Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бузанова Юлия Вячеславовна

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»

Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.

Планируемые результаты:
Предметные:

-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;

-уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о героях;
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

-уметь определять жанр произведения.

Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

-прививать любовь и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, Р.т.

Программа: Школа России

Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.

                                                                                         

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_dragunskiy_on_zhivoy_i_setitsya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»

Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.

Планируемые результаты:
Предметные:

-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;

-уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о героях;
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

-уметь определять жанр произведения.

Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

-прививать любовь и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, Р.т.

Программа: Школа России

Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.

                                                                                         

   

 Ход урока.

Этапы, методы и приёмы

вр

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

1

Проверка готовности к уроку у учащихся.

Готовность к уроку.

Слушают учителя.

Читают.

Настраиваются на урок.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

2

Мотивационный этап.

Речевая разминка.

3

Прочитайте и отгадайте загадку.

Слайд 1. То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый Слайд 2.(Светлячок)

Прочитайте шепотом. (еще: громко, скороговоркой, выразительно.)

Читают, разминают язычок.

Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу

Планировать свои высказывания.

3

Пров. д.з.

1

4

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Введение в тему.

Метод: Практический.

Прием: Чтение вслух.

Чтение про себя.

Формулирование учебной задачи.

Рассказ об авторе.

5

5

Беседа о светлячках. Слайд 3.Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, где-нибудь в траве или на кустах увидеть крохотный фонарик, который горит зеленоватым  светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Слайд 4.Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светлячок закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошёл воздух, и фонарик загорелся. Жуки с крыльями – это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Слайд 5.Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей. Слайд 6.На свете существует много видов светящихся жучков.

Слайд 7. Так выглядят светлячки.

Слайд 8. Прочитайте автора, с чьим рассказом мы с вами сегодня познакомимся.

Слайд 9.Виктор Драгунский.

Как вы думаете с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся?

Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится.»

Слайд 10. Рассказ о писателе.

Виктор Юзефович Драгунский ( 1913- 1972) прожил недолгую , но очень интересную жизнь. Слайд 11.Родился он в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. Он рано потерял отца и поэтому шестнадцатилетнему  юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву – реку. Но актёром он всё-таки стал и не без успеха играл на сцене. Он писал  сценарии для театра, создавал монологи для клоунов. В детской литературе  известен как автор серии замечательных произведений под общим названием Слайд 12.« Денискины рассказы». Известно, что в рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя. Слайд 13.Первая книга вышла в 1961 году под названием « Он живой и светится». В неё вошло всего 16 рассказов. Потом появились  новые рассказы о Дениске и его друзьях. Так появилась книга « Денискины рассказы». Она очень полюбилась маленьким читателям.  Драгунский очень хорошо понимал  состояние детской души. Повествование ведётся от лица ребёнка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребёнка.

Слушают рассказ  светлячке.

Предположения.

Слушают рассказ о писателе.

Умение слушать о понимать учителя.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.

5

Физ. Минутка

1

Зарядка для глаз. Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки очень сильно, а теперь медленно открывайте.

Выполняют физ. минутку.

6

Работа по теме урока

Этап: Решение учебной задачи.

Метод Словесный.

Практический

Наглядный.

5

2

2

7

5

1.Чтение рассказа учителем и учащимися. Слайд 14.

2.Беседа после чтения.

-Назовите главных героев рассказа.

-Кто из них вам больше понравился? Почему?

Слайд 15.Словарная работа:

Брынза – сыр из овечьего молока

Моментально – мгновенно ,очень быстро.

Доблесть – мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь марки, выпущенные этими государствами.

                     Постановка проблемы:

Ребята, работая над этим текстом, мы должны определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями? Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?

А чтобы ответить на этот вопрос мы сравним двух героев, а для этого выберем  черты характера присущие нашим мальчикам. ( Ученики выбирают из словаря характеристик нужные черты характера)

 .Обобщение характеристик героев

Чтение – Какой Мишка и какой Дениска? Можно сказать, что ребята разные по характеру?

 -Возможна ли дружба между такими разными ребятами? ( Нет потому что у ребят разные интересы; да, ведь ребята остались довольны друг другом)

                             Повторное чтение

Сейчас мы будем медленно и вдумчиво читать текст небольшими отрывками и находить то главное, что хотел нам поведать  автор.

Слайд 16.Отметьте карандашиками.

Первая часть заканчивается( …и не заставлял её сидеть на песке и скучать.)

Вторая часть (…тогда увидишь)

Третья часть (..И я забыл про всех на белом свете.)

Четвёртая часть (  до конца)

1 часть.

Вопросы: Как чувствовал себя Денис и как относился к тому, что мама опаздывала? (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.)

2 часть.

Вопросы: О чём рассказывается в этой части? (Вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал ,и он стал просить его себе. А Дениска не давал и ни на что не соглашался поменяться.) Как вы думаете, Дениска был жадным? (нет он не хотел расставаться с папиным подарком ; не хотел лишать себя последней радости – ведь ему было очень плохо без мамы)

Каким был Мишка? (  Завистливым, эгоистичным, любил машинки, настырным и бестактным, он был нечестным  - предлагал за новую игрушку  поломанный круг, Мишка говорил, что он добрый. Но это  не так.  Если бы он БЫЛ ДОБРЫМ И БЕСКОРЫСТНЫМ , ТО ОТДАЛ БЫ СВЕТЛЯЧКА ПРОСТО ТАК.  Хотя СВЕТЛЯЧКА ОН ОТДА Л НЕ СРАЗУ, ЗНАЧИТ ОН ЕМУ САМОМУ ОЧЕНЬ НРАВИЛСЯ И БЫЛ ДОРОГ. ЕГО ТО ОН И ПРЕДЛОЖИЛ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ. Значит ОБМЕН БЫЛ  ЧЕСТНЫМ И БЕСКОРЫСТНЫМ.

3 часть.

ВОПРОСЫ: Почему  Дениска СОГЛАСИЛСЯ ОТДАТЬ ПАПИН ПОДАРОК ЗА СВЕТЛЯЧКА? ( УВИДЕЛ КАКОЙ ЭТО КРАСИВЫЙ ЖУЧОК –БЫЛ НЕОБЫЧНЫМ, ПОХОЖИМ НА МАЛЕНЬКУЮ ЗВЁЗДОЧКУ.; ЖУЧОК БЫЛ ЖИВЫМ, А МАЛЬЧИК ЛЮБИЛ ВСЁ ЖИВОЕ)

Как выдумаете  обмен был равноценным? ( да мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка или даже дороже)

-Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок. (..а я остался со своим светлячком..) –был счастливым, испытывал восторг, восхищался красотой, испытывал волнение.

4 часть.

Вопросы: почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? Мама считала обмен равноценным?

Найдите в тексте ответы на мамины вопросы( с. 108) Как вы можете  их истолковать?  ( В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал. Дениска считал живого светлячка дороже мёртвой игрушки. Поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой и светится.

Слайд 17. «Он живой и светится»

Как вы можете  объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? ( любое живое существо намного милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принёс мальчику радость в минуты одиночества.

Почему Денис не стал упрекать маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом даже про маму.

Высказывают свои предположения.

Смотрят значение слов.

Объясняют.

Работают со слайдом.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают и слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

.

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Совершенствование уровня читательской компетенции.

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.

7

Итог.

Заключительная беседа.

1

Что вы можете сказать о дружбе мальчиков?

-Я очень довольна, что мы учились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой ,верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересны друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправить недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

- Можно ли эту историю назвать сказкой?

Отвечают на вопросы

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключение(формирование навыков умственных действий)

8

Домашнее задание

1

Слайд 18.Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части и озаглавить каждую часть словами , предложениями или выражениями из текста.

Записывают д\з

9

Рефлексия.

2

 - Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе, подняв сигнальную карточку зеленого цвета, если на уроке было интересно, красного – если было скучно. Зеленую – хотел отвечать всегда, синюю – иногда, красную – не хотел. Работая в паре: зеленую – мы договорились, красную – не договорились.

Выполняют задание

умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

Адекватно воспринимать оценку учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по УМК "Школа России". Тема: "Животноводство"

Цель этого урока ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства - животноводством, узнать особенности развитияи содержания домашних животных....

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

конспект урока 3 класс " Школа России" по теме " Имя прилагательное"

Данный конспект направлен на закрепление ранее изученного материала....

Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..."

Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..." 3 класс...