Урок литературного чтения (букварный период) в 1 классе по программе РО "Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
На уроке дети знакомятся с новым способом деления слов на слоги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvar.rar | 84.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков» (Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Комментарий к предметному содержанию урока. В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова дети знакомятся со слогоделением, как минимальными единицами, которыми будут оперировать при чтении и письме. Начинается слогоделение с опорой на собственное произнесении (кусочками) учениками слов. На прошлом уроке учащиеся учились делить на слоги путем «прохлопывания», «удара», медленного проговаривания слов.
Учебный предмет | Литературное чтение (букварный период) | |||||
Класс | 1 | |||||
Тип урока | Урок постановки и решения учебной задачи | |||||
Цели урока | Образовательная: познакомиться с новой работой гласных (ртооткрыватели) и согласных (ртосмыкатели) звуков, формировать умение различать согласные и гласные звуки, определять количество слогов в словах по гласным (ртооткрывателям) Развивающая: совершенствовать умение делить слова на слоги разными способами, формировать УУД | |||||
Технологии, методы, приемы | Метод решения учебных задач | |||||
Основные понятия, термины | Гласные и согласные звуки, слог, слово, звуковой анализ слова | |||||
Планируемый результат | ||||||
Предметный учебно – языковые умения: - определять на слух количество слогов в словах; - различать согласные и гласные звуки; - составлять звуковую модель данных слов; - делить звуковую модель слова на слоги; речевые умения: - - при ответе строить полные высказывания | Личностный: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе ; Метапредметный: - сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; слушать и понимать речь других | |||||
Организация пространства | ||||||
Формы работы | Ресурсы | |||||
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная работа | В.В.Репкин. Е.В.Восторгова. В.А.Левин. Букварь (1 часть) В.В.Репкин Букваренок Компьютер, интерактивная доска | |||||
Технология обучения | ||||||
Этапы урока | Формируемые умения: предметные, УУД | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
I.Организа - ционный | УУД: - умение мобилизоваться для работы | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | |||
II.Создание ситуации успеха | Предметные: - делить слова на слоги известными способами; УУД: - отличать верно выполненное задание от выполненного неверно; - Слушать и понимать речь других; учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Интерактивная доска У | - Ребята, давайте вспомним, что интересного мы узнали на прошлом уроке - А как мы можем определить количество слогов в слове? - А сколько может быть в слове слогов? - Приведите примеры слов и разделите их на слоги разными способами - А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Найди домик» - Вы просто молодцы! Все сделали правильно. Оцените на линеечке как вы умеете выполнять такие задани. | - Слова состоят из «кусочков». Их мы назвали – слоги. - Можем прохлопать слова или посмотреть, сколько раз откроется (разомкнется) наш рот - Один, два, три, четыре, много или мало. - Дети приводят свои примеры и разными способами делят слова на слоги. - Дети у доски «расселяют» слова по домикам - Дети оценивают свои умения | ||
III.Создание ситуации разрыва (затруднения) | Предметные: - записывать слова при помощи моделей – слов предметов, признаков, действий УУД: - Слушать и понимать речь других; правильно выражать свои мысли |
| - Что вы видите на доске? - А что это за модель? - А можно ли на модели показать количество слогов в слове? (дети работают в парах) - Посмотрите на доску. Авосик сделал это так. Вы согласны? - Так мы можем показать на модели количество слогов в слове? | - Это модели слов: 1- слово – предмет 2 – слово – признак 3 – слово – действие - Это модель любого слова - Можно Нет Не знаем - Надо придумать как это сделать - Но это похоже на модели слов предметов, действий, признаков. - Нет, не умеем. Надо что- нибудь придумать. Нам не хватает наших знаний
| ||
IV. Моделирование, продолжение поиска в решении учебной задачи | Предметные: - фиксировать различия гласных и согласных звуков; анализировать звуковой состав слов УУД: - анализировать с целью выделения существенных признаков гласных и согласных звуков; - устанавливать слогообразующую роль гласных при делении на слоги |
● ●
●
| - Проанализируйте слова МАМА и МОСТ - А сколько в этих словах слогов? - А почему же мы, произнося первое слово, открываем рот 2 раза, а второе – только 1 раз? Ведь в каждом слове одинаковое количество звуков. - Составьте звуковые модели этих слов - Что интересного заметили на моделях? На что похожи гласные звуки? - А когда мы открываем рот при произношении слов, что происходит со словом? - Молодцы, правильно. Как же назовем все гласные, которые заставляют нас открыть рот при делении слов на слоги - А согласные? - Каких же звуки помогают нам определить количество слогов в словах? - Давайте придумаем, как обозначить количество слогов на этих моделях. | - В слове МАМА 4 звука (МммммАаааааМмммАааа). В слове мост тоже 4 (МмОоСссТтт) - В первом слове -2 слога, во втором - 1 слог Дети предлагают свои варианты ответов. Один из них может быть такой: может быть, это зависит от того, какие звуки «работают» в наших словах Дети составляют модели слов в тетрадочках, а два ученика – на доске (на местах дети работают в парах) - На моделях гласные звуки похожи на открытый рот. - Мы делим слово на слоги. Гласные заставляют нас открыть рот. Дети пытаются дать названия гласным (учитель помогает им своим произношением: рот открываем). В результате коллективного обсуждения появляется слово – ртооткрыватель - (рот смыкаем) ртосмыкатель - Гласные звуки. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Дети предлагают разные варианты. Среди них наиболее приемлимые: оставляем точки под гласными и так называемые «улыбочки» | ||
V. Рефлексия изученного на уроке | Предметные: - объяснять новый способ определения количества слов в словах УУД: - уметь выражать свои мысли
| - Давайте посмотрим как дядюшка Ага справился с работой в учебнике. - Работая с картинками, определите количество слогов в словах: УСЫ, КРОТ, КУЛАК - Какую работу выполняют гласные? - А как тогда назовем согласные звуки? - На нашей линеечке отметьте, пожалуйста, научились ли вы определять количество слогов в слове при произношении слова. | Ученики работают по учебнику, где дядюшка Ага приготовил опорные модели. - Дядюшка Ага выделил в словах гласные звуки. Значит, мы верно решили, что гласные звуки помогают узнать нам сколько в словах слогов. - В слове УСЫ гласные У и Ы, значит 2 слога. В слове КРОТ гласный О, значит 1 слог. В слове КУЛАК – У и А, значит, 2 слога. - Они являются «Ртооткрывателями». Помогают нам определить количество слогов в слове. - «Ртосмыкатели». По согласным определить количество слогов не получится. У |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»
Задачи:образовательные: дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...
Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»
Задачи:образовательные: дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по программе " Школа - 2100"
Методическая разработка урока литературного чтения создана для учащихся 2 класса по новым стандартам ФГОС....
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе Л. Ф. Климанова В.И. Белов. "Ещё про Мальку".
Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока легло целенаправленное и систематическое использование приема антиципации для усиления субъ...
Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»
Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Детство моё, постой!" Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (4 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Чудо» С. Г. КозловаЗадачи:Дидактические:1) дать понятие о ...