«И.А.Крылов «Чиж и голубь»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению нового произведения И.А. Крылова «Чиж и голубь».
Задачи формирования УУД.
Личностные: формировать навыки грамотного читателя; формировать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.
Регулятивные: развивать умение анализировать прочитанное, определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий;
Познавательные: формировать умение устанавливать аналогии; учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения.
Коммуникативные: содействовать строению понятных для товарищей высказываний; учить контролировать свои действия в классе; воспринимать различные точки зрения; умение работать в группах, в парах и договариваться со своими одноклассниками.
Планируемые результаты:
Знать: содержание басни И.Крылова «Чиж и голубь»
Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение»; презентация; наглядный материал; раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok3.docx | 28.25 КБ |
hod_uroka.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Перспектива»
Класс: 3
Тема: И. Крылов «Чиж и голубь»
Тип урока: комбинированный
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению нового произведения И.А. Крылова «Чиж и голубь».
Задачи формирования УУД.
Личностные: формировать навыки грамотного читателя; формировать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.
Регулятивные: развивать умение анализировать прочитанное, определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий;
Познавательные: формировать умение устанавливать аналогии; учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения.
Коммуникативные: содействовать строению понятных для товарищей высказываний; учить контролировать свои действия в классе; воспринимать различные точки зрения; умение работать в группах, в парах и договариваться со своими одноклассниками.
Планируемые результаты:
Знать: содержание басни И.Крылова «Чиж и голубь»
Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение»; презентация; наглядный материал; раздаточный материал.
Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
II. Мотивация к деятельности. III. Упражнения на дыхание, голос, дикцию. IV.Актуализация знаний. V.Целеполагание VI.Открытие нового знания. А) Первичное чтение. Б) Эмоционально-оценочная беседа. Физкультминутка. В) Вторичное чтение. Г) Обсуждение прочитанного. VII.Применение знаний и умений
VIII.Итог урока. Рефлексия. IX. Домашнее задание. X. Анализ активности учащихся. | 1 мин 3 мин 3 мин 10 мин 10 мин 8 мин 5 мин 1 мин 1 мин | 1.Организует концентрацию обуч-ся на начало урока -Ребята, покажите мне жестом, рукой ту оценку, которую вы хотите получить в конце урока .Что нужно делать на уроке ,чтобы её получить 1)Упражнение на дыхание. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). 2) Работа со скороговоркой. (слайд 1) Читает учитель: Чистил Чиж Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово. - Какие звуки повторяются чаще всего? - Давайте проговорим эти звуки. - Прочитаем скороговорку медленно. Прочитаем быстро. -Еще быстрее. Теперь прочитаем шепотом быстро-быстро. Работа в парах. Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу. -Какая пара произнесёт скороговорку 3 раза? Работа с демонстрационным материалом -Чей портрет висит на доске? -Чем знаменит Иван Андреевич? -С творчеством какого писателя мы будем знакомиться? -Ваши одноклассники подготовили сообщения о писателе-баснописце. Послушайте его внимательно. 1 ученик: Иван Андреевич Крылов (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница». 2 ученик: Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием. В результате он спокойно мог читать на французском, немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. К 37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него около 200. -Проверим вашу память и внимание и ответим на вопросы: +Где родился писатель? +Что произошло в семье, когда мальчику было 11лет? + Как изменилась его жизнь после смерти отца? +В чём заключается известность этого человека? -Что такое басня? - Зачем пишут басни? -Что такое мораль басни? Проверка домашнего задания -Почему была выбрана вами именно басня? Сегодня мы прочитаем одну из басен великого писателя Ивана Андреевича Крылова. А что это за басня вы узнаете, если верно выполните задание в парах. На карточках, которые лежат перед вами, нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв. ПЕТЧПЕТИПЕТЖПЕТ ПОРИПОР СНЭГЭСНОНЭСЛНЭСЭУБНЭЬС -Верно. Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи, используя опорные слова. Познакомиться… Научиться Будем учиться… Ваши одноклассники подготовили сообщение о писателе. Послушайте внимательно. (По ходу рассказов на доску вывешиваются опорные слова) 1 ученик: Иван Андреевич Крылов (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница». 2 ученик: Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием. В результате он спокойно мог читать на французском, немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. К 37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него около 200. За свой труд Крылов был награждён золотой медалью. -В каком городе родился Иван Крылов? -Что досталось Ивану в наследство от отца? -Кем работал Иван Крылов? -Каких успехов добился Крылов занимаясь самообразованием? -Какие еще басни Крылова вы читали? -Перед чтением давайте познакомимся с незнакомыми словами, которые вы встретите в тексте. Западня – ловушка для ловли птиц и животных. Силок - петля для ловли птиц и мелких животных. Ручаюсь - отвечаю за свои слова - А сейчас сделайте предположение, о чем говорится в басне? -Послушайте, как прочитаю басню я. Чтение басни. -Понравилась ли вам басня? Чем? -Верны ли ваши предположения? -Ответьте на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека? -Подумайте каждый про себя: смеетесь ли вы над неудачей друзей? Можно ли так делать? - ФИЗМИНУТКА «Птица по небу летала» - А сейчас прочитайте басню про себя и подумайте, почему западня названа злодейкой? -Кто действующие герои этого произведения? -Почему голубь стал издеваться над чижом? - С какой интонацией нужно читать разговор голубя? - Попробуйте передать это настроение при чтении. Зачитайте. (Один ученик читает за голубя) -Как вы думаете, какое чувство испытал голубь в конце? Почему? Работа в парах. Подбор пословиц: - Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились. «Отольются кошке мышкины слёзы» «Ворон за море летал, умней не стал» «Глупой птице свой дом не мил» «Над другим посмеялся, над собою поплачешь» «От ворон отстала, а к павам не пристала» -Какие пословицы вы выбрали? -Верно. -А сейчас подготовимся к выразительному чтению этого произведения. - Вспомните, что, значит, читать выразительно? Работа в группах. - Поработайте в группах, расставьте логическое ударение, паузы и подготовьтесь к конкурсу «Лучший чтец». Конкурс «Лучший чтец». - Оценивать чтение ребят вы будете сами. -Ребята, давайте еще раз вспомним, с каким произведением мы знакомились на уроке? -О чем говорится в басне? -Чему мы научились, прочитав это произведение? -Познакомились ли мы с басней? -Научились анализировать ее? -Будем дальше учиться выразительно читать? -Так выполнили мы задачи, поставленные в начале урока? -Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке. -У вас на партах круги. Закрасьте ту часть круга, которая больше всего подходит вам на сегодняшнем уроке. -Было легко и интересно -Было трудно, но интересно -Было трудно и неинтересно. -Поднимите круг те, кому было легко и интересно; трудно, но интересно; трудно и не интересно. Откройте дневник и запишите домашнее задание: С. … выразительное чтение. Сегодня на уроке отметку «5» получают …, т.к. они правильно выполнили задание и активно работали на уроке. «4» - получают …, т.к. в работе были допущены неточности. | Концентрируются на начале урока. Выполняют упражнение Слушают учителя Работают со скороговоркой. Работают в парах. Несколько пар произносят скороговорку. Отвечают на вопросы учителя. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Чтобы чему-то научить читателя. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме. Читают выразительно или наизусть басни Крылова. Чиж и голубь И.А. Крылов «Чиж и голубь» Познакомиться с басней И. Крылова «Чиж и голубь». Будем учиться анализировать басню и выразительно читать. В Москве. Сундук с книгами. Журналистом в Санкт-Петербурге. Знал языки, играл на скрипке. О разговоре чижа и голубя. Ответы учащихся. Нельзя. Потому что чиж не мог выбрать из западни. Чиж и голубь. Потому чиж был в западне, а голубь на свободе. С насмешкой и восклицанием. Досаду, потому что он был уверен, что не попадется. «Отольются кошке мышкины слёзы» «Над другим посмеялся, над собою поплачешь» Соблюдать все знаки препинания и интонацию. И.Крылов «Чиж и голубь» Чиж попал в западню, а голубь стал над ним издеваться, но в итоге сам попал в сетку. Нельзя насмехаться над неудачей другого, лучше ему помочь. Да. Да. Да. Высказывания учащихся. -Учащиеся выполняют требование учителя. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему
«И.А.Крылов «Чиж и голубь»
Организует концентрацию обучающихся на начало урока
-Ребята, покажите мне жестом, рукой ту оценку, которую вы хотите получить в конце урока
-Что нужно делать на уроке, чтобы её получить?
1. Упражнения на дыхание, голос, дикцию.
1)Упражнение на дыхание.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
2) Работа со скороговоркой (на доске)
Поработаем со скороговоркой.
Послушайте, как её прочитаю я:
Чистил Чиж
Чижихе четки..
Чистил щёткой
Четки четко.
Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово.
- Какие звуки повторяются чаще всего?
- Давайте проговорим эти звуки.
- Прочитаем скороговорку медленно.
Прочитаем быстро.
-Еще быстрее. Теперь прочитаем шепотом быстро-быстро.
Работа в парах.
Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу.
-Какая пара произнесёт скороговорку 3 раза?(опрос 3 пар)
2.Работа с демонстрационным материалом
-Чей портрет висит у нас на доске?
-Чем знаменит Иван Андреевич?
- Ваши одноклассники подготовили сообщение о писателе. Послушайте внимательно.
1 ученик: Иван Андреевич Крылов (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница».
2 ученик: Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием. В результате он спокойно мог читать на французском, немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. К 37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него около 200.
- Зачем пишут басни?( Всякая басня содержит мораль. )
-Что такое мораль басни?(Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)
3.Проверка домашнего задания
- Мы продолжаем знакомство с творчеством И.А.Крылова и послушаем домашнее задание (« Зеркало и обезьянка» и «Стрекоза и муравей»)
-Почему вы выбрали эти басни?
4 Работа по Презентации
*И.А.Крылов (2слайд)
5.Работа в парах с крылатыми выражениями (карточка 1)
1 обучающийся у доски:
«Слон и Моська» "Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"
«Зеркало и обезьяна» … я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки
«Стрекоза и муравей» Вперед чужой беде не смейся,Голубок
«Чиж и Голубь» «Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Самопроверка по образцу
6.Постановка проблемного вопроса:
-Какое крылатое выражение вызвало затруднение? Почему?(Ещё не читали эту басню)
-Что будем делать на уроке?
-Сформулируйте тему урока полностью – басня «Чиж и голубь»
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи:
-Познакомиться…с басней «Чиж и голубь»
-Научиться…анализировать её
-Будем учиться…читать выразительно по ролям
7.Работа по Презентации(4 и 5 слайды)
-Перед чтением давайте познакомимся с этими птицами поближе
Чтение слайда учениками
8.Словарная работа (по карточке 2)- с незнакомыми словами, которые вы встретите в тексте.
Западня – ловушка для ловли птиц и животных.
Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.
Ручаюсь - отвечаю за свои слова
Самопроверка по эталону (презентация слайд 7)
9.Чтение басни учителем по Презентации(слайд 6)
-Понравилась ли вам басня? Чем?
- Можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: смеетесь ли вы над неудачей друзей?
Можно ли так делать?
10. ФИЗМИНУТКА «Птица по небу летала»
Птица по небу летала (руки вытянуты в стороны, махи руками)
Птица крыльями махала(руки поднимаем вверх над головой,махи руками)
Вправо(руки на поясе, поворот вправо),влево(руки на поясе, поворот влево)полетела
И на ветку тихо села(садимся за парты)
11.Работа с басней
*чтение по учебнику (про себя)
- Почему западня названа злодейкой?
*по цепочке у доски (карточка 3 )
*устно
-Кто действующие герои этого произведения?
-Почему голубь стал издеваться над чижом?
- С какой интонацией нужно читать разговор голубя?
- Попробуйте передать это настроение при чтении. Зачитайте.
(Один ученик читает за голубя)
-Как вы думаете, какое чувство испытал голубь в конце? Почему?
12. Подбор пословиц. Работа в парах. (карточка 4)
- Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились.
«Отольются кошке мышкины слёзы»
«Ворон за море летал, умней не стал»
«Глупой птице свой дом не мил»
«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»
«От ворон отстала, а к павам не пристала»
-Какие пословицы вы выбрали?
13.Конкурс «Лучший чтец».
14.Подведение итогов урока
-Ребята, давайте еще раз вспомним, с каким произведением мы познакомились на уроке?
-Чему мы научились, прочитав это произведение?
-Будем дальше учиться выразительно читать?
- Выполнили мы задачи, поставленные в начале урока?
-Вспомните оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание:
выразительное чтение или наиз.(по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"
На данном уроке реализовываются следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...
Конспект к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"
Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключается в ф...
Презентация к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"
Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключает...
Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"
конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...
Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"
конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"
В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...