Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»
Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
-уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о героях;
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
-уметь определять жанр произведения.
Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
-прививать любовь и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, Р.т.
Программа: Школа России
Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_dragunskiy_on_zhivoy_i_setitsya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»
Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
-уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о героях;
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
-уметь определять жанр произведения.
Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
-прививать любовь и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, Р.т.
Программа: Школа России
Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.
Ход урока.
№ | Этапы, методы и приёмы | вр | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент | 1 | Проверка готовности к уроку у учащихся. | Готовность к уроку. Слушают учителя. Читают. Настраиваются на урок. | Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
2 | Мотивационный этап. Речевая разминка. | 3 | Прочитайте и отгадайте загадку. Слайд 1. То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый Слайд 2.(Светлячок) Прочитайте шепотом. (еще: громко, скороговоркой, выразительно.) | Читают, разминают язычок. | Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу Планировать свои высказывания. |
3 | Пров. д.з. | 1 | |||
4 | Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Введение в тему. Метод: Практический. Прием: Чтение вслух. Чтение про себя. Формулирование учебной задачи. Рассказ об авторе. | 5 5 | Беседа о светлячках. Слайд 3.Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, где-нибудь в траве или на кустах увидеть крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Слайд 4.Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светлячок закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошёл воздух, и фонарик загорелся. Жуки с крыльями – это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Слайд 5.Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей. Слайд 6.На свете существует много видов светящихся жучков. Слайд 7. Так выглядят светлячки. Слайд 8. Прочитайте автора, с чьим рассказом мы с вами сегодня познакомимся. Слайд 9.Виктор Драгунский. Как вы думаете с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся? Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится.» Слайд 10. Рассказ о писателе. Виктор Юзефович Драгунский ( 1913- 1972) прожил недолгую , но очень интересную жизнь. Слайд 11.Родился он в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. Он рано потерял отца и поэтому шестнадцатилетнему юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву – реку. Но актёром он всё-таки стал и не без успеха играл на сцене. Он писал сценарии для театра, создавал монологи для клоунов. В детской литературе известен как автор серии замечательных произведений под общим названием Слайд 12.« Денискины рассказы». Известно, что в рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя. Слайд 13.Первая книга вышла в 1961 году под названием « Он живой и светится». В неё вошло всего 16 рассказов. Потом появились новые рассказы о Дениске и его друзьях. Так появилась книга « Денискины рассказы». Она очень полюбилась маленьким читателям. Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души. Повествование ведётся от лица ребёнка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребёнка. | Слушают рассказ светлячке. Предположения. Слушают рассказ о писателе. | Умение слушать о понимать учителя. Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. |
5 | Физ. Минутка | 1 | Зарядка для глаз. Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки очень сильно, а теперь медленно открывайте. | Выполняют физ. минутку. | |
6 | Работа по теме урока Этап: Решение учебной задачи. Метод Словесный. Практический Наглядный. | 5 2 2 7 5 | 1.Чтение рассказа учителем и учащимися. Слайд 14. 2.Беседа после чтения. -Назовите главных героев рассказа. -Кто из них вам больше понравился? Почему? Слайд 15.Словарная работа: Брынза – сыр из овечьего молока Моментально – мгновенно ,очень быстро. Доблесть – мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь марки, выпущенные этими государствами. Постановка проблемы: Ребята, работая над этим текстом, мы должны определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями? Возможны ли дружеские отношения между мальчиками? А чтобы ответить на этот вопрос мы сравним двух героев, а для этого выберем черты характера присущие нашим мальчикам. ( Ученики выбирают из словаря характеристик нужные черты характера) .Обобщение характеристик героев Чтение – Какой Мишка и какой Дениска? Можно сказать, что ребята разные по характеру? -Возможна ли дружба между такими разными ребятами? ( Нет потому что у ребят разные интересы; да, ведь ребята остались довольны друг другом) Повторное чтение Сейчас мы будем медленно и вдумчиво читать текст небольшими отрывками и находить то главное, что хотел нам поведать автор. Слайд 16.Отметьте карандашиками. Первая часть заканчивается( …и не заставлял её сидеть на песке и скучать.) Вторая часть (…тогда увидишь) Третья часть (..И я забыл про всех на белом свете.) Четвёртая часть ( до конца) 1 часть. Вопросы: Как чувствовал себя Денис и как относился к тому, что мама опаздывала? (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.) 2 часть. Вопросы: О чём рассказывается в этой части? (Вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал ,и он стал просить его себе. А Дениска не давал и ни на что не соглашался поменяться.) Как вы думаете, Дениска был жадным? (нет он не хотел расставаться с папиным подарком ; не хотел лишать себя последней радости – ведь ему было очень плохо без мамы) Каким был Мишка? ( Завистливым, эгоистичным, любил машинки, настырным и бестактным, он был нечестным - предлагал за новую игрушку поломанный круг, Мишка говорил, что он добрый. Но это не так. Если бы он БЫЛ ДОБРЫМ И БЕСКОРЫСТНЫМ , ТО ОТДАЛ БЫ СВЕТЛЯЧКА ПРОСТО ТАК. Хотя СВЕТЛЯЧКА ОН ОТДА Л НЕ СРАЗУ, ЗНАЧИТ ОН ЕМУ САМОМУ ОЧЕНЬ НРАВИЛСЯ И БЫЛ ДОРОГ. ЕГО ТО ОН И ПРЕДЛОЖИЛ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ. Значит ОБМЕН БЫЛ ЧЕСТНЫМ И БЕСКОРЫСТНЫМ. 3 часть. ВОПРОСЫ: Почему Дениска СОГЛАСИЛСЯ ОТДАТЬ ПАПИН ПОДАРОК ЗА СВЕТЛЯЧКА? ( УВИДЕЛ КАКОЙ ЭТО КРАСИВЫЙ ЖУЧОК –БЫЛ НЕОБЫЧНЫМ, ПОХОЖИМ НА МАЛЕНЬКУЮ ЗВЁЗДОЧКУ.; ЖУЧОК БЫЛ ЖИВЫМ, А МАЛЬЧИК ЛЮБИЛ ВСЁ ЖИВОЕ) Как выдумаете обмен был равноценным? ( да мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка или даже дороже) -Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок. (..а я остался со своим светлячком..) –был счастливым, испытывал восторг, восхищался красотой, испытывал волнение. 4 часть. Вопросы: почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? Мама считала обмен равноценным? Найдите в тексте ответы на мамины вопросы( с. 108) Как вы можете их истолковать? ( В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал. Дениска считал живого светлячка дороже мёртвой игрушки. Поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой и светится. Слайд 17. «Он живой и светится» Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? ( любое живое существо намного милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принёс мальчику радость в минуты одиночества. Почему Денис не стал упрекать маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом даже про маму. | Высказывают свои предположения. Смотрят значение слов. Объясняют. Работают со слайдом. Отвечают на вопросы учителя. Читают и слушают рассказ. Отвечают на вопросы. . | Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Совершенствование уровня читательской компетенции. Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем. |
7 | Итог. Заключительная беседа. | 1 | Что вы можете сказать о дружбе мальчиков? -Я очень довольна, что мы учились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой ,верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересны друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправить недостатки, у друга всегда есть чему поучиться. - Можно ли эту историю назвать сказкой? | Отвечают на вопросы | Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключение(формирование навыков умственных действий) |
8 | Домашнее задание | 1 | Слайд 18.Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части и озаглавить каждую часть словами , предложениями или выражениями из текста. | Записывают д\з | |
9 | Рефлексия. | 2 | - Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе, подняв сигнальную карточку зеленого цвета, если на уроке было интересно, красного – если было скучно. Зеленую – хотел отвечать всегда, синюю – иногда, красную – не хотел. Работая в паре: зеленую – мы договорились, красную – не договорились. | Выполняют задание | умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. Адекватно воспринимать оценку учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по УМК "Школа России". Тема: "Животноводство"
Цель этого урока ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства - животноводством, узнать особенности развитияи содержания домашних животных....
Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России
Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....
конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение
конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...
Конспект урока 3 класс Школа России "Семейный бюджет"
конспект урока...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...
конспект урока 3 класс " Школа России" по теме " Имя прилагательное"
Данный конспект направлен на закрепление ранее изученного материала....
Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..."
Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..." 3 класс...