1.Стадия вызова:
| - Мотивация учащихся
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно отправиться в лес- На мир по-новому посмотреть. -Вы готовы? Тогда начинаем.
- Учитель показывает предметы. (Слайд 1)
(Лупа, бинокль, рамочка, цветное стекло.) -Назовите их. -А взять с собой можем предметы, изображённые на экране?
3. Мозговой штурм. Работа по вопросам (1 минуту для обсуждения в паре). -Как вы думаете, для чего они нам нужны? -С какими ещё способами видеть мир по-новому вы знакомы? -А чтобы мир открыл нам свои тайны и секреты, что мы должны уметь? – Посмотрите на доску, прочитайте имя автора и название произведения. (Слайд 2) – Выскажите свое предположение, о чем это произведение.
(Руководство поисковой деятельностью учащихся)
4.Руководство формулированием выводов, обобщений 5. Работа со словарем (определение даётся слову «взаимовыручка» в словаре) -Над каким разделом мы продолжаем работать? -Что такое точка зрения?
| - слушают учителя, - читают вопросы, - обсуждают возможные варианты ответов, - высказывают свое мнение -формулируют выводы и обобщение - определяют понятие «точка зрения», «взаимовыручка»
(работа в паре, коллективная работа, мозговой штурм, прогнозирова ние текста-АНТИЦИПА ЦИЯ)
| Знать: понятия «точка зрения», «взаимовыручка» жанры: сказка, сказка-несказка
Уметь: оперировать понятиями «точка зрения», «взаимовыручка» жанрами: сказка, сказка-несказка
| Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации - умение структурировать знания - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач - постановка и формулирование проблем Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору
- учет разных мнений и умение обосновать собственное - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания в группах
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности |
2. Стадия осмысления.
| 1. Применение ЭОР: демонстрация фотоиллюстрации писателя. (Слайд 3)
2. Дополнительная информация о писателе.(Слайды 4-10)
3. Определение темы произведения по ключевым словам: пошли, заблудились, Белка, Зайка, Улитка, Пчелка, дедушка. - 4.Руководство словарной работой (трудные, непонятные слова, уточнение их лексического значения).
(Лесник – человек, который живет в лесу; хозяин леса. Заблудится - сбиться с пути, потерять дорогу. Сторожка – жилье сторожа. Чуткий –восприимчивый, душевный.)
5. Определение жанра произведения.
6.Физминутка Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,) За природой наблюдали. (Повороты головой) Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки,) И их лучики согрели. (Потянуться) Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.) Стали карликами дети. А потом все дружно встали (Встать на носочках,) Великанами мы стали. (Спина прямая, тянемся вверх.) Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются ) И немножечко устали.
7. Руководство чтением с остановками. 1 остановка. -Куда отправились ребята? -Почему им пришлось искать дорожку? 2 остановка. -К кому дети обращались за помощью? –С какими словами дети обращались к Белке, Зайцу, Улитке? - Они советуют идти разными путями или нет? - Их советы совпадают? Почему? - Чьим советом воспользовался бы каждый из вас? 3 остановка. - К кому еще обращались дети за помощью?-Воспользовались ли ребята ее советом? Почему?
8. Руководство по сравнению своих предположений с авторским текстом. – Все ли животные готовы помочь ребятам? - Почему же они об одном и том же говорили по-разному? -А чьим советом воспользовались дети? Почему? -Чьи советы животных не подходят героям? -Почему? - Таким образом, какими ещё способами можно посмотреть на мир по – новому? -Можно ли назвать животных волшебными помощниками героев? - А просто помощниками героев? - Так какова основная мысль этого произведения? Чему учит?
9. Руководство по проведению сравнительного анализа героев при повторном чтении рассказа. Двойной дневник.
Герой рассказа | Совет
| Отношение животных к детям
| Отношение ребят к животным | Белка | Прыгать по верхушк м деревьев | Доброжелательность, отзывчи вость, | Благодар ность за совет, уважение к разным точкам зрения | Заяц | Идти на запах дыма | Отзывчи вость, заботли вость | Благодар ность за совет, уважение к разным точкам зрения | Улитка | Ползти за ней | Отзывчи вость, заботли вость | Благодар ность за совет, уважение к разным точкам зрения | Пчела | Идти следом за пчелами | Доброжелательность, отзывчи вость, заботли вость | Благодар ность за совет, уважение к разным точкам зрения |
10. Руководство формулированием выводов.
11. Руководство работой творческого характера по составлению синквейна (на выбор): Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела
| - выдвигают гипотезы, - прогнозируют содержание произведения, - работа в парах - выполняют чтение с остановками, - рассуждают, отвечая на вопросы, - характеризуют героев произведения. - заполняют сравнительную таблицу, -составляют синквейн (работа в паре, коллективная работа, мозговые атаки, двойной дневник, проверка первоначальных предположений) | Знать: библиографические данные писателя, - лексические значения слов
Уметь: -находить в тексте информацию, -характеризо вать и сравнивать героев произведения с использовании ем художественно-выразительных средств. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с библиографическими данными писателя, определением лексического значения слов - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с текстом - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с текстом Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при работе с текстом, заполнении двойного дневника - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при работе с текстом, заполнении двойного дневника Познавательные УУД:
Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в учебнике и в рабочей тетради при работе с текстом - умение структурировать знания при работе с библиографическими данными писателя, разъяснением лексического значения слов - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с текстом - постановка и формулирование проблем при работе с текстом Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с библиографическими данными писателя, разъяснением лексического значения слов - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при формулировании выводов - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с текстом Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения - учет разных мнений и умение обосновать собственное - умение договариваться, находить общее решение - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности |
3. Рефлек-сия |
1. Подбор упражнений по применению новых знаний, руководство выполнением этих упражнений. Работа по вопросам -К какому литературному жанру относится произведение? - Выделите главных героев произведения.
2. Руководство формулированием выводов по вопросам (1 минуту для обсуждения в паре).. - Какую мысль хотел донести до нас автор? - Определите, какой нравственный вопрос поднимает автор в своем произведении? – Как мы должны относиться к чужому мнению?
3.Работа с пословицами (1 минуту для обсуждения в паре). - Соедините половинки пословиц и объяснить их смысл. Если уважаешь народ, тот и чужую не обидит. Кто свою мать уважает, то и народ тебя будет . уважать. Уважение трудно заработать, того и другие . уважать не будут. Кто сам себя не уважает, но легко потерять.
4. Руководство по оцениванию собственной деятельности. Закончи предложение (на карточках). Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… У меня получилось … Мне захотелось…
5. Инструктаж по вопросам выполнения домашнего задания (дифференцированно): - Подробный пересказ сказки-несказки - Придумать своё продолжение сказки-несказки. |
-выполняют упражнения по применению новых знаний на практике, - включают самостоятельно приобретенные знания в систему уже имеющихся и их применение к решению учебных и жизненных задач. (работа в паре, коллективная работа)
- оценивают собственную деятельности.
(записывают задание, выбирая для себя нужный вариант) (индивидуаль- ная работа) |
Знать: - о различных видах сказок;
Уметь: - работать с деформированными пословицами
|
Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу), - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при работе с понятием «рассказ», с деформированными пословицами - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами - постановка и формулирование проблем Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при выборе домашнего задания по желанию - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выборе домашнего задания по желанию - оценивании своей учебной деятельности. - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при обобщении произведения выявлении глубокого смысла сказки-несказки; оценивании своей учебной деятельности. Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обобщении произведения выявлении глубокого смысла сказки-несказки; оценивании своей учебной деятельности. Коммуникативные УУД: -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при обобщении произведения; оценивании своей учебной деятельности. -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу при оценивании своей учебной деятельности -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при оценивании своей учебной деятельности.
|