Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями В.Д. Берестова; знакомство учащихся с творчеством В. Д. Берестова
Задачи урока:
Дидактические:
- формировать знания о творчестве В. Д. Берестова;
- развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся.
Развивающие:
- развивать умения выразительно читать;
- развивать умения проверять усвоение изученного материала.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 20.04.21 Школа: № 152 Класс: 2Е Урок: 4 Время:16:40-17:20 Кабинет:109 | Студентка: Стратулат Г. В. Группа: 35 Учитель: Чепуренко Г.А. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями В.Д. Берестова; знакомство учащихся с творчеством В. Д. Берестова
Задачи урока:
Дидактические:
формировать знанияформирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
Успенского «Чебурашка»
- формирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
- Успенского «Чебурашка»
- формировать знания о творчестве В. Д. Берестова;
- развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся.
Развивающие:
- развивать умения выразительно читать;
- развивать умения проверять усвоение изученного материала.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Здравствуйте, ребята!Садитесь. Меня зовут Галина Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Речевая разминка. -Для того, чтобы на уроке чтение не вызывало у вас затруднений, давайте проведем речевую разминку. -Посмотрите, на экране скороговорка «У четырех черепашек четыре черепашонка». -Какой звук надо произносить четко? -Сначала читаем медленно, протяжно. (хором) -Первый ряд, второй ряд, третий ряд -Теперь читаем в среднем темпе, выразительно. -Первый ряд, второй ряд, третий ряд (хором) -Сейчас читаем в быстром темпе. -Первый ряд, второй ряда, третий ряд (хором) -Молодцы, ребята! | Читают скороговорку Ч Читают скороговорку по заданию учителя | Предметные: уметь четко произносить слова в быстром темпе. Знать правила работы со скороговорками. Метапредметные: Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: структурирование знаний. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Проблемный метод: подводящий диалог | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации. -Ребята, давайте вспомним над каким разделом мы работаем? -С какими писателями вы познакомились в этом разделе? -А с какими произведениями уже знакомы? -Сегодня мы продолжим работать над разделом «И в шутку, и всерьез» и познакомимся с новым автором. -Откройте учебник на странице 151 и скажите мне, с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся. -Верно. | Отвечают на вопросы. -И в шутку и в серьез Б. Заходер, Э. Успенский «Чебурашка», стихотворения «Если бы я был девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» | Предметные: знать пройденный ранее материал. Уметь систематизировать знания, отличать новое от уже изученного Метапредметные: П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Презентация. Песня. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Знакомит обучающихся с автором и его творчеством. -Посмотрите на экран – это В. Д. Берестов. -Поднимите руки те, кто уже знаком с этим поэтом? -А какие произведения автора вы уже читали? - Как вы считаете, какой характер у этого поэта? - Сейчас я включу вам видеоролик с биографией В. Д. Берестова. Внимательно посмотрите его. (видеозаись - биография). Работа с учебником -Откройте учебник на странице 150. - Посмотрите, что изображено на иллюстрации? -Они рады видеть друг друга? -А как вы это поняли? -Как вы думаете о каком знакомом пойдет речь? -Ребята, давайте проверим, правильно ли вы догадались. -Для этого сядьте ровно и послушайте стихотворение (аудиозапись), следите пальчиком в учебнике. -Ребята мы с вами правильно догадались? -Сейчас мы прочитаем стихотворение по цепочке для того, чтобы найти доказательство в тексте, что говорится о собаке. -Найдите в тексте доказательство, что говорится о собаке. -А в чем заключалась встреча? -Почему мальчик не смог его удержать? -Как вы это поняли? -Ребята, а как вы считаете, какое отношение у мальчика к собаке? -Да, автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Слушают аудиочтение. Мальчик и собака Да Они улыбаются О собаке Да
«…-Гав! Гав! – сказал знакомый строго...» -Он обежал за кошкой «…Вдруг видим, кошка вдоль забора, как тень на цыпочках прошла» Доброе | Метапредметные: П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Личностны: приниматеь и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Презентация. Аудиозапись. Видеозапись. | |
-Ребята, поднимите руку, кто путешествовал. -А кто попробует объяснить слово «путешествие»? -Как называют людей, кто путешествует? -Давайте узнаем, о каких путешественниках написал Берестов. -Посмотрите на иллюстрации. -Кто изображен? -Как вы думаете, о каких путешественниках идет речь в стихотворении? -Давайте узнаем, правильно ли мы предположили. -Для этого нам необходимо прочитать стихотворение. -Кто хочет прочитать стихотворение для всех? -Теперь мы можем ответить на вопрос о каких путешественниках идет речь. -Ребята, а сколько было путешественников? -Давайте перечислим. -Чтобы лучше усвоить смысл стихотворения, закройте ушки и прочитайте в полголоса стихотворение. -А я пройду и послушаю, как вы это делаете. -Как вы думаете, зачем автор так написал про этих мальчишек, что они не пропадут с запасом сушеных груш? -Да, ребята, произведения, где есть шутка и смешные моменты называются юмористическими. -Ребята, а это произведение можно назвать юмористическим? -Почему? -Давайте прочитаем это стихотворение так, чтобы было понятно, что оно юмористическое. -Молодцы, у вас отлично получается. | Путешествие – это поездка куда-либо. Путешественник – это люди, которые отправляются в путешествие Мальчики на лыжах О лыжниках Читают О лыжниках Трое Рассказывающий, Старков, Красильников Это шутка Да Смешно, когда маленькие мальчики отправляются в лесную глушь на лыжах с сушенными груами | ||||||
У В.Д. Берестова есть цикл стихотворений «Кто живет в моем портфеле?». -Одно из стихотворений есть в нашем учебнике на странице 152. -Как оно называется? -Как вы думаете, почему так назван цикл? -Рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Что изображено? -А сейчас самостоятельно прочитайте стихотворение, чтобы ответить на вопрос «С каким животным сравнивается кисточка?» -Ребята, почему о кисточке говорят, что она машет хвостом? -С кем ее сравнивают? -Да, автор сделал ее живой и сравнивает с хвостиком кошки. -А теперь мы с вами будем читать на оценку. -Критерии оценивания: 1. Выразительность: А) соблюдение пауз; Б) логических ударений; В)Сила голоса 2.Правильное произношение слов | «Кисточка» Это цикл о предметах находящихся в портфеле, об учебных принадлежностях . Девочка в окружении игрушек рисует. Около нее лежат краски, карандаши, баночка. С кошкой С хвостом кошки | ||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового материала. | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа | -Что-то мы засиделись, предлагаю вам немного подвигаться. Динамическая пауза Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске – Руки в боки. Наклонились влево, вправо… Получается на славу! Выполнение задания: -На ваших парках лежат листочки. -Ваша задача: соединить точки – буквы «с-е-г-о-д-н-я-в-ы-ш-е-л-я-и-з-д-о-м-а» так, чтобы получилась первая строчка из стихотворения «Знакомый». | - | Предметные: уметь отвечать на поставленные вопросы. Знать правила работы со стихотворением Метапредметные: К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Презентация. Учебник. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная Практический метод: работа в парах | Организует выполнение самостоятельной работы: - Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу, по итогу которой каждый получит оценку. 1. Выберите произведения, которые относятся к творчеству Валентина Берестова: -«В магазине игрушек» -«Кошкин дом» -«Кисточка» -«Знакомый» 2.Перечисли всех героев из произведения «путешественники» 3. С кем сравнивает автор кисточку из стихотворения «Кисточка»? | Выполняют самостоятельную работу: Ответ: «Кошкин дом», «Кисточка», «Знакомый» | Предметные: уметь делить текст на части; составлять план; знать содержание частей. Метапредметные: Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Учебник. Презентация. Доска. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Форма: фронтальная, индивидуальная Взаимопроверка | Проверка самостоятельной работы -А теперь давайте проверим правильно ли вы ответили на вопросы, а заодно и закрепим изученный материал. Проверка и закрепление изученного материала |
| Метапредметные: К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Оценивает деятельность учащихся на уроке: -Посмотрите внимательно на своих одноклассников и назовите имена тех ребят, которые особенно хорошо работали на уроке. -А что бы вы посоветовали тем ребятам, кто недостаточно хорошо работал? -Я считаю, что вы все отлично поработали на уроке. Каждый очень старался. -Вы большие молодцы! -Спасибо за урок, досвидания! | Отвечают на вопросы: -Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка; составление подробного пересказа произведения». | Предметные: уметь грамотно построить свою речь Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Раздаточный материал для рефлексии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс. М.Зощенко "Великие путешественники"
Данный урок представлен по УМК "Школа России", с описанием формируемых УУД на каждом этапе урока....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В. Берестов "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся с творчеством В.Д.Берестова формирование у учащихся целостного представления об основной идее произведения.Планируемые результатыПредметные:Знат...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Г.Б. Остер «Будем знакомы ».(УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»:предположение о содержании произведения по фамилии авто...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: Г.Б. Остер «Будем знакомы» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Г.Б. Остера &la...
Конспект урока литературного чтения по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс
Конспект урока по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс, литературное чтение...
Технологическая карта урока литературного чтения "Ирония. М.М.Зощенко «Великие путешественники»" (УМК "Школа России", 3 класс)
ТИП УРОКА: «открытие» нового знания.ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Закрепить у обучающих...