Становление ребёнка-читателя в современном информационном обществе через использование электронного читательского дневника
статья по чтению
Данная статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности в современном обществе. Автором рассмотрены возможности использования электронного читательского дневника в вопросе становления ребенка – читателя в современном обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 1.1.9. Статья
Становление ребёнка-читателя в современном информационном обществе через использование электронного читательского дневника
Сажина Евгения Эдуардовна,
МКОУ «НОШ № 3»,
г. Балей, Россия.
Данная статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности в современном обществе. Автором рассмотрены возможности использования электронного читательского дневника в вопросе становления ребенка – читателя в современном обществе.
Ключевые слова: читательская компетентность, информатизация, электронный читательский дневник.
Becoming a child reader in the modern information society through the use of an electronic reader diary
Sazhina Evgenia Eduardovna,
MКOU "NOSH№3",
Baley, Russia.
This article is devoted to the problem of the formation of reading competence in modern society. The author considers the possibilities of using an electronic reading diary in the issue of becoming a child reader in modern society.
Keywords: reading competence, informatization, electronic reading diary
Приоритетная задача уроков литературного чтения в начальной школе – формирование читательской компетентности. Объективными показателями сформированной читательской компетентности у младших школьников являются: техника чтения; приемы понимания прочитанного; знания книг и умения их самостоятельно выбирать; интерес к чтению как средстве познания мира и самого себя.
Авторами комплекта «ПНШ», по которому я работаю, определены основные направления по формированию читательской компетенции через использование читательского дневника. Разработан «Читательский дневник» с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к предмету литературное чтение. При создании читательского дневника был проведен анализ программного содержания по литературному чтению, учтены основные названия программных разделов.
Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта к формированию познавательных УУД (из раздела «Моделирование как универсальное учебное действие») – умение обучающихся работать со знаково-символической системой. УМК «Перспективная начальная школа» имеет свою единую знаково- символическую систему условных обозначений. Это также было учтено при создании структуры читательского дневника.
В последние годы наблюдается резкое падение интереса детей к книге и чтению, происходит обеднение их интеллектуальной и эмоциональной сфер развития, снижается способность к самостоятельному отбору и осмыслению информации.
Кроме того, 21 век – век информационных технологий. Стремительное развитие новых технологий, формирование единого информационного пространства, потребности так называемого «цифрового» поколения диктуют необходимость развития новых способов и методов продвижения чтения, одним из которых является создание электронного читательского дневника.
Что такое электронный читательский дневник?
Электронный читательский дневник – это новая форма увлекательного процесса работы над рукописным читательским дневником, который воплощается в новом виде.
Электронный читательский дневник – это впечатления от прочитанных книг в новом формате, более интересном для современного книголюба, который позволяет оформить свои читательские предпочтения ярко, красиво, разнообразно.
С какой целью создан электронный читательский дневник?
Электронный читательский дневник создан с целью приобщение детей к чтению через внедрение современных информационных технологий.
Что дает создание современного читательского дневника младшему школьнику?
Прежде всего, развитие информационной грамотности, воспитание информационной культуры учащихся. Возможность участия в совместной исследовательской и творческой деятельности. Формируются умения самостоятельного отбора информации. Расширяется кругозор, совершенствуется речь. Самое главное, на мой взгляд, активизируется домашнее чтения в семье. Развивается читательское творчество. Ребёнок создаёт коллекцию своего творчества.
Какова структура дневника?
Структура дневника состоит из 7 основных разделов:
1. Раздел
Дата начала и окончания чтения
Укажи число (числа) и месяц.
Дата начала чтения
Дата окончания чтения
2. Раздел
Имя и фамилия автора
Не забудь, что имя и фамилия пишутся с большой буквы.
3.Раздел
Название произведения
Не забудь, что название пишется в кавычках с большой буквы.
4. Раздел
Герои
Назови героев произведения.
Можешь указать только главных героев.
5. Раздел
. О чём рассказывает произведение. Напиши коротко.
Продолжи высказывание:
Это история о том, как
6. Раздел
Мое отношение к прочитанному.
О чем тебе было особенно интересно читать?
Что тебе понравилось в поступках и характерах героев?
Продолжи высказывания (или только одно из них):
Мне было особенно интересно читать про (о)
Мне понравилось, что (как)
7. Раздел
Иллюстрация к произведению
Если хочешь, нарисуй иллюстрацию к прочитанной истории.
Можешь нарисовать одного из героев. А можешь изобразить какой-то интересный момент из текста.
Разделы 8-10 являются дополнительными. И используются в 3-4 классах.
Кроме того, электронный читательский дневник, можно распечатать т. к. авторами «ПНШ» создана версия для распечатывания.
Каковы результаты использования электронных читательских дневников?
По окончанию начальной школы, среди обучающихся, был проведен опрос на тему: «Чем мне интересен электронный читательский дневник?»
Вот какими были мнения школьников:
Мне ну просто очень понравилось создавать электронный читательский дневник. Это совершенно новая интересная для меня работа.
При работе над дневником я ещё раз вспомнила содержание книги, переосмыслила её и мне ещё больше понравились её благородные герои.
Электронная форма ведения читательского дневника - это интересно, учишься новому!
Работая над созданием электронного читательского дневника, я много чего узнала о произведении, героях и авторе.
Я научилась работать с компьютером. Мне очень понравилось работать над электронным читательским дневником.
Электронный читательский дневник помог мне лучше понять книгу.
Я научилась анализировать книгу, лучше поняла смысл книги, узнала много нового об авторе и героях рассказа.
Подводя итог, могу сказать, что идея организации систематической работы над электронным читательским дневником с использованием современных технологий может стать одним из эффективных направлений работы школы в формировании интереса младших школьников к книге и чтению.
Новый подход для привычной работы... Осваивая новое, электронный читательский дневник - становится для школьников не только навигатором в мире книг, но и в мире информационных технологий.
Список литературы
1. Чуракова Р.Г. Основная образовательная программа начального общего образования «Перспективная начальная школа» Начальная школа / - Москва: Академкнига/Учебник, 2015 г., 155с.
2. Чуракова Р.Г., Чуракова Н.А., Захарова О.А., Соломатин А.М. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа». – Москва: Академкнига/Учебник, 2012. – 80с.
3. http://www.akademkniga.ru (дата обращения 02-10.10.2019г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/13/picture-96199.jpg)
проект "Мой электронный читательский дневник"
Используя информационные технологии в наше время дети имеют возможность создать свой электронный читательский дневник. Электронный читательский дневник является одним из возможных вариантов совместной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296534-1379197501.jpg)
Инструкция по использованию электронного дневника.
Инструкция по использованию электронного дневника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-485441-1413472224.jpg)
Творческая работа «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в моем образовательном учреждении, создание единой информационно-образовательной среды школы»
Творческая работа для участия в краевом этапе "Учитель года-2015"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-733988-1452441564.jpg)
Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО
Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО - выступление на ШМО начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-1134841-1554642939.jpg)
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ОПК"
Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения являются своего рода инструментами, путями решения, мини-лабора...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/07/picture-1043450-1567856420.jpg)
Методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия «Природа, человек, общество» в реализации рабочей программы по окружающему миру
Методические рекомендации содержат подробную информацию по использованию ЭУП "Природа , человек, общество" при изучении окружающего мира во 2-4 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/19/picture-985345-1713542408.jpg)
Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов
Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов...