И. А. Крылов «Чиж и Голубь».
план-конспект урока по чтению
Предварительный просмотр:
Артамонова Светлана Викторовна
МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
Предмет:Литературное чтение
Тема урока: И. А. Крылов «Чиж и Голубь».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока:Учить определять главную мысль басни И. А. Крылов «Чиж и Голубь».
Целевые установки урока:
Предметные:Учатся работать с текстом. Читать выразительно по ролям.
Метапредметные:
Личностные: | Проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности . | ||
Познавательные: | Формирование умениеопределять жанр произведения, мораль басни. | ||
Регулятивные: | Формирование умения ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Выполнять самоконтроль; выполнять учебное действие в соответствии с заданием; | ||
Коммуникативные: | Принимать участие в работе парами. Выражать свою точку зрения. Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Этапы урока | Задача – результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые на каждом этапе |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной готовности; формирование положительной мотивации к учению. | Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. Всем ,всем ,доброе утро! Желаю вам я не лениться И активно всем трудиться Руки смело поднимайте, На вопросы отвечайте! | Самоконтроль готовности. | -осознанное построение речевого высказывания в устной форме; |
Проверка д/з | проверить уровень выполнения домашнего задания | А) - О каком великом писателе мы говорили на прошлом уроке? -Что вы узнали о нём на прошлом уроке? -По какому литературному жанру он работал? -Кк называются люди, которые пишут басни? -Что такое басня? -Чему учат басни? Б) Работа в парах. Соединить мораль и название басни. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. «Ларчик» Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Волк на псарне» | Дети отвечают, остальные корректируют ответы одноклассников, если с чем-то не согласны. | - проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественных произведений осознанное --построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - пользоваться приёмами анализа текста; |
А ларчик просто открывался. «Зеркало и Обезьяна» Ты сер, а я, приятель, сед , и волчью вашу я давно натуру знаю. «Квартет» - Кто выполнил это задание без ошибок? | ||||
Подготовка к восприятию произведения | -актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучениявыразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока; способствовать принятию целей урока, готовности к чтению и обсуждению текста | - Прочитайте две скороговорки. Чижиха говорит чижу: «Слетай с чижатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера.» Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке. -Прочитайте тихо, медленно. - Прочитайте быстро. - О каких птицах идёт речь? - Как вы думаете, как будет называться басня? -Что отражено в заголовке тема или главная мысль? - Что мы можем узнать из названия басни? -Давайте послушаем сообщения об этих птицах? ЧИЖ — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, весит 12—14 г. Общая окраска зеленовато-жёлтого или оливково-зелёного цвета. Клюв серый. ́ Летом живёт парами; к осени собирается в более или менее значительные стаи. Осенний пролёт чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в средней, но даже в северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена берёзы и ольхи. ГОЛУБЬ — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби . Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались. | По названию произведения определение тематической и эмоциональной направленности текста; определение под руководством учителя задач чтения. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обосновывать своё мнение; |
Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, принадлежат к ловким и выносливым птицам. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т.п. - Почему в басне слова Чиж и Голубь написаны с заглавной буквы? - Прочитайте отрывок из рассказа И. Дика «Красные яблоки» и предположите о чём эта басня? Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного, асфальта, они становились похожими на годовалых детей — начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг… хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. | ||||
Первичное восприятие басни | Первичное прочтение басни. | Грамзапись басни «Чиж и Голубь». -Прежде, чем её прочитать, послушайте чтение басни. -Совпало ли наше предположение? -Какие чувства вызвала у вас басня? | Слушание, самостоятельное чтение. Соотнесение своих высказанных предположений с прочитанным произведением. | строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться |
Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи; перечитывание текста с целью решения проблемной задачи; беседа по содержанию произведения; решение проблемной задачи. | Чтение басни самостоятельно. -При чтении отмечайте для себя непонятные слова. Словарная работа. Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями. Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался. Западня – ловушка для ловли птиц и животных. Силок - петля для ловли птиц и мелких животных. Ручаюсь - отвечаю за свои слова. Составление схемы. -Кто герои басни? -Какая беда случилась с Чижом? -Как вёл себя Чиж? -Как вёл себя молодой голубь? -Помог Голубь Чижу? -Что тогда случилось? -На чьей стороне автор? -Найдите слова, которые подтверждают, что автор сочувствует Чижу? -Давайте попробуем составить портрет литературного героя – Голубя. -Выберите те качества характера, которые подходят Голубю? | -строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания. - антиципация; поиск и выделение необходимой познавательной информации; произведению, находить на них ответы в тексте; - развитие умения работать с различными источниками информации; - строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; - эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; -задавать вопросы по прочитанному | |
Честный - правдивый, прямой и добросовестный. Самоуверенный - слишком уверенный в самом себе, в своей непогрешимости. Эгоист - себялюбец, человек, думающий только о себе, своих удобствах и выгодах. Чуткий - отзывчивый, сочувственный. Равнодушный - безразличный, безучастный к людям, к окружающему. Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. Бесчувственный - безжалостный, жестокий, неблагодарный. Злорадный– злобная радость при несчастье, неудаче другого. В каких строчках заключается главная мысль? Прочитайте. | ||||
Синтетическая (обобщающая) работа с текстом. | Обобщающая беседа по тексту. | Выразительное чтение басни. - Прослушайте чтение басни и обратите внимание на выразительность. -Каким тоном надо читать слова автора? -Как Голубь говорил? Подбор пословиц: - Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились. «Отольются кошке мышкины слёзы» «Ворон за море летал, умней не стал» «Глупой птице свой дом не мил» «Над другим посмеялся, над собою поплачешь» «От ворон отстала, а к павам не пристала» - Над чем нельзя смеяться? - Почему нельзя смеяться над чужой бедой? -Вернёмся к нашей схеме. -Что случилось с птицами? -А если бы помог? | Работают в парах. Читают басню и исправляют ошибки. Подбирают пословицу. Отвечают на вопросы. | -способность высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней |
Рефлексия | - способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности | -С какой басней познакомились? -Чему учит? -В ком легче найти недостатки: в себе или в другом? Сегодня на уроке я узнал (а)... я понял (а)... я научился (ась)... мне было. | Оценивают свою работу на уроке названные ученики. | - способность к самооценке своей работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"
На данном уроке реализовываются следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...

Конспект к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"
Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключается в ф...

Презентация к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"
Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключает...

Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"
конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"
конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

«И.А.Крылов «Чиж и голубь»
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению нового произведения И.А. Крылова «Чиж и голубь».Задачи формирования УУД.Личностные: формировать навыки грамотного читателя; формиро...