Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы" 2 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_2_klass.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Дубова О.А.
МОУ Лицей г.Истры
2 класс
Тема: Грибы (из энциклопедии), В.Д. Берестов «Хитрые грибы»
Цели: - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
- ознакомить детей с произведением В. Берестова;
- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе;
-совершенствовать коммуникативные умения.
Ход урока.
- Пятиминутка жужжжащего чтения.
-Читайте текст 1-й раз. Отмечаем карандашом момент остановки.
-Читайте этот же отрывок 2-й раз в темпе скороговорки.
Что это значит? (Чётко проговаривать слова и окончания)
-Читайте этот же отрывок 3-й раз. Выразительно.
- О чём этот текст?
-В какой раз труднее понять смысл текста?
-Почему, прочитав текст во второй раз, понять трудно? (Чтение скороговоркой не позволяет осознать)
-Зачем нужно? (Чтобы отработать артикуляцию)
-Почему большинство осознало с третьего раза? (Долго читали, выразительно)
-У кого с каждым разом получалось прочитать хоть на одно слово да больше? Почему так происходит? (Тренировка)
-Чему учит нас это упражнение? Какую пользу приносит?
-Какой девиз наших уроков чтения? (Чтобы хорошо читать – надо читать.)
-Какие ещё приёмы чтения знаете?
-Какую книгу вы читали на ночь?
2)Мультимедийное путешествие по осеннему лесу.
-Хотели бы вы попасть в этот лес сейчас? Отправляемся.
Звучит музыка. Кадры осеннего леса.
3)Работа по таблицам Шульте.
-На лесной полянке переполох. Кто-то прячется в траве, кто-то среди листвы.
-По таблице найдите. (ягоды грибы шишки жёлуди)
-Как назвать одним словом?
-А можно ли сказать «растения»?
4)Работа с энциклопедией.
-Откуда берём правильную информацию? (учитель взрослые интернет книги энциклопедии)
-Что такое энциклопедия?
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».
- Какие бывают энциклопедии?
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.
(Учитель показывает названные издания).
-Рассмотрите и скажите, какая э. вам известна и откуда?
-Чтение статьи учебника. Что интересного узнали о грибах?
5)Работа в группах.
-Предлагаю собрать корзину грибов.
-В группах составить загадку о грибах. Если составите правильно, то мы её отгадаем, и гриб появится в нашей корзинке.
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок.
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый)
Смотрит свысока
Руки – в бока.
Красива и важна
Да никому не нужна. (Поганка)
Вот и модницы сестрички.
И у них свои привычки —
Шляпки есть любого цвета.
Ты проверить можешь это. (Сыроежки)
Мы лукавые сестрички,
Старой жёлтою листвой
Под берёзой и под ёлкой
Мы укрылись с головой. (Лисички)
Лета первая примета
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета.
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках
Застигнутые тучкой. (Опята)
-Принесли корзинку домой, а тут новая работа. Придумайте задание. (разделить на две группы)
-Какие это группы? (съедобные и нет)
-Какие несъедобные? (мухомор и поганка)
-Чем они опасны?
-Вот мы и вывели первое правило грибника? Какое? (собирать только знакомые грибы)
-Можно ли их сбивать? (нет, ими питаются лоси)
6)Физминутка.
-Грибы пустились в пляс, и нам пора провести ф/м.
-Какие ф/м знаете?
-Они не очень подходят к теме нашего урока. О чём должна быть? (о грибах)
-Что предлагаете? (Сочинить самим.)
-Как зовут человека собирающего грибы?(грибник)
Грибник шёл, шёл, шёл, -ходьба
Сыроежку он нашёл. -наклоны
Сел на корточки, срезал ножичком. -приседания
Протянул солнышку, положил в лукошко. –потягивания
-Какое второе правило сбора грибов узнали из ф/м? (срезать ножом)
-Чтение стиха подготовленным учеником.
Не вырывай руками грибочки,
Носи нож на цепочке.
Вырванный с землёй гриб - навек погиб.
А срезанный под корешок – даст приплода мешок.
7)Работа над стихотворением.
-Почему грибы надо срезать? (чтобы не повредить грибницу)
-А о третьем правиле расскажет поэт В. Берестов.
-Какие стихи помните из программы 1 класса? (Воробушки, В магазине игрушек)
-Какое стих-е могло стать девизом уроков чтения? (читалочка)
-Нужно его распечатать и повесить рядом с библиотечкой. А где у нас в классе библиотечка?
-Чтение подготовленным учеником.
-Послушайте стихотворение В.Берестова и скажите, почему автору не удалось принести домой полную корзинку.
Беседа после чтения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?
- Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?
- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
- С чем же автор перепугал грибы?
- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
- Почему же он не нашел ни одного грибка?
- С какой интонацией надо читать это стихотворение?
- Какое настроение передает нам автор стихотворения?
- Прочитайте выразительно, передавая настроение.
-Только ли Берестов подметил особенность грибов?
-Чтение подготовленным учеником.
Шёл грибник издалека,
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка да листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенёк.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип -
Показал под ёлкой гриб.
-Я с грибами, - молвил лес,-
А ты с глазами или без? В.Шульжик
Я под шляпкою цветной на ноге стою одной
У меня свои повадки – я всегда играю в прятки. Загадка
-Какое третье правило сбора грибов узнали? (чтобы собрать грибы, надо потрудиться)
-А вы знаете, как в народе называют сбор грибов? (тихая охота)
-Почему?
-Как вы думаете, какой текст написал ученый, а какой поэт?
-Как называется 1 текст и 2? (научный, художественный)
-Что похожего?
-Чем тексты отличаются?
-Какой текст написать труднее?
8)Организация проектной деятельности.
-Мне жаль ваш труд. Предлагаю создать проект.
-Какой проект делали в 1 классе? (цветочная азбука)
-Как работали? (индивидуально)
-А теперь потрудимся в группах.
-Какие роли? (оформитель, информатор)
-Что делает оформитель, информатор?
-Где берём информацию научного содержания? (энциклопедия)
-А художественного? (стихи загадки )
-Выбор грибов: достать рис. из корзинки.
9)Рефлексия.
-Закончите предложения.
- На дереве успеха проклюнулись почки. Почему? (Все работали хорошо.)
-Какого цвета листочек распустится? (зелёный)
Почему? (Он отвечает за учёбу)
-Кто считает, что он хорошо трудился на уроке, пусть возьмёт листочек и приклеит.
Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок.
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
Вот и модницы сестрички.
И у них свои привычки —
Шляпки есть любого цвета.
Ты проверить можешь это. (Сыроежки)
Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках
Застигнутые тучкой. (Опята)
Лета первая примета
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета.
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Мы лукавые сестрички,
Старой жёлтою листвой
Под берёзой и под ёлкой
Мы укрылись с головой. (Лисички)
Смотрит свысока
Руки – в бока.
Красива и важна
Да никому не нужна. (Поганка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: В. Сутеев. Под грибом.
Урок литературного чтения построен с использованием стратегий технологии развития критического мышления. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на соврем...
Урок литературного чтения . В.Г. Сутеев. Под грибом.
Разработка урока литературного чтения. Сказка В.Г. Сутеева " Под грибом"Учащиеся во время урока превращаются в героев сказки....
Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Урок литературного чтения в 1 классе В.Сутеев "Под грибом".
Конспект урока литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века" 1 классе с учетом требований ФГОС, с описанием формируемых универсальных учебных действий, деятельностью учителя и учащ...
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...
Конспект урока литературного чтения "В. Даль ."Война грибов с ягодами".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Владимир Даль "Война грибов с ягодами"....
Урок по литературному чтению, 4 класс. «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля.
Познакомить с биографией В.И. Даля, его произведением «Война грибов с ягодами», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью...