Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО
материал на тему

Доронина Марина Юрьевна

Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО - выступление на ШМО начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО

21 век нередко называют информационной эпохой. На мой взгляд, народная мудрость: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» очень точно отражает суть происходящих в современном мире процессов.В эпоху, когда информация быстро устаревает, когда для полного ее обновления требуется менее двух лет, человеку, который хочет быть в курсе происходящих событий, всегда «держать руку на пульсе времени» необходимо уметь быстро перестроиться и быть открытым для новых знаний.

Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни, формирование «компетентности к обновлению компетенций».

Школа, как социальный институт, призванный реализовывать цели образовательной политики государства, должна научить ребенка учиться, сформировать в нем внутреннюю потребность к саморазвитию, самообразованию.

Как это сделать? Ведь дети, которые приходят в школу, очень разные. Как сделать процесс обучения интересным для каждого ребенка, как вызвать и закрепить в нем потребность к процессу познания? Как сделать так, чтобы ребенок «не испугался» того объёма информации, которой он еще не знает, но должен узнать? Как сделать так, чтобы процесс получения знаний не был здоровье затратным? Вопросов «как сделать так, чтобы...» много, а каковы же ответы?

Задачи:

Формировать умение работать с разнообразными источниками информации;

Развивать личность обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

Воспитывать толерантность и эмпатию – понимание и принятие чувств, мыслей, переживаний других людей.

В основе  системы работы по формированию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через использование методик КСО лежат следующие принципы:

Принцип системности – соответствие содержания, принципов и форм деятельности поставленным целям;

Принцип комплексности – использование целого комплекса методик и приемов при организации деятельности обучающихся;

Принцип индивидуальности – учет индивидуально-типологических особенностей учеников при организации деятельности;

Принцип личностно-ориентированности – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (мотивацию, ценностные ориентиры, Я-концепцию);

Принцип позитивности – позитивная ориентация работы (указывать на то, чего сумел добиться ребенок, а не на то, что у него «западает»);

Принцип гуманистичности – ребенок не пассивный объект воздействия, а активный субъект, вера в способность обучающихся сделать правильный выбор;

Принцип системно-деятельностной организации воспитательно-образовательного процесса – организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Формирование качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через использование методик КСО осуществляется  по следующим направлениям:

Организация работы на уроках  с использованием методик КСО;

Применение методик КСО при организации внеурочной деятельности;

Участие в работе организационно-деятельностных игр;

Применение методик КСО в работе с родителями обучающихся.

В целом же хотелось бы отметить, что для работы в малых группах, можно предлагать ребятам задания различного типа:

обсуждение вопросов по содержанию почитанного;

лексическую работу;

речевую и цитатную характеристику героев;

выявление литературно-художественных особенностей текста.

Работа в малых группах позволяет выстраивать на уроке содержательную коммуникацию, обеспечивает эффективное взаимообучение и проверку сформированности универсальных учебных действий.

Во внеурочной деятельности я тоже применяю методики КСО и считаю, что они «работают» здесь не менее эффективно, чем в урочной деятельности. Так, на мой взгляд, работа в парах сменного состава и в сводных отрядах позволяет вовлечь в обсуждение актуальных проблем, волнующих коллектив, всех ребят. Ни у кого из участников нет возможности «отсидеться». Наиболее эффективны они при обсуждении, вопросов нравственных норм и моральных ценностей. Так, например, у нас проходят классные часы:

Как ты понимаешь дружбу?

Лидер. Кто он?

Вверх по лестнице успеха! (профориентационный классный час) и другие.

В заключение хотелось бы сказать о преимуществах использования методик КСО.

Методики КСО носят общепредметный характер, то есть реализуются на любом предметном содержании;

В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления, понимания смысла полученной информации;

Развивается память, монологическая и диалогическая речь, актуализируется предшествующий опыт и знания детей;

Совершенствуется умение слушать и слышать партнера, культура постановки вопросов;

Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результат коллективного труда;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;

Обсуждение информации в ПСС обеспечивает более прочное и качественное усвоение знаний.

Методики КСО позволяют познакомиться с большим массивом информации за относительно короткий промежуток времени;

Комфортный микроклимат, создаваемый на уроке с использованием методик КСО, способствует качественному усвоению знаний и сохранению здоровья обучающихся;

Использование методик КСО делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития качеств личности обучающихся

Мониторинг развития качеств личности обучающихся...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Развитие мышления младших школьников на уроках математики через использование активных форм работы

Работа о системе активных методов обучения, направленных на развитие мышления младших школьников на уроках математики...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Воспитание духовно-нравственных качеств личности у детей с ОВЗ на основе народного творчества.

Необходимость обращения к духовному наследию русского народа. Народная культура - комфортная среда для развития детей с ОВЗ. Из опыта работы по данной теме....