Урок литературного чтения – 3 класс («Школа России) Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе («Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения – 3 класс («Школа России)
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели:
- Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
- Развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;
- Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.
Подготовительная работа:
- сообщения учащихся о В.Ю. Драгунском и светлячках.
Оборудование:
- Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
- Карточки-задания для словарной работы.
- Словари (толковые).
- Карточки с характеристиками героев.
- Презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок.
Все за парты тихо сели
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись от души-
До чего ж мы хороши!
-Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
-А девизом сегодняшнего урока будут слова известного русского поэта И.С.Никитина:
«Пойми живой язык природы
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
-Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?
-Послушайте музыку природы
-Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
- Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").
- Произведения каких авторов вошли в этот раздел?
– О чем повествуют эти произведения? (О жизни животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)
- Кому принадлежат слова: «Охранять природу - значит охранять Родину» (М.М.Пришвину)
II. Актуализация опорных знаний.
- Мы продолжим с вами путешествие по разделу «Люби живое» и познакомимся ещё с одним писателем, произведения которого любят и дети, и взрослые по всему миру.
-Я предлагаю вам разгадать кроссворд и назвать фамилию писателя (работа в парах.)
-Зачеркните повторяющиеся буквы.
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.
(Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский).
- В декабре этого года ему исполняется 110 лет со дня рождения.
Сообщение учащихся:
Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого
В.Драгунский писал о детях и для детей. В этом видел смысл своей жизни. «Смех - это радость. Я даю его двумя руками»
.
- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов В.Ю.Драгунского
- Угадайте, о каком животном пойдёт речь в этом рассказе?
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
Речевая разминка
- Прочитайте загадку шепотом.
- Прочитайте выразительно
- Встаньте и прочитайте громко.
- Садитесь.
- Что вы знаете о светлячках?
- А вот какую информацию о них подготовили ребята
Сообщение о светлячках:
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве на кустах крохотный фонарик, который горит ярким зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это жук – светляк. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом.
Жуки с крыльями - это самцы, их лампочки загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
Светлячки - всеядны. Питаются муравьями, паучками, улитками, личинками своих собратьев, погнившими растениями
III. Тема урока
- Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Ю.Драгунского «Он живой и светится»
(Запись в тетради: автор, название рассказа)
- Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
(Учащиеся находят соответствие выражений на слайде)
- работать над составлением плана рассказа
- учиться давать характеристику героям
- определить главную мысль рассказа
IV. Работа над новым произведением.
-Кто уже познакомился с этим рассказом?
- Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)
- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)
- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.
На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.
-Товарищ и друг - это одно и то же?
- Какие пословицы о друге вы знаете?
Друг – это тот, кто хлеба горбушку и ту пополам.
Друг-это тот, кто с тобой и в огонь и в воду
Это близкий человек, почти родственник
Друг - это человек, с которым легко и просто, с которым легко общаешься на любые темы.
Товарищ - это соратник по какому-то делу: одноклассник, коллега
- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вдумчиво прочитать текст и подумать, как автор характеризует ребят. Какие они? Но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.
У каждой группы есть по 1 карточке. Выполните записанные на них задания.
Самостоятельная работа в группах (по 4 человека).
- Найдите в словаре объяснение слова «бублик».
- Найдите в словаре объяснение слова «брынза».
- Найдите в словаре объяснение слова «Гватемала».
- Найдите в словаре объяснение слова «Барбадос».
- Запишите, что означает слово «моментально».
- Запишите, что означает выражение «Мишка надулся».
- Запишите, что означает слово «пристально».
(Проверка выполнения задания)
- Переходим к чтению. Сколько смысловых частей можно выделить?
(Чтение текста учащимися)
1 часть:
- Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит).
- Найдите и прочитайте об этом отрывок
- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.
(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)
-Найдите отрывок в тексте
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
Запись в тетрадь.
- часть - сценка
- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)- найдите отрывок
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
3 часть
– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)- найдите в тексте
- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
-Найдите описание жучка
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)
- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")
- часть:
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)- чтение по ролям
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества, это маленькое существо согрело его душу, подарило душевное тепло)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
– Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.
Физминутка для глаз.
- А теперь давайте сравним двух героев, вспомним, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
Чтение характеристик по карточкам на доске.
Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.
V. Подведение итогов.
- - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.
Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
(Мнения учащихся)
- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
- Чему учит рассказ? (Живая природа, живое существо лучше самой дорогой игрушки)
- У многих из вас есть домашние питомцы. Заслушаем несколько рассказов
Какой вывод вы сделали, изучая данный раздел? (Нужно любить и беречь природу, и она принесёт вам радость)
Чтение стихотворение «Берегите Землю»
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю!
Берегите!
(Песня «Не дразните собак»)
VI. Оценка работы класса.
- Оцените свою работу
- За что бы вы похвалили себя?
VII. Домашнее задание.
- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану,
- нарисовать иллюстрацию к тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....
Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»
Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.Планируемые результаты:Предметные: -научиться прогнозировать содержание произведен...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "В.Драгунский "Тайное становится явным"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока В. Драгунский «Тайное становится явным»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление детей с жизнью и тво...