Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению для 3 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Гусманова Эльмира Мухарлямовна

В системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  УМК

(Н.А.Чуракова,  Литературное чтение, 3 класс)

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности учащихся

Плани

руемые

сроки

Фактические

сроки

Учимся наблюдать и копим впечатления –16ч    

1

Прием олицетворения на материале стихотворения С. Козлова  «Июль», картины А. Герасимова «После дождя»

1

02.09

Обсуждать интригу, определять задачу изучения главы: обнаруживать скрытую жизнь и красоту в окружающем мире. Рассуждать о том, что для поэта природа — живая. Находить в произведении олицетворение и применять соответствующий термин. Выразительно читать стихотворение. Наблюдать и детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Целостно воспринимать живописный пейзаж. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств. Самостоятельно работать с текстом с помощью системы вопросов и маркировки

2

Приемы понимания прочитанного на материале рассказа Ю. Коваля «Березовый

Пирожок», картины М. Шага ла «Окно в сад»

1

03.09

Работать с толковым словарем. Перечитывать текст с разными задачами. Характеризовать героя-рассказчика. Деталь но рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов, объяснять детали живописного произведения. Обмениваться впечатления ми, высказывать свои впечатления от картины. Работать с толковым словарем. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств

3

Использование поэтами приемов сравнения, олицет ворения на мате риале стихотворе ний В. Маяковского «Тучкины штучки», С. Козлова «Мимо белого яблока луны…», С. Есени на «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

04.09

Работать с толковым словарем. Анали зировать стихотворение В. Маяковского с помощью системы вопросов. Обнаруживать в тексте приемы срав нения и олицетворения. Работать с толковым словарем. Самос тоятельно обнаруживать в тексте С. Козлова приемы сравнения и олицетворения. Ана лизировать стихотворение с помощью системы вопросов. Работать с толковым словарем. Анализировать стихотворение С. Есенина с помощью системы вопросов. Самостоятельно обнаруживать в тексте приемов сравнения и олицетворения. Обобщать. Выразительно читать стихот ворение. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств. Самостоятельно анализировать текст с помощью системы вопросов и маркирования

4

Использование поэтами приемов сравнения, олицет ворения на мате риале стихотворе ния С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

05.09

5

Художественные приемы: сравнение, олицетворе ние, контраст

на материале стихотворений А. Пушкина «Вот

север, тучи наго няя…», «Опрятней модного парке та…» , В. Шефнера «Середина марта,

хокку Дзесо, Басе,

картины И. Грабаря

«Мартовский снег»

1

09.09

Работать с толковым словарем. Анализи ровать тексты с помощью системы вопросов. Самостоятельно обнаруживать в произ ведениях приемы сравнения и олицетворения. Различать приемы сравнения и олицет ворения. Понимать смысл образов, которые поэты создают с помощью этих приемов. Воссоздавать единую, целостную картину зимы. Определять главное впечатление-переживание автора. Анализировать хокку с помощью системы вопросов. Сравнивать тексты. Обобщать: поэты и писатели часто прибегают к приему олицетворения, потому что они воспринимают мир природы как живой. Обнаруживать в хокку Басе о вороне

6

Художественные приемы: сравнение, олицетворе ние, контраст на  материале стихотворений  В. Шефнера «Середина марта,

хокку Дзесо, Басе,

картины И. Грабаря

«Мартовский снег»

1

10.09

 прием контраста. Детально рассматривать живописное произведение, анализировать с помощью системы вопросов, выделять фрагменты с помощью рамочки. Выразитель но читать стихотворения. Обсуждать художественные приемы (сравнение, олицет ворение, контраст), с помощью которых поэты и художники делают свои наблюдения и открытия достоянием читателей и зрителей и создают яркие, наполненные жизнью образы. Самостоятельно работать с текстом с помо щью системы вопросов и маркировки: делить текст на части, озаглавливать части, находить сравнения

7

Художественные приемы: контраст, звукопись наматериале стихотво рений Н. Матвеевой «Гуси на снегу»,

Э. Мошковской «Где тихий, тихий пруд...», хокку Еса Бусона

1

11.09

Читать и перечитывать стихотворение с разными задачами. Выяснять разницу между обыденным зрением равнодушного человека и зрением наблюдательного человека, который любит и ценит окружающий его мир. Анализировать хокку с помощью системы вопросов. Обсуждать такие художественные приемы, как контраст, звукопись. Вырази тельно читать стихотворение

8

Использование художественных приемов: сравне ние, контраст на материале стихотворения С. Козлова «Сентябрь» и сказки «Как оттенить тишину»

1

12.09

Анализировать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать такие художественные приемы, как сравнение, контраст. Обобщать: чтобы обнаружить красоту окружающего мира, поэты опираются не только на зрительные, но и на звуковые, тактильные и даже обонятельные впечатления, создают полную, целостную картину. Самостоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом

9

Создание поэтами художественных образов, использо вание приемов олицетворения,

сравнения, контрас та, звукописи на материалестихотворения И. Бунина «Листопад»

1

16.09

Читать и перечитывать стихотворение с разными задачами. Воссоздавать образы, которые создал поэт, используя такие приемы, как олицетворение, сравнение, контраст; находить в тексте звуковые впечатления и восприятие природного явления через запахи. Выразительно читать стихотворение. Самос тоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом

10

Использование приема олицетворе ния в сочинении на тему «Как ко мне относятся

вещи в моем доме»на материале фрагментов

произведений Ф. Понжа, А. Вознесенского,

Ю. Олеши

1

17.09

Анализировать фрагменты произведения с помощью системы вопросов. Выяснять, что созданные писателями и поэтами образы показывают, какой силой обладают творческое воображение, фантазия, преображая обычные предметы. Наблюдать на основе выписок из книг Ю. Олеши, как рождается поэтический взгляд на мир. Создавать собственное сочинение на тему «Как ко мне относятся вещи в моем доме». Использовать в сочинении прием олицетворения. Написать свою историю в клуб «Ключ и заря»

11

Приемы понимания

прочитанного. Выделение приема контраста

в тексте, понимание

смысла его использования на материале

стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро»

1

18.09

Обсуждать две формулировки темы: «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами» и «Учимся переживать красоту Вместе». Определять значение непонятных слов, словосочетаний, строчек. Многократно перечитывать стихотворение с разными задачами: поиск строфы, которая обладает высокой степенью самостоятельности, подтверждения тому, что героя волнуют чувства героини, ее эмоциональное состояние, что он хочет все свои переживания и впечатления делить с нею; обнаружение приема контраста. Обсуждать, какого впечатления поэт добивается с помощью приема контраста. Обсуждать главное переживание в стихотворении. Выразительно читать стихотворение. Самостоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом

12

Приемы понимания

прочитанного. Выделение приема контраста

в тексте, понимание

смысла его использования

1

19.09

13

Использование художественных приемов: сравне ние, олицетворение, звукопись,

Контраст на материале

стихотворений

В. Берестова «Большой мороз», «Плащ» и картин

В. Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

23.09

Многократно перечитывать стихотворение с разными задачами. Выразительно читать стихотворение. Детально рассматривать произведение Ван Гога «Ботинки» с помощью системы вопросов. Обсуждать: кто хозяин этих ботинок; беден он или богат; давно ли он носит ботинки; как выглядят сами ботинки; много ли они повидали и о чем могут рассказать. Детально рассматривать произве дение Ван Гога «Отдых после работы» с помощью системы вопросов. Выделять рамочкой фрагмент картины и работать с ним как с самостоятельным произведением, которому нужно дать отдельное название. Узнавать прием контраста

14

Использование художественных приемов: сравне ние, олицетворение, звукопись,

Контраст на материале

 картин

В. Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

24.09

15

Приемы понимания

Прочитанного на материале текста С. Козлова «Разрешите с вами

посумерничать»

1

25.09

Работать с толковым словарем. Анализи ровать текст с помощью системы вопросов: выяснение видимого плана того, что значит сумерничать; обсуждение поведения героев сказки; осознание мысли, что понятие «сумерничать» включает в себя и некое таинство общения; определение главного героя сказки. Делать выводы о ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, но и разделять эти переживания с другом

16

Приемы понимания

прочитанного

на материале рассказа

Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана и пейзажа

В. Поленова «Заросший пруд»

1

26.09

Работать с толковым словарем. Перечитывать текст с разными задачами. Сравнивать два рассказа Ю. Коваля. Сопоставлять рассказ Ю. Коваля и стихотворение И. Бунина Листопад. Обобщать: надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем. Рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Детально исследовать произведение с помощью инструментов (лупы и рамки). Выявлять использование худож ником приема контраста. Анализировать хокку с помощью системы  опросов. Обобщать по главе. Самостоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом

17

Приемы понимания

Прочитанного нат материале  хокку Ранрана и пейзажа

В. Поленова «Заросший пруд»

1

30.09

Постигаем секреты сравнения - 15ч

18

Признаки сказки о животных на материале

сказки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

01.10

Обсуждать содержание интриги, определять задачи изучения главы. Работать с толковым словарем. Читать и пересказывать события сказки. Обобщать: в сказке объясняется внешний вид лягушки и бурундука. Выделять отличительные признаки самых древних сказочных сюжетов: объясняются причины происхождения на земле болезней и лекарств, черты внешнего облика двух животных. Различать самые древние сказочные сюжеты по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений

19

Особенности сказочных

Сюжетов на материале

сравнительного анализа двух сказок «Гиена и

черепаха» и «Нарядный

бурундук»

1

02.10

Выявлять в сказке «Гиена и черепаха» черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида двух животных), и черты сказок более позднего времени (учат благородному поведению и объясняют, что такое поведение обязательно будет вознаграждено). Перечитывать сказку «Нарядный бурундук» с разными задачами. Сравнивать две сказки. Узнавать о тотемных животных. Обобщать: людей в разных странах

волновало, как и почему выглядят все животные; они стремились найти объяснение разным природным явлениям

20

Повторение особенностей сказочных

сюжетов на материале

сравнительного анализа двух сказок «Гиена и

черепаха» и «Нарядный

бурундук»

1

03.10

21

Бродячие сказочные

Сюжеты на матери-

але сравнительного

анализа венгерской

сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились»

1

07.10

Объяснять происхождение слова «сборник». Анализировать сказки о животных, прочитанных во 2 классе (по памяти), выявлять в них черты самых древних сказок. Анализировать названия восьми сказок в учебнике; вычленять среди них самые древние

сказочные истории; определять общую тему оставшихся трех сказок. Выявлять особенности просто древних сказок. Самостоятельно анализировать сказки с помощью системы вопросов. Выбрать в библиотеке сборник сказок разных народов, например «Сказки народов мира», «Сказки народов России» или «Сказки народов Азии», или «Сказки народов Африки и Австралии», или «Сказки народов Северной и Южной Америки». Читать сказки о животных. Вести записи читательских наблюдений: найти и переписать необычное начало сказки о животных; записать ее название; указать, какой народ ее создал, в каком сборнике прочитал(а)

22

Повторение бродячих сказочных

Сюжетов на матери-

але сравнительного

анализа венгерской

сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились»

1

08.10

Работать с толковым словарем и словарем устойчивых выражений. Анализировать сказки с помощью системы вопросов. Выде лять особенности более поздних сказочных историй (просто древние сказки). Иметь представление о бродячих сказочных сюжетах. Сравнивать сказки: как развиваются события, чем заканчивается сказка, что осуждается; кто герои, кто избирается судьей в споре. Перес казывать сказки. Выявлять главное сходство сказок: сходны сами события (двое жадничают и спорят, не могут решить спор без третьего, обращаются к нему за помощью, а он их обма нывает). Самостоятельно анализировать сказку

23

Закрепление бродячих сказочных

Сюжетов на материале сравнительного

анализа венгерской

сказки «Два жадных

медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились»,

индийской сказки

«О собаке, кошке и

Обезьяне» и обсуждения индийской сказки

«Золотая рыба»

1

09.10

Читать и анализировать сказку «О собаке, кошке и обезьян» с помощью системы вопросов. Сравнивать три сказки. Обобщать: в бродячей сказочной истории похожи события, герои похожи по характеру, есть сходство в построении сказок. Обсуждать, как путешествуют сказки по разным странам. Определять путь сказки-путешественницы на карте мира. Актуализировать знания, полученные во 2 классе, применять их на практике. Читать и анализировать сказку «О собаке, кошке и обезьяне». Обсуждать бродячий сюжет об отношениях кошки и собаки. Сравнивать сюжеты русской, китайской и индийской сказок. Делать вывод о популярности данного бродячего сюжета. Обсуждать бродячий сюжет о золотой рыбке (на основе того, что вспомнили «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, прочитали индийскую сказку «Золотая рыбка», из учебника узнали о сказке братьев Гримм «О рыбаке и рыбке»). Делать вывод о том, что бродячие сюжеты не что-то единичное, это закономерность. Обсуждать популярные в мире бродячие сюжеты

24

Повторение бродячих сказочных

Сюжетов на материале сравнительного

анализа венгерской

сказки «Два жадных

медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились»,

индийской сказки

«О собаке, кошке и

Обезьяне» и обсуждения индийской сказки

«Золотая рыба»

1

10.10

25

Жанровые признаки

Сказкин на материале

кубинской сказки

«Черепаха, кролик

и удав-маха»

1

14.10

Знать признаки самых древних сказочных историй и просто древних сказочных историй: самые древние рассказывают о причинах природных явлений, просто древние рассказывают о героях-животных, которые побеждают, прибегнув к обману или хитрости. Знакомиться с определением сказочных историй, которые мы называем менее древними сказками. Читать и анализировать сказки «Черепаха, кролик и удав-маха» с помощью системы вопросов. Делать вывод, что в этой сказке совмещаются черты менее древней сказки (зло наказывается, а добро побеждает), черты просто древней сказки (ценится хитрость) и черты самой древней сказки (она построена, как цепочка). Самостоятельно анализировать сказку с помощью системы вопросов. Сравнивать сказки

26

Повторение жанровых признаков сказки на материале

кубинской сказки

«Черепаха, кролик

и удав-маха»

1

15.10

27

Бродячие сказочные

Сюжеты на материале

индийской сказки «Хитрый шакал»

1

16.10

Перечитывать сказки с разными задачами. Сравнивать сказки. Узнавать черты бродячих сказочных сюжетов. Выявлять черты самых древних, просто древних, менее древних сказочных историй. Самостоятельно работать с текстом и толковым словарем

28

Повторение бродячих сказочных

сюжетов на материале

индийской сказки «Хитрый шакал»

1

17.10

29

Жанровые признаки

Сказки на материале

импровизированной

страницы «Содержание» из сборника

сказок народов мира, приведенной в учебнике

1

21.10

Анализировать названия сказок разных народов мира с целью выявления их жанровой принадлежности (сказки о животных или волшебные сказки); принадлежности к временному периоду (самые древние, просто древние, менее древние); вычленять из сказок народов мира,  сказки народов России. Выяв лять при анализе текста черты самых древних, просто древних, менее древних сказочных историй. Составлять разные сборники («Сказки народов мира», «Сказки о животных», «Самые древние сказки о животных») на материале импровизированной страницы «Содержание» в учебнике

30

Повторение жанровыех признаков

Сказки на материале

импровизированной

страницы «Содержание» из сборника

сказок народов мира, приведенной в учебнике

1

22.10

31

Жанровые признаки

сказок о животных на материале бурятской

сказки «Снег и заяц» и хакасской сказки «Как птицы царя выбирали»

1

23.10

Читать и анализировать сказку с помощью системы вопросов. Выделять самые древние сюжеты по следующим признакам: объясняют происхождение, природу и причины всего на земле, природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений. Самостоятель но работать с текстом Обобщать по разделу

32

Повторение жанровых признаков сказок о животных на материале бурятской

сказки «Снег и заяц» и хакасской сказки «Как птицы царя выбирали»

1

24.10

Пытаемся понять, почему люди фантазируют - 16 ч

33

Приемы понимания

Прочитанного на

материаале стихотворения Н. Матвеевой

«Картофельные олени» и отрывка из «Дневника

Фокса Микки» Саши Черного

1

28.10

Обсуждать содержание интриги, определять задачи изучения главы. Читать и обсуждать стихотворение по вопросам. Находить приемы сравнения, олицетворения, звукописи. Понимать смысл использования этих приемов в произведении. Работать с толковым словарем. Перечитывать многократно текст с разными задачами. Обсуждать такие особенности поэтического мира, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями

34

Повторение приемов понимания

Прочитанного на

материале стихотворения Н. Матвеевой

«Картофельные олени» и отрывка из «Дневника

Фокса Микки» Саши Черного

1

29.10

35

Закрепление приемов понимания

Прочитанного на

материале стихотворения Н. Матвеевой

«Картофельные олени» и отрывка из «Дневника

Фокса Микки» Саши Черного

1

07.11

07

36

Особенности

жанров сказки, рассказа,

небылицы. Приемы понимания прочитанного.

1

11.11

Перечитывать текст многократно с разными задачами. Выделять особенности жанров сказки, рассказа, небылицы. Различать эти жанры по своей цели и построению. Выяснять черты характера и особенности мировосприятия героя. Обобщать по итогам обсуждения двух рассказов: главная героиня (бабушка) и автор (Т. Пономарева) — это люди, обладающие фантазией и развитым воображением. Самостоятельно работать над анализом стихотворения. Обсуждать особенности поэтического мировосприятия: способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе наблюдений за обычными явлениями

37

Особенности

жанров сказки, рассказа,

небылицы. Приемы понимания прочитанного

на материале произведений Т. Пономаревой

«Автобус», «В шкафу

1

12.11

38

Повторение особенностей жанров сказки, рассказа,

небылицы. Приемы понимания прочитанного на материале произведений Т. Пономаревой

«Автобус», «В шкафу»

1

13.11

39

Сравнительный анализ текстов на материале

Стихотворений

1

14.11

40

Сравнительный анализ текстов на материале

стихотворений Э. Мошковской «Я вижу...», «Вода в колодце» и картины П. Филонова

«Нарвские ворота»

1

18.11

Сравнивать мальчика-героя стихотворения Э. Мошковской «Я вижу...» и бабушку из рассказа Т. Пономаревой «В шкафу». Перечи тывать многократно текст с разными задача ми. Сравнивать стихотворение Э. Мошковс кой «Вода в колодце» и рассказ Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами». Делать вывод, что и писатель, и поэтесса воспринимают мир природы как чудо. Детально рассматривать живописное произведение П. Филонова «Нарвские ворота». Сопоставлять картину с фотографией Нарвских ворот. Делать вывод, что художник написал картину так, чтобы создать впечатление мозаики. Обсуждать разные мнения. Обобщать. Самостоятельно анализировать стихотворение

41

Закрепление сравнительного анализа текстов на материале

стихотворений Э. Мошковской «Я вижу...», «Вода в колодце» и картины П. Филонова

«Нарвские ворота

1

19.11

42

Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказа

1

20.11

43

Приемы понимания

прочитанного. На материале рассказа

Б. Житкова «Как я ловил человечков»

1

21.11

Перечитывать и вычитывать текст с помощью системы вопросов. Просматривать текст и находить нужное место. Осмысливать мотивы, последствия поступков, чувств и переживаний героев литературного произведения. Выделять черты характера маленького героя, которые выдают в нем будущего писателя: наблюдательность, развитое воображение, фантазия. (ЭФУ: посмотреть фрагмент мультфильма «Как я ловил человечков», сравнить картины обычной жизни мальчика и его бабушки с картинами жизни маленьких человечков [цветовая гамма, освещение, музыка].) Самостоятельно анализировать текст

44

Закрепление приемов понимания

Прочитанного на материале рассказа

Б. Житкова «Как я ловил человечков»

1

25.11

45

Формирование умений осознанно го и выразитель ного чтения на материале рассказов

1

26.11

46

Формирование умений осознанно го и выразитель ного чтения на материале рассказа

Тима Собакина «Игра в птиц»

1

27.11

Обобщать круг чтения произведений Тима Собакина. Перечитывать и вычитывать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа. Выразительно читать рассказ. Самостоятельно анализиро вать стихотворение

47

Особенности поэтического мировосприятия

на материале стихотворений

1

28.11

48

Особенности поэтического мировосприятия

на материале стихотворения К. Бальмонта

«Гномы» и картины

В. Кандинского «Двое на лошади»

1

02.12

Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Выразительно читать. Фантазировать, представлять что-нибудь необычное, глядя на обыкновенные предметы. Рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Использовать рамки для выделения на репродукции фрагмента Кремлевской стены и колокольни. Сравнивать фотографию и выделенный фрагмент. Делать вывод, что художник создает фантастический, воображаемый мир на основе своих наблюдений. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств. Обобщать по главе: художники (поэты, композиторы) часто в своем творчестве соединяю настоящую жизнь и фантазию. Самостоятельно работать с текстом

Учимся любить - 17ч

49

Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказов

1

03.12

Работать с толковым словарем. Читать и перечитывать текст по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определения основной мысли текста и др.). Пересказывать события рассказа. Сопостав лять автора с написанным им произведением и героями этих произведений. Работать над понимаем смысла названия рассказа. Детально рассматривать живописное произведение. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств. Самостоятельно работать с текстами

50

Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказов Т. Пономаревой «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» и картины А. Куинджи «Лунная

ночь на Днепре»

1

04.12

51

Повторение приемов понимания

Прочитанного на материале рассказов

Т. Пономаревой «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» и картины А. Куинджи «Лунная

ночь на Днепре»

1

05.12

52

Характеристика героя на материале рассказа М. Вайсман «Лучший

друг медуз»

1

09.12

Читать и перечитывать текст по разным основаниям. Пересказывать события рассказа, которые изменили отношение главного героя к медузам. Характеризовать героя. Делать вывод: для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу. Обсуждать, почему рассказ помещен именно в эту главу. Самостоятельно анализировать стихотворение

53

Работа со страницей

«Содержание»: составление сборников

литературных произведений. Письмо в клуб

1

10.12

Обсуждать задания для членов научного клуба «Ключ и заря». Отбирать живописные произведения из «Музейного Дома», которые больше всего понравились. Обосновывать свой выбор. Составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений с опорой на страницу «Содержание». (ЭФУ: выполнять тесты.) Самостоятельно выбирать книги для чтения на каникулах. Участвовать в предметной переписке с научным клубом «Ключ и заря»

54

Закрепление работ со страницей

«Содержание»: составление сборников

литературных произведений. Письмо в клуб

1

11.12

55

Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказов

1

12.12

56

Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказа

А. Куприна «Слон»

1

16.12

Многократно перечитывать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента. Характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков. Обобщать: выздоровление Нади происходит не просто потому, что исполняется ее страстное желание; важно, что она способна по-настоящему привязываться, любить, - сила яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности поднимают Надю на ноги. Обсуждать, что выздоровление девочки происходит также в результате проявления родительской любви. Самостоя тельно анализировать стихотворение

57

Приемы понимания

прочитанного на материале рассказа

А. Куприна «Слон»

1

17.12

58

Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказа

К. Паустовского «Заячьи лапы».

1

18.12

Работать с толковым и фразеологическим словарями. Многократно перечитывать текст с разными задачами. Характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков. Сравнивать два прозаических произведения с точки зрения выраженного в них закона жизни

59

Сравнительный анализ произведений К. Паустовского

«Заячьи лапы» и

А. Куприна «Слон»

1

19.12

60

Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказа

К. Паустовского «Заячьи лапы». Сравнительный анализ произведений К. Паустовского

«Заячьи лапы» и

А. Куприна «Слон»

1

23

61

Формирование умений

осознанного и выразительного чтения.

1

23.12

24

Перечислять знакомые названия произведений С. Козлова, уточнять названия по странице «Содержание». Читать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Познакомиться с понятием «диалог». Выразительно читать по ролям. Выявлять отличия сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных. Находить строчки в тексте, которые можно использовать в качестве названий текста. Обсуждать, почему эта сказка находится в главе о любви. Обсуждать высказывания героев интриги об основной мысли, главном переживании сказки. Высказывать собствен ное мнение о смысле сказки. Самостоятельно анализировать сказку С. Козлова. Сравни вать сказки. Составлять сборники со сказка ми С. Козлова по теме «Учимся наблюдать» и «О любви» с опорой на страницы «Содержания» в учебнике для второго класса и в учебнике и хрестоматии для третьего класса

62

На материале сказки С. Козлова «Если меня

совсем нет»

1

24.12

25

63

Формирование умений

осознанного и выразительного чтения на

материале сказки С. Козлова «Если меня

совсем нет»

1

25.12

64

Портрет как жанр живописи на материалах

Картины

1

26.12

65

Портрет как жанр живописи на материале

картины О. Ренуара

«Портрет Жанны Самари"

1

09.01

09

Знать о таком жанре живописи, как портрет. Детально рассматривать и обсуждать живописное произведение с помощью системы вопросов. Устно высказывать свои личные впечатления и наблюдения, которые возникли в ходе обсуждения картины. Обобщать: портрет несет в себе атмосферу счастья, молодости, красоты, праздника и в то же время заставляет задуматься о чем-то серьезном. Слушать музыкальное произведение и сравнивать его с картиной с точки зрения выраженных в нем чувств и переживаний

Набираемся житейской мудрости – 18 ч

66

Жанровые признаки

Басни на материале

басен Эзопа «Рыбак

и рыбешка», «Соловей

и Ястреб»

1

13.01

Познакомиться со словом «басня» по «Словарю происхождения Слов», обсуждать его значение. Обсуждать содержание интриги и определять проблемный вопрос: похожа ли басня на сказку о животных? Читать и перечитывать басню «Рыбак и рыбешка» с разными задачами: определять тему, главную мысль, особенности построения. Сравнивать историю, рассказанную в басне, со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и другими сказками с похожим сюжетом. Читать и анализировать басню «Соловей и Ястреб» с помощью системы вопросов. Сравнивать две басни. Обобщать: басни состоят из двух частей – повествования и морали. Обсуждать структуру басни: она представляет собой историю о животных, а мораль, которая является выводом из этой истории, связана с жизнью людей. Сравнивать басню и сказку о животных. Обобщать: в басне герои - животные, как и в сказках о животных, но басня, в отличие от них, состоит из двух частей. Подбирать пословицы близкие по смыслу морали басни. Практически осваивать жанр пословиц

67

Повторение жанровых признаков

Басни на материале

басен Эзопа «Рыбак

и рыбешка», «Соловей

и Ястреб»

1

14.01

68

Композиционные

особенности басни на материале басен Эзопа «Отец и сыновья», «Быки и лев», ленты времени, пословиц

1

15.01

Читать и перечитывать текст с разными задачами: определять тему, главную мысль, особенности построения. Обсуждать основ ную мысль обеих басен. Выявлять разные варианты размещения вывода к басням. Подбирать пословицы, близкие по смыслу морали басни. Практически осваивать жанр пословиц. Знать отличительные черты самых древних, просто древних и менее древних сказок. Работать с лентой времени, на которой

отображено появление и развитие сказки и басни. Осмысливать особенности жанра пословиц. Подбирать пословицы для иллюс трации басенных сюжетов, жизненных ситуа ций. Самостоятельно анализировать басню

69

Повторение композиционных

особенностей басни на материале басен Эзопа «Отец и сыновья», «Быки и лев», ленты времени, пословиц

1

16.01

70

Жанровые особенности

басни. Сравнительный

анализ басен.

1

20.01

Работать с лентой времени: закреплять представление о времени появления пословиц, басен, сказок; соотносить время работы известных баснописцев. Читать и анализиро вать басню с точки зрения сходства темы или истории (сюжета) и вывода (морали, главной мысли); видеть различия от сказки о животных; определять «бродячие Истории». Подбирать пословицы, подходящие в качестве морали к басням. Сравнивать басни Эзопа и И. Крылова: обнаруживать сходство повествования, отличительные особенности басни И. Крылова (более внимательное отношение к деталям, стихотворная форма, характеры героев подробнее разработаны). (ЭФУ: посмотреть мультфильм «Ворона и лисица», обратить внимание на то, как озвучены разные эпизоды басни, как переданы характеры.) Выразительно читать басню И. Крылова, инсценировать. Детально рассматривать и обсуждать иллюстрацию В. Серова к басне «Ворона и Лисица». Выделять прием контраста и уяснять смысл использо вания данного приема. Самостоятельно ана лизировать басни Эзопа. Подбирать посло вицы, подходящие в качестве морали к басням

71

Жанровые особенности

басни. Сравнительный

анализ басен на материале басен

Эзопа «Ворон и лисица», И. Крылова «Ворона и лисица» и графической иллюстрации В. Серова к басне

«Ворона и лисица»

1

21.01

72

Жанровые признаки

Басни на материале басен Эзопа «Лисица и

виноград», И. Крылова «Лисица и виноград» и

графической иллюстрации В. Серова к басне

И. Крылова

1

22.01

Читать и анализировать басни с целью выявления жанровых признаков. Обсуждать смысл выражения «винить обстоятельства». Подбирать пословицы, подходящие в качестве морали к басням. Сравнивать басни с точки зрения сходства темы или истории (сюжета) и вывода (морали, главной мысли); доказывать, что в них использованы бродячие истории. Выразительно читать басню И. Крылова, инсценировать. Детально рассматривать иллюстрацию В. Серова к басне И. Крылова с помощью системы вопросов

73

Повторение жанровых признаков

Басни на материале басен Эзопа «Лисица и

виноград», И. Крылова «Лисица и виноград» и

графической иллюстрации В. Серова к басне

И. Крылова

1

23.01

74

Жанровые признаки

басни: какой смех вызывает басня, мораль басни, ее герои на материале басни И. Крылова «Квартет»,

иллюстрации В. Серова к этой басне, пословиц

1

27.01

Обсуждать разную эмоциональную окраску смеха, определять, какой смех обычно вызы вает басня. Работать с толковым словарем для уточнения значения непонятных слов. Читать и перечитывать басню с разными задачами. Обсуждать, что вызывает веселый смех, а что - горький, грустный. Подбирать пословицы, подходящие в качестве морали к басне: какие пословицы выражают ее комический смысл, а какие - горький. Выразительно читать басню И. Крылова, инсценировать. Детально рас сматривать иллюстрацию В. Серова к басне И. Крылова с помощью системы вопросов

75

Повторение жанровых признаков

басни: какой смех вызывает басня, мораль басни, ее герои на материале басни И. Крылова «Квартет»,

иллюстрации В. Серова к этой басне, пословиц

1

28.01

76

Сравнительный анализ басен И. Крылова «Лебедь, рак и щука» и «Квартет»

1

29.01

Читать и анализировать басни с точки зрения сходства темы или истории (сюжета) и вывода (морали, главной мысли); с целью доказать, что в них использованы «бродячие истории». Сравнивать басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука» и «Квартет». Выразительно читать басни И. Крылова, инсценировать. Самостоятельно работать с лентой времени. Самостоятельно анализиро вать басню И. Крылова «Зеркало и обезьяна». Самостоятельно составлять авторский сборник «Иван Крылов. Избранное» с опорой на тексты из учебника, хрестоматии. Самостоятельно выбирать в библиотеке сборник басен И. Крылова. Определять по странице «Содержание» наличие в нем таких басен, как «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок». Самостоятельно читать выбранные басни

77

Повторение сравнительного анализа басен И. Крылова «Лебедь, рак и щука» и «Квартет»

1

30.01

78

Жанровые признаки

басни. Самостоятельная работа по заданиям

учебника

1

03.02

Самостоятельно выполнять задания (У, с. 35–37) с целью закрепления знаний о жанро вых особенностях басни, ее отличительных особенностях от сказок о животных; представлений о времени появления сказок и басен; представлений о пословице как жанре; самостоятельного приведения примеров бродячих историй, примеров жизненных ситуаций для иллюстрации пословицы. Самостоятельно находить в библиотеке сбор ник басен С. Михалкова. Выбирать басню, которая больше всего нравится, и обосно вывать выбор. Самостоятельно анализиро вать текст с помощью системы вопросов. Работать с лентой времени

79

Повторение жанровых признаков

басни.

1

04.02

80

Жанровые отличия

сказки о животных,

басни и бытовых сказок на материале сказки «Каша из топора»

1

05.02

81

Жанровые отличия

сказки о животных,

басни и бытовых сказок на материале сказки  «Солдатская шинель»,

1

06.02

Читать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Выделять особенности бытовых сказок: наличие конфликта и морали. Сравнивать бытовые сказки и сказки о животных. Связывать бытовые сказки с жанром сказки

82

Жанровые отличия

сказки о животных,

басни и бытовых сказок на материале сказки  «Волшебный кафтан»

1

10.02

83

Закрепление жанровых отличий

сказки о животных,

басни и бытовых сказок на материале сказок «Каша из топора»,

«Солдатская шинель»,

«Волшебный кафтан»

1

11.02

Продолжаем разгадывать секреты смешного – 12 ч    

84

Приемы понимания

прочитанного

на материале рассказа Л. Каминского «Сочинение»

9

12.02

Обсуждать интригу, определять задачу изучения главы. Читать и перечитывать текст с разными задачами. Обсуждать значения слов «сочинить», «сочинение». Рассуждать на тему: можно ли при написании сочинения выдумывать и фантазировать; в каких случаях фантазия просто необходима, а в каких она выглядит как обман. Составлять характеристику героя. Обсуждать художественный прием контраста. Обобщать: смех автора в этом рассказе немного грустный; смешными нас могут делать наши недостатки

85

Разные аспекты смешного на материале

рассказа И. Пивоваровой «Сочинение»

1

13.02

Читать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Обосновывать разные мнения строчками из текста. Выяснять разные аспекты смешного, которые есть в рассказе. Самостоятельно читать и анализировать текст с помощью системы вопросов

86

Выделение в текс тах приемов, которые делают текст смешным

на материале стихотворений М. Бородицкой

«На контрольной..»,

1

17.02

Читать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать художественные приемы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания. Выразительно читать стихотворение. Самостоятельно читать и анализировать тексты с помощью системы вопросов

87

Выделение в текс тах приемов, которые делают текст смешным

на материале стихотворений Л. Яковлева «Для

Лены», М. Яснова «Подходящий угол»

1

18.02

88

Повторение выделения в текс тах приемов, которые делают текст смешным

на материале стихотворений М. Бородицкой

«На контрольной..»,

Л. Яковлева «Для

Лены», М. Яснова «Подходящий угол»

1

19.02

89

Приемы понимания

прочитанного на материале рассказа

Н. Тэффи «Преступник»

1

20.02

Работать по уточнению значений слов с помощью толкового словаря. Читать и перечитывать текст с разными задачами: подтверждать свой ответ, находить нужный фрагмент. Составлять характеристику героя с опорой на его высказывания и поступки. Сопоставлять название рассказа с последним абзацем текста. Обсуждать аспекты природы смешного в литературном произведении. Самостоятельно читать и перечитывать текст с разными задачами

90

Закрепление приемов понимания

прочитанного на материале рассказа

Н. Тэффи «Преступник»

1

24.02

91

Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначе ние жанра, постро ение на материале коротких историй К. Чуковского из книги «От двух до пяти»                 

1

25.02

Выявлять, что маленькие дети очень наблюдательны, что они обладают особым взглядом на мир, благодаря которому способны порождать необычные словосочетания и рассуждения, которые часто получаются очень смешными. Читать и перечитывать рассказ с разными задачами. Активизировать и закреплять знания о том, чем рассказ отличается от небылицы и сказки по цели и чем сказка отличается от рассказа по построению. Самостоятельно читать и перечитывать тексты с разными задачами

92

Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначе ние жанра, постро ение на материале стихотворения Г. Остера из книги «Вредные советы» и рассказа Т. Пономаревой «Помощь»

1

26.02

93

Закрепление жанровых отличий небылицы, сказки, рассказа: назначе ние жанра, постро ение на материале коротких историй К. Чуковского из книги «От двух до пяти», стихотворе ния Г. Остера из книги «Вредные советы» и рассказа Т. Пономаревой «Помощь»

1

27.02

94

Приемы понимания

прочитанного

на материале рассказа  В. Драгунского «Ровно 25 кило»

1

02.03

Называть знакомые произведения В. Драгунского. Находить и выделять необ ходимую информацию в толковом словаре. Читать и перечитывать, просматривать текст с разными задачами. Пересказывать основные моменты текста своими словами. Делить текст на части по смыслу. Харак теризовать героя с опорой на его высказы вания и поступки. Обсуждать природу смеш ного в литературном произведении. Обобщать причины того, почему нам бывает смешно: смешно, когда что-то не так (не так, как хочется; не так, как ожидаешь); смешно, когда кто-то чего-то не понимает; смешно, когда что-то не получается или получается наоборот; смешно, когда есть преувеличение. Самостоятельно читать и перечитывать текст с разными задачами

95

Повторение приемов понимания

Прочитанного на материале рассказа В. Драгунского «Ровно 25 кило»

1

03.03

Как рождается герой – 22ч

96

Черты настоящего сказочного героя на примере сказки «Колобок» 

1

04.03

Обсуждать интригу, определять задачи изучения главы. Выделять присущие герою сказки признаки (особенности поведения). Выяснять: являются ли Колобок, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди» настоящими сказочными героями; доказывать свое мнение. Самостоятельно читать и анализировать стихотворение с помощью системы вопросов

97

Черты настоящего сказочного героя. на примере сказки  «Гуси-Лебеди»

05.03

98

Тема и главная мысль текста. Прие мы понимания прочитанного.

1

09.03

Читать и перечитывать текст с разными задачами: определять тему и главную мысль текста, находить нужные части текста, нужные строчки. Определять причины смешного в тексте. Составлять характеристику героя. Сравнивать отрывок сказки и стихотворение. (ЭФУ: посмотреть мультфильм «Консервная

Банка», сравнить, чем тема этого мультфильма похожа на тему стихотворения Ю. Мориц «Жора Кошкин».)

99

Тема и главная мысль текста. Прие мы понимания прочитанного на материале сказки Б. Заходера «История Гусеницы» (начало) и стихотворения Ю. Мориц «Жора Кошкин»

1

10.03

100

Тема и главная мысль текста. Крат кий пересказ текста на материале сказ ки Б. Заходера «Ис тория Гусеницы» (продолжение) и стихотворения Л. Яхнина «Лесные жуки»

1

11.03

Читать и перечитывать текст с разными задачами: определять тему и главную мысль текста, находить нужные части текста, нужные строчки. Составлять характеристику героя. Пересказывать текст по плану. Кратко пересказывать текст. Сравнивать отрывок сказки и стихотворение

101

Тема и главная мысль текста. Крат кий пересказ текста на материале сказ ки Б. Заходера    «История Гусеницы» (продолжение) и стихотворения Л. Яхнина «Лесные жуки»

1

12.03

102

Характеристика героя. Главная мысль и тема

Текста на материале

сказкок

1

16.03

103

Характеристика героя. Главная мысль и тема

Текста на материале

сказки Б. Заходера

«История Гусеницы»

(продолжение)

1

17.03

Читать и перечитывать текст с разными задачами: определять тему и главную мысль, находить нужные части текста, нужные строчки. Описывать черты характера героя, интересы с опорой на его высказывания и поступки

104

Характеристика героя. Главная мысль и тема

Текста на материале

сказки Б. Заходера

«История Гусеницы»

(продолжение)

1

18.03

105

Главная мысль и тема текста. Черты героя авторской сказки на материале сказки

Б. Заходера «История

Гусеницы» (окончание),

стихотворения

М. Яснова «Гусеница -Бабочке» и картины

С. Жуковского «Плотина»

1

19.03

Читать и перечитывать текст с разными задачами: определять тему и главную мысль, находить нужные части текста, нужные строчки, выделять научные сведения. Обсуждать возможности использования научных сведений в сказке и в стихотворении.

Описывать черты характера героя, его интересы; отслеживать изменения в характере с опорой на его высказывания и поступки. Выделять присущие герою сказки признаки (особенности поведения). Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов, объяснять детали живописного произведения. Обмениваться впечатлениями, высказывать свои впечатления от картины. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств

106

Закрепление главнаой мысли и темы текста. Черты героя авторской сказки на материале сказки

Б. Заходера «История

Гусеницы» (окончание),

стихотворения

М. Яснова «Гусеница -Бабочке» и картины

С. Жуковского «Плотина»

1

01.04

107

Приемы понимания

прочитанного.

на материале повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

02.04

Читать и перечитывать текст с разными задачами: делить текст на части по смыслу, определять тему и главную мысль, находить нужные части текста, нужные слова и выражения. Обсуждать роль натюрмортного и пейзажного описаний в тексте

108

Закрепление приемов понимания

прочитанного на материале повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

06.04

109

Черты героя рассказа. Сходства и отличия между героем сказки

и героем рассказа.

1

07.04

110

Черты героя рассказа. Сходства и отличия между героем сказки

и героем рассказа на материале повести

Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

08.04

Анализировать текст с помощью системы вопросов. Характеризовать героя с опорой на его высказывания и поступки. Сравнивать черты героя сказки и героя рассказа. Самостоятельно читать и перечитывать текст с разными задачами. Выразительно читать

111

Черты героя рассказа. Сходства и отличия между героем сказки

и героем рассказа.

На материале повести

Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

09.04

112

Характеристика героя на материале рассказа Л. Панте леева «Честное

слово» 

1

13.04

Читать и перечитывать текст с разными задачами. Сравнивать отношения взрослых к героям рассказов Л. Пантелеева и А. Куприна («Слон»). Выделять сходные и отличительные черты у героя сказки и героя рассказа. Составлять характеристику героя на основании его высказываний и поступков (в литературном произведении) и выражений лиц и поз людей (в живописных произведениях). (ЭФУ: посмотреть мультфильм «Честное слово», сопоставить заключительные части мультфильма и текста.) Обобщать: в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, оно всегда одинаково, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира. Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов, объяснять детали живописного произведения. Обмениваться впечатлениями, высказывать свои впечатления от картины. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств. Самостоятельно читать и перечитывать текст с разными задачами

113

Характеристика героя на материале живописных

работ З. Серебряко вой «За завтраком», О. Ренуара «Девочка

с лейкой» и В. Серова «Портрет Мики Морозова»

1

14.04

114

Закрепление характеристики героя на материале рассказа Л. Панте леева «Честное

слово» и живописных

работ З. Серебряко вой «За завтраком», О. Ренуара «Девочка

с лейкой» и В. Серова «Портрет Мики Морозова»

1

15.04

115

Черты настоящего

Героя на материале

отрывков из поэмы

Н. Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова)

1

16.04

Читать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Описывать черты характера героя, интересы с опорой на его высказывания и поступки. Доказывать, что герой стихотворения обладает чертами насто ящего героя. Соотносить биографические сведения об авторе с судьбой героя произ ведения. Детально рассматривать живопис ное произведение с помощью системы вопросов, объяснять детали живописного про-

изведения. Обмениваться впечатлениями, высказывать свои впечатления от картины. Сравнивать мироощущения героев поэтичес кого и живописного произведений. Обобщать по главе

116

 Черты настоящего

Героя на материале  картины А. Мещерского «У лесного озера»

1

20.04

117

Черты настоящего

Героя на материале

отрывков из поэмы

Н. Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) и картины А. Мещерского «У лесного озера»

1

21.04

Сравниваем прошлое и настоящее - 19ч

118

Сравнение прошлого и настоящего в жизни

Людей на материале

картины Б. Кустодиева

«Масленица» и фрагментов музыкальных

произведений Н. Римского-Корсакова

и И. Стравинского

1

22.04

Обсуждать содержание интриги, определять задачу изучения главы: увидеть, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным. Детально рассматри вать живописное произведение с помощью системы вопросов. Обмениваться впечат лениями, высказывать свои впечатления от картины. Слушать музыкальное произведе ние. Выявлять сходство и близость прои зведений разных видов искусств: можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гуляния, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья и смеха?

Обобщать. Самостоятельно читать и пере читывать стихотворение с разными задачами

119

Повторение сравнения прошлого и настоящего в жизни

Людей на материале

картины Б. Кустодиева

«Масленица» и фрагментов музыкальных

произведений Н. Римского-Корсакова

и И. Стравинского

1

23.04

120

Характеристика героя. Приемы понимания

Прочитанного.

1

27.04

Читать и перечитывать текст с разными задачами: находить нужные фрагменты, выделять разные повествовательные линии, определять тему и главную мысль текста. Пересказывать фрагменты, из которых видно, как у Маши складываются отношения с птицами. Рассказывать о случае с букетиком с точки зрения воробья Пашки, затем от лица няни Петровны. Описывать черты характера героев, их интересы с опорой на высказывания и поступки. Выделять исторические события, которые упоминаются в рассказе. Формули ровать вывод: главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает героев, а также их желание помочь друг другу, поддержать в трудный момент жизни. Слушать музыкальное произведение. Выявлять сходство и близость произведений разных видов искусств

121

Характеристика героя. Приемы понимания

прочитанного

на материале рассказа

К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1

28.04

122

Характеристика героя. Приемы понимания

Прочитанного на материале рассказа

К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1

29.04

123

Прошлое и настоящее:

обстоятельства жизни, переживания. На материале стихотворений.

1

30.04

Обсуждать главную проблему главы: что изменяется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным. Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Обмениваться впечатлениями, высказывать свое впечатление от картины. Обнаруживать, что с течением времени изменяются внешние обстоятельства жизни людей (одежда, которую они носят, мода на прически), но чувства людей в разные исторические эпохи остаются прежними, доказывать примерами из собственного опыта, из знакомых литератур ных и живописных произведений. Читать и анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Формулировать вывод: чувства людей, любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них - остаются неизменными независимо от исторического времени

124

Прошлое и настоящее:

обстоятельства жизни, переживания на материале стихотворений .А. Пушкина «Цветок»

и сравнительного анализа двух живописных

работ - В. Боровиковского «Безбородко

с дочерьми» и З. Серебряковой «Автопортрет

с дочерьми

1

04.05

125

Прошлое и настоящее:

обстоятельства жизни, переживания. На материале стихотворения

А. Пушкина «Цветок»

и сравнительного анализа двух живописных

работ - В. Боровиковского «Безбородко

с дочерьми» и З. Серебряковой «Автопортрет

с дочерьми

1

05.05

126

Итоговая контрольная работа (работа с текстом)

1

06.05

Самостоятельно читать, анализировать, перечитывать текст с разными задачами, уметь делать выбор, отвечать на поставленные вопросы

127

Работа над ошибками

1

07.05

128

Сравнительная характеристика героев рассказа. Приемы понимания прочитанного.

1

11.05

Читать, перечитывать и просматривать текст по разным основаниям. Сравнивать жизненные обстоятельства, в которых оказались члены семьи из рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей» и из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». Описывать черты характера героев, их интересы с опорой на высказывания и поступки. Сравнивать характеры братьев. Сравнивать самих себя в детстве с героями произведения. Самостоятельно читать и перечитывать стихотворение с разными задачами

129

Сравнительная характеристика героев рассказа. Приемы понимания прочитанного на материале рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»

1

12.05

130

Повторение сравнительной характеристики героев рассказа. Приемы понимания прочитанного на материале рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»

1

13.05

131

Характеры героев

в развитии. Краткий

пересказ на материале рассказа А. Гайдара

«Чук и Гек»

1

14.05

Читать, перечитывать и просматривать текст по разным основаниям. Пересказывать главные события и фрагменты текста. Рассматривать характеры литературных героев в развитии. Рассматривать и анализировать ситуации, о которых идет речь в рассказе, с точки зрения разных ее участников: пересказ о том, что случилось с Геком, сначала от лица матери, а затем с точки зрения сторожа. Рассказывать о том, какие проблемы пришлось решать городским жителям, поселившимся в лесной избушке

132

Закрепление характера  героев

в развитии. Краткий

пересказ на материале рассказа А. Гайдара

«Чук и Гек»

1

18.05

133

Прошлое и настоящее:

обстоятельства жизни,

ценности. Приемы понимания прочитанного.

1

19.05

Читать, перечитывать и просматривать текст по разным основаниям. Кратко пересказывать события о том, как украшали елку, как мальчики после долгой разлуки встречались с отцом, как радостно приветство вали их все члены геологоразведочной экспедиции. Формулировать выводы: с тече нием времени в нашей жизни изменяются какие-то внешние обстоятельства (могут изме ниться названия армии и самого государства, денежных знаков и др.), но для разных поко лений людей остаются неизменными, пред ставляют собой главные ценности жизни такие чувства, как любовь близких, помощь и поддержка друзей, вера в чудо, ощущение причастности к истории и культуре своей страны

134

Прошлое и настоящее:

обстоятельства жизни,

ценности. Приемы понимания прочитанного на материале рассказа

А. Гайдара «Чук и Гек»

1

20.05

135

Прошлое и настоящее:

постоянство в природе и чувствах людей на материале картины

А. Юона «Весенний

солнечный день.

Сергиев Посад»

1

20.05

Обсуждать главную проблему главы: что изменяется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным. Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Выделять с помощью рамочки фрагменты картины, соответствующие разным темам. Обмениваться впечатлениями, высказывать свои впечатления от картины. Написать письмо в клуб о своих планах на лето. Формулировать вывод: со временем многое изменяется, но почти неизменной остается природа, а в самом человеке - его чувства. Самостоятельно читать и перечитывать текст с разными задачами

136

Закрепление прошлого и настоящего:

постоянство в природе и чувствах людей на материале картины

А. Юона «Весенний

солнечный день.

Сергиев Посад»

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению 1 класс

календарно - тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России"...

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...

Календарно - тематическое планирование к рабочей программе "Литературное чтение на родном языке" 2 класс

Программа реализуется через учебно-методический комплекс «Школа России», авторы: Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю. Учебник «Литературное чтение на родном (русском) язы...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "Литературное чтение на родном языке", 4 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "Литературное чтение на родном языке", 4 класс...