Урок литературного чтения по теме "Хитрые грибы", с ТРКМ
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сажина Евгения Эдуардовна

Урок проведен с использование ТРКМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 5.3.9. Конспект урока с ТРКМ

Предмет: Литературное чтение

Раздел: Люблю природу русскую. Осень

Место урока в изучаемой теме: 6 урок

Время реализации урока: 40 минут

Класс: 2«б»

Тема урока: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Цель: Создание условий для формирования культуры  сравнительного анализа стихотворного художественного  и прозаического научного текстов: на основе сходства или различия, через знакомство учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах.

  Задачи урока:

     Образовательные:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

 - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст.

     Развивающие:

- развивать память, речь, внимание, мышление, навыки сравнения, обобщения; развивать творческое воображение; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

  Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью, создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в парах, группах, чувства ответственности к учебному труду.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Формирование УУД:

Познавательные УУД:  умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; умение ориентироваться в учебнике; умение находить вопросы в тексте; умение сравнивать, анализировать,  делать выводы. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение правильно оформлять свои мысли; умение грамотно строить речевые высказывания; умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: умение выражать своё отношение к событиям и героям; умение выражать эмоции.

Оборудование: учебник для второго класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, компьютер, презентация, аудиозапись стихотворения, энциклопедии,  карточки для работы в группе, паре.

Структура и ход урока:

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель: положительный психологический, эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу на уроке

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам!  

Приветствуют учителя

 

2.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

 5 мин)

Цель: активизация знаний, постановка задач урока, планирование работы через беседу

1.Беседа

-Над  каким  разделом учебника  мы с вами работаем?

- Какие произведения мы читали? Назовите.

- С помощью, каких выразительных средств и приёмов поэты, писатели и художники передают нам свои чувства, впечатления, переживания?

2. Загадка о грибах.

- Отгадайте загадку:

Под кустами,

Под листами

Мы попрятались в траву,

Нас в лесу ищите сами

Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

3. Ассоциативная карта (работа в парах)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «грибы»?

- Поработайте в парах. Посоветуйтесь друг с другом, напишите на карточке.

4. Целеполагание

Откройте учебник на с.76-77,

-Что вы здесь видите?

- Подумайте, чему будем учиться на уроке чтения?

Сегодня на уроке мы продолжим сравнение произведений с целью обнаружения сходства или различия.
Постановка проблемы:-    что  объединяет произведения художника и писателя?

- Образуйте группы.  Запишите в левом треугольнике вопрос. Начнем исследовать произведения и  искать ответ.

называют

Они передают нам свои впечатления с помощью пронзительно точных слов, композиции, цветовой гаммы, приёма сравнения, олицетворения, контраста, звукописи,

Высказывают предположения

Отвечают

Дети договариваются и представляют на доске слова

Ставят учебные задачи

-Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы

( техника «фишбоун»)

3.

Изучение нового материала

 (10 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

1. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

- Как называется произведение, которое  нам предстоит исследовать?  Кто автор? Знаком ли он вам?

- Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

- Давайте, узнаем, почему грибы в стихотворении Валентина Дмитриевича Берестова называются  «хитрыми». ( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

а) Первичное восприятие текста

б) Беседа.

- Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

в) Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение, обращая внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятны.

г) Словарная работа

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.

д) Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.

-Какие приемы использует поэт  в стихотворении?

- Прочитайте рифмующиеся слова.

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? Почему грибы «хитрые»?

е) Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

- Какую интонацию выберете для чтения этого стихотворения:

  - бодрую, энергичную, стремительную;

 - спокойную, напевную, медленную;

 - насмешливую, игривую, теплую;

 - задушевную, убаюкивающую

-Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?

-  С какой целью автор написал это стихотворение?

ё) Обобщение: образуйте группы, запишите на «верхних» косточках, с помощью, каких выразительных средств и приёмов поэт передает нам свои чувства, впечатления, переживания?

«Хитрые грибы», В. Берестов

отвечают

презентация

Предположения детей

(аудиозапись)

Ответы детей

Ответы детей

Презентация

Чтение стихотворения

-Я заглядывал под кочки, под берёзовые пни…

-Видно я большой корзиной все грибы перепугал…

-Грибочки

Предположения детей

-Ох и хитрые грибочки!

-Где же спрятались они?

-Где

Ответы детей

Несколько детей читают стихотворения целиком.

Отвечают

Анализируют

Техника «фишбоун»

Образуют группы, записывают и озвучивают

 

Физкультминут

ка (1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Физкультминутка

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки, 
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём

Выполняют движения

Продолжение работы по теме урока(14 мин)

1. Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы - это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с.77

а) Первичное чтение

б) Работа по плану:

- Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать по плану:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?

- Кто является автором этого текста?

- Как называется человек, который пишет научные тексты?

– Что такое энциклопедия?

- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах. Поэтому этот текст называется –научный текст 

- Какие бывают энциклопедии?

 - В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

-Как найти быстро информацию о грибах?

(Учитель демонстрирует энциклопедии.)

-Образуйте группы, на «нижних» косточках напишите признаки научного текста. ( Техника «фишбоун»)

в) прием «Инсерт»

Ребята, а вы всё знаете о грибах?

-А хотите узнать?

-Сейчас вы прочитаете новую информацию о грибах. Будьте внимательны.

Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая – важная (важная- напишем «!», интересная – «+»).

-Сбор грибов называется «тихая охота».
-Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов.
-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу, иначе они уже не вырастут на этом месте.
-Незнакомые грибы брать нельзя. Они могут оказаться ядовитыми.
-Незнакомые грибы не надо сбивать ногами. Ими могут лечиться животные.

-Ребята, а зачем мы отмечали важную и интересную информацию? 

 

Предположения детей

Читает подготовленный ученик

(план в презентации )

-Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

 (вывесить карточку –ученый)

– Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

(карточка - сведения, информация, факты)

 научный текст (карточка)

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях

(Учитель показывает названные издания).

Дети показывают карточки с нужными знаками

Отвечают

4.

Закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Сравнение художественного текста и научного, прием «Фишбоун»

Автор, стихотворение, олицетворение, тема(грибы),чувства, рифма

 Учёный, научный текст, факты, сведения, тема(грибы)

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

-Да, у них одна тема – грибы.

 

-Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

5.

Включение в систему знаний и повторение(2 мин)

Цель: активизация познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

-Какое домашнее задание хотели бы получить?

-Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

- Написать синквейн.

-Нарисовать иллюстрацию к прочитанным произведениям.

Предполагаемые ответы.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2 мин)

Цель: Формирование объективной самооценки результатов деятельности

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.  Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

Урок окончен. Спасибо за работу.

Высказывания детей

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Мастер-класс по ТРКМ младших школьников на уроках литературного чтения

Мастер-класс по использованию приёмов технологии развития критического мышления на уроках чтения на примере произведения В.Осеевой "До первого дождя"...

Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"

Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"...

Урок литературного чтения в 4 классе "М. Пришвин. Лягушонок" с использованием приема ТРКМ (Чтение текста с предвосхищением)

Данный материал учит детей осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, опираясь на глубокий анализ...