Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями В.Д. Берестова; знакомство учащихся с творчеством В. Д. Берестова

Задачи урока:

Дидактические:

 

  1. формировать знания о творчестве В. Д. Берестова;
  2. развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать; 
  2. развивать умения проверять усвоение  изученного материала.

 

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.21

Школа: № 152

Класс:

Урок: 4

Время:16:40-17:20    Кабинет:109

Студентка: Стратулат  Г. В.

Группа: 35

Учитель: Чепуренко Г.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями В.Д. Берестова; знакомство учащихся с творчеством В. Д. Берестова

Задачи урока:

Дидактические:

формировать знанияформирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.

Успенского «Чебурашка»

  1. формирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
  2. Успенского «Чебурашка»
  1. формировать знания о творчестве В. Д. Берестова;
  2. развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать;  
  2. развивать умения проверять усвоение  изученного материала.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте, ребята!Садитесь.

Меня зовут Галина Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом..

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Речевая разминка.

-Для того, чтобы на уроке чтение не вызывало у вас затруднений, давайте проведем речевую разминку.

-Посмотрите, на экране скороговорка «У четырех черепашек четыре черепашонка».

-Какой звук надо произносить четко?

-Сначала читаем медленно, протяжно. (хором)

-Первый ряд, второй ряд, третий ряд

-Теперь читаем в среднем темпе, выразительно.

-Первый ряд, второй ряд, третий ряд (хором)

-Сейчас читаем в быстром темпе.

-Первый ряд, второй ряда, третий ряд (хором)

-Молодцы, ребята!

Читают скороговорку

Ч

Читают скороговорку по заданию учителя

Предметные: уметь четко произносить слова в быстром темпе.

Знать правила работы со скороговорками.

Метапредметные:

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

 Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации.

-Ребята, давайте вспомним над каким разделом мы работаем?

-С какими писателями вы познакомились в этом разделе?

-А с какими произведениями уже знакомы?

-Сегодня мы продолжим работать над разделом  «И в шутку, и всерьез» и познакомимся с новым автором.

-Откройте учебник на странице 151 и скажите мне, с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся.

-Верно.

Отвечают на вопросы.

-И в шутку и в серьез

Б. Заходер, Э. Успенский

«Чебурашка», стихотворения «Если бы я был девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

Предметные: знать пройденный ранее материал. Уметь систематизировать знания, отличать новое от уже изученного

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Презентация.

Песня.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Знакомит обучающихся с автором и его творчеством.

-Посмотрите на экран – это В. Д. Берестов.

-Поднимите руки те, кто уже знаком с этим поэтом?

-А какие произведения автора вы уже читали?

- Как вы считаете, какой характер у этого поэта?

- Сейчас я включу вам видеоролик с биографией В. Д. Берестова. Внимательно посмотрите его. (видеозаись   - биография).

Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 150.

- Посмотрите, что изображено на иллюстрации?

-Они рады видеть друг друга?

-А как вы это поняли?

-Как вы думаете о каком знакомом пойдет речь?

-Ребята, давайте проверим, правильно ли вы догадались.

-Для этого сядьте ровно и послушайте стихотворение (аудиозапись), следите пальчиком в учебнике.

-Ребята мы с вами правильно догадались?

-Сейчас мы прочитаем стихотворение по цепочке для того, чтобы найти доказательство в тексте, что говорится о собаке.

-Найдите в тексте доказательство, что говорится о собаке.

-А в чем заключалась встреча?

-Почему мальчик не смог его удержать?

-Как вы это поняли?

-Ребята, а как вы считаете, какое отношение у мальчика к собаке?

-Да, автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают аудиочтение.

Мальчик и собака

Да

Они улыбаются

О собаке

Да

 

«…-Гав! Гав! – сказал знакомый строго...»

-Он обежал за кошкой

«…Вдруг видим, кошка вдоль забора, как тень на цыпочках прошла»

Доброе

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 Личностны: приниматеь и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Презентация.

Аудиозапись.

Видеозапись.

-Ребята, поднимите руку, кто путешествовал.

-А кто попробует объяснить слово «путешествие»?

-Как называют людей, кто путешествует?

-Давайте узнаем, о каких путешественниках написал Берестов.

-Посмотрите на иллюстрации.

-Кто изображен?

-Как вы думаете, о каких путешественниках идет речь в стихотворении?

-Давайте узнаем, правильно ли мы предположили.

-Для этого нам необходимо прочитать стихотворение.

-Кто хочет прочитать стихотворение для всех?

-Теперь мы можем ответить на вопрос о каких путешественниках идет речь.

-Ребята, а сколько было путешественников?

-Давайте перечислим.

-Чтобы лучше усвоить смысл стихотворения, закройте ушки и прочитайте в полголоса стихотворение.

-А я пройду и послушаю, как вы это делаете.

-Как вы думаете, зачем автор так написал про этих мальчишек, что они не пропадут с запасом сушеных груш?

-Да, ребята, произведения, где есть шутка и смешные моменты называются юмористическими.

-Ребята, а это произведение можно назвать юмористическим?

-Почему?

-Давайте прочитаем это стихотворение так, чтобы было понятно, что оно юмористическое.

-Молодцы, у вас отлично получается.

Путешествие – это поездка куда-либо.

Путешественник – это люди, которые отправляются в путешествие

Мальчики на лыжах

О лыжниках

Читают

О лыжниках

Трое

Рассказывающий, Старков, Красильников

Это шутка

Да

Смешно, когда маленькие мальчики отправляются в лесную глушь на лыжах с сушенными груами

У В.Д. Берестова есть цикл стихотворений «Кто живет в моем портфеле?».

-Одно из стихотворений есть в нашем учебнике на странице 152.

-Как оно называется?

-Как вы думаете, почему так назван цикл?

-Рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Что изображено?

-А сейчас самостоятельно прочитайте стихотворение, чтобы ответить на вопрос «С каким животным сравнивается кисточка?»

-Ребята, почему о кисточке  говорят, что она машет хвостом?

-С кем ее сравнивают?

-Да, автор сделал ее живой и сравнивает с хвостиком кошки.

-А теперь мы с вами будем читать на оценку.

-Критерии оценивания:

1. Выразительность:

А) соблюдение пауз;

Б) логических ударений;

В)Сила голоса

2.Правильное произношение слов

«Кисточка»

Это цикл о предметах находящихся в портфеле, об учебных принадлежностях .

Девочка в окружении игрушек рисует. Около нее лежат краски, карандаши, баночка.

С кошкой

С хвостом кошки

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового материала.

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

-Что-то мы засиделись, предлагаю вам немного подвигаться.

Динамическая пауза

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске –

Руки в боки.

Наклонились влево, вправо…

Получается на славу!

Выполнение задания:

-На ваших парках лежат листочки.

-Ваша задача: соединить точки – буквы «с-е-г-о-д-н-я-в-ы-ш-е-л-я-и-з-д-о-м-а» так, чтобы получилась первая строчка из стихотворения «Знакомый».

-

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы. Знать правила работы со стихотворением

Метапредметные:

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

 Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Презентация.

Учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: работа в парах

Организует выполнение самостоятельной работы:

- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу, по итогу которой каждый получит оценку.

1. Выберите произведения, которые относятся к творчеству Валентина Берестова:

-«В магазине игрушек»

-«Кошкин дом»

-«Кисточка»

-«Знакомый»

2.Перечисли всех героев из произведения «путешественники»

3. С кем сравнивает автор кисточку из стихотворения «Кисточка»?

Выполняют самостоятельную работу:

Ответ: «Кошкин дом», «Кисточка», «Знакомый»

Предметные:

уметь делить текст на части; составлять план; знать содержание частей.

Метапредметные:

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник.

Презентация.

Доска.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Взаимопроверка

Проверка самостоятельной работы

-А теперь давайте проверим правильно ли вы ответили на вопросы, а  заодно и закрепим изученный материал.

Проверка и закрепление изученного материала

 

Метапредметные:

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Посмотрите внимательно на своих одноклассников и назовите имена тех ребят, которые особенно хорошо работали на уроке.

-А что бы вы посоветовали тем ребятам, кто недостаточно хорошо работал?

-Я считаю, что вы все отлично поработали на уроке.

Каждый очень старался.

-Вы большие молодцы!

-Спасибо за урок, досвидания!

Отвечают на вопросы:

-Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка; составление подробного пересказа произведения».

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Раздаточный материал для рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс. М.Зощенко "Великие путешественники"

Данный урок представлен по УМК "Школа России", с описанием формируемых УУД на каждом этапе урока....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В. Берестов "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся с творчеством В.Д.Берестова формирование у учащихся целостного представления об основной идее произведения.Планируемые результатыПредметные:Знат...

Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Г.Б. Остер «Будем знакомы ».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»:предположение о содержании произведения по фамилии авто...

Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: Г.Б. Остер «Будем знакомы» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Г.Б. Остера &la...

Конспект урока литературного чтения по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс

Конспект урока  по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс, литературное чтение...

Технологическая карта урока литературного чтения "Ирония. М.М.Зощенко «Великие путешественники»" (УМК "Школа России", 3 класс)

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания.ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Закрепить у обучающих...