«И.А.Крылов «Чиж и голубь»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Силютина Лилия Михайловна

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению нового произведения И.А. Крылова «Чиж и голубь».

Задачи формирования УУД.

Личностные: формировать навыки грамотного читателя; формировать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.

Регулятивные: развивать умение анализировать прочитанное, определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий;

Познавательные: формировать умение устанавливать аналогии; учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения.

Коммуникативные: содействовать строению понятных для товарищей высказываний; учить контролировать свои действия в классе; воспринимать различные точки зрения; умение работать в группах, в парах и договариваться со своими одноклассниками.

Планируемые результаты:

Знать: содержание басни И.Крылова «Чиж и голубь»

Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»; презентация; наглядный материал; раздаточный материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok3.docx28.25 КБ
Файл hod_uroka.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

УМК: «Перспектива»

Класс: 3

Тема: И. Крылов «Чиж и голубь»

Тип урока: комбинированный

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению нового произведения И.А. Крылова «Чиж и голубь».

Задачи формирования УУД.

Личностные: формировать навыки грамотного читателя; формировать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.

Регулятивные: развивать умение анализировать прочитанное, определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий;

Познавательные: формировать умение устанавливать аналогии; учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения.

Коммуникативные: содействовать строению понятных для товарищей высказываний; учить контролировать свои действия в классе; воспринимать различные точки зрения; умение работать в группах, в парах и договариваться со своими одноклассниками.

Планируемые результаты:

Знать: содержание басни И.Крылова «Чиж и голубь»

Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»; презентация; наглядный материал; раздаточный материал.

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

II. Мотивация к деятельности.

III. Упражнения на дыхание, голос, дикцию.

IV.Актуализация знаний.

V.Целеполагание

VI.Открытие нового знания.

А) Первичное чтение.

Б) Эмоционально-оценочная беседа.

Физкультминутка.

В) Вторичное чтение.

Г) Обсуждение прочитанного.

VII.Применение знаний и умений

  1. Работа с пословицами.
  2. Выразительное чтение

VIII.Итог урока.

Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

X. Анализ активности учащихся.

1 мин

3 мин

3 мин

10 мин

10 мин

8 мин

5 мин

1 мин

1 мин

 1.Организует концентрацию обуч-ся на начало урока

-Ребята, покажите мне жестом, рукой ту оценку, которую вы хотите получить в конце урока .Что нужно делать на уроке ,чтобы её получить

1)Упражнение на дыхание.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

2) Работа со скороговоркой. (слайд 1)

Читает учитель:

Чистил Чиж
Чижихе четки..
Чистил щёткой
Четки четко.

Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово.

- Какие звуки повторяются чаще всего?

- Давайте проговорим эти звуки.

- Прочитаем скороговорку медленно.

Прочитаем быстро.

-Еще быстрее. Теперь прочитаем шепотом быстро-быстро.

Работа в парах.

Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу.

-Какая пара произнесёт скороговорку 3 раза?

Работа с демонстрационным материалом

-Чей портрет висит на доске?

-Чем знаменит Иван Андреевич?

-С творчеством какого писателя мы будем знакомиться?

 -Ваши одноклассники подготовили сообщения о писателе-баснописце. Послушайте его внимательно.

1 ученик: Иван Андреевич Крылов  (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница».

2 ученик: Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием.  В  результате он спокойно мог читать на французском,  немецком языках,  выучил итальянский,  научился  рисовать и играть на скрипке.  К  37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него  около  200.

-Проверим вашу память и внимание и ответим на вопросы:

+Где родился писатель?

+Что произошло в семье, когда мальчику было 11лет?

+ Как изменилась его жизнь после смерти отца?

+В чём заключается известность этого человека?

-Что такое басня?

-  Зачем пишут басни?

-Что такое мораль басни?

Проверка домашнего задания

-Почему была выбрана вами именно басня?

Сегодня мы прочитаем одну из басен великого писателя Ивана Андреевича Крылова.

А что это за басня вы узнаете, если верно выполните задание в парах.

На карточках, которые лежат перед вами, нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв.  

ПЕТЧПЕТИПЕТЖПЕТ ПОРИПОР СНЭГЭСНОНЭСЛНЭСЭУБНЭЬС

-Верно.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью.

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи, используя опорные слова.

Познакомиться…

Научиться

Будем учиться…

Ваши одноклассники подготовили сообщение о писателе. Послушайте внимательно.

(По ходу рассказов на доску вывешиваются опорные слова)

1 ученик: Иван Андреевич Крылов  (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница».

2 ученик: Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием.  В  результате он спокойно мог читать на французском,  немецком языках,  выучил итальянский,  научился  рисовать и играть на скрипке.  К  37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него  около  200.  За свой  труд  Крылов был награждён золотой медалью.

-В каком городе родился Иван Крылов?

-Что досталось Ивану в наследство от отца?

-Кем работал Иван Крылов?

-Каких успехов добился Крылов занимаясь самообразованием?

-Какие еще басни Крылова вы читали?

-Перед чтением давайте познакомимся с незнакомыми словами, которые вы встретите в тексте.

Западня – ловушка для ловли птиц и животных.

Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.

Ручаюсь - отвечаю за свои слова

- А сейчас сделайте предположение, о чем говорится в басне?

-Послушайте, как прочитаю басню я.

Чтение басни.

-Понравилась ли вам басня? Чем?

-Верны ли ваши предположения?

-Ответьте на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя: смеетесь ли вы над неудачей друзей?

Можно ли так делать?

- ФИЗМИНУТКА «Птица по небу летала»

- А сейчас прочитайте басню про себя и подумайте, почему западня названа злодейкой?

-Кто действующие герои этого произведения?

-Почему голубь стал издеваться над чижом?

- С какой интонацией нужно читать разговор голубя?

- Попробуйте передать это настроение при чтении. Зачитайте.

(Один ученик читает за голубя)

-Как вы думаете, какое чувство испытал голубь в конце? Почему?

Работа в парах.

Подбор  пословиц:    

- Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились.

«Отольются кошке мышкины слёзы»

«Ворон за море летал, умней не стал»

«Глупой птице свой дом не мил»

«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»

«От ворон отстала, а к павам не пристала»

-Какие пословицы вы выбрали?

-Верно.

-А сейчас подготовимся к выразительному чтению этого произведения.

- Вспомните, что, значит, читать выразительно?

Работа в группах.

- Поработайте в группах, расставьте логическое ударение, паузы и подготовьтесь к конкурсу «Лучший чтец».

Конкурс «Лучший чтец».    

- Оценивать чтение ребят вы будете сами.

-Ребята, давайте еще раз вспомним, с  каким произведением мы знакомились на уроке?

-О чем говорится в басне?

-Чему мы научились, прочитав это произведение?

-Познакомились ли мы с басней?

-Научились анализировать ее?

-Будем дальше учиться выразительно читать?

-Так выполнили мы задачи, поставленные в начале урока?

-Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке.

-У вас на партах круги.

Закрасьте ту часть круга, которая больше всего подходит вам на сегодняшнем уроке.

-Было легко и интересно

-Было трудно, но интересно

-Было трудно и неинтересно.

-Поднимите круг те, кому было легко и интересно; трудно, но интересно; трудно и не интересно.

Откройте дневник и запишите домашнее задание:

С. … выразительное чтение.

Сегодня на уроке отметку «5» получают …, т.к. они правильно выполнили задание и активно работали на уроке.

«4» - получают …, т.к. в работе  были допущены неточности.

Концентрируются на начале урока.

Выполняют упражнение

Слушают учителя

Работают со скороговоркой.

Работают в парах.

 Несколько пар произносят скороговорку.

Отвечают на вопросы учителя.

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Чтобы чему-то научить читателя.

Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

Читают выразительно или наизусть басни Крылова.

Чиж и голубь

И.А. Крылов «Чиж и голубь»

Познакомиться с басней И. Крылова «Чиж и голубь».

Будем учиться анализировать басню и выразительно читать.

В Москве.

Сундук с книгами.

Журналистом в Санкт-Петербурге.

Знал языки, играл на скрипке.

О разговоре чижа и голубя.

Ответы учащихся.

Нельзя.

Потому что чиж не мог выбрать из западни.

Чиж и голубь.

Потому чиж был в западне, а голубь на свободе.

С насмешкой и восклицанием.

Досаду, потому что он был уверен, что не попадется.

«Отольются кошке мышкины слёзы»

«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»

Соблюдать все знаки препинания и интонацию.

И.Крылов «Чиж и голубь»

Чиж попал в западню, а голубь стал над ним издеваться, но в итоге сам попал в сетку.

Нельзя насмехаться над неудачей другого, лучше ему помочь.

Да.

Да.

Да.

Высказывания учащихся.

-Учащиеся выполняют требование учителя.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему

 «И.А.Крылов «Чиж и голубь»

Организует концентрацию обучающихся на начало урока

-Ребята, покажите мне жестом, рукой ту оценку, которую вы хотите получить в конце урока

-Что нужно делать на уроке, чтобы её получить?

1. Упражнения на дыхание, голос, дикцию.

1)Упражнение на дыхание.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

2) Работа со скороговоркой (на доске)

Поработаем со скороговоркой.

Послушайте, как её прочитаю я:

Чистил Чиж
Чижихе четки..
Чистил щёткой
Четки четко.

Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово.

- Какие звуки повторяются чаще всего?

- Давайте проговорим эти звуки.

- Прочитаем скороговорку медленно.

Прочитаем быстро.

-Еще быстрее. Теперь прочитаем шепотом быстро-быстро.

Работа в парах.

Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу.

-Какая пара произнесёт скороговорку 3 раза?(опрос 3 пар)

2.Работа с демонстрационным материалом

-Чей портрет висит у нас на доске?

-Чем знаменит Иван Андреевич?

- Ваши одноклассники подготовили сообщение о писателе. Послушайте внимательно.

1 ученик: Иван Андреевич Крылов  (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница».

2 ученик: Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием.  В  результате он спокойно мог читать на французском,  немецком языках,  выучил итальянский,  научился  рисовать и играть на скрипке.  К  37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него  около  200.  

-  Зачем пишут басни?( Всякая басня содержит мораль. )

-Что такое мораль басни?(Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)

3.Проверка домашнего задания

- Мы продолжаем знакомство с творчеством И.А.Крылова и послушаем домашнее задание (« Зеркало и обезьянка» и «Стрекоза и муравей»)

-Почему вы выбрали эти басни?

4 Работа по Презентации

*И.А.Крылов (2слайд)

5.Работа в парах с крылатыми выражениями (карточка 1)

1 обучающийся у доски:

«Слон и Моська»                   "Чем кумушек считать      трудиться,
                                         Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"   

 «Зеркало и обезьяна»               … я, совсем без драки,
                                                Могу попасть в большие забияки

«Стрекоза и муравей»              Вперед чужой беде не смейся,Голубок          

«Чиж и Голубь»                       «Ты все пела? это дело:
                                                   Так поди же, попляши!»

Самопроверка по образцу

6.Постановка проблемного вопроса:

 -Какое крылатое выражение  вызвало затруднение? Почему?(Ещё не читали эту басню)

-Что будем делать на уроке?

-Сформулируйте тему урока полностью – басня «Чиж и голубь»

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи:

-Познакомиться…с басней «Чиж и голубь»

-Научиться…анализировать её

-Будем учиться…читать выразительно по ролям

7.Работа по Презентации(4 и 5 слайды)

-Перед чтением давайте познакомимся с этими птицами поближе

Чтение слайда учениками

 8.Словарная работа (по карточке 2)- с незнакомыми словами, которые вы встретите в тексте.

Западня – ловушка для ловли птиц и животных.

Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.

Ручаюсь - отвечаю за свои слова

Самопроверка по эталону (презентация слайд 7)

9.Чтение басни учителем по Презентации(слайд 6) 

-Понравилась ли вам басня? Чем?

- Можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя: смеетесь ли вы над неудачей друзей?

Можно ли так делать?

10. ФИЗМИНУТКА «Птица по небу летала»

Птица по небу летала (руки вытянуты в стороны, махи руками)

Птица  крыльями махала(руки поднимаем вверх над головой,махи руками)

Вправо(руки на поясе, поворот вправо),влево(руки на поясе, поворот влево)полетела

И на ветку тихо села(садимся за парты)

11.Работа с басней

*чтение по учебнику (про себя)

- Почему западня названа злодейкой?

*по цепочке у доски (карточка 3 )

*устно

-Кто действующие герои этого произведения?

-Почему голубь стал издеваться над чижом?

- С какой интонацией нужно читать разговор голубя?

- Попробуйте передать это настроение при чтении. Зачитайте.

(Один ученик читает за голубя)

-Как вы думаете, какое чувство испытал голубь в конце? Почему?

12. Подбор  пословиц. Работа в парах. (карточка 4)   

- Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились.

«Отольются кошке мышкины слёзы»

«Ворон за море летал, умней не стал»

«Глупой птице свой дом не мил»

«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»

«От ворон отстала, а к павам не пристала»

-Какие пословицы вы выбрали?

13.Конкурс «Лучший чтец».    

14.Подведение итогов урока

-Ребята, давайте еще раз вспомним, с  каким произведением мы познакомились на уроке?

-Чему мы научились, прочитав это произведение?

-Будем дальше учиться выразительно читать?

- Выполнили мы задачи, поставленные в начале урока?

-Вспомните  оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:

выразительное чтение или наиз.(по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"

На данном уроке реализовываются  следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...

Конспект к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"

Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключается в ф...

Презентация к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"

Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключает...

Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"

конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"

конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...