Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 а
Тема урока: «А.П. Платонов «Еще мама»
Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.
Предметные:
учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.
Личностные:
прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;
использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ddd-11-03.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 а
Тема урока: «А.П. Платонов «Еще мама»
Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.
Предметные:
учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.
Личностные:
прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;
использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: хоровое чтение речевая разминка Наглядн: работа со слайдом Словесн.: объяснение устойчивых выражений | 8.30-8.31 8.31-8.35 8.35-8.40 | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама». — Понравился ли вам рассказ? __Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа. __ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал? __Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? (Читает доклад ребёнок) Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь. Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна. Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама». — Почему рассказ называется «Ещё мама»? (Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям) __Теперь переходим непосредственно к рассказу. — Какое главное событие изображает писатель в рассказе? (Артём впервые пошёл в школу). — Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу) __ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу. __Почему мама со всем соглашается? (она любит сына) __Сколько лиц участвует в данном диалоге? | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать с разной интонацией и темпом; Читать и объяснять устойчивые выражения; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; |
2. | Постановка учебных задач Словесн.: составление слов | 8.40-8.45 | Так почему же Артём не хочет идти в школу? (Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну). Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери? (Он любит её и считает, что мама без него заскучает) Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения. (Любовь мальчика к матери) А как повела себя мама, когда прошло лето? (Взяла сына за руку и повела в школу) __Почему Артём не стал противиться? ( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода) — С какой целью Артём говорит с матерью о смерти? __Какой наказ дала мама Артёму? (чтение эпизода по ролям) — Кого встречает Артём по дороге в школу? (Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма) __Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице. __ Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? (Он переживал за маму) — Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой? (Он не понимал, что они говорили) — Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму? (Найдём ответ в тексте) __Прочитаем описание учительницы. __С кем сравнивает автор Аполлинарию Николаевну? __Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним хотела в игру) __А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой) — О чём думает Артём на уроке? (Найдём ответ в тексте) __ Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый, любящий —Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница Артёму после уроков? __Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание, сострадание) __Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой. | Составлять слова; Определять тему урока; Ставить цели урока; | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, |
Физминутка | 8.45-8.46 | - Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём: Рано утром, на полянке, Именно этот писатель является автором текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Сергей Михалков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970г.), трёх Сталинских премий второй степени (1941,1942, 1950г.) и Государственной премии СССР (1978г.), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного. Всего Сергей Владимирович Михалков имел более 20 орденов и медалей. В 1999 г. астрономами открыта новая малая планета Солнечной Системы и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова 27 августа 2009г. С. В. Михалков ушел из жизни. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. | Выполнять движения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | |
3. | Решение частных задач. Практич.: чтение учителем Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | 8.46-9.05 9.05.-9.10 | — Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы) __Почему рассказ называется «Еще мама»? (Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму) Самостоятельное составление плана рассказа. 1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.) 2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске) — В чём заключается смысл названия рассказа? (Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям) __Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою? __За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались? __Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают? __А когда нет? __У кого появилось желание представить продолжение рассказа? | Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | 9.10-9.15 | Перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама», подготовить пересказ отрывка, который сильней всего взволновал. Или придумать продолжение. Выполнить рисунок (по желанию) | Подводить итог урока; Записывать домашнее задание; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Ещё мама"" (УМК Школа России, 3 класс )
Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний представлений учащихся о произведении А.П. Платонова ...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама \'».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама&ra...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама 2\'».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Еще мама»; создание услови...
Технологическая карта урока литературного чтения А. П. Платонов «Ещё мама» (1 ч.) (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; формирование умения ана...
Технологическая карта урока литературного чтения А. П. Платонов «Ещё мама» (2 ч.) (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции над произведением А. П. Платонова «Ещё мама»; формирование умения анализировать те...