Урок литературного чтения на тему В. Д. Берестов «Хитрые грибы», научно-познавательное произведение «Грибы»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дамбаева Эльвира Дашицыреновна

Тема В. Д. Берестов «Хитрые грибы»,  научно-познавательное произведение «Грибы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_berestov_hitrye_griby_.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»,  научная статья «Грибы»  

Цель:

познакомить  учащихся  со  стихотворением    В.  Берестова  «Хитрые  грибы»  и    научной

статьёй  о  грибах,  выявить  различия  между  стихотворным  художественным  и

прозаическим научным текстом.

Задачи:

учить  детей  работать  с  научной  статьёй,  находить  в  ней  для  себя  новое,  интересное,

познавательное;  отрабатывать  навыки  выразительного  чтения;  расширить  знания  о  

грибах;  учить  детей  самостоятельно  работать  со  словарями  и  другой  справочной

литературой;  формировать  умение  различать  стихотворный  художественный  и

прозаический  научный  текст;  развивать  память,  речь,  внимание;  бережное  отношение  к

природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных

источников; умение ориентироваться в учебнике; умение находить вопросы в тексте;

умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других; умение правильно оформлять свои мысли; умение

грамотно строить речевые высказывания; умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

умение прогнозировать работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей;

Личностные УУД:

умение высказывать своё отношение к событиям и героям; умение выражать эмоции.

Оборудование:   презентация; портрет В.Д. Берестова, рисунки на тему осени,

иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись

стихотворения, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

Тема В. Д. Берестов «Хитрые грибы»,  научно-познавательное произведение «Грибы»

I. Организационный момент

          Прозвенел  звонок весёлый,

          Он позвал ребят всех в класс.

          Скажем дружно: Здравствуй, школа!

          Урок чтения у нас!  

II. Проверка домашнего задания

- Какой раздел учебника литературного чтения мы изучаем? (Люблю природу русскую)

Осень).

- Какие произведения мы читали?

- Что было задано на прошлом уроке?  (Прочитать выразительно стихи русских поэтов об осени и выучить наизусть)

осени. Выучить наизусть любое стихотворение.)

III. Речевая разминка

- Сейчас попробуем и мы быть поэтами, дополним строки стихотворения  недостающими словами

словами, чтобы получилась рифма.

         Жёлтое солнце на землю  .... (глядит)

         Жёлтый подсолнух за солнцем ….   (следит).

         Жёлтые груши на ветках ….   (висят).

         Жёлтые листья с деревьев … (летят).

выразительно?

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

 (листопад)

- Чем ещё хороша осень? (созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

- Отгадайте загадку:

«В щляпке круглой под кустом

Притаился лесной гном.

На одной стоит он ножке,

Нельзя бегать по дорожке.» (гриб)

Под кустами, под листами. 

Мы попрятались в траву. 

Нас в лесу ищите сами. 

Мы не крикнем вам: «Ау».

Под кустами, под листами. 

Мы попрятались в траву. 

Нас в лесу ищите сами. 

Мы не крикнем вам: «Ау».

Под кустами, под листами.

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами.

Мы не крикнем вам: «Ау».

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Как считаете, с чем познакомимся и,  чему будем учиться?  (Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)

делать выводы)

V. Изучение нового материала

- Скажите, а грибы - это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 67.

Текст читает подготовленный ученик

 – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? (Грибы – это не растения и не животные.)

 – Так что же такое грибы? (Это особое царство природы, которое так и называется)

грибы.)

 - Кто автор текста?(Автора нет, текст взят из энциклопедии)

мои вопросы.

– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках,

подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

– Дети, а кто является автором этого текста?

(Автора нет.  Написано,  что текст взят из энциклопедии.)

 – Кто знает, что такое энциклопедия? (книга, в которой собраны сведения по всем интересующим вопросам)

– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный

свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами

отвечает на все ваши вопросы.  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются

научные сведения о грибах.

 - Какие бывают энциклопедии? (детские, научные, исторические и др.)

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос.

Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия»,

энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки

«География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах? (Например в энциклопедии ”О природе” или в специальной “Грибной энциклопедии”)

VI.Физкультминутка

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли. (наклонились)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять. (наклоны вперед)
Мы в лесок пойдем, (маршируют)
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)
Под листок свой бок! (руки на поясе)

VII.Продолжение работы по теме урока Работа в парах  

-  Сейчас узнаем, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

-  На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

Ваша задача вдвоём прочитать загадку, отгадать, зачитать вслух, найти нужный гриб.

Съедобный - кладём в корзину, а несъедобный сажаем под деревце.

 - Серые шляпки.

    Рябые ножки.

    Под березою растут.

     Как их зовут? (Подберезовик)

 - А этот красавец на белой ножке,

    Он в красной шляпке,

    На шляпке горошки. (Мухомор)

- А можно ли мухомор сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для лесных зверей)

животных)

 - После дождика подружки

   Поселились на опушке.

    Шляпы разноцветные

    Самые заметные. (Сыроежки).

-   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

- На пеньке сидят братишки.

     Все - в веснушках шалунишки.  

     Эти дружные ребята называются ... (опята)

   - Средь молодых сосенок

      В блестящей темной шапочке

       Растет грибок... (Масленок)

-   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока-

Ручки в бока,  

Богата и важна,

Да никому не нужна! (Поганка)

В коричневой кепке

Белый крепыш

Плечи расправил,  

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс (Боровик)

Ходят в рыженьких беретах,  

осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.  

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

Грозный, стройный пан-

Владыка всем грибам.

Ему не знакома грусть,

Его называют …. (груздь)

Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».   -  Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы? Расскажите.

– А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  

Берестовым, отправившимся в лес за  грибами.

- Посмотрите на портрет. Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовск Калужской области.

Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в

4 года он уже научился хорошо читать. И свои стихи начал писать ещё в детстве.

- Прочитайте стихотворение сначала про себя, а затем кто-то читает его вслух.

- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

- Почему автор назвал  грибы  «хитрыми»? (потому что по мнению автора они очень умело прячутся от грибников)

- Знаете ли вы, что такое лукошко?(на слайде будет ответ)

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.  

(Карточки со словами выставляются на доске)

- Еще раз прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова.

внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно,

подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.  

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

- Прочитайте строки, в которых говорится, где искал автор грибы. (Я заглядывал за кочки,

Под березовые пни.  … Зря искал их под осиной. И под елью зря искал.)

- Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Какое слово в тексте указывает на это. (Грибочки).

- Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?  (конечно нет, грибы прячутся не от испуга)

Работа над выразительным чтением стихотворения.  

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

- Найдите в тексте восклицательное предложение и выразительно прочитайте его.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

- Найдите вопросительное предложение.

- Какое слово надо выделить голосом? (где)

- Прочтите выразительно это предложение.  

- Сравните тексты на страницах 66 и 67.

Выразительное чтение всего стихотворения.

– Сравним два текста, которые мы сегодня изучали. (На доске вывешиваем таблички с

особенностью текста)

- Какой из этих текстов написал учёный, а  какой-поэт? (на стр. 66 – поэт, на стр. 67 - ученый)

-Что объединяет эти два текста?

–Можно сказать, что у них есть что-то общее?

(У них одна тема – грибы.)

 – А чем они отличаются?

 (Одно произведение – стихотворение и  в нем есть рифма, а другое – проза, рифмы здесь нет)

- Для чего мы читаем стихотворение? А для чего нужна статья? (В стихотворении передаются эмоции, а в статье приводятся научные знания о грибах, с помощью статьи мы узнаем много нового)

-Сделайте вывод.

написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

какие есть грибы.)

-впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства

ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь

музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг,

описывает факты, события, научные сведения.

 Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым, чтобы передать знания о грибах читателю, в статье нет рифмы и написана она научным языком.

Стихотворение «  Хитрые   грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

 «Хитрые грибы»     -- это стихотворение , написанное поэтом, чтобы передать эмоции автора, здесь присутствует рифма и используется художественный язык.                                

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

VIII.Рефлексия. Подведение итогов урока 

- Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

1)Сегодня на уроке я узнал….

2)Я похвалил бы себя за….

3)Сегодня я сумел….

-Давайте оценим свою работу на уроке

-Встаньте те ребята у кого всё сегодня получилось. Спасибо. Похлопаем все вместе.  

- Встаньте те, кому не хватило внимания или что- то не удалось. Спасибо. Уверена, вы сможете еще закрепить полученные на уроке знания дома

старании у вас непременно всё получится.

Оценки за урок.

- Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Как найти дорожку»"

УМК « Перспективная начальная школа »   (2 класс), предмет: литературное чтение, тема урока:   В. Берестов «Как найти дорожку», технология критического мышления...

Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы"

Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Путешественники», «Кисточка»"

Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно¬го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на нихПланируемые результаты:Предметные:- знать ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»»

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями В.Д. Берестова; знакомство учащихся с творчеством В. Д. БерестоваЗадачи урока:Дидактические: формировать зна...

Конспект урока литературного чтения по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс

Конспект урока  по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс, литературное чтение...

Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»

Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»...