Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Н.И. Сладков. "Оляпка". Планета знаний
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Арефьева Ольга Владимировна

Урок литературного чтения с использованием  методов и приёмов технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya._sdadkov_.olyapka.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2класс   «Планета знаний»

Цель урока:  познакомить учащихся с произведением Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом»

Задачи:

познакомить учащихся с биографией писателя;

познакомить учащихся с новым литературным приемом – олицетворением;

учить вдумчивому осознанному чтению;

учить находить в тексте ответы на вопросы;

развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

развивать связную речь, умение давать полные ответы;

расширять словарный запас;

воспитывать бережное отношение к родной природе (к птицам).

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1) развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.

Результаты деятельности:

Личностные результаты:

1) развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности.

3) привитие любви и бережного отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова

Межпредметные результаты:

1. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка  правильности выполнения.

2. Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.

3. Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, находить олицетворение в тексте Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом».

Используемые педагогические технологии:

- технология продуктивного чтения;

- ИКТ;

План.

I. Организационный момент

На фоне музыки: Что за чудо-чудеса:

                              Раз рука и два рука!

                              Вот ладошка правая,

                              Вот ладошка левая.

                              И скажу вам, не тая,

                              Руки всем нужны, друзья.

                              Сильные руки не бросятся в драку.

                              Добрые руки накормят и  птаху.

                              Умные руки умеют лепить.

                              Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, пожмите их, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками, улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствуют успех и удача на уроке.

 II.Актуализация знаний. Мотивация и целеполагание.

Ребята, кто о себе так говорит?

Загадка. Замела я все вокруг, прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, я отправила на юг. Я морозна и бела, и надолго к вам пришла. (зима)

 -Давайте вспомним название раздела, в котором читали произведения о зиме? (Зимние картины)

- В каких произведениях вы читали,  как пришла зима на землю?  (И.С.Никитин«Встреча зимы»,К.Г. Паустовский «Первый зимний день», С.А.Есениин «Пороша» , А.С.Пушкин  «Опрятней модного паркета»).

-Прочитав эти произведения, мы с вами сделали много новых открытий.

-У И.С.Никитина «Встреча зимы», паркета» ) – ещё вчера шёл дождь, была грязь, слякоть. А сегодня всё покрыто снегом, блестит разноцветным огнём.

К.Г. Паустовский «Первый зимний день»- раскрывает тайну тишины  первого зимнего дня. Зима суровая, хозяйничает повсюду, но она такая прекрасная, как  и лето.

С.А.Есениин «Пороша»

У А.С.Пушкина  «Опрятней модного паркета»- все рады зиме: мальчишек - радостный народ коньками звучно режет лёд, гусь с красными лапами от холода решил купаться.)

-Вот сколько новых открытий!

Как вы думаете, что ждёт нас впереди? (Ещё интересные открытия).
– А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать открытие?
(Быть наблюдательным, любознательным, уметь прислушиваться, фантазировать).
- Таким наблюдательным и любознательным был один замечательный писатель, с которым произошёл удивительный случай.
 

Этот писатель написал книги, которые  лежат  у вас на партах.

-Попробуйте, определить с каким же писателем   произошёл удивительный случай? (Сладков Н.И.)

-Все его книги о чём? (О природе)

-Определите основную тему  творчества писателя.(О природе)

III. Открытие" нового знания.

а) Работа с текстом  до чтения – прогнозирование будущего чтения (вызвать желание читать, мотивацию к чтению)

-Откройте учебник (стр.120) Прочитайте название рассказа.  «Песенки подо льдом»)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Сладков  «Песенки подо льдом»)

-Чтобы познакомиться с произведением, что мы с ним должны сделать в первую очередь? (Прочитать)

-Как мы должны научиться его читать? (Выразительно)

-А чтобы  понять,  о чём произведение, что хотел сказать автор, что мы должны сделать? (Разобрать, проанализировать)

-Итак, мы сегодня на уроке, узнаем  краткую биографию писателя;

научимся  бегло и осознано читать рассказ;

- будем учиться анализировать текст.

- Ребята, что Вас удивило в названии рассказа Сладкова?

Проблема. Подумайте, ребята, кто может петь подо льдом?

-Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать песенки подо льдом?

- А вот Н.И. Сладков слышал. И вот об этом он рассказывает в этом рассказе.
–Почитаем?(Да)
– Приготовились следить.

б) Чтение учителем произведения

в)Работа над первичным восприятием.

-Наше предположение совпало с содержанием текста?

- Какой   удивительный случай произошел с автором?

 вы удивились?

 А вам хочется перечитать рассказ самим?

-Давайте перечитаем рассказ по частям медленно и вдумчиво.

г)Повторное чтение рассказа детьми по частям ( работа с текстом во время чтения – понимание текста, создание его читательской интерпретации (обеспечить полноценное понимание текста)

Диалог с автором по ходу чтения.

1 часть 

– Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру? (Поют лыжи)
-А в прямом значение лыжи могут петь? (Нет) Кто может петь?(человек, птица).

-  Когда переносят человеческие черты на неодушевленные предметы и явления, такой  приём называется олицетворением .

– Похожи ли звуки скользящих лыж на пение?(нет)
– Вот в чём дело! Значит, подо льдом пели не лыжи!
– Почему автор слышал пение? (Вокруг было очень тихо).
– На что ещё было похоже пение? (На журчание ручейка).
– Какую картину вы представили после чтения этой части?
– Как озаглавим?

Пение лыж.  (на доску)

-Прочитаем 2-ую часть  

– Ребята в этой части значение всех слов вам понятно?

- Что такое чёрный провал?

-Давайте откроем толковый словарь, где я сделала закладку и прочитаем, что это значит (Полынья- незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки) –читает один, все смотрят на слайд

– А лазоревый – это какой? (голубой)-аналогичная работа

Ребята, а как понимаете значение выражений: «вода усохла», «курчавится пар»?

слова на доске с детьми читаем по слогам


– Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться?(Хотелось узнать, кто поёт)
– Откуда же доносились звуки? (Из-подо льда)
– Какие предположения сделал автор?(Рыбы, ручеёк, сосульки, рождённые из пара).

– Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы?
– Как озаглавим?

Чудесная лесная загадка.(на доску)

Прочитаем 3 –ью часть

Чтение третьей части (чтение по цепочке).

– Узнал ли автор тайну подлёдной песни?
-Кто же это был?

– Действительно ли птица поклонилась автору?
– Испугалась ли человека птица?

– Что сделал автор, увидев птицу?
–Как автор назвал птичку?( «чудо-птица») Почему?

–– Как озаглавим?

Чудо-птица ( на доску).

4 часть

Чтение четвёртой части

– Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку)
– Что вы узнали о  водяном воробье? Как озаглавим?

Подлёдный мир

– Как автор описывает подлёдный мир? 
– Помогут вам составить описание ключевые слова.

 Слова на доске
… вода
 (черная)
полумрак (таинственный и зелёный)
потолок (ледяной)
….
сосульки  (звонкие)

(Дети подбирают прилагательные из текста)
– Страшно? Неприятно?
– Зачем же Оляпка – водяной воробей снова юркнул под лёд? (Ни ветра , ни мороза, ни ястреба)

-Ни ветра, ни мороза, ни ястреба, а если  погромче  свистнуть, то всё зазвенит. Он  пернатый музыкант, там хорошо слышна его песенка, она гремит! ... 

-Действительно, почему  бы оляпке не спеть?

А  нам не посмотреть на оляпку и не послушать его?

д)(Слайд  – видеофрагмент)  Смотрим фильм.

-Вот какую прекрасную песенку поёт оляпка.

е) работа с планом (кластер)

                          Пение лыж                                                           Чудо -птица

(По ходу

составляем кластер)

Песенки подо льдом

                 

Чудесная лесная загадка                                                             Подлёдный мир

-Ребята, у нас получился с вами вот такой план к рассказу .Как называется 1часть, 2ч,3ч,4ч.

IV.Физминутка.

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)

V.Работа с текстом после чтения – (корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом (обеспечить углубленное восприятие и понимание текста)

 -Обратите внимание  на  иллюстрацию  к рассказу

– Какой   эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (Выборочное чтение) Села она на край полыньи и трижды поклонилась.

-Мы узнали  об оляпке то, что рассказал нам  Н.И. Сладков. А где ещё можно найти информацию о нём? (В интернете, в энциклопедии)

а)Работа с энциклопедией.

-Ребята, и в этой энциклопедии есть информация об оляпке. Зачитайте, где отмечены предложения. Если вам ещё хочется что-то узнать, вы можете эту работу продолжить дома самостоятельно.

б)Составление синквейна об оляпке

-Мы с вами сейчас много узнали об оляпке, попробуем вместе составить синквейн.

-Кто главный герой нашего рассказа? (Оляпка, подводная певунья, водяной воробей, чудо-птица).

-Какие вы выберите  2 прилагательных, характеризующих его? (необычная, подлёдная, красивая, чудесная, водяной).

-Какие  возьмём 3 глагола? (кланяется, кивает, строит, трудится, поёт)

-Что любит делать оляпка подо льдом? (Подо льдом любит петь)

-Как  по-другому  автор  называет оляпку, выберите одно выражение?(чудо-птица, водяной воробей, подлёдная певунья)

Оляпка.

подлёдная, водяной

 кланяется, кивает,  поёт

любит петь подо льдом

водяной воробей

в)Выразительное чтение текста

-Ребята, прочитаем выразительно текст, помня о том, что нужно соблюдать паузы, ставить логическое ударение, соблюдать интонацию).

г)Знакомство с биографией автора

-Итак , познакомились с произведением какого автора?(Н.И.Сладкова)

-Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков?
Рассказ учителя о Сладкове
 

Он с детства был любознательным, целыми днями  пропадал в самых глухих местах окружающих парков,  всматривался и вслушивался в жизнь леса, учился узнавать по голосам самых разных птиц и зверей.

Ему очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Он говорил:        « В лес принято ходить за  чем - то: по грибы, по ягоды, на охоту. А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам. А можно и так ходить - ни за чем. И тогда - и только тогда откроется тебе настоящая красота леса. Все у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы все понять».

– Вы бы хотели ещё читать книги этого автора? 

Чем они вас заинтересовали?

-В рассказах Сладкова как будто ничего особенного не происходит. Но он подмечает то, что ускользает от нашего взгляда человека. И хорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким-то волшебным светом. И становятся близкими и понятными нам.

VI.Рефлексия и самооценка учащихся.

– Какую чудесную лесную загадку мы отгадали вместе с Н. Сладковым сегодня на уроке?

Мы ответили на главный вопрос  нашего  урока: Кто может петь подо льдом?

Это оляпка-водяной воробей.

-Почему он пел подо льдом? (Ни мороза, ни ветра, ведь на улице зима).

-Ребята, когда птичке хочется петь, на ваш взгляд? (Когда она сытая)

-Я для вас подготовила необычный подарок - кормушку, на которой собрались птицы нашего  края. Возьмите себе картинку с изображением любой птички. Рассмотрите её, прочитайте название. Про  этих птиц вы тоже можете найти информацию в интернете, энциклопедии.

 -Скажите, а какую  пользу приносят птицы людям?(уничтожают вредных насекомых).

-Они нам помогают нам  весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них.

-Каким образом?  (Делать кормушки, подкармливать птиц).

 -Эту кормушку я дарю вам, вы повесите  её у себя в школьном саду и будете подкармливать птиц, а они будут вас радовать своим пением..

– Оцените свою работу.
– Выберите предложение, которое вам хочется закончить.

– Я узнал, что …
– Меня удивило...
– Мне захотелось...

VII.Домашнее задание.

Выразительное чтение готовят все, кто сможет

– Я вам предлагаю пофантазировать.

Перескажите  встречу Сладкова и оляпки от лица птички. Начните так:
– Здравствуйте! Я – оляпка, водяной воробей.

Однажды я сидел подо льдом и пел

 песенку, как

 вдруг.....

Спасибо ребята всем за работу! Вы сегодня были активными, наблюдательными, любознательными –настоящими первооткрывателями, и  только поэтому, нам с вами удалось разгадать загадку спрятанную в рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

Конспект урока литературного чтения. 4 класс.УМК «Планета знаний» Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

Конспект урока литературного чтения. 4 класс. «Планета знаний»Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....