Конспект урока литератного чтения «Лесные тайнички. Январь» Н.И. Сладков (УМК Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока «Лесные тайнички. Январь» Н.И. Сладков
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство обучающихся с произведением Н.И. Сладкова «Лесные тайнички».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) совершенствовать навык чтения; 2)ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.И. Сладкова. | Предметные: 1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения; 2) составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения. |
Развивающие: 1) развивать технику выразительного чтения; 2) развивать умение анализировать произведение. | Личностные: 1) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; 2) овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач. |
Воспитательные: 1)воспитывать интерес к чтению художественных произведений; 2)воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 02.02.2024 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 3б Урок: 3 Время: 9:50-10:30 Кабинет: 221 | Студент: Загидулина Екатерина Раисовна Группа: 31 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Лесные тайнички. Январь» Н.И. Сладков
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство обучающихся с произведением Н.И. Сладкова «Лесные тайнички».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) совершенствовать навык чтения; 2)ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.И. Сладкова. | Предметные: 1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения; 2) составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения. |
Развивающие: 1) развивать технику выразительного чтения; 2) развивать умение анализировать произведение. | Личностные: 1) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; 2) овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач. |
Воспитательные: 1)воспитывать интерес к чтению художественных произведений; 2)воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. |
УМК: «Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова», учебник Литературное чтение: 3 класс. Часть 2. Е. И. Матвеева.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф С: беседа Приёмы: организация учебного общения, «сядьте те, кто..» Внешний контроль | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Раисовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -А сейчас, сядьте те, кто родился летом. Сядьте, кто родился осенью. Теперь те, кто родился весной. И сядьте те, кто родился зимой. | Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. | ||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)
| Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, П С: беседа, опрос Приёмы: организация учебного общения, «собери слово» Внешний контроль | 1.Создает проблемную ситуацию. Проводит парную работу. -Ребята, как вы думаете, что такое тайна? -А может природа хранить тайны? -Какие, например? -А какие тайны хранит зимний лес? -Разобраться с этим вопросом нам поможет автор, но какой именно, вы должны узнать сами. На парте у вас лежат буквы, которые составляют фамилию автора. Ваша задача, в парах, собрать фамилию автора. Перед работой, давайте вспомним правила работы в группе. -Отлично! Можете приступать к работе, у вас есть на это 1 минута. -Время вышло. Что у вас получилось? -Верно! Николай Иванович Сладков сегодня поможет нам с этим вопросом. | Отвечают на вопросы учителя. - Это то, что скрывается от других, что известно не всем. -Да. Приводят примеры. -Мы не знаем. Вспоминают правила работы в парах. 1.Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар. 2..Работать должны оба. 3.Один говорит, другой слушает. 4.Своё несогласие высказывай вежливо. Выполняют задание. -Сладков. | КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнку, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | |||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф С: беседа, опрос Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль. | 2.Формулирует с детьми тему, цель и план урока. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Какую цель мы поставим? -А как нам её достичь? Что нам надо составить? -Верно! На экране уже есть готовый план, но он перепутан. Поставьте пункты плана в правильном порядке. 1.Познакомиться с произведением; 2.Подвести итоги; 3.Изучить биографию Н.И.Сладкова; 4.Поработать над текстом произведения. -Отлично! Давайте тогда выполним первый пункт плана. | Формулируют тему и цель с учителем. -Произведение «Лесные тайнички. Январь» Н.И. Сладкова. -Познакомиться с произведением Н.И. Сладкова « Лесные тайнички. Январь». -План. Составляют правильный порядок плана. 1. Изучить биографию Н.И.Сладкова; 2. Познакомиться с произведением; 3. Поработать над текстом Произведения; 4. Подвести итоги. | ПУУД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |||||||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф С: беседа, опрос Приёмы: организация учебного общения Внешний контроль | 1.Организует деятельность обучающихся по открытию нового знания. -Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве. С раннего детства любил природу, а в начальных классах школы будущий писатель начал вести дневник наблюдений. Своим литературным наставником Сладков считал известного детского писателя Виталия Бианки. Сладков учился в Гидрографическом институте Главного управления Северного морского пути. Во время Великой Отечественной войны Николай Иванович ушел на фронт добровольцем, служил военным топографом. В 1953 году вышла в свет первая книга Сладкова под названием «Серебряный хвост». Всего за годы своего литературного творчества Николай Иванович создал более шестидесяти детских произведений, самыми известными из которых стали «Безымянной тропой», «Планета чудес», «Свист диких крыльев», «Осиновый невидимка», «Белые тигры», «Разноцветная земля», «Весенние | Внимательно слушают учителя. | ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | |||||||
радости», «Азбука леса», а также сборник рассказов «Капли Солнца». В каждом произведении Сладкова — любовь к природе, которую он старался воспитать в своих юных читателях. Николай Иванович нередко говорил: «Ходишь по давным-давно знакомым тебе местам ― и словно везде сам себя встречаешь: и тут ты, и там, и там. И всё, что вокруг, давно твоё и всюду ты, ты и ты». Николай Иванович Сладков ушел из жизни 25 июня 1996 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Воковском кладбище. -Сейчас я прочту всё произведение, а вы слушайте внимательно. В конце моего прочтения, вы должны будете ответить на вопрос: Что происходит в зимнем лесу? 2.Организует чтение рассказа. Проводит беседу по содержанию произведения. -Кто ответит на ранее поставленный вопрос? -О чём повествуется в каждом абзаце? -А какой цвет зимнего леса чаще всего называется рассказчиком? Кто-нибудь запомнил? -Правильно! Какие звуки слышатся в зимнем лесу? -Какой пункт плана мы с вами выполнили? -А еще какой? | Внимательно слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы. -Наступает зима и все лесные жители пробуждаются, и начинаю вести активный образ жизни. -В первом абзаце повествуется о наступлении зимы. Во втором о появлении невиданных существах. В третьем об Алёнушке, которая грустила, сидя на камне возле речки. В четвертом говорится о зверьках-оборотнях. В пятом про остальных животных в лесу. В шестом рассказывается совет, чтобы увидеть всех этих существ. -Белый. -Шепот, плач Алёнушки, легкий ветер, хруст снега, звуки различных животных. -Изучить биографию Н.И. Сладкова. -Познакомились с произведением. | |||||||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф, П С: беседа, опрос Приёмы: организация учебного общения, работа с текстом Внешний контроль | 1.Проводит письменную работу по тексту. -Сейчас откройте учебник на стр.23 и прочитайте ещё раз произведение, отвечая на вопрос: Что называет автор «лесными тайничками»? Читать будете по рядам. Первый читает 1 и 2 абзац. Второй читает 3 абзац. И третий ряд читает с 4 по 6 абзац. -Сейчас каждый ряд зачитает то, что они нашли. -Какой пункт плана мы выполнили? -Отлично! Встаем все со своих мест, дадим нашим глазкам отдохнуть. 2.Проводит динамическую паузу. | Выполняют письменную работу. Читают ответы. -Деревья шепчутся, диковинные невиданные существа. -Лесной человечек в огромной белой папахе, белая Алёнушка. -Зверек-оборотень, диковинные птицы и звери. -Поработать по тексту. | ПУУД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | |||||||
Динамическая пауза Гимнастика для глаз: Верх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Круг. Квадрат. | ||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, Ф С: беседа П: самостоятельная работа. Приёмы: организация учебного общения, филворд Внешний контроль, самоконтроль | 1.Организует самостоятельную работу. -Можем продолжать. На партах у вас лежат распечатки с филвордами. Все знают такое филворд? -Филворд – это кроссворд, в котором нужно найти слова среди написанных букв. -Можете приступать, у вас на это задание 4 минуты. -Время вышло. На экране показаны ответы, если кто-то не успел найти слова. Сравните свои ответы | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают учителя. -Нет. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. | ПУУД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. РУУД: самоконтроль. | |||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И, Ф С: беседа Приёмы: организация учебного общения, сочинение Внешний контроль, взаимоконтроль | 1.Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. -Сейчас вы напишите небольшое сочинение, отвечая на вопрос: Что тебя впечатлило в описании зимней природы больше всего? - Буквально пару предложений, не надо много писать. Затем желающие зачитают нам свой ответ. На это задание у вас будет 6 минут. -Время вышло, кто хочет прочитать сой ответ? | Внимательно слушают задание учителя. Пишут сочинение. | КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; готовить небольшие публичные выступления. РУУД: ответственно выполнять свою часть работы. | |||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф С: беседа Приёмы: организация учебного общения Внешний контроль, самоконтроль | 1.Проводит итоги урока. -Какая тема сегодня у нас была? -Какую цель мы ставили в начале урока? -Все ли пункты плана мы выполнили? -Отлично! Тогда покажите палец вверх, если вам был понятен урок, и у вас не возникло трудностей. Покажите палец вниз, если урок был не понятен и возникли трудности. -Всем спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. -Произведение «Лесные тайнички. Январь» Н.И. Сладкова. -Познакомиться с произведением Н.И. Сладкова «Лесные тайнички. Январь». -Да. Проводят рефлексию. | КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. РУУД: самоконтроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.
Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436150-1397377890.jpg)
Урок литературного чтения (букварный период) в 1 классе по программе РО "Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"
На уроке дети знакомятся с новым способом деления слов на слоги...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона»» (Система Эльконина-Давыдова) + Презентация
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона»» (Система Эльконина-Давыдова)...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Н.И. Сладков. "Оляпка". Планета знаний
Урок литературного чтения с использованием методов и приёмов технологии продуктивного чтения....
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: "Образование почвы". УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
Цели деятельности учителя: формирование представлений о составе почвы и ее образовании; ознакомление с понятиями: плодородие, перегной.Планируемые результатыПредметные:Знать: понятия плодоро...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1289395-1610644204.jpg)
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Цели деятельности учителя: - рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-1305176-1611260639.jpg)
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". (Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, кто такие насекомые, какими отличительными особенностями они обладают.Планируемые результатыПредметные:Знать кто такие насекомые и их отличительны...