Технологическая карта урока литературного чтения "Весна, весна! И все ей радо!", УМК "Перспектива" (2 класс, 2 часть)
план-конспект урока по чтению

Ворожева Ларина Виллуровна

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с биографическими сведениями Фёдора Ивановича Тютчева и содержанием стихотворения «Зима недаром злится».

2. Учить анализировать (определять основную мысль, жанровые особенности, главных героев) стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Предметные:

1.  Знать биографические сведения Фёдора Ивановича Тютчева и содержание стихотворения «Зима недаром злится».

2. Уметь анализировать (определять основную мысль, жанровые особенности, главных героев) стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Развивающие:

1. Развивать речь через устные и письменные ответы обучающихся.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

Личностные:

1. Выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета и правил общения.

2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к литературному чтению, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к уроку литературного чтения.

2. Формировать навыки сотрудничества в парах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТКУ 76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 03.03.2023

Школа: МАОУ Академический лицей №95

Класс: 2-1

Урок: 4

Время: 10:35 – 11:15 Кабинет: 223

Студент: Шарипова Ларина Виллуровна

Группа: 33

Учитель: Новикова Елена Андреевна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока: «Весна, весна! И все ей радо!»»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с биографическими сведениями Фёдора Ивановича Тютчева и содержанием стихотворения «Зима недаром злится».

2. Учить анализировать (определять основную мысль, жанровые особенности, главных героев) стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Предметные:

1.  Знать биографические сведения Фёдора Ивановича Тютчева и содержание стихотворения «Зима недаром злится».

2. Уметь анализировать (определять основную мысль, жанровые особенности, главных героев) стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Развивающие:

1. Развивать речь через устные и письменные ответы обучающихся.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

Личностные:

1. Выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета и правил общения.

2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к литературному чтению, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к уроку литературного чтения.

2. Формировать навыки сотрудничества в парах.

УМК: УМК «Перспектива» Литературное чтение, учебник 2 часть: 2 класс. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Приветсвует учащихся.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ларина Виллуровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Можете тихо садиться.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Проверьте есть ли на ваших партах учебники, пеналы и дневники. Поднимите большой палец вверх, если вы готовы.

3. Создание эмоционального настроя.

- Для сегодняшнего урока я предлагаю вам такой девиз «Мало уметь читать, надо уметь думать». Как вы его понимаете? Отвечаем по поднятой руке.

- Верно! Я уверена, что мы последуем этому девизу и наш урок пройдет интересно и продуктивно.

- У каждого из вас на парте лежит лист. Достаньте его и положите перед собой. Это лист самооценивания. Чтобы нам поработать продуктивно, мы будем его использовать. Возвращаться к листу самооценивания мы будем на протяжении урока.

1.Приветсвуют учителя.

2.Проверяют готовность к уроку.

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь.

УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, конкретно и аргументированно высказывать своё мнение

Учебная презентация

Актуализация знаний и  мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: шифр

Внешний контроль

1.Организует актуализацию знаний

-Послушайте стихотворение и помогите мне его закончить:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла…

-Итак, ребята, как вы думаете, какое слово пропущено?

-Что в стихотворении говориться о весне?

1.Актуализируют знания. Отвечают на вопросы учителя.

-Весна.

Ответы обучающихся.

УУКД:

Конструировать утверждения, проверять их истинность.

УУПД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса литературного чтения.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы, цели и плана урока.

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите на доску и попробуйте расшифровать название раздела.

(на доске шифр) 

!ОДАР ЙЕ ЕСВ И!АНСЕВ,АНСЕВ

-Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?

-Предположите, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

-Определите тему и цель нашего урока.

1. Формулируют тему

-О весне.

-Весна, весна! И всё ей радо!

-Все рады приходу весны.

2. Формулируют цели

-Тема: Весна, весна! И всё ей радо!

Цель: познакомиться с произведениями о весне.

УУПД:                   строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Учебная презентация

«Открытие» детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

П

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

 Изучение нового материала.

- Вот и подошло к концу самое суровое время года. Прошел последний зимний месяц – февраль. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе.

-Откройте свои учебники на стр. 50.Давайте прочитаем диалог Ани и Вани.

-Что вы узнали из этого разговора?

-Чем стихи отличаются от прозы?

-Прочитайте,что нам говорит профессор Самоваров.

-Что вы узнали из этого разговора?

-С какими определениями мы будем работать на уроках при изучении этого раздела?

-посмотрите на доску. Что здесь написано:

ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ?

-Что вы знаете о поэте Ф.Тютчеве?

Федор Иванович Тютчев- человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.

- Мы сейчас познакомимся с стихотворением, для начала прочитаете вы его сами, но после того, как вы его прочтете ответите мне на вопрос, который звучит следующим образом : «кто является главными героями этого стихотворения»? Стихотворение называется «Зима недаром злится…» Приступаем к работе.

1.Отвечают на поставленные вопросы.

Дети читаю диалог.

(Самое главное в стихотворение -это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывает такие,  в которых нет рифмы. Но такие стихи не менее ритмичны и красивы, чем первые, ведь главное в этих стихах настроение. )

-Рифмой, ритмом,образными словами.

(в стихотворениях важна рифма. В некоторых стихотворениях нет рифмы, но они не менее красивы)

-Олицетворение, воображение.

-Федор Иванович Тютчев

Предположения детей.

УУПД:  

Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУРД:

Согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации

Учебная презентация

Первичное закрепление (4-5  мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

П

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: упражнения

Внешний контроль

- Так кто же является главными героями этого стихотворения?

- «Зима не даром злится...».Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

-Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Что происходит между героями в стихотворении?

-Кто прав?

-Кто должен отступить?

-Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль? 

-В природе нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. 

 Словарная работа.

-Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения.

 Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по-другому? Если да, то исправьте свои ошибки.

Первичный анализ.

-Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?

-Посмотрите, как Тютчев называет Зиму?

-А Весну?

-А на самом деле Весна и Зима живые существа?

Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение.

Давайте прочитаем что оно означает.

Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки.

-Высказывания детей.

-Зима и Весна борятся за власть на Земле.

-Весна.

-Кто должен отступить?

-Да, подходит, так как февраль последний месяц зимы.

-Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди

-Ведьма злая.

-Прекрасное дитя.

-Нет.

Выполняют задание учителя.

УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, конкретно и аргументированно высказывать своё мнение

УУПД:

 Находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию

УУРД:

Осуществлять контроль процесса своей деятельности,

мобилизовать силы и энергию

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф

И

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: упражнения

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Самоконтроль

 Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой.

- Ребята, сейчас поработаем в парах.

- Откройте текст стихотворения. Сейчас вам нужно будет прочитать его друг другу в полголоса. Первыми читают те, кто сидит на 1 варианте. Затем 2 вариант.

- Помните, что читать нужно выразительно, не торопясь. Постарайтесь не отвлекать соседа по парте при чтении текста.

- Приступайте к чтению.

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой.

УУРД:       Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины

УУПД: Читать, интерпретировать графически представленную информацию

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Г

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: задания

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует проверку выразительного чтения.

- Прошу прочитать выразительно…(опрос нескольких учеников).

- Кому лучше удалось передать настроение автора?

- Чье прочтение стало более выразительным и точным?

- Почему вы так считаете?

-Спасибо, ваша оценка …

Выполняют задание учителя.

УУПД:       Читать, интерпретировать графически представленную информацию

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

И

Самоконтроль

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?

-С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

- Что было для вас особенно интересно? 

-Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе?

Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежать листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске.

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

-Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе.

-Стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..»

-Ответы детей.

-Чтобы представить  картины которые возникают при чтении прозы и поэзии.

УУРД:        Оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осоз...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 2 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Тип урока: открытия “нового” знанияЦель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном вр...

технологическая карта урока Литературного чтения «Весна, весна и все ей радо!(Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…») 2 класс УМК Школа России

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения  Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», умение анализировать художественный текс...