Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Дубова Ольга Анатольевна

Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы" 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_2_klass.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Дубова О.А.

МОУ Лицей г.Истры

2 класс

Тема: Грибы (из энциклопедии), В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Цели: -  учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- ознакомить детей с произведением В. Берестова;

- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе;

-совершенствовать коммуникативные умения.

Ход урока.

  1. Пятиминутка жужжжащего чтения.

-Читайте текст 1-й раз. Отмечаем карандашом момент остановки.

-Читайте этот же отрывок 2-й раз в темпе скороговорки.

Что это значит? (Чётко проговаривать слова и окончания)

-Читайте этот же отрывок 3-й раз. Выразительно.

- О чём этот текст?

-В какой раз труднее понять смысл текста?

-Почему, прочитав текст во второй раз, понять трудно? (Чтение скороговоркой не позволяет осознать)

-Зачем нужно? (Чтобы отработать артикуляцию)

-Почему большинство осознало с третьего раза? (Долго читали, выразительно)

-У кого с каждым разом получалось прочитать хоть на одно слово да больше? Почему так происходит? (Тренировка)

-Чему учит нас это упражнение? Какую пользу приносит?

-Какой девиз наших уроков чтения? (Чтобы хорошо читать – надо читать.)

-Какие ещё приёмы чтения знаете?

-Какую книгу вы читали на ночь?

2)Мультимедийное путешествие по осеннему лесу.

-Хотели бы вы попасть в этот лес сейчас? Отправляемся.

Звучит музыка. Кадры осеннего леса.

3)Работа по таблицам Шульте.

-На лесной полянке  переполох. Кто-то прячется в траве, кто-то среди листвы.

-По таблице найдите. (ягоды грибы шишки жёлуди)

-Как назвать одним словом?

-А можно ли сказать «растения»?

4)Работа с энциклопедией.

-Откуда берём правильную информацию? (учитель взрослые интернет книги энциклопедии)

-Что такое энциклопедия?

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это  «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

-Рассмотрите и скажите, какая э. вам известна и откуда?

-Чтение статьи учебника. Что интересного узнали о грибах?

 

5)Работа в группах.

-Предлагаю собрать корзину грибов.

-В группах составить загадку о грибах. Если составите правильно, то мы её отгадаем, и гриб появится в нашей корзинке.

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Смотрит свысока

Руки – в бока.

Красива и важна

Да никому не нужна. (Поганка)

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Мы лукавые сестрички,

Старой жёлтою листвой

Под берёзой и под ёлкой

Мы укрылись с головой.  (Лисички)

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

 

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые тучкой. (Опята)

-Принесли корзинку домой, а тут новая работа. Придумайте задание. (разделить на две группы)

-Какие это группы? (съедобные и нет)

-Какие несъедобные? (мухомор и поганка)

-Чем они опасны?

-Вот мы и вывели первое правило грибника? Какое? (собирать только знакомые грибы)

-Можно ли их сбивать? (нет, ими питаются лоси)

6)Физминутка.

-Грибы пустились в пляс, и нам пора провести ф/м.

-Какие ф/м знаете?

-Они не очень подходят к теме нашего урока. О чём должна быть? (о грибах)

-Что предлагаете? (Сочинить самим.)

-Как зовут человека собирающего грибы?(грибник)

Грибник шёл, шёл, шёл, -ходьба

Сыроежку он нашёл. -наклоны

Сел на корточки, срезал ножичком. -приседания

Протянул солнышку, положил в лукошко. –потягивания

-Какое второе правило сбора грибов узнали из ф/м? (срезать ножом)

-Чтение стиха подготовленным учеником.

Не вырывай руками грибочки,

Носи нож на цепочке.

Вырванный с землёй гриб - навек погиб.

А срезанный под корешок – даст приплода мешок.

7)Работа над стихотворением.

-Почему грибы надо срезать? (чтобы не повредить грибницу)

-А о третьем правиле расскажет поэт В. Берестов.

-Какие стихи помните из программы 1 класса? (Воробушки, В магазине игрушек)

-Какое стих-е могло стать девизом уроков чтения? (читалочка)

-Нужно его распечатать и повесить рядом с библиотечкой. А где у нас в классе библиотечка?

-Чтение подготовленным учеником.

-Послушайте стихотворение В.Берестова и скажите, почему автору не удалось принести домой полную корзинку.

Беседа после чтения.

-  Понравилось ли вам стихотворение?

-  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

-  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

-  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- С чем же автор перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

- Почему же он не нашел ни одного грибка?

- С какой интонацией надо читать это стихотворение?

- Какое настроение передает нам автор стихотворения?

- Прочитайте выразительно, передавая настроение.

-Только ли Берестов подметил особенность грибов?

-Чтение подготовленным учеником.

Шёл грибник издалека,

А в корзинке ни грибка!

Ни единого грибочка –

Только травка да листочки.

Утомился грибничок

И уселся на пенёк.

- Ты скажи мне, лес,

Ты с грибами или без?

Поглядел на грибника

Лес дремучий свысока.

Покачался – скрип да скрип -

Показал под ёлкой гриб.

-Я с грибами, - молвил лес,-

А ты с глазами или без?      В.Шульжик

Я под шляпкою цветной на ноге стою одной

У меня свои повадки – я всегда играю в прятки.     Загадка

-Какое третье правило сбора грибов узнали? (чтобы собрать грибы, надо потрудиться)

-А вы знаете, как в народе называют сбор грибов? (тихая охота)

-Почему?

-Как вы думаете, какой текст написал ученый, а какой поэт?

-Как называется 1 текст и 2? (научный, художественный)

-Что похожего?

-Чем тексты отличаются?

-Какой текст написать труднее?

8)Организация проектной деятельности.

-Мне жаль ваш труд. Предлагаю создать проект.

-Какой проект делали в 1 классе? (цветочная азбука)

-Как работали? (индивидуально)

-А теперь потрудимся в группах.

-Какие роли? (оформитель, информатор)

-Что делает оформитель, информатор?

-Где берём информацию научного содержания? (энциклопедия)

-А художественного? (стихи загадки )

-Выбор грибов: достать рис. из корзинки.

9)Рефлексия.

-Закончите предложения.

- На дереве успеха проклюнулись почки. Почему? (Все работали хорошо.)

-Какого цвета листочек распустится? (зелёный)

Почему? (Он отвечает за учёбу)

-Кто считает, что он хорошо трудился на уроке, пусть возьмёт листочек и приклеит.

   


Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые тучкой. (Опята)

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Мы лукавые сестрички,

Старой жёлтою листвой

Под берёзой и под ёлкой

Мы укрылись с головой.  (Лисички)

Смотрит свысока

Руки – в бока.

Красива и важна

Да никому не нужна. (Поганка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: В. Сутеев. Под грибом.

Урок литературного чтения построен с использованием  стратегий технологии развития критического мышления.  Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на соврем...

Урок литературного чтения . В.Г. Сутеев. Под грибом.

Разработка  урока литературного чтения. Сказка  В.Г. Сутеева " Под грибом"Учащиеся во время урока превращаются в героев сказки....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Урок литературного чтения в 1 классе В.Сутеев "Под грибом".

Конспект урока литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века"  1 классе с учетом требований ФГОС, с описанием формируемых универсальных учебных действий, деятельностью учителя и учащ...

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...

Конспект урока литературного чтения "В. Даль ."Война грибов с ягодами".

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе Владимир Даль "Война грибов с ягодами"....

Урок по литературному чтению, 4 класс. «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля.

Познакомить с биографией В.И. Даля, его произведением «Война грибов с ягодами», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью...