Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Н.И. Сладков. "Оляпка". Планета знаний
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения с использованием методов и приёмов технологии продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya._sdadkov_.olyapka.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
2класс «Планета знаний»
Цель урока: познакомить учащихся с произведением Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом»
Задачи:
познакомить учащихся с биографией писателя;
познакомить учащихся с новым литературным приемом – олицетворением;
учить вдумчивому осознанному чтению;
учить находить в тексте ответы на вопросы;
развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
развивать связную речь, умение давать полные ответы;
расширять словарный запас;
воспитывать бережное отношение к родной природе (к птицам).
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
1) развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) выявлять сущность, особенности объектов;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
4) ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развивать умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме.
Результаты деятельности:
Личностные результаты:
1) развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3) привитие любви и бережного отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова
Межпредметные результаты:
1. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.
2. Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.
3. Поиск и выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, находить олицетворение в тексте Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом».
Используемые педагогические технологии:
- технология продуктивного чтения;
- ИКТ;
План.
I. Организационный момент
На фоне музыки: Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки накормят и птаху.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, пожмите их, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками, улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствуют успех и удача на уроке.
II.Актуализация знаний. Мотивация и целеполагание.
Ребята, кто о себе так говорит?
Загадка. Замела я все вокруг, прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, я отправила на юг. Я морозна и бела, и надолго к вам пришла. (зима)
-Давайте вспомним название раздела, в котором читали произведения о зиме? (Зимние картины)
- В каких произведениях вы читали, как пришла зима на землю? (И.С.Никитин«Встреча зимы»,К.Г. Паустовский «Первый зимний день», С.А.Есениин «Пороша» , А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета»).
-Прочитав эти произведения, мы с вами сделали много новых открытий.
-У И.С.Никитина «Встреча зимы», паркета» ) – ещё вчера шёл дождь, была грязь, слякоть. А сегодня всё покрыто снегом, блестит разноцветным огнём.
К.Г. Паустовский «Первый зимний день»- раскрывает тайну тишины первого зимнего дня. Зима суровая, хозяйничает повсюду, но она такая прекрасная, как и лето.
С.А.Есениин «Пороша»
У А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета»- все рады зиме: мальчишек - радостный народ коньками звучно режет лёд, гусь с красными лапами от холода решил купаться.)
-Вот сколько новых открытий!
– Как вы думаете, что ждёт нас впереди? (Ещё интересные открытия).
– А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать открытие?
(Быть наблюдательным, любознательным, уметь прислушиваться, фантазировать).
- Таким наблюдательным и любознательным был один замечательный писатель, с которым произошёл удивительный случай.
Этот писатель написал книги, которые лежат у вас на партах.
-Попробуйте, определить с каким же писателем произошёл удивительный случай? (Сладков Н.И.)
-Все его книги о чём? (О природе)
-Определите основную тему творчества писателя.(О природе)
III. Открытие" нового знания.
а) Работа с текстом до чтения – прогнозирование будущего чтения (вызвать желание читать, мотивацию к чтению)
-Откройте учебник (стр.120) Прочитайте название рассказа. «Песенки подо льдом»)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Сладков «Песенки подо льдом»)
-Чтобы познакомиться с произведением, что мы с ним должны сделать в первую очередь? (Прочитать)
-Как мы должны научиться его читать? (Выразительно)
-А чтобы понять, о чём произведение, что хотел сказать автор, что мы должны сделать? (Разобрать, проанализировать)
-Итак, мы сегодня на уроке, узнаем краткую биографию писателя;
научимся бегло и осознано читать рассказ;
- будем учиться анализировать текст.
- Ребята, что Вас удивило в названии рассказа Сладкова?
Проблема. Подумайте, ребята, кто может петь подо льдом?
-Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать песенки подо льдом?
- А вот Н.И. Сладков слышал. И вот об этом он рассказывает в этом рассказе.
–Почитаем?(Да)
– Приготовились следить.
б) Чтение учителем произведения
в)Работа над первичным восприятием.
-Наше предположение совпало с содержанием текста?
- Какой удивительный случай произошел с автором?
-А вы удивились?
А вам хочется перечитать рассказ самим?
-Давайте перечитаем рассказ по частям медленно и вдумчиво.
г)Повторное чтение рассказа детьми по частям ( работа с текстом во время чтения – понимание текста, создание его читательской интерпретации (обеспечить полноценное понимание текста)
Диалог с автором по ходу чтения.
1 часть
– Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру? (Поют лыжи)
-А в прямом значение лыжи могут петь? (Нет) Кто может петь?(человек, птица).
- Когда переносят человеческие черты на неодушевленные предметы и явления, такой приём называется олицетворением .
– Похожи ли звуки скользящих лыж на пение?(нет)
– Вот в чём дело! Значит, подо льдом пели не лыжи!
– Почему автор слышал пение? (Вокруг было очень тихо).
– На что ещё было похоже пение? (На журчание ручейка).
– Какую картину вы представили после чтения этой части?
– Как озаглавим?
Пение лыж. (на доску)
-Прочитаем 2-ую часть
– Ребята в этой части значение всех слов вам понятно?
- Что такое чёрный провал?
-Давайте откроем толковый словарь, где я сделала закладку и прочитаем, что это значит (Полынья- незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки) –читает один, все смотрят на слайд
– А лазоревый – это какой? (голубой)-аналогичная работа
Ребята, а как понимаете значение выражений: «вода усохла», «курчавится пар»?
слова на доске с детьми читаем по слогам
– Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться?(Хотелось узнать, кто поёт)
– Откуда же доносились звуки? (Из-подо льда)
– Какие предположения сделал автор?(Рыбы, ручеёк, сосульки, рождённые из пара).
– Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы?
– Как озаглавим?
Чудесная лесная загадка.(на доску)
Прочитаем 3 –ью часть
Чтение третьей части (чтение по цепочке).
– Узнал ли автор тайну подлёдной песни?
-Кто же это был?
– Действительно ли птица поклонилась автору?
– Испугалась ли человека птица?
– Что сделал автор, увидев птицу?
–Как автор назвал птичку?( «чудо-птица») Почему?
–– Как озаглавим?
Чудо-птица ( на доску).
4 часть
Чтение четвёртой части
– Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку)
– Что вы узнали о водяном воробье? Как озаглавим?
Подлёдный мир
– Как автор описывает подлёдный мир?
– Помогут вам составить описание ключевые слова.
Слова на доске
… вода (черная)
… полумрак (таинственный и зелёный)
… потолок (ледяной)
….сосульки (звонкие)
(Дети подбирают прилагательные из текста)
– Страшно? Неприятно?
– Зачем же Оляпка – водяной воробей снова юркнул под лёд? (Ни ветра , ни мороза, ни ястреба)
-Ни ветра, ни мороза, ни ястреба, а если погромче свистнуть, то всё зазвенит. Он пернатый музыкант, там хорошо слышна его песенка, она гремит! ...
-Действительно, почему бы оляпке не спеть?
А нам не посмотреть на оляпку и не послушать его?
д)(Слайд – видеофрагмент) Смотрим фильм.
-Вот какую прекрасную песенку поёт оляпка.
е) работа с планом (кластер)
Пение лыж Чудо -птица
(По ходу
составляем кластер)
Песенки подо льдом
Чудесная лесная загадка Подлёдный мир
-Ребята, у нас получился с вами вот такой план к рассказу .Как называется 1часть, 2ч,3ч,4ч.
IV.Физминутка.
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
V.Работа с текстом после чтения – (корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом (обеспечить углубленное восприятие и понимание текста)
-Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу
– Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (Выборочное чтение) Села она на край полыньи и трижды поклонилась.
-Мы узнали об оляпке то, что рассказал нам Н.И. Сладков. А где ещё можно найти информацию о нём? (В интернете, в энциклопедии)
а)Работа с энциклопедией.
-Ребята, и в этой энциклопедии есть информация об оляпке. Зачитайте, где отмечены предложения. Если вам ещё хочется что-то узнать, вы можете эту работу продолжить дома самостоятельно.
б)Составление синквейна об оляпке
-Мы с вами сейчас много узнали об оляпке, попробуем вместе составить синквейн.
-Кто главный герой нашего рассказа? (Оляпка, подводная певунья, водяной воробей, чудо-птица).
-Какие вы выберите 2 прилагательных, характеризующих его? (необычная, подлёдная, красивая, чудесная, водяной).
-Какие возьмём 3 глагола? (кланяется, кивает, строит, трудится, поёт)
-Что любит делать оляпка подо льдом? (Подо льдом любит петь)
-Как по-другому автор называет оляпку, выберите одно выражение?(чудо-птица, водяной воробей, подлёдная певунья)
Оляпка.
подлёдная, водяной
кланяется, кивает, поёт
любит петь подо льдом
водяной воробей
в)Выразительное чтение текста
-Ребята, прочитаем выразительно текст, помня о том, что нужно соблюдать паузы, ставить логическое ударение, соблюдать интонацию).
г)Знакомство с биографией автора
-Итак , познакомились с произведением какого автора?(Н.И.Сладкова)
-Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков?
Рассказ учителя о Сладкове
Он с детства был любознательным, целыми днями пропадал в самых глухих местах окружающих парков, всматривался и вслушивался в жизнь леса, учился узнавать по голосам самых разных птиц и зверей.
Ему очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Он говорил: « В лес принято ходить за чем - то: по грибы, по ягоды, на охоту. А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам. А можно и так ходить - ни за чем. И тогда - и только тогда откроется тебе настоящая красота леса. Все у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы все понять».
– Вы бы хотели ещё читать книги этого автора?
Чем они вас заинтересовали?
-В рассказах Сладкова как будто ничего особенного не происходит. Но он подмечает то, что ускользает от нашего взгляда человека. И хорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким-то волшебным светом. И становятся близкими и понятными нам.
VI.Рефлексия и самооценка учащихся.
– Какую чудесную лесную загадку мы отгадали вместе с Н. Сладковым сегодня на уроке?
Мы ответили на главный вопрос нашего урока: Кто может петь подо льдом?
Это оляпка-водяной воробей.
-Почему он пел подо льдом? (Ни мороза, ни ветра, ведь на улице зима).
-Ребята, когда птичке хочется петь, на ваш взгляд? (Когда она сытая)
-Я для вас подготовила необычный подарок - кормушку, на которой собрались птицы нашего края. Возьмите себе картинку с изображением любой птички. Рассмотрите её, прочитайте название. Про этих птиц вы тоже можете найти информацию в интернете, энциклопедии.
-Скажите, а какую пользу приносят птицы людям?(уничтожают вредных насекомых).
-Они нам помогают нам весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них.
-Каким образом? (Делать кормушки, подкармливать птиц).
-Эту кормушку я дарю вам, вы повесите её у себя в школьном саду и будете подкармливать птиц, а они будут вас радовать своим пением..
– Оцените свою работу.
– Выберите предложение, которое вам хочется закончить.
– Я узнал, что …
– Меня удивило...
– Мне захотелось...
VII.Домашнее задание.
Выразительное чтение готовят все, кто сможет
– Я вам предлагаю пофантазировать.
Перескажите встречу Сладкова и оляпки от лица птички. Начните так:
– Здравствуйте! Я – оляпка, водяной воробей.
Однажды я сидел подо льдом и пел
песенку, как
вдруг.....
Спасибо ребята всем за работу! Вы сегодня были активными, наблюдательными, любознательными –настоящими первооткрывателями, и только поэтому, нам с вами удалось разгадать загадку спрятанную в рассказе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»
Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...
Конспект урока литературного чтения. 4 класс.УМК «Планета знаний» Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
Конспект урока литературного чтения. 4 класс. «Планета знаний»Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»...
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)
Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....