично, теперь откройте учебник на стр. 32.

-Сейчас мы с вами будем читать нашу сказку по цепочке. Начнем с первой парты.

-Хорошо. Ребята, давайте проанализируем сказку.

-Какая это сказка?

-Верно, а какие виды русских народных сказок существуют?

-Хорошо, к какому виду мы можем отнести эту сказку?

-Правильно, а встречались ли вам в тексте незнакомые слова? Какие?

-Предположите, что они значат?

-Хорошо, значение этих слов, вы можете прочитать в сноске в учебнике и на экране.

-Назовите героев сказки? Какие они?

-Что происходит в этой сказке? О чем она повествует?

-Как начинается сказка? Прочитайте.

-Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга?

–Хорошо, а почему журавль решил жениться? Прочитайте.

–Сколько раз сватался журавль к цапле?

-Почему цапля отправилась свататься к журавлю?

-Почему цапля заплакала после отказа журавля?

– Исполнилось ли его желание? Почему?

- Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?

- Как закончилась сказка? Прочитайте.

-Хорошо, вы молодцы!

-Ребята, посмотрите на экран. Какой пункт плана мы сейчас выполнили?

-Верно, продолжим.

Отвечают на вопросы.

-Птицы, живущие на болоте.

-Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Цапли — живущие на мелководье птицы.

-Русская народная.

-Волшебные, о животных, бытовые.

-О животных.

-Допекать, сударушка, вплоть.

Смотрят видеофрагмент.

Читают сказку по цепочке.

-Да.

-Журавль и цапля.

-О том, что журавль и цапля хотели посвататься, но у них не получилось.

- Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь верст болото
месил».

- Невесело, одиноко стало журавлю: «скучно показалось жить одному».

-Два.

-Подумала, что ей тоже скучно жить одной.

- Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда».

-Нет.

-Не смогли.

-«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

-Первый.

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Учебная презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

Повторение материала.

-Ребята, для того, чтобы закрепить материал, я предлагаю вам выполнить задание.

-Его вы будете выполнять в группах. У вас на столах лежат карточки со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте словами из текста.

Смешные;

Нерешительные;

Добрые;

Умные;

Горделивые;

Несговорчивые;

Придирчивые;

Хвастливые;

Честные;

-Правила работы в группе, вы можете вспомнить на экране.

-На это задание у вас будет 2 минуты. Можете начинать.

-Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось.

-Отлично, спасибо вам за ответы.

Повторяют материал.


К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учебная презентация , раздаточный материал

Динамическая пауза(1 мин)

Летела сова – весёлая голова.

(Взмахи руками в стороны)

Вот она летела, летела и села, (Приседания)

Да хвостиком повертела,

(Повороты туловища влево-вправо)

Да по сторонам посмотрела

(Круговые вращения головой)

И опять полетела…

(Взмахи руками в стороны)

Выполняют движения.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного 

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

Повторение изученного материала.

-Ребята, для того, чтобы хорошо усвоить пройденный материал, я предлагаю вам подготовить пересказ сказки.

-Но для начала вам в парах, нужно будет составить план сказки.

-На это задание у вас будет 3 минуты.

-Теперь давайте проверим, что у вас получилось.

-Кто желает выйти к доске и рассказать ваш план?

-Хорошо, молодцы!

-Посмотрите на экран и сравните ваш план сказки с моим.

-Хорошо. Теперь выберите отрывок в сказке, который вам больше всего понравился.

-Вам нужно будет подготовить пересказ выбранного отрывка от лица журавля или цапли.

-Для удобства, вы можете составить себе небольшой план.

Повторяют изученный материал.

План сказки:

1. На болоте живет цапля и журавль.

2. Журавль сватается.

3. Отказ.

4. Цапля сватается.

5. Отказ.

6. Повторение.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учебная презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу с проверкой.

-Ребята, сейчас я даю вам 5 минут на подготовку пересказа. Можете начинать.

-Время вышло. Кто желает выйти к доске и рассказать нам отрывок из сказки, который вы выбрали.

-Спасибо, есть еще желающие?

-Отлично, вы молодцы, хорошо поработали!

-Давайте посмотрим на экран и определим, какой пункт плана мы выполнили?

-Верно.

Выполняют самостоятельную работу.


-Второй.

П: ориентироваться на разнообразие способов задач.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, все ли пункты плана мы выполнили?

-Да, мы не подвели итоги. Самое время это сделать!

- Какая тема была у нашего урока?

- С какой сказкой мы с вами познакомились?

- А какая была цель урока?

-Верно.

- Ребята, вы отлично поработали! Если вы считаете, что вы справились и этот урок не вызвал у вас затруднения, поднимите зеленый карандаш. Если вы справились, но были небольшие трудности – желтый. Если было трудно, поднимите красный.

Спасибо вам за активную работу, урок окончен.

Подводят итоги урока.

-Не подвели итоги урока.

-Русская народная сказка “Журавль и цапля”.

-Познакомиться с русской народной сказкой “Журавль и цапля”.

Р: 

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- анализировать и осмысливать свои достижения на занятии.

П: работать по предложенному плану.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс

Тема:  «День народного единства»Цели деятельности учителя:1)     содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

технологическая карта урока "Русские народные сказки"

Технологическая карта  урока внеклассного чтения для 1 классса по программе "Школа России" на тему "Русскик народные сказки"....

Технологическая карта урока "Что такое сказка? Русская народная сказка "Кот и лиса"

Технологическая карта педагогической мастерской поможет создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки "Кот и лиса", познакомить со зн...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Городецкая роспись» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями городецкой росписи и их историей.Задачи урокаДидактические:Формирование знаний о значении понятий «городецкая роспись»;Формирование умений...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ" 3 класс Тема: Бытовые русские народные сказки. «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Волшебный кафтан». Задачи урокаДидактические: 1. Развивать...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ" 3 класс Тема: Бытовые русские народные сказки. «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Волшебный кафтан».Задачи урокаДидактические:1. Развивать п...