И. А. Крылов «Чиж и Голубь».
план-конспект урока по чтению

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._a._krylov_chizh_i_golub.docx110.88 КБ

Предварительный просмотр:

Артамонова Светлана Викторовна

МКОУ «Хвастовичская средняя школа»

Предмет:Литературное чтение

Тема урока: И. А. Крылов «Чиж и Голубь».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока:Учить определять главную мысль басни И. А. Крылов «Чиж и Голубь».

Целевые установки урока:

Предметные:Учатся работать с текстом. Читать выразительно по ролям.

Метапредметные:

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности .

Познавательные:

Формирование умениеопределять жанр произведения,

мораль басни.

Регулятивные:

Формирование умения ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Выполнять самоконтроль; выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами. Выражать свою точку зрения. Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Этапы

урока

Задача – результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной готовности;

формирование положительной мотивации к учению.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Всем ,всем ,доброе утро!

Желаю вам я не лениться

И активно всем трудиться

Руки смело поднимайте,

На вопросы отвечайте!

Самоконтроль готовности.

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

Проверка д/з

проверить уровень выполнения домашнего задания

А) - О каком великом писателе мы говорили на прошлом уроке?

-Что вы узнали о нём на прошлом уроке?

-По какому литературному жанру он работал?

-Кк называются люди, которые пишут басни?

-Что такое басня?

-Чему учат басни?

Б) Работа в парах.

Соединить мораль и название басни.

А вы, друзья, как ни садитесь,

всё в музыканты не годитесь. «Ларчик»

Чем кумушек считать трудиться,

не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Волк на псарне»

Дети отвечают, остальные корректируют ответы одноклассников, если с чем-то не согласны.

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественных произведений

осознанное

--построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- пользоваться приёмами анализа текста;

А ларчик просто открывался. «Зеркало и Обезьяна»

Ты сер, а я, приятель, сед ,

и волчью вашу я давно натуру знаю. «Квартет»

- Кто выполнил это задание без ошибок?

Подготовка к восприятию произведения

-актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка учеником собственных целей обучениявыразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока;

способствовать принятию целей урока, готовности к чтению и обсуждению текста

- Прочитайте две скороговорки.

Чижиха говорит чижу: «Слетай с чижатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера.»

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

-Прочитайте тихо, медленно.

- Прочитайте быстро.

- О каких птицах идёт речь?

- Как вы думаете, как будет называться басня?

-Что отражено в заголовке тема или главная мысль?

- Что мы можем узнать из названия басни?

-Давайте послушаем сообщения об этих птицах?

ЧИЖ — один из видов певчих птиц.

Длина тела составляет около 12 см, весит 12—14 г.

Общая окраска зеленовато-жёлтого или оливково-зелёного цвета. Клюв серый. ́

Летом живёт парами; к осени собирается в более или менее значительные стаи. Осенний пролёт чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в средней, но даже в северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки.

Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена берёзы и ольхи.

ГОЛУБЬ — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби . Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

По названию произведения определение тематической и эмоциональной направленности текста; определение под руководством учителя задач чтения.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

обосновывать своё мнение;

Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, принадлежат к ловким и выносливым птицам. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т.п.

- Почему в басне слова Чиж и Голубь написаны с заглавной буквы?

- Прочитайте отрывок из рассказа И. Дика «Красные яблоки» и предположите о чём эта басня?

Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление.

По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного, асфальта, они становились похожими на годовалых детей — начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг… хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий!

Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место.

Первичное восприятие басни

Первичное прочтение басни.

Грамзапись басни «Чиж и Голубь».

-Прежде, чем её прочитать, послушайте чтение басни.

-Совпало ли наше предположение?

-Какие чувства вызвала у вас басня?

Слушание, самостоятельное чтение.

Соотнесение своих высказанных предположений с прочитанным произведением.

строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться

Мотивация к анализу и перечитыванию текста

Постановка проблемной задачи; перечитывание текста с целью решения проблемной задачи; беседа по содержанию произведения; решение проблемной задачи.

Чтение басни самостоятельно.

-При чтении отмечайте для себя непонятные слова.

Словарная работа.

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями. Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Западня – ловушка для ловли птиц и животных.

Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.

Ручаюсь - отвечаю за свои слова.

Составление схемы.

-Кто герои басни?

-Какая беда случилась с Чижом?

-Как вёл себя Чиж?

-Как вёл себя молодой голубь?

-Помог Голубь Чижу?

-Что тогда случилось?

-На чьей стороне автор?

-Найдите слова, которые подтверждают, что автор сочувствует Чижу?

-Давайте попробуем составить портрет литературного героя – Голубя.

-Выберите те качества характера, которые подходят Голубю?

-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

- антиципация;

поиск и выделение необходимой познавательной информации;

произведению, находить на них ответы в тексте;

- развитие умения работать с различными источниками информации;

- строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

-задавать вопросы по прочитанному

Честный - правдивый, прямой и добросовестный.

Самоуверенный - слишком уверенный в самом себе, в своей непогрешимости.

Эгоист - себялюбец, человек, думающий только о себе, своих удобствах и выгодах.

Чуткий - отзывчивый, сочувственный.

Равнодушный - безразличный, безучастный к людям, к окружающему.

Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям.

Бесчувственный - безжалостный, жестокий, неблагодарный.

Злорадный– злобная радость при несчастье, неудаче другого.

В каких строчках заключается главная мысль? Прочитайте.

Синтетическая (обобщающая) работа с текстом.

Обобщающая беседа по тексту.

Выразительное чтение басни.

- Прослушайте чтение басни и обратите внимание на выразительность.

-Каким тоном надо читать слова автора?

-Как Голубь говорил?

Подбор пословиц:

- Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились.

«Отольются кошке мышкины слёзы»

«Ворон за море летал, умней не стал»

«Глупой птице свой дом не мил»

«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»

«От ворон отстала, а к павам не пристала»

- Над чем нельзя смеяться?

- Почему нельзя смеяться над чужой бедой?

-Вернёмся к нашей схеме.

-Что случилось с птицами?

-А если бы помог?

Работают в парах.

Читают басню и исправляют ошибки.

Подбирают пословицу.

Отвечают на вопросы.

-способность высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней

Рефлексия

- способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности

-С какой басней познакомились?

-Чему учит?

-В ком легче найти недостатки: в себе или в другом?

Сегодня на уроке

я узнал (а)...

я понял (а)...

я научился (ась)...

мне было.

Оценивают свою работу на уроке названные ученики.

- способность к самооценке своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"

На данном уроке реализовываются  следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...

Конспект к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"

Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключается в ф...

Презентация к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"

Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключает...

Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"

конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"

конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

«И.А.Крылов «Чиж и голубь»

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению нового произведения И.А. Крылова «Чиж и голубь».Задачи формирования УУД.Личностные: формировать навыки грамотного читателя; формиро...