Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ОПК"
статья по орксэ

Тур Татьяна Григорьевна

Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения являются своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке. Внедрение информационных образовательных  ресурсов  является одним из направлений в моей педагогической практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_eor_na_urokah_opk.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ОПК

Тур Т.Г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

ст. Северская, Краснодарский край

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории, практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям, что способствует гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

  Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения являются своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке. Внедрение информационных образовательных  ресурсов  является одним из направлений в моей педагогической практике.

Урок с применением  ЭОР во многом отличается от стандартного урока.
К примеру, подача новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой она проводится на традиционном уроке. Получение учащимся новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР, работе с информационными ресурсами: Интернетом,  словарями, энциклопедиями и т. д.

  Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы?

  • Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств  программного, информационного, технического  и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

  Для меня  использование электронных ресурсов, во-первых, значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает  творческое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.

           Применение ЭОР получило широкое распространение и на уроках ОПК.

          Я работаю по предмету ОПК уже несколько лет.

          Курс  ориентирован на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к  развитию представлений о культурах и  мировоззрениях различных народов.

Курс «Основы православной культуры» включает в себя книгу для родителей, учебник и электронное приложение, книгу для учителя по курсу.

Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников.

          Использование  мною ЭОР на уроках ОПК  можно представить схемой:

Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:

- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).

- Контроль за умениями, навыками учащихся.

- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

  На уроках применяю электронные образовательные ресурсы в разных формах:

Во-первых, это сопровождение объяснения материала презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

  Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств.

  В основном это направление основано на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достичь мне на уроках?

- Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путём участия ребёнка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций – опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

- Визуализация учебного материала;

- Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;

- Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

- Разнообразие форм предоставления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

- Стимулирование воображения школьников;

- Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Не единожды использовала я в практике посещение виртуального музея.  Для этого использовала сайт Государственного музея истории религии - http://www.gmir.ru/expo/obzor/.  Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приёмами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

          Использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет.

Наиболее часто используемые в работе сайты:

1) Основы православной веры в презентациях

       http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/1

2) Покров форум

      http://www.pokrov-forum.ru/library/uchebniki/Akur-OPK/

3) Методическое обеспечение уроков ОПК  
   
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/1

        Подводя итог, можно сказать, что электронные образовательные ресурсы можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность. 

         Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам ОРКСЭ;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Уроки с использованием ком...

Электронный образовательный ресурс к уроку математики по теме "Высказывания истинные и ложные. Высказывания с частицами «не», «неверно, что…».

Электронная презентация к уроку математики по теме "Высказывания истинные и ложные. Высказывания с частицами "не", "неверно, что..."....

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Электронный образовательный ресурс. Конспект урока Развитие зрительного внимания и скорости мышления на уроках по математике 2 класс

В этом материале собраны некоторые задания для развития концентрации внимания школьников младшего возраста....